КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Вопросы истории развития сервиса в России
На рубеже 60-70-х годов в развитых странах стали проявляться качества нового – постиндустриального общества. Его динамика определялась в значительной степени уже не индустриально-массовым производством, а наукоемкими, информационно-компьютерными технологиями и возросшей ролью услуг в социальном и культурном сегментах сервиса. Подобные процессы обозначаются в науке как «информационная революция», «сервизация экономики». Сервизация экономики связана с процессом активного инвестирования в инфраструктурные отрасли, т.е. в то, что ранее рассматривалось как находящееся за рамками собственно индустриального производства, – управленческая деятельность, информационно-производственные потоки, уровень культуры и профессиональные качества самих работников обслуживания. Ориентация на увеличение сервисного сектора стимулировала крупные предприятия формировать собственные внутрифирменные блоки обслуживания. Отличительной особенностью постиндустриальной экономики выступает увеличение доли невещественного продукта-услуги, а также рост производства продукции по индивидуальным заказам. Литература основная: /1/, гл. 2,4,5,7; /4/ гл. 2,3. Литература дополнительная: /11/, гл. 1,4; /13/, гл. 1,3; /14/, с. 25-29. Практическое занятие: Социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности (2 ч.) Основные вопросы: 1. Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека. 2. Услуги и жизнедеятельность людей в различные исторические эпохи. 3. Услуги и сервисная деятельность в обществе современного типа. Дополнительные вопросы: 1. Понятие социальной потребности. 2. Иерархия потребностей. Литература основная: /1/, гл. 2,4,5,7. Литература дополнительная: /13/, гл. 4; /14/, с. 25-29; /16/, гл. 2.
Цель изучения: показать исторические этапы развития сервиса в России и рассмотреть современные подходы к его развитию в Российской Федерации. Объективные факторы развития услуг в России. Роль государственных механизмов в развитии сферы сервиса. Сущность современного подхода к развитию сферы сервиса в России. Переход от традиционных форм обслуживания к современным. 3.1. Историческая эволюция отечественной сферы услуг отмечается своеобразием. Характер и динамика услуг в нашей стране в значительной степени определялись суровыми климатическими условиями жизни, обширной, но мало обжитой территорией. Первичными потребностями, на которые ориентировались семейно-бытовые процессы и общественные услуги, сводились к необходимости наличия у людей прочного жилища, теплой одежды, калорийной пищи, Первая сложность для развития отечественной сферы услуг состоит в том, чтобы произвести нужные по объему и качественные товары, а также сохранить их, доставить до потребителей, требовалось гораздо больше времени и сил, чем в благоприятных климатических условиях. В нашей стране всегда были трудоемки процессы строительства дорог и жилья. Все это приводит к тому, что в нашей стране гораздо дороже обходится стоимость строительства жилых зданий и производственных сооружений из-за необходимости увеличения прочности и морозоустойчивости материалов, фундаментальности строительства. 3.2. Политика правительства оказывала на развитие услуг косвенное и прямое воздействие. Косвенное влияние выражалось в том, что государство создавало предпосылки для развития в стране единого хозяйственного организма. Вместе с тем государственные учреждения развивали некоторые услуги общественного назначения и массового масштаба: сначала ямскую службу, позже железнодорожное строительство, систему образования. Отечественная история хозяйствования свидетельствует, что государственно-правовые механизмы регулирования сферы услуг всегда выступали важнейшими факторами развития обслуживания. По сравнению со странами Запада сфера услуг в российской практике, как самостоятельная область предпринимательства стала относительно поздно развиваться. До отмены крепостного права в 1861г дворяне широко использовали в быту труд домашней прислуги из крепостных. С петровского времени дворяне должны были поддерживать западноевропейские стандарты жизни. Для обслуживания знати появились зарубежные специалисты: доктора, парикмахеры, модистки, шляпницы. Во второй половине XIX века русские ремесленники объединяются в артель. Артельный труд был распространен в самых разных сферах хозяйственной практики: на постройке железной дороги, а также в сфере бытовых услуг. Сущность артели в объединении работников для производства несложной работы. В конце XIX начале XX века в России стало развиваться кооперативное движение. Кооперация существовала в разных формах и направлениях: потребительская, кредитная, промысловая. Прогрессивные формы организации труда проникали в сферу услуг через текстильную, пищевую промышленность, а также через некоторые зрелищные формы обслуживания. 3.3. Преобразования советского периода осуществлялись под жестким контролем партийно-государственных органов. В стране проводилась плановая экономическая, социальная и культурная политика, связанная с централизованным перераспределением ресурсов между разными регионами и социальными слоями. Сферы услуг и быта являлись теми областями практики, в которые общественные ресурсы выделялись в последнюю очередь. В СССР существовало «бесплатное потребление», в финансировании которого семейные бюджеты населения не принимали участие. Этот вид потребления включал в себя медицинское обслуживание (лечение, питание в больницах, обслуживание населения в поликлиниках), образование, потребление бесплатных услуг культурных учреждений. В городах в большинстве случаев оставалось бесплатным предоставление жилья для граждан. 3.4. В современной России задачей социальной политики является адаптация социальной сферы к рыночным условиям хозяйствования. Заботой властей остаются социальные аспекты жизни населения, такие как уменьшение разницы стоимости жизни в разных регионах страны, регулирование доходов населения на уровне прожиточного минимума и ликвидация неплатежей всех видов, соотношение доли рабочего, и доли свободного времени работников. Подход государственных структур России к сфере сервиса как к чему-то вторичному тормозил прогресс общества. Необходима ориентация на новую систему принципов, которая и должна быть положена в основу развития сферы услуг. К числу таких принципов можно отнести: - активное использование сферой сервиса «человеческого капитала»; - развивается в органичном единстве с материальным производством, принцип вторичности для нее не приемлем; - комплексные нормативы потребления услуг каждым гражданином страны должны быть не только разработаны, но и включены в потребительскую корзину; - услуги должны быть доступны всем группам населения, в т.ч. престарелым, инвалидам, детям. Литература основная: /1/, гл. 3,7; /3/, /4/ гл.2. Литература дополнительная: /11/, гл. 1,2,3; /13/, гл. 1,3; /14/, с. 25-29.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1075; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |