КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предметное и ценностное восприятие мира 4 страница
Субъектность предполагает осмысленность в отношении двух явлений жизни с её сложными социальными связями и законами, а также себя самого с не менее сложными духовными и психическими процессами. Атрибуты субъектности - в общей способности отдавать отчет в происходящем и в частных проявлениях, таких, как наличие цели, предвидение последствий планируемого, оценка своих сиюминутных желаний, самооценка, относительно адекватная, и саморегулирование самочувствия и состояния. Разумеется, маленькие дети начальной школы обладают минимальнейшей субъектностью, но мера её увеличивается с ростом ребенка. Достаточно ввести в систему общения с ребенком вопросы «Чего ты хочешь?», «Как ты себя при этом чувствуешь?» и «Как, ты думаешь, чувствует себя другой человек при этом?», как повышается способность к соотнесению своих действий и их влияния на других людей, к соотнесению своих действий и последующих за ними событий. Эти вопросы сохраняются в повседневном взаимодействии с подростками, но должны быть дополнены специально организуемыми воздействиями ради инициирования самосознания подростков. Их разновидность очень широка: от зеркала перед входной дверью.школы, от фотографий на сменяющих друг друга стендах, от предложения поставить самому себе отметку за работу и до занятий с психологом, до групповых бесед о своем «Я» и публичного осмысления проблем своей жизни (например, «Корзина грецких орехов» или «Если бы я был на твоем месте»). Юношество нуждается в реальной помощи со стороны школы в разрешении его жизненных проблем. Названные выше способы столь эффективны и в юношеский период, но формы их сложнее. А главное, юношество выходит на уровень философический в своих размышлениях о жизни и поисках смысла жизни. В этот период мировоззренческого становления юность особенно прекрасна именно своей устремленностью к разрешению философских жизненных проблем. Это период высокой духовности. Отметим однако, что потенциальное не всегда становится реальным. А.Герцен разводил понятия «юность» и «молодость», говоря: «Я считаю большим несчастьем положение народа, которого молодое поколение не имеет юности», добавляя, что для юности «одной молодости недостаточно»1. Реализация принципа субъектности осуществляет содержательным порядком вопрос «кто входит в контекст культуры», каковым является тот, кого ведет за собою педагог, какова мера осмысления такого продвижения и его необходимости для личной жизни юноши. ' Герцен А. Былое и думы. Ч. 1, гл. 3. В этот период ценностно-ориентацмонная деятельность должна занять большое место в работе юношества. Беседы, доклады, дискуссии, анализ художественного восприятия произведений искусства, раздумья над литературными произведениями, обмен мнениями, дружеские круги, сочинения, анкеты... - всё подчинено инициированию самостоятельного напряженного размышления о том, что есть жизнь, достойная Человека, а значит, и меня, как человека. Весьма важно сохранять права юношества, иметь своё суждение, даже если оно кажется педагогу неверным и роковым. Педагогическое решение приобретает в таком случае парадигму «Это ваше право так думать...», но неплохо бы добавлять при этом: «Я тоже имею право на мнение и на отношение ктому, что вы утверждаете (делаете)». Нельзя забывать о том, что юношество склонно к браваде, к эпатажу, к фрондерству. Предоставляя им право провозглашать явно несуразные мнения и разрешая иметь такие пугающие мнения, педагог противопоставляет им не свою волю и свой авторитет, а свою логику и своё отношение, философские основания и исторический опыт человечества. Общим условием развития субъектности школьника является уважение личности и признание индивидуальных её особенностей как данность. С этим не может не согласиться сегодняшний педагог школы, наблюдающий сцены уничижения личности школьника, давления с позиции административной на его индивидуальность, пресечения свободы размышлений и выражения мнений об окружающем мире. Таким образом выхолащивается духовное содержание личности, воспитанник преобразуется в объекгжизнен-ных обстоятельств. Педагогический принцип целостности касается момента психологического прикосновения к личности (педагогического воздействия в контексте взаимодействия с ребенком) и предписывает педагогу направить воздействие по трем психологическим каналам одновременно; на егора-зум, способный обнаруживать смысл ситуации; на его эмо- ции, отражающие влияние действительности на самочувствие субъекта; на моторно-двигательный аппарат, который производимыми действиями материализует связь субъекта с объектом окружающей реальности. Принцип целостности тоже относится ко всем сферам воспитательной практики. Его плодотворность можно наблюдать и фиксировать на уроке и во время школьной перемены, в течение школьного завтрака и во время школьного бала, в беседе с ребенком и на публичной лекции. Принцип целостности напоминает педагогу о том, что отношение к объектам мира целостно, но его формирование дискретно: то эмоциональная сторона обгоняет разум, то воля отстает от эмоций, то разум с волей ведет борьбу. «Ум с сердцем не в ладу» - довольно частая психологическая картина среди школьников. Педагог содействует гармонизации этих разных сторон отношения, так чтобы целостное отношение, если оно есть как таковое, проявляло себя целостным образом, в рациональных суждениях, оценках, эмоциональных реакциях, чувствах и в действиях, поступках, поведении. Педагогические влияния, направленные одновременно на три канала восприятия и отражения, имеют продуктом своим единое отношение. Чтобы формировать ценностное отношение к школе, надо чтобы дети понимали роль школы в жизни человека, чтобы озабочивались проблемами школы, проживали радостные минуты в школе, чтобы практически споспешествовали благу школы, производя физические и духовные усилия. Чтобы формировать ценностное отношение к труду, следует не только говорить о его роли в жизни человечества, но выстраивать трудовые дела красиво и радостно во имя положительных переживаний трудового акта, а также приобщать к трудовым усилиям, оснащая школьника привычками и навыками, которые избавляют человека от тяжелых напряжений и обеспечивают хороший продукт труда. Надо, чтобы ребенок себя в труде уважал, и момент труда стал для него моментом утверждения своего «Я» (пред- лагаем взглянуть на фото № 3, на удивительное лицо школьника в трудовом процессе.) Три принципа воспитания - производные содержания и цели воспитания. Психологическая природа отношения, неоднозначность субстанции и неоднородность формы выражения отношения предначертали педагогу три общих руководящих положения для профессионального влияния на личностное развитие ребенка. Если бы мы предположили, что содержанием воспитания является поведение детей (к сожалению, приходится констатировать расхожесть такой точки зрения), то иные принципы воспитания выдвинутся на первый план: послушание, контроль, инструкция, наказание и т.п. (приходится констатировать распространенность таких принципиальных положений в школьной практике воспитания). Если вообразить, что содержание воспитания - это удовольствие ребенка, то легко спроецировать вероятностные принципы: к ним, скорее всего, придется отнести «ненасилие», «вседозволенность», «безответственность» и нечто подобное. Ещё раз приходится говорить о бездумном увлечении так называемыми педагогическими новациями, когда производится массированная пропаганда новых методик без опоры на анализ содержательной стороны процесса, когда методики повисают в пустом пространстве, уподобляются пустому и красивому мыльному пузырю. Прослеживается прямая зависимость от содержания воспитания и профессиональной позиции педагога. Теперь педагог уже не может оставаться на прежней позиции, которая предполагала в воспитаннике «ребенка», «ещё не личность», «пока не индивидуальность», «пока не представитель мужского или женского пола», «пока вне контекста культуры», а следовательно, объект, подлежащий научению, приучению, приказанию и подавлению в случае сопротивления. Опасно было бы отвергать все названные характеристики воспитанника, оставляя за педагогом одну единствен- ную характеристику глупого педагога. Качества эти объективны. Только объективность их специфична: они принадлежат стремительно развивающемуся ребенку, растущему чрезвычайно быстро и обретающему роли «взрослого», «индивидуальности», «личности», «юноши (девушки)», «субъекта» в его настоящей жизни, в сегодняшнем дне. Педагог не успеет поменять позицию, но педагог не успеет и помочь ребенку освоить, усвоить и присвоить веер трудных социальных ролей, которые сами по себе, в культуре современного общества - ценность. Остается единственное: априори избрать позицию, то есть, «расположиться» относительно воспитанника, при которой педагог выстраивает отношения к нему как уже субъекту (хотя он становится субъектом), как уже личности (хотя личность лишь зреет в маленьком человеке), уже к представителю определенного пола (хотя до половой зрелости далеко), уже к индивидуальности (хотя её ещё надо обрести). Измененная профессиональная позиция педагога влечет за собою новую педагогическую стилистику работы педагога с детьми. В сопряжении с новыми принципами. рождающими новую методику, эта стилистика преобразует образ педагога, придаст ему новые социально-психологические характеристики. Житейско-обыденный взгляд никак не улавливает сути происходящего и, полагая, что педагогика подвластна моде, предлагает слепое копирование нового стиля и новых методик. Реродукция внешней формы разрушает старое содержание. Так мы получаем полный развал воспитательного процесса там, где его вовсе не планировали ликвидировать. Предлагаем коллегам, нашим читателям на художественном материале построить групповую работу с детьми, подчиняя её цели воспитания и реализуя одновременно три принципа воспитания. Перед нами стихотворение современного словацкого поэта Яна Замбара «Женщина из безымянного мира». Вот его текст: По утрам вижу молодую красивую женщину, помогающую туловищу мужа сесть в машину. Они из соседнего дома, мне о них ничего не известно. Производственная травма? Авария?.. Сколько жён бросали мужей по пустякам, а эта отворяет дверцу, кладет на заднее сиденье костыли и портфель, усаживает троих детей,протирает запотевшие стекла: движения терпеливы и естественны, на лице ни тени досады или тоски. Смущает только, что она не подымает глаз: то ли времени нет - ведь приходится всё самой, - то ли это броня от всегда ожидаемого удара? Предполагаем, что педагог, которого волнует отношение детей к ценности «женщины» и «мужчины», который различает предназначение женщины и мужчины, который хотел бы, чтобы дети понимали сущность такого различения, который бы хотел, чтобы каждый школьнику же выстраивал свое поведение согласно будущей роли мужчины и женщины, который бы здесь и сейчас хотел бы видеть нежных дам и сильных юных мужчин, предполагаем, что педагог проведет интересную групповую работу с детьми. Уверены, что он убедится в эффективности выявленных принципов воспитания.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |