Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды форм реализации управленческого воздействия




Виды содержания управленческого воздействия

Классификация видов содержания и форм реализации управленческого воздействия

В зависимости от требований к УР могут использоваться различные виды содержания управленческого воздействия: указ, закон, при­каз, распоряжение, указание, акт, протокол, инструкция, дого­вор, соглашение, план, контракт, оферта, акцепт, положение, правила, модель.

Указ — решение главы государства, утвержденное парламен­том. Например, Указ Президента РФ, утвержденный Думой РФ. Указ имеет силу закона.

Указание — решение, носящее методический, технологиче­ский характер. Указание реализуется в форме наставления или разъяснения.

Закон — решение высшей государственной власти, носящее общеобязательный и непреложный характер. Например, Кон­ституция страны, Закон о несостоятельности (банкротстве), За­кон об акционерных обществах.

Акт — решение широкого круга государственных и общест­венных организаций. Например, акт о передаче чего-либо в соб­ственность. Акт может быть международным.

Приказ (письменный или устный) — это решение руководи­теля, облеченного властью в организации или крупном ее под­разделении. Приказ обязателен для исполнения его подчинен­ными и может готовиться по вопросам, входящим в компетен­цию руководителя. Это нормативный документ, который должен храниться в архиве; он может быть обжалован в более высоких управленческих инстанциях или в суде.

Распоряжение — это решение руководителя, не наделенного административными функциями. Распоряжение обычно касает­ся вопросов технологии, организации труда и техники безопас­ности. Оно обязательно для исполнения непосредственными подчиненными руководителя. Обжаловать решение можно у ли­нейного руководителя данного подразделения или организации.

Протокол — решение об отражении каких-либо событий, об­стоятельств, правил. Например, протокол прошедшего собра­ния, дипломатический протокол.

Инструкция — решение, устанавливающее порядок и способ выполнения каких-либо действий. Например, инструкция по составлению бизнес-плана, инструкция по работе с персоналом, должностная инструкция начальника бюро технического кон­троля цеха.

Договор — решение о проведении совместных работ с указа­нием взаимных прав и обязательств в коммерческих и неком­мерческих сферах деятельности. Например, договор о портфель­ных инвестициях, договор кооперации с зарубежным произво­дителем, учредительный договор о создании компании.

Соглашение — решение, формирующее общую позитивную инфраструктуру для какой-либо деятельности. Например, со­глашение о намерениях, соглашение между РФ и США об из­бежании двойного налогообложения, соглашение о разделе рынков сбыта, соглашение о квотах на экспорт нефти страна­ми ОПЕК.

План — решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время их реализации. Напри­мер, бизнес-план, план мероприятий по реформированию и ре­структуризации компании.

Контракт — решение, обычно коммерческого характера, о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств. Контракт является подвидом соглашения. Например, контракт на поставку компьютеров, брачный контракт, контракт купли-продажи.

Оферта — решение, обычно коммерческого характера, о предложении конкретному (любому) лицу заключить сделку на указанных условиях. Оферта является одной стороной контрак­та. Например, оферта на оптовые закупки холодильников марки ЗИЛ, оферта на оптовую продажу маргарина.

Акцепт — решение о приеме предложения о заключении сделки на предложенных в оферте условиях. Акцепт — это вто­рая сторона контракта, оферта и акцепт составляют контракт.

Положение — решение, представляющее собой набор зако­нов, правил и инструкций, регламентирующих какую-либо дея­тельность. Например, положение о главном инженере, положе­ние об отделе стандартизации и нормализации, положение об отделе внешних сношений.

Правила — решение, учитывающее традиции организации и представляющее набор предлагаемых для исполнения устояв­шихся норм поведения и деятельности определенных групп ра­ботников. Например, правила внутреннего распорядка, правила дорожного движения, правила Международного морского коми­тета для электронных коносаментов.

Модель какого-либо процесса или явления — решение, включающее набор определенных элементов и связей, который с заданной точностью воспроизводит реакции реального про­цесса или явления на входные воздействия. Например, модель завода включает:

• справочные данные (например, полные данные о потен­циальных поставщиках и их продукции);

• имитационную модель организации;

• методики экономического расчета и прогнозирования;

• информацию о решениях в аналогичных ситуациях других организаций и реальных полученных при этом результатах;

• набор законодательных актов и др.

Формы реализации — это деловая беседа, предписание, убеж­дение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, личный пример, обучение, совет, деловые игры (тренинги), со­вещания, заседания, отчет, деловое слово.

Предписание — официальное извещение какому-либо долж­ностному лицу об обязательном выполнении приведенного ре­шения в установленный срок.

Деловая беседа — специально организованная руководителем встреча с подчиненным, группой подчиненных или приглашен­ными специалистами для обмена мнениями по заранее огово­ренной теме, актуальной для компании.

Убеждение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться у подчиненного требуемых прочных взглядов или понятий по содержанию УР для его выполнения (например, убеждение в необходимости соблюдения техники безопасности на рабочем месте, убеждение в необходимости использования современных информационных технологий при РУР).

Разъяснение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятным суть и содержание УР.

Принуждение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью осознанно заставить работника выполнить УР путем уг­роз или повышенного вознаграждения.

Наставление — деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения УР.

Сообщение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения УР.

Личный пример — действия руководителя в среде подчинен­ных по заранее подготовленному сценарию для развития у них эффекта подражания авторитетам в технике выполнения УР.

Обучение — деловая беседа, проводимая руководителем с це­лью дать новые знания или информацию для выполнения УР.

Совет — деловая беседа, проводимая руководителем с це­лью поделиться собственными взглядами на пути выполнения УР. Совет не является обязательным для исполнения подчи­ненным.

Деловая игра (тренинг) — специально организованная интен­сивная деятельность работников по разработке и реализации УР на основе имитационных моделей реальных процессов. В про­цессе деловой игры закрепляются навыки РУР многократным повторением однотипных ситуаций, методов и технологий РУР.

Совещания — коллективные деловые беседы, проводимые руководителем с целью оперативного доведения до подчинен­ных конкретных задач, использования коллективного разума, обмена информацией и накопленным опытом для выполнения важных УР.

Заседания — узко профессиональные совещания для реше­ния в основном организационных вопросов (например, заседа­ние профкома, заседание президиума и т.д.).

Отчет — решение специалиста о результатах индивидуаль­ной или коллективной проделанной работы по выполнению УР. Отчет может быть письменным и устным.

Деловое слово — твердое решение руководителя, данное под­чиненному в устной форме, подкрепленное авторитетом руководителя, как среди подчиненных, так и среди вышестоящего ру­ководства.

В качестве примера рассмотрим только одну форму реализа­ции УР — деловую беседу. В деловой беседе принимают уча­стие, с одной стороны, руководитель или команда специалистов, с другой — потенциальный исполнитель или группа исполните­лей. Деловая беседа включает шесть этапов:

• создание взаимно заинтересованной обстановки беседы;

• согласование основных целевых установок будущего задания;

• ознакомление исполнителей с необходимой информацией;

• обоснование задания и аргументирование неясных поло­жений;

• корректировка задания с учетом предложений исполнителя;

• принятие окончательного решения.

 

 

Контрольные вопросы.

1. Признаки классификации управленческих решений.

2. Что лежит в основе типологии управленческих решений?

3. Группы управленческих решений.

4. Требования к управленческим решениям.

5. Экономическая сущность управленческих решений.

6. Организационная сущность управленческих решений.

7. Социальная сущность управленческих решений.

8. Правовая сущность управленческих решений.

9. Технологическая сущность управленческих решений.

10. Формы разработки и реализации управленческих решений.

11. Требования к управленческому решению.

12. Уравновешенные, импульсивные, инертные, осторожные, рискованные управленческие решения.

13. Требования к функциям, процедурам и операциям; их иерархия.

14. Общие функции разработки управленческих решений.

15. Конкретные функции разработки управленческих решений.

 

Заключение

Настоящее учебное пособие в основном посвящено классификации УР, наиболее важному направлению ТПР. Требованием сегодняшнего периода в организации является не только повышение эффективности деятельности объекта управления, а, дополнительно, достижение оптимальности на основе создания эффективной структуры субъекта управления.

Эффективность управленческой деятельности напрямую связана с эффективностью деятельности субъекта управления в процессе разработки и принятия УР. Оценка эффективности производится на основе анализа количественных и качественных показателей (показатели социальной эффективности). На общую эффективность УР влияет ряд факторов: потенциал сотрудников, культура организации, качество информации, средства производства и организационная технология. Для оценки качества принимаемых в организации УР служит система показателей, параметры которой определяются на основании классификации проблем и методики их разрешения.

В настоящий момент без качественного управления успеха в производственной деятельности не добиться, поэтому основное внимание менеджмента должно быть нацелено на развитие и совершенствование существующих (применяемых) и новых методов в управлении. Но предварительно, весь процесс управления и система принятия УР тщательно структурирована и адаптирована к любым возможным вариантам управленческого процесса, что достижимо на основе всеобъемлющего использования системного подхода и классификации.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Балдин К.В., Воробьёв С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2007.

2. Вертакова Ю.В., Козьева И.А., Кузьбожев Э.Н. Управленческие решения: разработка и выбор. – М.: КНОРУС, 2005.

3. Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений. – М.: Издательст во «Дело и Сервис», 2005.

4. Елиферов В.Г. Репин В.В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2005.

5. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации: Учебник. – М.: КНОРУС, 2006.

6. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник – М.: Издательство «Дело», 2006.

7. Лукичёва Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения. – М.: Издательство

«Омега-Л», 2009.

8. Парахина В. Н. Теория организации: учебное пособие / В. Н. Парахина, Т. М. Федоренко. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008.

9. Сморчков А.В. Материалы доклада на Всероссийской заочной научно-практической конференции «Проблемы реформирования экономики России», г. Тверь. 24-25 января 2011 г.

10. Сморчков А.В. Сборник научных трудов первой всероссийской научно-практической конференции 7-8 февраля 2011 года, г. Тверь.

11. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007.

12. Юкаева В.С. Управленческие решения:Учебное пособие – М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

13. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2004.

14. Шеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации: курс лекций – М.: Изд-во Омега-Л, 2006.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1990; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.