КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7. Теория организации обслуживания
Цель изучения: рассмотреть типы организационных структур предприятий сервиса. Факторы, влияющие на организацию обслуживания. Жизненный цикл сервисных услуг и его фазы. Меры, обеспечивающие получение прибыли на различных фазах жизненного цикла. Формы обслуживания. Основные и вспомогательные производственные процессы. Срок оказания услуги, его составляющие и пути его сокращения. 7.1. Факторы, влияющие на организацию обслуживания. 1) За последние 10—15 лет отечественный сервис освоил множество разновидностей услуг, с которыми общество советского периода впрямую не сталкивалось: консалтинг, инжиниринг, игровой и шоу-бизнес. Этот процесс называется – экстернализация услуг. 2) В первой половине 90-х гг. на потребительском рынке физический объем платных услуг ежегодно падал. Самый большой спад был отмечен в 1994 году (38,1%). С 1995 года, когда инфляционные процессы стали ослабевать, а потребительский рынок постепенно насыщаться более доступными для приобретения населением товарами, началось замедление темпов падения. В 1998 году, в связи с дефолтом, спрос населения был сориентирован в первую очередь на приобретение товаров, объем услуг в эти месяцы оказался на 2-4,5% ниже соответствующего периода 1997 г. 3) В ходе рыночных преобразований качественно изменился состав производителей услуг. В 1991 году подавляющую их часть составляли предприятия государственного сектора, то в 1999 году доля их снизилась до 39%. Одновременно значительную роль стали играть организации частной собственности (36%) и негосударственных форм собственности (24%). 4) Качественные изменения характера услуг. Если раньше проблема нехватки жизненных благ связывалась в первую очередь с удовлетворением потребностей в питании, одежде, жилье, то сегодня подавляющей массе населения не хватает бытовых услуг, услуг образования и здравоохранения. 5) Слабо развит экспорт услуг. 7.2. Жизненный цикл сервисного продукта или услуги означает временной период (от нескольких месяцев до года и более), который включает в себя этап первоначального обоснования идеи о новшестве, затем ее разработку, внедрение и производство самого сервисного продукта или услуги вплоть до того момента, когда продукт перестает пользоваться спросом и исчезает. Разные услуги и сервисные продукты имеют различную длительность жизненного цикла, которая определяется многими предпосылками и причинами. В процессе функционирования конкретной услуги, сервисного продукта обычно выделяют 5 фаз их жизненного цикла. - На первой фазе происходит создание, разработка и планирование производства сервисного продукта или услуги. В этот период, естественно, нет производства, что обусловливает и отсутствие прибылей. - Вторая фаза связана с внедрением услуги на рынке. При этом - На третьей фазе растут объемы реализации услуги, что позволяет преодолеть точку безубыточности и перейти к постоянному повышению доходов и к получению наибольшей прибыли. - Четвертая фаза продаж насыщает рынок данной услугой или продуктов, что снижает предельные объемы продаж и уменьшает прибыль. - Наконец, на пятой фазе идет сокращение реализации услуг и падение прибыли. Это требует от коллектива либо усовершенствовать прежнюю услугу, либо осваивать новую разновидность сервисного продукта. На определенных фазах жизненного цикла продукта прироста прибыли можно добиться разными способами: через повышение (либо через снижение) цены, через понижение себестоимости услуги, за счет расширения рынка сбыта, принятия конструктивных управленческих решений и т.п.Особый характер приобретают жизненные циклы так называемых сопутствующих услуг, среди которых выделим ремонтные услуги на бытовую или производственную технику. В этом случае жизненный цикл услуги привязан к жизненному циклу самого товара. Пик роста товара наступает через 2—3 года, а жизненный цикл сопутствующих этому товару услуг продлевается до 15 лет. При этом до 70% доходов от продажи сервисных услуг приходится на последние две фазы. Эта закономерность работает почти на всей производственной и бытовой технике и товарах длительного пользования, начиная от трактора и кончая ручными часами. 7.3. Выделенные особенности обслуживания при умелом использовании способны стать решающей статьей доходов ремонтного сервиса. Рассмотрим меры, обеспечивающие получение прибылей через умелое ведение сопутствующего сервиса и учет жизненного цикла, как товара, так и услуг. - На первой фазе роста продаж основного товара специалисты предлагают следующие процедуры: поддерживать и развивать первые фазы жизненного цикла самого товара; предвосхищая потребность клиентов, проводить техническую подготовку работников сервисных служб. - В то время, когда товар близится к двум последним фазам цикла, все внимание следует направить на отработку лучшей стратегии развития сервисного продукта. Цены на услуги будут расти, но этот рост следует осуществлять весьма осторожно. - Когда сервис вступает в фазу своей зрелости, можно предоставлять различные виды скидок на обслуживание. Например, большим спросом пользуются контракты на обслуживание подержанных машин. - Когда жизненный цикл товара подошел к концу, у сервисной службы остается время продолжать получать свои доходы. Если на этапе упадка производитель сумеет обеспечить достойный уровень обслуживания основного товара, то он добивается неоспоримого преимущества в глазах клиента. Зарубежные и отечественные маркетинговые исследования свидетельствуют, что в последние годы продолжительность жизненного цикла потребительских услуг сжимается, разные фазы цикла проходят быстрее. Специалисты связывают этот факт с увеличением объема предложений на рынке услуг и с повышением уровня конкуренции в сфере сервиса в целом. 7.4. Формы обслуживания. Обслуживание потребителя в стационарных условиях выполняется в помещении сервисной организации в зале или в салоне обслуживания. В стационарных условиях оказывается как материальные, так и социально-культурные услуги. При оказании услуг общественного питания, гостиничных услуг, услуг по изготовлению изделий, стационарная форма обслуживания является наиболее удобной и часто, единственно возможной формой исполнения услуг. Основными методами обслуживания потребителей в стационарных условиях является обслуживание специалистом по сервису и самообслуживание. Обслуживание с выездом на дом наиболее удобно для потребления. Такая форма обслуживания используется при оказании услуг по ремонту бытовых крупногабаритных машин и приборов. Выезд на дом специалиста по сервису осуществляется на основе заказа в приемном пункте. Обслуживание потребителей в стационаре и с выездом на дом может выполняться на основе абонемента на обслуживание, который покупатель покупает на определенный срок. Абонементное обслуживание связано с заключением между производителем и потребителем договора, согласно которому потребителю, при условии внесения систематической платы, предоставляется право на оперативное обслуживание. Бесконтактное обслуживание не предполагает непосредственного общения потребителя и исполнителя услуги. Обслуживание с использованием обменных фондов товаров основано на срочном обмене неисправного бытового прибора на аналогичный отремонтированный прибор с оплатой стоимости ремонта. Процессы оказания услуги подразделяются: на имеющие производственный (материальный) характер, и непроизводственный (нематериальный) характер. В общем виде в процессе оказания услуги можно выделить несколько взаимосвязанных процессов: прием заказа, производство и выдача услуги заказчику. Производственный процесс состоит из многочисленных частичных процессов, которые можно подразделить на основные и вспомогательные. Основные – направлены непосредственно на создание или восстановление определенных свойств изделий. Основные процессы, в свою очередь, делятся на трудовые и естественные. При трудовом – рабочий активно воздействует на предметы труда, при естественных – предметы труда изменяют свои свойства под воздействием силы природы. Основные процессы, разбиваются на операции. Операции могут быть ручными, машинными, автоматизированными. Вспомогательными процессами называются процессы, которые направлены на обслуживание и обеспечение бесперебойного протекания основных процессов. К ним относятся ремонт оборудования, транспортировка, контроль качества работ. Отличительной чертой процесса оказания – непроизводственных услуг является то, что весь процесс происходит при непосредственном участии заказчика. 7.5. Большую роль в эффективной организации обслуживания населения играет срок оказания услуги. Под сроком оказания услуги понимается длительность процесса выполнения заказа на услугу, т.е. время от момента приема заказа до момента его выдачи. Сроки исполнения заказов зависят от организации производства услуги и должны учитывать возможности предприятия, которые зависят от материально-технической базы и финансового потенциала. Услуги по срокам предоставления подразделяются: обычные сроки, срочное исполнение, экспресс-обслуживание, выполнение заказа по принципу «сегодня на сегодня», внеочередное обслуживание, льготное. Время, включаемое в срок выполнения услуги, можно разбить на 2 части: время на непосредственное оказание услуги и время на производство. Время на непосредственное оказание услуги включает: ознакомление с характером заказа, его особенностями; беседу с потребителем, а также согласование с ним особенностей подаваемого заказа; оформление заказа (подсчет цены, выписывание квитанции и т.д.); проверку выполненных работ и соответствие их требованиям заказчика; выдачу заказа. Время на производство включает: подготовительно-заключительные работы; естественные операции; транспортные, перерывы по разным причинам, в т.ч. связанные с режимом работы предприятия. Литература основная: /1/, гл. 8; /4/, гл. 3,4. Литература дополнительная: /7/, гл. 2,3,4.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |