КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проверочный расчет на перегрузку
- по максимальным контактным напряжениям , (49) где σН - расчетные контактные напряжения; Тmax – максимальный из крутящих моментов; ТПИК – крутящий момент при перегрузках (по циклограмме). - по максимальным напряжениям изгиба , (50) где σF – расчетные напряжения изгиба.
10. ПРИМЕР РАСЧЕТА ПРЯМОЗУБОЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ
Рассчитать прямозубую цилиндрическую передачу редуктора. Схема редуктора Циклограмма нагрузки
Режим работы редуктора:7 часов в сутки, 300 дней в году в течение 5 лет. Редуктор изготовлен в отдельном закрытом корпусе, смазка – погружением колес в масляную ванну. ;
РЕШЕНИЕ:
Подбор электродвигателя
Мощность электродвигателя вычисляется по формуле: , (1.1) где Р1 – номинальная мощность; Р1 = FV; Р1 = 3000*0,8=2400 Вт η – общий КПД. Находим общий КПД по(табл 0,1): Цилиндрическая закрытая передача (1 пара зубчатых колес) – η1 = 0,97
1 пара подшипников качения – η2 = 0,99 (при использовании подшипников качения редуктор будет легче). Общий КПД будет равен Теперь находим мощность электродвигателя: . По ([3] с.264 табл.14.2) выбираем тип электродвигателя по мощности и скорости вращения на входном валу (чем больше скорость вращения, тем меньшие габариты имеет редуктор и тем меньше его стоимость). Тип 4АМ90L2Y3 с мощностью Рдвиг.=3 кВт и скорости вращения на входном валу nдвиг. = 2840 об/мин соответствует вычисленной мощности электродвигателя и заданной скорости вращения на входном валу.
Определение передаточного числа привода и его ступеней Передаточное число привода определяется отношением номинальной частоты вращения двигателя частоте вращения приводного вала рабочей машины при номинальной нагрузке .
1. Определить частоту вращения приводного вала рабочей машины об/мин: для ленточных конвейеров, грузоподъемных и прочих машин: отсюда
где v—скорость тягового органа, м/с; D—диаметр барабана, мм;
об\мин = nдвиг = 2840 об\мин, следовательно общее передаточное число будет равно
Выбор передаточного числа закрытой и открытой передач Определение и выбор передаточных чисел ступеней производится разбивкой передаточного числа привода (общего передаточного числа U) по таблице 0,3
U=UзпUоп,
Выберем Uзп = 6,3, тогда Uоп= ; Uоп=5,8 Приняв эти передаточные числа продолжим дальнейший расчет отысканием числа оборотов тихоходного вала:
Uзп= ; Где - число оборотов входного быстроходного вала, равное оборотам двигателя; - число оборотов тихоходного вала; =2840/6,3=450 об/мин
8.1. С целью получения сравнительно небольших габаритов и не высокой стоимости редуктора выбираем для изготовления шестерни и колеса сравнительно недорогую легированную сталь 40Х. По табл. 1 назначаем для стали 40Х термообработку:
8.2. Определяем допускаемые контактные напряжения. По табл. 2 для улучшенной стали 40Х и твердости зубьев 180…350 НВ предел выносливости для обоих колес: Gно = 2 · НВ + 70, где НВ – среднее значение твердости в пределах допускаемого отклонения, указанного в табл. 1. Для шестерни: Gно1 = 2 · 270 + 70 = 610 МПа, Для колеса: Gно2 = 2 · 245 + 70 = 560 МПа. Коэффициент безопасности для улучшенной стали по табл. 2: Sн = 1,1. Эквивалентное число циклов напряжений для колеса: NНЕ = 60 · с · S ()3 · ni · ti (Тmax=T1) NНЕ = 60·1· ((1)3·2840·2·300·5 + (0,9)3·450·4·300·5) = = 60· (8520000+1968300) = 6.2· 107 циклов При этом перегрузка не учитывается, т.к. Nпик = 60 · с · n2 · 0,0003 · t Nпик = 60·1·450· 3 ·300·5 = 33750 < 5·104 циклов. По рис.1 для среднего значения 245 НВ NНО» 1,5·107 циклов. Сравнивая NНЕ и NНО, отмечаем, что для колеса NНЕ > NНО. Так как шестерня вращается быстрее, то аналогичным образом получим и для нее NНЕ > NНО. При этом для обоих зубчатых колес КHL = 1, так как КHL = Допускаемые контактные напряжения определяем при разности НВ<70 по материалу колеса, как более слабому: [sн] = · КHL [sн] = · 1 = 509 МПа. 8.3. Определяем допускаемые напряжения изгиба. По табл. 1 для улучшенной стали 40Х sFО = 1,8 НВ, где НВ – среднее значение твердости для каждого колеса.
Эквивалентное число циклов для колеса: NFE = 60 · с · S ()6 · ni · ti NFЕ = 60·1· ((1)6 ·2840·2·300·5 + (0,9)6·450·4·300·5) = = 60· (8520000+1434890) = 0,15 · 107 циклов Для всех сталей NFО = 4 · 106 циклов Таким образом, NFЕ > NFО. При этом КFL = 1, так как КFL = Передача нереверсивная, поэтому КFС = 1. По табл. 2 для стали 40Х SF = 1,75. Допускаемые напряжения изгиба: [sF] = · КFL · КFС Для шестерни: [sF]1 = · 1 = 278 МПа, для колеса: [sF]2 = · 1 = 252 МПа. 8.4. Допускаемые напряжения при кратковременной перегрузке. По табл. 2 для улучшенной стали 40Х предельные контактные напряжения для обоих зубчатых колес: [sН]мах = 2,8 · sТ Для шестерни: [sН]мах1 = 2,8 · 700 = 1960 МПа, для колеса: [sН]мах2 = 2,8 · 550 = 1540 МПа. Предельные напряжения изгиба для обоих зубчатых колес из табл.2: [sF]мах = 2,74 · НВ Для шестерни: [sF]мах1 = 2,74 · 270 = 740 МПа, для колеса: [sF]мах2 = 2,74 · 245 = 671 МПа. 8.5. Передаточное отношение передачи:
8.6. Крутящие моменты: на входном валу Т1 = , где w1 = = 16,75 с-1. Т1 = = 268,7 · 103 Н·мм, на выходном валу: Т2 = Т1 · U · h Т2 = 268,7 · 6,3 · 0,97 = 870,5 Нм = 870,5 · 103 Н·мм. 8.7. Определяем предварительно межосевое расстояние: а = 0,85 · (U + 1) · По табл. 3 принимаем Yba = 0,4 и Ybdмах = 1,4 (при симметричном расположении колес и твердости < 350 НВ). Проверяем Yba по максимальному значению: Ybd = 0,5 · Yba · (U + 1) Ybd = 0,5 · 0,4 · (3,34 + 1) = 0,868 < Ybdмах = 1,4 По рис. 2 находим КНb» 1,03 для схемы У. При одинаковых материалах зубчатых колес: Епр = = Е = 2,1 · 105 МПа. Ранее было найдено [sн] = 509 МПа и Т2 = 870,5 · 103 Нмм. а = 0,85 · (3,34 + 1) · = 201,5 мм
Округляем по ряду Rа40 для нестандартных редукторов: а = 200 мм. 8.8. Определяем расчетные размеры и параметры зубчатых колес. Находим ширину колес: bW = Yba · а = 0,4 · 200 = 80 мм. По табл. 4 принимаем Ym = 30 и находим модуль: m = = 2,66 мм. По табл. 5 назначаем m = 2,5 мм. Суммарное число зубьев: ZS = = 160 При расчете прямозубых передач без смещения для сохранения принятого значения а модуль следует подбирать так, чтобы ZS было целым числом. Число зубьев шестерни: Z1 = = 36,86. Принимаем Z1 =37 > Zmin = 17. Число зубьев колеса: Z2 = ZS - Z1 = 160 – 37 = 123. Фактическое передаточное число: U = = 6,3. Делительные диаметры шестерни и колеса: d1 = Z1 · m = 37 · 2,5 = 92,5 мм d2 = Z2 · m = 123 · 2,5 = 307,5 мм Диаметры выступов шестерни и колеса: dа1 = (Z1 + 2) · m = (37+ 2) · 2,5 = 97,5 мм dа2 = (Z2 + 2) · m = (123+ 2) · 2,5 = 312,5 мм Диаметры впадин шестерни и колеса: df1 = (Z1 – 2,4) · m = (37 – 2,4) · 2,5 = 86,5 мм df2 = (Z2 - 2,4) · m = (123 – 2,4) · 2,5 = 301,5 мм 8.9. Выполняем проверочный расчет на выносливость по контактным напряжениям: sн = 1,18 · Предварительно определяем: КН = КНb · КНV Частота вращения колеса: n2 = = 450 мин-1 Окружная скорость: V= = 7,7 м/с По табл. 6 назначаем 9-ю степень точности. По табл. 7: КНV = 1,05 Ранее было найдено КНb = 1,03, тогда КН = 1,03 · 1,05 = 1,081. Учитывая, что aW = a = 20°, sin 2a» 0,64 и Т1 = 268,7 Нмм, находим: sн = 1,18 · = 502 МПа < 509 МПа Значения [sн] и sн расходятся менее, чем на ±4%, поэтому корректировки bW не требуется. В случае корректировки bW¤ = bW · ()2 8.10. Выполняем проверочный расчет по напряжениям изгиба:
sF = [sF] По рис. 3 при смещении х = 0 находим: Для шестерни: (Z1 =37) yF1 = 3,87 для колеса: (Z2 =123) yF2 = 3,73 Расчет выполняем по тому из колес пары, у которого меньше . В нашем случае: для шестерни = = 71,8; для колеса = = 67,6. Расчет выполняем по колесу. По рис. 2 для Ybd = 0,868, для схемы V КFb = 1,08. По табл. 7 КFV = 1,13. КF = 1,08 · 1,13 = 1,22. Далее, Ft = = 5810 Н Тогда sF = = 132 МПа < [sF] = 252 МПа. Отмечаем, что для данной пары колес основным критерием работоспособности является контактная, а не изгибная прочность. 8.11. Выполняем проверочный расчет на заданную перегрузку. sНмах = sН · [sН] мах sНмах = 502 · = 708 МПа < 1540 МПа sFмах = sF · [sF] мах sFмах = 132 · 2 = 264 МПа < 671 МПа
Таким образом, условия прочности соблюдаются.
11. ПРИМЕР РАСЧЕТА КОСОЗУБОЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ.
Рассчитать косозубую цилиндрическую передачу редуктора. Схема редуктора Циклограмма нагрузки
Режим работы редуктора:7 часов в сутки, 300 дней в году в течение 5 лет. Редуктор изготовлен в отдельном закрытом корпусе, смазка – погружением колес в масляную ванну. ;
РЕШЕНИЕ:
Подбор электродвигателя
Мощность электродвигателя вычисляется по формуле: , (1.1) где Р1 – номинальная мощность; Р1 = FV; Р1 = 3000*0,8=2400 Вт η – общий КПД. Находим общий КПД по(табл 0,1): Цилиндрическая закрытая передача (1 пара зубчатых колес) – η1 = 0,97
1 пара подшипников качения – η2 = 0,99 (при использовании подшипников качения редуктор будет легче). Общий КПД будет равен Теперь находим мощность электродвигателя: . По ([3] с.264 табл.14.2) выбираем тип электродвигателя по мощности и скорости вращения на входном валу (чем больше скорость вращения, тем меньшие габариты имеет редуктор и тем меньше его стоимость). Тип 4АМ90L2Y3 с мощностью Рдвиг.=3 кВт и скорости вращения на входном валу nдвиг. = 2840 об/мин соответствует вычисленной мощности электродвигателя и заданной скорости вращения на входном валу.
Определение передаточного числа привода и его ступеней Передаточное число привода определяется отношением номинальной частоты вращения двигателя частоте вращения приводного вала рабочей машины при номинальной нагрузке .
1. Определить частоту вращения приводного вала рабочей машины об/мин: для ленточных конвейеров, грузоподъемных и прочих машин: отсюда
где v—скорость тягового органа, м/с; D—диаметр барабана, мм;
об\мин = nдвиг = 2840 об\мин, следовательно общее передаточное число будет равно
Выбор передаточного числа закрытой и открытой передач Определение и выбор передаточных чисел ступеней производится разбивкой передаточного числа привода (общего передаточного числа U) по таблице 0,3
U=UзпUоп,
Выберем Uзп = 6,3, тогда Uоп= ; Uоп=5,8 Приняв эти передаточные числа продолжим дальнейший расчет отысканием числа оборотов тихоходного вала:
Uзп= ; Где - число оборотов входного быстроходного вала, равное оборотам двигателя; - число оборотов тихоходного вала; =2840/6,3=450 об/мин
9.1. Выбираем для колес сталь 40Х, по табл. 1 назначаем термообработку:
9.2. Определяем допускаемые контактные напряжения. По табл. 2: Для шестерни: Gно1 = 1050 МПа, Для колеса: Gно2 = 2 · НВ + 70 = 2 · 245 + 70 = 560 МПа. Здесь НВ – среднее значение твердости в пределах допускаемого отклонения, указанного в табл. 1. Коэффициент безопасности по табл. 2: Для шестерни: Sн = 1,2. (для неоднородной структуры). Для колеса: Sн = 1,1. (для однородной структуры улучшенной стали). Эквивалентное число циклов напряжений для колеса: NНЕ = 60·1· ((1)3·2840·2·300·5 + (0,9)3·450·4·300·5) = = 60· (8520000+1968300) = 6.2· 107 циклов При этом перегрузка не учитывается, т.к. Nпик = 60 · с · n2 · 0,0003 · t
Nпик = 60·1·450· 3 ·300·5 = 33750 < 5·104 циклов.
По рис.1 для среднего значения 245 НВ (для колеса) NНО» 1,5·107 циклов. Для шестерни 50…59НRС (»545 НВ) NНО» 108 циклов. Сравнивая NНЕ и NНО, отмечаем, что для колеса NНЕ > NНО. Так как шестерня вращается в 6 раз быстрее, то аналогичным образом получим и для нее 7,94·6·107 > 108 циклов, т.е. NНЕ > NНО. Таким образом, для обоих зубчатых колес КHL = 1, так как КHL = Допускаемые контактные напряжения: Для шестерни: [sн]1 = · КHL = · 1 = 875 МПа. Для колеса: [sн]2 = · КHL = · 1 = 509 МПа. Так как НВ1 – НВ2 = 545-245 = 300 > 70, то [sн] = = = 692 > 1,25[sн]min = 1,25·509 = 636 МПа 9.3. Определяем допускаемые напряжения изгиба. По табл. 2: Для шестерни: sFО1 = 12 НRCсердц + 300 = 12· 28 + 300 = 636 МПа, здесь 28 НRC – среднее значение НRC. Для колеса: sFО2 = 1,8 НВ = 1,8 · 245 = 441 МПа. Эквивалентное число циклов для колеса: NFE = 60 · с · S ()6 · ni · ti NFЕ = 60·1· ((1)6 ·2840·2·300·5 + (0,9)6·450·4·300·5) = = 60· (8520000+1434890) = 0,15 · 107 циклов Для всех сталей NFО = 4 · 106 циклов Таким образом, NFЕ > NFО. При этом КFL = 1, так как КFL = Передача нереверсивная, поэтому КFС = 1. По табл. 2 для стали 40Х SF = 1,75. Допускаемые напряжения изгиба: [sF] = · КFL· КFС
Для шестерни: [sF]1 = = 363 МПа, для колеса: [sF]2 = = 252 МПа. 9.4. Допускаемые напряжения при кратковременной перегрузке. По табл. 2 предельные контактные напряжения: Для шестерни: [sН]мах1 = 30 НRCпов = 30 · 54,5 = 1635 МПа, для колеса: [sН]мах2 = 2,8 · 550 = 1540 МПа. Предельные напряжения изгиба по табл.2: Для шестерни: [sF]мах1 = 2,74 · НВ = 2,74 · 245 = 671 МПа, для колеса: [sF]мах2 = 1000 МПа. 9.6. Крутящие моменты: на входном валу Т1 = , где w1 = = 297 с-1. Т1 = = 10· 103 Нмм, На выходном валу: Т2 = Т1 · U · h Т2 = 10 · 6,3 · 0,97 = 61 Нм = 61 · 103 Нмм. 9.7. Определяем предварительно межосевое расстояние: а = 0,75 · (U + 1) · По табл. 3 принимаем Yba = 0,4 и Ybdмах = 1,4 Проверяем Yba по максимальному значению: Ybd = 0,5 · Yba · (U + 1) Ybd = 0,5 · 0,4 · (6,3 + 1) = 1,4 (£ Ybdмах = 1,4) По рис. 2 КНb = 1,08 (для схемы V и Ybd =1,4) Епр = 2,1 · 105 МПа. Ранее было найдено [sн] = 636 МПа и Т2 = 61 · 103 Нмм. а = 0,75 · (6 + 1) · = 113,9 мм
Округляем по ряду Rа40 для нестандартных редукторов: а = 110 мм. 9.8. Определяем расчетные размеры и параметры зубчатых колес. Ширина колес: bW = Yba · а = 0,4 · 110 = 44 мм. По табл. 4 принимаем Ym = 30 и находим модуль: mn = = 1,47 мм. По табл. 5 назначаем mn = 1,5 мм. Принимаем коэффициент осевого перекрытия eb = 1,2 и определяем угол b: eb = , откуда sin b = = 0,128 b» 7° Суммарное число зубьев: ZS = = 145,6 Принимаем ZS = 146 зубьев. Число зубьев шестерни: Z1 = = 21 > Zmin = 17. Число зубьев колеса: Z2 = ZS - Z1 = 146 – 21 = 125. Фактическое передаточное число: U = = 6,1 Отклонение от заданного: · 100% =3, что меньше допустимого ± 4%. Уточняем угол b по межосевому расстоянию: cos b = = 0,9955 b = 5°27¢54² Делительные диаметры: d1 = = 31,64 мм d2 = = 188,36 мм Диаметры выступов: dа1 = d1 + 2 · mn = 31,64 + 2 · 1,5 = 34,64 мм dа2 = d2 + 2 · mn = 188,36 + 2 · 1,5 = 191,36 мм Диаметры впадин: df1 = d1 – 2,5 · mn = 31,64 – 2,5 · 1,5 = 27,89 мм df2 = d2 – 2,5 · mn = 188,36 – 2,5 · 1,5 = 184,61 мм 9.9. Выполняем проверочный расчет по контактным напряжениям: sн = 1,18 · ZНb · Предварительно определяем окружную скорость: V = = 1590 мм/с = 1,59 м/с По табл. 6 назначаем 9-ю степень точности. По табл. 7: КНV = 1,02 По рис. 2 КНb = 1,08 Тогда КН = КНV·КНb = 1,02 · 1,08 = 1,091. По табл.8 КНa = 1,13 Проверяем коэффициент торцового перекрытия: ea = [1,88 – 3,2 ()]· cos b = [1,88 – 3,2 ()]·0,9955 = 1,69 Тогда: ZHb = = = 0,814 Тогда:
sн = 1,18 · 0,814 · = 630 МПа < 636 МПа Корректировка bW не требуется. 9.10. Проверочный расчет по напряжениям изгиба:
sF = Эквивалентное число зубьев: ZV1 = » 21 ZV2 = = 127 По рис. 3 при х = 0 находим: Для шестерни: yF1 = 4,10 для колеса: yF2 = 3,75
= = 88,54; = = 67,2. Расчет выполняем по меньшему значению, т.е. по колесу. По рис. 2 КFb = 1,18. По табл. 7 КFV = 1,055. При этом КF = КFb · КFV = 1,18 · 1,055 = 1,245. Далее, Ft = = 2845 Н sF = = 154 МПа < 252 МПа. Условия прочности соблюдаются. 9.11. Проверочный расчет на перегрузку. sНмах = sН · [sН] мах
sНмах = 630 · = 888 МПа < 1540 МПа sFмах = sF · [sF] мах sFмах = 154 · 2 = 308 МПа < 1000 МПа
Таким образом, условия прочности соблюдаются.
Литература
Содержание
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |