КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 8. Предприятия, оказывающие услуги населению
Цель изучения: дать представление о стратегии и тактике маркетинга сервисного предприятия; показать способы сегментирования рынка. Современное предприятие сервиса как система. Понятие организационной структуры сервисного предприятия. Типы организационных структур предприятий сервиса. Раскрыть особенности внутреннего и внешнего оформления предприятия сервиса иформирование имиджа работника сферы услуг. Эстетические и этические особенности внешнего оформления здания предприятия сервиса. Особенности оформления интерьера предприятия сервиса. 8.1. Организационная структура сервисного предприятия. В современном менеджменте выделяют два типа организационных структур управления – механистическую и органическую. Механистическая модель. Анри Файоль предложил следующие принципы механистической модели: - принцип специализации, согласно которому специализация — лучший способ использования индивидов и групп работников. Классический менеджмент предлагал такой метод увеличения специализации работы, как, например, рабочие стандарты; - принцип одного направления, в соответствии с которым работники должны быть сгруппированы по специальности: сбытовиков следует группировать со сбытовиками, бухгалтеров — с бухгалтерами и т.п.; - принцип власти и ответственности, согласно которому менеджеру должны быть предоставлены полномочия, достаточные для выполнения возложенных на него обязанностей. Применение этого принципа неизбежно приводит к выводу о необходимости централизации власти, поскольку обязанности менеджеров высшего звена существенно более важны для будущего организации, чем менеджеров нижнего звена; - скалярный цепочный принцип, в соответствии с которым результатом выполнения рассмотренных выше трех принципов является расположение менеджеров по рангам в цепи от верхнего уровня власти до самого нижнего уровня. Скалярная цепь обычна для всех вертикальных связей в организации. М. Вебер описал применение механистической модели, используя термин «бюрократия». По Веберу, «бюрократия» — один из способов организации менеджером коллектива по выполнению поставленных задач, при котором одна группа в организации может фактически доминировать над другими группами. Бюрократическая структура, полагал Вебер, превосходит любую другую форму организации по точности, стабильности, дисциплине и надежности. Органическая модель структуры организации противоположна механистической модели, поскольку их характеристики являются следствием разного понимания эффективности. Если Вебер полагал, что менеджеры получают результаты путем распоряжений, которые подчиненные считают законными и справедливыми, то, по мнению сторонников органической модели, весь творческий потенциал менеджера как руководителя должен быть направлен на повышение удовлетворенности потребителя, увеличение гибкости и развитие самоорганизации. Гибкость и приспособленность организации к окружающей среде предполагает большее использование человеческого потенциала. Органическая модель организации создает у работников чувство персональной значимости и ответственности. Такая модель: относительно проста, поскольку снижает значение специализации и расширяет диапазон работ; - относительно децентрализована, поскольку не делает упор на функции власти и увеличивает глубину работ; - относительно неофициальна, поскольку делает упор на продукте и потребителе как основах управления. Органический тип структуры управления находится в начальной фазе своего развития, и в чистом виде его используют пока немногие организации. Но элементы этого подхода к структуре управления (децентрализация процесса принятия решений, развитие инициативы персонала, творческого подхода, наличие учебных и координирующих центров, максимальная самостоятельность персонала в организации своей работы) получили довольно широкое распространение, и компании, которые их используют, успешно приспосабливаются к динамично меняющейся среде. 8.2. Процессы управления и выполнения работ в индустрии сервиса реализуются в рамках организационной структуры предприятия, учреждения. Структура в данном случае отображает организационное строение предприятия, способ функционирования в нем производственных процессов, а также связей и отношений между работниками разных подразделений. Практически организационная структура представлена основными отделами и подразделениями предприятия, а также связями и отношениями между людьми, потоками деловой информации и материальных ресурсов. На основе закрепленной структуры направляется и контролируется деятельность работников. Выделяют четыре основных типа организационных структур: линейный, функциональный, линейно-функциональный, бригадный. 8.3. Известно, что художественное начало одухотворяет труд, украшает быт и облагораживает человека. Современное здание предприятия сервиса должно быть украшением города. Выбор архитектурно-художественных средств, конструктивных решений здания диктуется назначением предприятия сервиса. Это обязывает дизайнера искать выразительный образ магазина, салона, агентства. При строительстве здания дизайнер должен заниматься проектированием оригинальных деталей внутренней отделки с учетом региональных особенностей и национальных традиций. Желательно, чтобы архитектура здания соответствовала стилю жилого массива. Эстетическое оформление зданий предполагает использование различных художественно-выразительных средств. У фасада здания это вывеска и витрина. Вывеска должна содержать наименование предприятия, его эмблему и информировать население о видах предоставляемых услуг. Большое внимание следует уделять и такому средству эстетического оформления, как озеленение и благоустройство территории около здания с соблюдением экологических требований. С XVIII века в России активно развивалась парковая культура, шедеврами которой и по ныне являются: Петергоф, Павловск, парки Москвы, Санкт-Петербурга. Архитектура гостиниц: Прямоугольный фасад или «колодец», курортные – ступенчатые или 3-х лучевой звезды. Соответствие национальным традициям: барокко, классицизм, модерн, русско-византийский стили. По интерьеру предприятия сервиса клиенты нередко составляют мнение и о его работниках, и о культуре обслуживания в целом. Каждый интерьер должен иметь свой композиционный центр, концентрирующий на себе внимание. Обычно таким центром служит мебель, оборудование салона. При оформлении интерьера необходимо учитывать влияние цветов на человека. Так, зеленый цвет снижает глазное давление, обостряет слух. При длительном воздействии оранжево-желтого цвета может возникнуть головокружение. Черный - угнетает. Темная окраска нежелательна, только в случае специфического назначения, например: оказание ритуальных услуг. Из эстетических и санитарно-гигиенических соображений не рекомендуется использовать в отделке интерьера много ярких (навязчивых) и темных цветов. Использование цветовых контрастов позволяет даже зрительно исправить нарушения пропорций помещений. Надо учитывать, что светлые тона выглядят удаляющимися, а темные кажутся как бы приближающимися. Рабочее место – это зона трудовой деятельности исполнителя (так называемая контактная зона), оснащенная необходимыми средствами для выполнения должностных обязанностей. Эстетическое оформление рабочего места должно вызывать положительные эмоции. Рабочее место обслуживающего персонала должно обеспечивать обзор салона, удобную рабочую позицию и свободу движений. Соответствовать инструкциям по технике безопасности. Литература основная: /1/, гл. 9; /5/, гл. 2,3; /6/, гл. 3,4. Литература дополнительная: /15/, гл. 3. Практическое занятие: Предприятия, оказывающие услуги населению (2 ч.) Основные вопросы: 1. Теория организации обслуживания. Факторы, влияющие на организацию обслуживания. Жизненный цикл услуги. 2. Особенности внутреннего и внешнего оформления предприятия сервиса 3. Определение качества услуг. 4. Ассортиментная и инновационная политики в сфере сервиса. Дополнительные вопросы: 1. Основы стратегии и тактики маркетинга сервисного предприятия. Литература основная: /1/, гл. 8, 9,11,12. Литература дополнительная: /7/, гл. 2,3,4; /15/, гл. 3; /16/, гл. 3,4.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |