Интенсификация международного обмена услугами. Важным свидетельством повышения роли сервиса в экономике и общественной практике выступает возрастающий масштаб услуг
Важным свидетельством повышения роли сервиса в экономике и общественной практике выступает возрастающий масштаб услуг, включенных в международный обмен. Этот вид внешнеэкономических отношений чаще всего называют «невидимым экспортом», поскольку услуги, в отличие от сырья и товаров, неосязаемы. Международный обмен услугами тесно взаимодействует с рынком товаров или даже выступает его частью. В отличие от торговли сырьем и товарами продажа услуг за рубеж приобретает немало сложностей и издержек. Далеко не все услуги могут быть предметом экспорта. В практике предоставления международных услуг исследователи выделяют несколько типовых форм сервиса: услуги, перемещаемые вместе с субъектом их производства за границу, на территорию другой страны и предлагаемые здесь к реализации(«Макдональдс»); услуги, оказываемые в стране их производства потребителю, перемещенному сюда из другой страны.(выездной туризм); поставка услуг через границы. Этот вид услуг существенным образом отличается от услуг первой и второй категории, в процессе реализации которых сама услуга не пересекала границы, при поставке услуг через границу ее пересекает в конкретном своем качестве сама услуга. Некоторые виды международных услуг могут существовать в двух формах, например образовательные услуги. Если гражданин одной страны переезжает в другую для того, чтобы там получить образование, он использует услуги второго типа. Наиболее сложные проблемы развития этого рынка является разработка механизмов правового регулир-я сервисного экспорта или специальных договоренностей на основе международных соглашений. Несмотря на трудности международного обмена товарами и услугами, это направление внешнеэкономической деятельности стремительно развивается, глобализируясь и проникая в разные страны. Активными экспортерами услуг выступают постиндустриальные, индустриальные и новые индустриальные страны, которым есть что предлагать в этой области. Ведущими экспортерами являются США, Нидерланды, Франция, Великобритания. Одновременно экспортерами и импортерами услуг выступают Германия, Япония, Италия.Оставшуюся '/5 часть экспорта международных услуг обеспечивают развивающиеся страны, такие как Турция, Индия, Мексика и др., которые наряду с экспортом также импортируют многие услуги. Производственно-технические и инженерно-проектные международные услуги, прежде всего, связаны с лизингом - средне- и долгосрочная аренда машин, оборудования или транспортных средств, консалтингом - консультационное сопровождение деятельности фирмы любым сторонним органом, инжинирингом - форма услуг на коммерческой основе в сфере науки и техники, состоящая в доведении до стадии производства. Туризм является еще одной услугой, приобретающей широкое международное распространение. Крупными центрами туристского бизнеса являются Франция, Испания, США, Италия, Мексика, Китай и др. В то же время множество развивающихся и даже отсталых стран, а также мелких островных или приморских государств располагают инфраструктурой въездного туризма, серьезно пополняя за счет него государственный бюджет, поднимая доходы национального бизнеса и своих граждан. В последнее десятилетие XX в. в международном обмене услугами происходили заметные изменения, связанные с трансформацией организационных структур, распространяющих в глобальном масштабе современные виды обслуживания. В последние годы также обрели силу глобальные объединения которые ставили целью координировать и интегрировать деятельность подопечных предприятий в мировом масштабе Более демократичными и гибкими структурами выступают стратегические союзы разных компаний, они формируют определенную сеть хозяйственных отношений, основанных на базе кооперации, партнерства и действующих на договорной основе для функционирования в незнакомой среде, с повышенным уровнем неопределенности и рисков. Чаще всего в межд обмене участвуют глобальные объединения и стратегические союзы, которые принадлежат к индустрии: банковского и страхового обслуживания; туризма; гостеприимства; ресторанного обслуживания; розничной торговли. Глобальные объединения и стратегические союзы позволяют входящим в них субъектам серв деят-ти решать разные задачи. Но в первую очередь они усиливают конкурентоспособность своего продукта. Если многие развитые страны одинаково активно участвуют как в экспорте, так и в импорте услуг, то развивающиеся и отсталые страны в основном принимают у себя зарубежные сервисные фирмы, последние являются в основном импортерами услуг. Ожидаемое вступление России в ВТО не изменит ситуацию в области экспорта услуг, к ней будет предъявлен серьезный комплекс требований, что грозит дестабилизацией многих сервисных отраслей, а также утратой экономической и социальной безопасности. Нынешнее положение страны на международном рынке товаров и услуг также нельзя признать нормальным. Отечественная сервисная практика пока не определилась по тем направлениям и формам своей деятельности, которые могли бы стать экспорто-ориентированными. Россия сохраняет в настоящее время бесспорное лидерство в одном из наиболее перспективных и уникальных видов сервиса - космическом сервисе.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление