КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Хорошо молчать совместно,
Углеводы СРЕДИ ДРУЗЕЙ. ЭПИЛОГ
Хорошо молчать совместно, Лучше – вместе посмеяться, Под шатром шелковым неба, На зеленом мху под буком. Сладко громко посмеяться, Зубы белые поскалить. Помолчим, коль дело ладно, Если ж худо – посмеемся, Поведем его все хуже И опять смеяться будем И, смеясь, сойдем в могилу. Други, так ли? Жду признанья! Так аминь! И до свиданья!
Мне не нужно извиненья! Кто свободен и беспечен, – Этой книге неразумной В сердце дай своем приют! Верьте, други: не проклятьем Глупость мне была моя! Что ищу, что нахожу я – Разве в книге то стоит? Вы во мне глупца почтите! В этой книге вы прочтите, Как умеет даже разум «Образумить» сам себя! Правда ль, други? Жду признанья – Так аминь! И до свиданья!
Сыктывкар 2004
Утверждено на заседании кафедры биологической и общей химии КФ КГМА от «» 2004 года
Составители: Никитина Н.И., Цапок П.И., Казакова Е.И.
Содержание
Моно- и дисахариды – простейшие представители соединений, относящихся к классу углеводов, иногда называемых также сахарами. Уже давно они стали интенсивно изучаться химиками, биологами, медиками, учеными, работающими в области сельского хозяйства и пищевой промышленности. Углеводы играют громадную роль в обеспечении функционирования животных и растительных организмов на Земле. В химии углеводов главная роль принадлежит моносахаридам – тем «кирпичикам», из которых построены полисахариды – биополимеры, составляющие основную массу органического вещества на Земле и играющие наряду с нуклеиновыми кислотами и белками важнейшую роль практически во всех процессах, протекающих в организмах. Из моносахаридов же самое большое значение имеют полиоксиальдегиды и полиоксикетоны, именно они являются теми органическими веществами, которые первоначально образуются из диоксида углерода и воды в процессе фотосинтеза.
СО2 + Н2О ® Моносахариды + ½ О2
В биосфере Земли, по-видимому, нет другого пути биосинтеза органических веществ из неорганических. Этот процесс протекает в зеленых растениях. Масштабы его огромны. Достаточно сказать, что по самым приблизительным подсчетам ежегодно таким образом синтезируется порядка 5×1010 тонн углеводов. Однако полиоксиальдегиды и полиоксикетоны являются не только первноначальными продуктами фотосинтеза. Раз образовавшись, они подвергаются далее многочисленным трансформациям, обеспечивая многие важнейшие процессы жизнедеятельности. Большая часть из них расходуется на образование полисахаридов, выполняющих помимо многих других функций роль строительных материалов и аккумуляторов энергии. Другая же часть подвергается после фосфорилирования ферментативному расщеплению. Выделяющаяся при этом энергия расходуется на образование макроэргических соединений, которые затем принимают активное участие в образовании более стабильных источников энергии – некоторых моносахаридов, резервных полисахаридов и жиров. Например, в организме для глюкозы характерны три типа распада: анаэробный распад до молочной кислоты, аэробный распад до углекислого газа и воды и спиртовое брожение. Реакции в живых организмах традиционно делят на аэробные (в присутствии кислорода) и анаэробные (в отсутствие кислорода) процессы. Термин «анаэробные» реакции не следует понимать буквально, поскольку в живых тканях анаэробных условий не бывает, это лишь указывает, что в данных реакциях кислород не используется. Реакции анаэробного распада происходят в мышцах и других тканях, если расход и доставка кислорода не скомпенсированы, например, при интенсивной работе. Накопление молочной кислоты в этом случае вызывает болезненные ощущения. В анаэробных условиях гликолиз – единственный процесс в животном организме, поставляющий энергию. Благодаря этому процессу организм человека и животных может функционировать определенный период времени в условиях недостатка кислорода. Аэробный распад углеводов – это основной путь катаболизма углеводов и освобождения энергии в них запасенной. В результате этих процессов глюкоза распадается до СО2 и Н2О, а освобождающаяся энергия используется для синтеза АТФ. Аэробный распад глюкозы может происходить во всех органах и тканях. В наибольшей зависимости от этого процесса находится мозг. Он расходует около 100 г глюкозы в сутки.
Спиртовое брожение осуществляется дрожжеподобными организмами. Этот процесс имеет большое практическое значение для получения этанола в виноделии, пивоварении, хлебопекарной промышленности из природного сырья, даже из древесины (в конечном счете из глюкозы):
Многие доступные моносахариды легко расщепляются ферментами и вне организма, давая в ряде случаев практически полезные продукты ферментолиза. Известны уксуснокислое, лимоннокислое виды брожения, а также такие виды брожения, которые приводят к бутанолу, ацетону и бутандиолу-2,3. Известно также бактериальное разложение клетчатки, приводящее к метану. Механизмы многих из этих ферментативных реакций расшифрованы. Все они изучаются биохимией, которая, однако, была бы бессильна понять суть явлений, если бы были неизвестны строение и химические свойства субстратов, т.е. в первую очередь моносахаридов.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |