Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предметное и ценностное восприятие мира 4 страница




Субъектность предполагает осмысленность в отноше­нии двух явлений жизни с её сложными социальными свя­зями и законами, а также себя самого с не менее сложны­ми духовными и психическими процессами. Атрибуты субъектности - в общей способности отдавать отчет в про­исходящем и в частных проявлениях, таких, как наличие цели, предвидение последствий планируемого, оценка сво­их сиюминутных желаний, самооценка, относительно адек­ватная, и саморегулирование самочувствия и состояния.

Разумеется, маленькие дети начальной школы облада­ют минимальнейшей субъектностью, но мера её увеличи­вается с ростом ребенка. Достаточно ввести в систему об­щения с ребенком вопросы «Чего ты хочешь?», «Как ты себя

при этом чувствуешь?» и «Как, ты думаешь, чувствует себя другой человек при этом?», как повышается способность к соотнесению своих действий и их влияния на других людей, к соотнесению своих действий и последующих за ними со­бытий.

Эти вопросы сохраняются в повседневном взаимодей­ствии с подростками, но должны быть дополнены специаль­но организуемыми воздействиями ради инициирования самосознания подростков. Их разновидность очень широ­ка: от зеркала перед входной дверью.школы, от фотогра­фий на сменяющих друг друга стендах, от предложения поставить самому себе отметку за работу и до занятий с психологом, до групповых бесед о своем «Я» и публичного осмысления проблем своей жизни (например, «Корзина грецких орехов» или «Если бы я был на твоем месте»).

Юношество нуждается в реальной помощи со стороны школы в разрешении его жизненных проблем. Названные выше способы столь эффективны и в юношеский период, но формы их сложнее. А главное, юношество выходит на уровень философический в своих размышлениях о жизни и поисках смысла жизни. В этот период мировоззренческо­го становления юность особенно прекрасна именно своей устремленностью к разрешению философских жизненных проблем. Это период высокой духовности.

Отметим однако, что потенциальное не всегда стано­вится реальным. А.Герцен разводил понятия «юность» и «молодость», говоря:

«Я считаю большим несчастьем положение наро­да, которого молодое поколение не имеет юности», добавляя, что для юности «одной молодости недоста­точно»1.

Реализация принципа субъектности осуществляет со­держательным порядком вопрос «кто входит в контекст культуры», каковым является тот, кого ведет за собою пе­дагог, какова мера осмысления такого продвижения и его необходимости для личной жизни юноши.

' Герцен А. Былое и думы. Ч. 1, гл. 3.

В этот период ценностно-ориентацмонная деятель­ность должна занять большое место в работе юношества. Беседы, доклады, дискуссии, анализ художественного вос­приятия произведений искусства, раздумья над литератур­ными произведениями, обмен мнениями, дружеские кру­ги, сочинения, анкеты... - всё подчинено инициированию самостоятельного напряженного размышления о том, что есть жизнь, достойная Человека, а значит, и меня, как чело­века.

Весьма важно сохранять права юношества, иметь своё суждение, даже если оно кажется педагогу неверным и роковым. Педагогическое решение приобретает в таком случае парадигму «Это ваше право так думать...», но непло­хо бы добавлять при этом: «Я тоже имею право на мнение и на отношение ктому, что вы утверждаете (делаете)». Нельзя забывать о том, что юношество склонно к браваде, к эпата­жу, к фрондерству. Предоставляя им право провозглашать явно несуразные мнения и разрешая иметь такие пугающие мнения, педагог противопоставляет им не свою волю и свой авторитет, а свою логику и своё отношение, философские основания и исторический опыт человечества.

Общим условием развития субъектности школьника является уважение личности и признание индивидуальных её особенностей как данность. С этим не может не согла­ситься сегодняшний педагог школы, наблюдающий сцены уничижения личности школьника, давления с позиции ад­министративной на его индивидуальность, пресечения сво­боды размышлений и выражения мнений об окружающем мире. Таким образом выхолащивается духовное содержа­ние личности, воспитанник преобразуется в объекгжизнен-ных обстоятельств.

Педагогический принцип целостности касается момента психологического прикосновения к личности (пе­дагогического воздействия в контексте взаимодействия с ребенком) и предписывает педагогу направить воздействие по трем психологическим каналам одновременно; на егора-зум, способный обнаруживать смысл ситуации; на его эмо-

 

ции, отражающие влияние действительности на самочув­ствие субъекта; на моторно-двигательный аппарат, который производимыми действиями материализует связь субъек­та с объектом окружающей реальности. Принцип целост­ности тоже относится ко всем сферам воспитательной практики. Его плодотворность можно наблюдать и фикси­ровать на уроке и во время школьной перемены, в течение школьного завтрака и во время школьного бала, в беседе с ребенком и на публичной лекции.

Принцип целостности напоминает педагогу о том, что отношение к объектам мира целостно, но его формирова­ние дискретно: то эмоциональная сторона обгоняет разум, то воля отстает от эмоций, то разум с волей ведет борьбу. «Ум с сердцем не в ладу» - довольно частая психологичес­кая картина среди школьников. Педагог содействует гар­монизации этих разных сторон отношения, так чтобы це­лостное отношение, если оно есть как таковое, проявляло себя целостным образом, в рациональных суждениях, оцен­ках, эмоциональных реакциях, чувствах и в действиях, по­ступках, поведении.

Педагогические влияния, направленные одновремен­но на три канала восприятия и отражения, имеют продук­том своим единое отношение. Чтобы формировать ценно­стное отношение к школе, надо чтобы дети понимали роль школы в жизни человека, чтобы озабочивались проблема­ми школы, проживали радостные минуты в школе, чтобы практически споспешествовали благу школы, производя физические и духовные усилия.

Чтобы формировать ценностное отношение к труду, следует не только говорить о его роли в жизни человече­ства, но выстраивать трудовые дела красиво и радостно во имя положительных переживаний трудового акта, а также приобщать к трудовым усилиям, оснащая школьника при­вычками и навыками, которые избавляют человека от тя­желых напряжений и обеспечивают хороший продукт тру­да. Надо, чтобы ребенок себя в труде уважал, и момент труда стал для него моментом утверждения своего «Я» (пред-

лагаем взглянуть на фото № 3, на удивительное лицо школь­ника в трудовом процессе.)

Три принципа воспитания - производные содержания и цели воспитания. Психологическая природа отношения, неоднозначность субстанции и неоднородность формы выражения отношения предначертали педагогу три общих руководящих положения для профессионального влияния на личностное развитие ребенка. Если бы мы предположи­ли, что содержанием воспитания является поведение де­тей (к сожалению, приходится констатировать расхожесть такой точки зрения), то иные принципы воспитания выдви­нутся на первый план: послушание, контроль, инструкция, наказание и т.п. (приходится констатировать распростра­ненность таких принципиальных положений в школьной практике воспитания).

Если вообразить, что содержание воспитания - это удо­вольствие ребенка, то легко спроецировать вероятностные принципы: к ним, скорее всего, придется отнести «ненаси­лие», «вседозволенность», «безответственность» и нечто подобное.

Ещё раз приходится говорить о бездумном увлечении так называемыми педагогическими новациями, когда про­изводится массированная пропаганда новых методик без опоры на анализ содержательной стороны процесса, когда методики повисают в пустом пространстве, уподобляются пустому и красивому мыльному пузырю.

Прослеживается прямая зависимость от содержания воспитания и профессиональной позиции педагога. Те­перь педагог уже не может оставаться на прежней позиции, которая предполагала в воспитаннике «ребенка», «ещё не личность», «пока не индивидуальность», «пока не предста­витель мужского или женского пола», «пока вне контекста культуры», а следовательно, объект, подлежащий научению, приучению, приказанию и подавлению в случае сопротив­ления.

Опасно было бы отвергать все названные характерис­тики воспитанника, оставляя за педагогом одну единствен-

ную характеристику глупого педагога. Качества эти объек­тивны. Только объективность их специфична: они принад­лежат стремительно развивающемуся ребенку, растущему чрезвычайно быстро и обретающему роли «взрослого», «ин­дивидуальности», «личности», «юноши (девушки)», «субъек­та» в его настоящей жизни, в сегодняшнем дне. Педагог не успеет поменять позицию, но педагог не успеет и помочь ребенку освоить, усвоить и присвоить веер трудных соци­альных ролей, которые сами по себе, в культуре современ­ного общества - ценность. Остается единственное: априо­ри избрать позицию, то есть, «расположиться» относитель­но воспитанника, при которой педагог выстраивает отно­шения к нему как уже субъекту (хотя он становится субъек­том), как уже личности (хотя личность лишь зреет в малень­ком человеке), уже к представителю определенного пола (хотя до половой зрелости далеко), уже к индивидуальнос­ти (хотя её ещё надо обрести).

Измененная профессиональная позиция педагога вле­чет за собою новую педагогическую стилистику работы пе­дагога с детьми. В сопряжении с новыми принципами. рож­дающими новую методику, эта стилистика преобразует об­раз педагога, придаст ему новые социально-психологичес­кие характеристики.

Житейско-обыденный взгляд никак не улавливает сути происходящего и, полагая, что педагогика подвластна моде, предлагает слепое копирование нового стиля и но­вых методик. Реродукция внешней формы разрушает ста­рое содержание. Так мы получаем полный развал воспита­тельного процесса там, где его вовсе не планировали лик­видировать.

Предлагаем коллегам, нашим читателям на художе­ственном материале построить групповую работу с деть­ми, подчиняя её цели воспитания и реализуя одновремен­но три принципа воспитания. Перед нами стихотворение современного словацкого поэта Яна Замбара «Женщина из безымянного мира». Вот его текст:

По утрам вижу молодую красивую женщину,

помогающую туловищу мужа

сесть в машину. Они из соседнего дома, мне

о них ничего не известно. Производственная травма?

Авария?.. Сколько жён бросали

мужей по пустякам, а эта

отворяет дверцу, кладет на заднее сиденье

костыли и портфель, усаживает

троих детей,протирает

запотевшие стекла:

движения терпеливы и естественны,

на лице ни тени

досады или тоски.

Смущает только,

что она не подымает глаз:

то ли времени нет -

ведь приходится всё самой, -

то ли это броня

от всегда ожидаемого удара?

Предполагаем, что педагог, которого волнует отноше­ние детей к ценности «женщины» и «мужчины», который раз­личает предназначение женщины и мужчины, который хо­тел бы, чтобы дети понимали сущность такого различения, который бы хотел, чтобы каждый школьнику же выстраивал свое поведение согласно будущей роли мужчины и женщи­ны, который бы здесь и сейчас хотел бы видеть нежных дам и сильных юных мужчин, предполагаем, что педагог прове­дет интересную групповую работу с детьми. Уверены, что он убедится в эффективности выявленных принципов вос­питания.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.