КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Источники воспитания
Источник - то, из чего черпается, берется что-то. Иногда источником именуют то, что естествен но выходит на поверхность земли, что вытекает из недр. Говоря о воспитании как введении ребенка в культуру, необходимо поставить вопрос о том, откуда черпаются достижения культуры, постигаемые детьми в этом процессе вхождения, что играет роль естественного источника для воспитательного процесса, Ответ на такой вопрос найти нетрудно: аккумулируют достижения культуры на протяжении тысячелетий такие социальные феномены, как наука, искусство, мораль, персоналии, материально-предметные ценности. Аккумуляторы культуры, накапливая, оберегая, сохраняя и утверждая, передают достижения культуры последующим поколениям и служат для педагогов, занятых делом взращивания молодого поколения, богатыми неисчерпаемыми источниками воспитательного процесса. Наука аккумулирует человеческий опыт и культурные достижения в виде понятий, абстрагирующих конкретные свершения, фиксирующих открытия и творческие деяния человечества в виде слов, формул, знаков, законов, технических решений. Обращаясь к науке, человек может возвыситься до уровня своего времени, а значит, жить на уровне общечеловеческой культуры той эпохи, в которой ему довелось родиться. Поэтому так велика озабоченность людей системой научного образования в обществе. Постигая науку, человек взбирается на гребень культуры. На высотах научного видения мира, следовательно, объективного, он обретает большую свободу. Педагог в работе с детьми вынужден апеллировать к материалу научному, чтобы вместе с детьми осмыслить и постичь закономерности жизни. Разумеется, система обу- чения выполняет основное свое назначение - ввести ребенка в научное понимание мира. Но педагогу-воспитателю чрезвычайно важно обратиться к антропологическим наукам, чтобы осмысливать с детьми сложности жизни. И, в первую очередь, чтобы осмысливать категории наивысших ценностей жизни, ценностные связи и причинно-следственные явления. Мораль отражает достижения культуры в виде нормативных правил, принципов, предписаний, запретов, рекомендаций определенного взаимоотношения между людьми и к Человеку. Нормы морали складывались уже в первобытном обществе, оформляясь в виде жестких запретов - табу. Таких табу было немного, они неукоснительно выполнялись: запрет на количество проживаемых лет, запрет на пищу вождя, на отношения с женщинами других племен и другие. Позже развивающееся сознание человека выработало целую систему правил и принципов взаимоотношений между людьми. В античное время началась попытка теоретического осмысления складывающихся в повседневности общепринятых норм. Аристотель создает «Этику», тем самым определив будущее название науки о моральных и нравственных явлениях. Нельзя удержаться, чтобы не подчеркнуть: моральные нормы родились и практиковались задолго до появления христианских проповедей. Неловко и стыдно слышать сегодня, как детям рассказывают, будто некий Христос (который из бродящих проповедников? Их же было несколько!) провозгласил основы морали для человечества. Обращение к морали дает возможность педагогу не только разговаривать о нормах поведения и осмысливать их значимость для жизни, но и устраивать действительную жизнь по данным нормам. Если принимается как норма уважение к старшим, то: - с учителем не разговаривают сидя; - речь учителя не перебивают; - в дверях пропускают любого старшего по возрасту; - приветствие произносят первым при встречесо взрослым; - по необходимости оказывают немедленную помощь старшему... Если принимается моральная неприкосновенность личностного пространства,то: - не касаются предметов на столе учителя и столе товарища; - не берут без позволения ни одной вещи; - не заглядывают в сумку другого; - не присваивают потерянную кем-то вещь или оброненный предмет; - не примеряют вещи, принадлежащие другому... Если дети согласились, что внимание и заботу следует направлять особенно в адрес малых и слабых, то: - станут оказывать помощь в гардеробе малышам; - будут уступчивы на переменах в узких коридорах; - помогут придержать дверь при входе в школу; - придут спросить, не нужна ли помощь в оборудовании класса; - станут рядом, когда вдруг повздорили мальчики, предотвращая драку... Широкий разворот моральных норм позволяет педагогу выстраивать культурные традиции школьной жизни, они оснастят детей привычками морального плана, станут опорой нравственности. Искусство, представляет ценности, открытые культурой, в виде художественного образа и утверждает их. Безупречен, чист и богат источник классического искусства, прошедшего испытания временем, которое беспощадно к моде, конъюнктуре, идеологическим спекуляциям. Вечность таких произведений обусловлена вечными проблемами человеческой жизни, которые ставят и решают классики. К художественному достоянию великих можно обращаться в поисках ответов на все вопросы сегодняшней жизни и своей индивидуальной жизни. Но относиться к нему как к средству, не превращая художника в идола. «Пять минут с поэтом» - лаконичная изящная форма групповой работы с детьми; экспонируется диапозитив. предъявляется текст, прочитывается строка, рассматривается фотография, слушается музыка. Встреча с отношением, облаченным в художественный образ. Вот философическая лира гениального поэта Гете: Нет никого под солнцем Ничтожней вас, богов! Дыханием молитв И дымом жертвоприношений Вы кормите свое Убогое величье, И вы погибли б все, не будь на свете Глупцов, питающих надежды, -Доверчивых детей И нищих. Мне - чтить тебя?3а что? Рассеял ты когда-нибудь печаль Скорбящего? Отер ли ты когда-нибудь слезу В глазах страдальца?.. (из «Прометея») Дети1 расположились полукругом. Музыкальный фон. Затем два слова об Иоганне Вольфганге Гете. О замысле поэмы «Прометей». И далее - текст. Восприятие на слух. Открывается доска - текст можно читать медленно и вдумываясь. Искусство - это общение человека с другим человеком, поэта с людьми. Педагог вывел детей на общение с Другим. Поэтому обсуждается впечатление, оценка состояния, мера принятия идеи поэта, основание, позволяющее поэту бросать свое презрение в адрес придуманных богов. Здесь нет места спорам - здесь размышления. ' Говоря «дети», мы имеем в виду всех школьников как наших детей, исключая возрастную классификацию детства. Персоналии выдающихся представителей своего времени иллюстрируют фактами личной жизни и творческой деятельности избранные ценностные предпочтения эпохи. Материал персоналий не обязательно отыскивается в историческом прошлом. Выдающиеся личности те, кто достигает определенных высот в какой-либо области жизни, в своих суждениях, поступках, оценках ярко представляют нам картинку ценностного отношения, а своей конкретностью утверждают реальность данного ценностного отношения. Рассказывает актриса А.Фрейндлих о том, как в голодные военные времена бабушка строго делила хлеб на части и кормила семью по часам, не отступая ни на шаг от распорядка, и как томились голодные дети, глядя на стрелку часов и ожидая корм. И далее актриса говорит, что, не будь такой жесткой дисциплины, они бы не выжили и что многие в те годы умирали именно потому, что разом съедали все запасы и отдавали себя во власть голодной смерти. Если педагогу не хватает аргумента в пользу дисциплины или нужен образ явления самодисциплины и воли, то лучшей иллюстрации, право же, трудно отыскать. Или - живущий поныне военный летчик Иван Евграфович Федоров... Приведем только список его успехов, когда он: - сбил 134 вражеских самолета противника; - произвел 6 таранов; - посадил на поле аэропорта 2 вражеских самолета; - ни разу не был сбит; - не потерял ни одного ведомого; - первым поднял в небо реактивный самолет; - первым летал с ламинарным крылом; - первым достиг 1 тыс км\час; - первым сумел покинуть реактивный самолет; - первым сумел преодолеть звуковой барьер; - первым проделал все фигуры высшего пилотажа на реактивном самолете; - освоил 297 типов самолетов... Ему в знак преклонения перед его высочайшим талантом было подарено 6 самолетов (один - Гитлером)... Легенда-человек. Если педагог хочет говорить с детьми о жизненных успехах и подвигах, то живой пример перед нами, куда более яркий, чем полуголые попрыгунчики на эстраде, мяукающие о плотских проблемах. Там, где нет идеалов, появляются кумиры. Коррумпированные каналы общественных коммуникаций возносят ввысь кумиров мира бизнеса. И дети принимают то, что им навязывается. Но не стоит бороться с прессингом такого рода, лучше действовать методом «вытеснения», предлагая детям образы людей преудивительных и красивых, успешных и духовно богатых, живущих в реальном мире и действительно предъявляющих миру своим примером высоты человеческого облика. Материальный предметно-вещный мир прячет следы новых оттаивающихся в развитии цивилизации ценностных отношений и новых ценностей. Цивилизация - материализованная форма отношения к жизни. Появление часов на руке человека знаменовало уважение Времени. Личное полотенце появляется, когда рождается уважение автономии личности. Выращиваться цветы начинают тогда, когда красота предстала перед человеком как ценность. А сервировка стола свидетельствует о том, что насыщение преобразуется в общение. Очень полезны для детей такого рода открытия. Назовем их так: «О чем повествуют вещи». И поможем детям распредметить предметы. Как только это происходит - перед нами дети иного поведения: они не рушат, не царапают, не пачкают, не ломают не потому, что «нельзя», а потому, что не хотят, видя отношение за предметной оболочкой. А когда они всё-таки это делают, то лишь потому, что они - дети, что не сумели, не утерпели, не подумали, не сдержались. Указывая на аккумуляторы культуры как на источники воспитания, необходимо уточнить положение их в вос- питательной системе. Они играют роль жизненной константы ребенка, постоянное присутствие которой и обеспечивает возможность наполнить ценностным содержанием организованную жизнедеятельность. Наука, мораль, искусство, ценности материальные, персоналии - все это вплетено в реальное действительное существование ребенка, так что он вне этого и без этого не способен представить свою жизнь. Подчеркнем: не потому, что науку и искусство, скажем, ценить принято, а потому, что в них и благодаря им ребенок совершает свободный выбор в жизненных обстоятельствах. Достижения общечеловеческой культуры вплетаются в повседневность воспитанника - только тогда они способны исполнить роль фактора воспитания (как мыло, обязательный предмет ежедневного существования; как столовые приборы каждодневного употребления; как книга с ее постоянным присутствием рядом с человеком). Сегодня открылись богатейшие возможности фольлора как источника воспитания. Рассказывает педагог Н.Диева1: - Русское народное творчество - это своеобразная энциклопедия духовной жизни русского народа. Произведения русского фольклора являются неоценимым источником развития в детях чувства прекрасного, недаром устное поэтическое искусство нашего народа оказало большое влияние на всю русскую культуру. Русская классическая литература, музыка, начиная с творчества А.С. Пушкина и Глинки, развивались на основе народной поэзии и музыки, а многие русские художники (Репин, Васнецов...) использовали для своих картин поэтические сюжеты народных песен и сказок. С чего мы начинали? С классных семейных праздников. Назвали мы их «Днями именинников». Программу составляли совместно с родителями. Постепенно эти праздники стали традиционными. Надолго остался в памяти первый наш праздник, который дал толчок всем последующим. Назывался он - «Карельские посиделки». Подготовка к этому празднику показала, что материал заинтересовал детей, 'Диева Н., педагог Карельской школы с. Шуя. от них исходил живой отклик на в происходящее. Класс был оформлен под горницу и - что очень ценно - помогли в этом родители. Были принесены прялки, старинная посуда, полотенца, расшитые бабушками. Надо было видеть глаза детей, когда они все эти вещи увидели в так называемой «горнице»! К празднику под руководством музыкального руководителя Галины Ивановны Балеховой ребята разучили народные песни, хороводы, частушки. Звучали пословицы, загадки. В разгар веселья раздался стук в дверь -приехала важная гостья (роль эту исполняла сотрудница краеведческого музея) с большим коробом. Она провела викторину «Что это за вещь?» - показала старинное изделие, дети отгадывали название и применение. Ас каким восторгом были исполнены карельские игры: «Веркко да калат», «Кук кот». Посиделки закончились чаепитием с блинами, угощением, которое дети приготовили вместе с мамами дома. Делились своими кулинарными секретами. Вот вам и минутки общения. И еще чаепития хороши тем, что где, как не здесь, учить культуре и воспитанности. Когда в школе был объявлен конкурс художественной самодеятельности, весь класс дружно взялся задело - решили показать «Русские потешки». Программа понравилась всем, кто присутствовал на конкурсе, и в дальнейшем мы не раз исполняли отрывок из программы «Вечерки» на различных мероприятиях школы (в День учителя, в День встречи выпускников школы). И опять же нужно было видеть детей, их настроение, готовность сделать людям приятное. Следующий праздник был посвящен первому выходу скота в поле и назывался он «Праздник пастушков». Дети познакомились с народными традициями, обычаями, заговорами. Присутствовали на празднике родители, гости. И как обычно в заключение - совместное чаепитие и общение. Они наполняют души радостью творческой подготовки к ним, предвкушением необычайности, в них просыпается дух творчества. В старину эти праздники изначально были связаны с трудом, надеждой людей на лучшее. Широко открываются в это время и детские души. В них пробуждается степенность и неторопливость, чувство достоинства и раскованности, так свойственные нашим предкам. А чего стоят необычные для современного слуха обращения: «Судари», "сударыни», «милости просим». Дети стали проявлять живой интерес к окружающему миру, они увидели и почувствовали, что и до них жили великие и малые народы, искавшие ответ на извечный вопрос: «В чем суть жизни?» Ребята стали мягче, спокойнее, добрее, внимательнее к людям, друг кдругу. Аккумуляторы культуры, фиксируя эволюцию отношений к миру в морали, искусстве, персоналиях, науке и предметах материальных, позволяют за счет зафиксированной формы (понятия, художественного образа, факта жизни отдельного человека, правила или оценки, а также осязаемого предмета) сохранить навечно изменившееся отношение к какому-то объекту мира. Например, художественный образ человека в произведениях эпохи Возрождения благодаря фиксируемой художественной форме помогал человечеству восходить к признанию человека наивысшей ценностью жизни, а подвиги героев, умиравших за отечество, свидетельствовали о признании родины как ценности и утверждали ценностным отношением патриотизм. Использовать аккумуляторы культуры как источники воспитания становится возможным именно благодаря зафиксированности формы отношения. Фиксированое отношение служит наглядной иллюстрацией выраженного кем-то отношения (этот автор выступает как выразитель существующего в обществе отношения), а ознакомление с данной формой высказанного отношения становится ознакомлением с самим отношением: оно есть, оно существует, оно может пленять, удивлять, отвращать, его наличности нельзя отвергать, коль оно, это проявленное отношение, перед тобою, и ты его воспринимаешь как реальность. Источники культуры предлагают педагогу богатство воспитательных средств, он может черпать из этих источников безбоязненно и потому, что источники неиссякаемы, что время проверяет и отсеивает многослойный и беспредельный опыт человеческой жизни, закрепляя и сохраняя для передачи и воспроизведения высокие достижения, способствующие расцвету и сохранению жизни человека. Для ребенка средство, заимствованное педагогом из источников культуры, становится иллюстрацией одного из возможных отношений (например, альтруизм Альберта Швейцера, преданность стойкого оловянного солдатика в сказке Андерсена, красота поведения в предписаниях этикета, забота о самочувствии, скрытая в очках). Разумеется, педагогу позволительно обратиться к разворачивающимся и оформляющимся в искусстве науке, морали, фактах жизни популярных людей и в сотворенных современным производством продуктах скрытым или явно открытым отношениям (например, песню, случай на улице, идею ученого, модную вещь, новую манеру поведения). Критерием для рассмотрения и вынесения суждений будет одно: содействие жизни человека и ее развития. Обращение педагога ко всей системе источников культуры имеет своим следствием вовсе не замечаемое ни практикой, ни теорией явление профессионального плана - легкость, изящество, ненатуженность работы педагога с детьми, когда всё, что он ни делает, кажется естественным, само собой разумеющимся, не требующим никаких особенных усилий. Рассказывает О.А. Соколова: -... «Однажды на уроке письма, я рассказывала детям о красоте русских букв, показывала образцы изящного письма. И разговор вылился сам собой на очень важную тему - человеческие руки. Рука музыканта, рука врача, рука плотника, рука ученика. Дети сами вывели меня на тему «золотые руки». И победой этого урока был детский вывод: - совершенствование человеческой руки - долгий и трудный процесс, но при желании и ученик первого класса может «рождать» своим пером прекрасные образцы русской графики. Вот так! И тут же вопросы, вопросы: - Ольга Анатольевна! А правда, что человек произошел от обезьяны? Кто был нашим предком? - Дети! Я знаю точно только одно! Человек стал человеком только тогда, когда увидел глубину синего неба, мер- цание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника. Он увидел и изумился, и начал создавать новую красоту. Остановитесь и вы в изумлении перед красотой, и в ваших сердцах тоже расцветет красота. Дети задумались. После этого урока мы впервые отправились в путешествие - в яблоневый сад. Туда мы ходили во все времена года - осенью, зимой, весной'. Источники культуры позволяют говорить с детьми как бы от имени человечества, напрягающего свою волю и мысль в отыскании лучшей жизни и определении достойных способов счастливой жизни. Педагогический замысел спрятан, его не видно, он не выявляется для детей, им никто не говорит, что их воспитывают, чтобы они были воспитанными, но всегда говорят, что культура нашла определенные способы жизни, что она проверила некоторые образы жизни, изучила разнообразные варианты отношений и открыла жесткие законы достойной человека жизни. И сам педагог как будто прислушивается и приглядывается к открытиям человечества, раздумывает, выбирает и заново для себя решает, как жить в этом мире, чтобы стать человеком и всегда оставаться человеком. Такие усилия увлекают, вызывают уважение, и дети идут за педагогом и вместе с педагогом, а некоторые - впереди педагога. ' Соколова Ольга Анатольева, учитель школы № 712 г. Москвы.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |