Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеграция мнения специалистов и субъектов производственных и рыночных процессов 5 страница




Таким образом, под возрастной структурой автомобильного парка понимается количественное или процентное распределение его автомобилей по имеющимся возрастным группам (табл. 38)

Удельный вес автомобилей данной возрастной группы j в парке в Момент времени i обозначается

А „

при

где А, - размер парка в момент времени i, являющийся календарным временем существования данного парка;

Aij - количество автомобилей j-й возрастной группы в парке в мо­мент времени i. Необходимо иметь ввиду, что возрастная груп­пировка парка по пробегу лучше отражает надежностные свойства автомобилей, но более сложна в расчетах из-за па­дения годовой наработки в км при старении автомобилей (рис. 42).

Среднегодовой пробег, тыс. км Наработка с начала эксплуатации, годы Рис. 42. Изменение среднего годового пробега (l_r) легкового автомо­биля в Швеции в зависимости от наработки с начала экс­плуатации

 

1 - Lr = f(T);

2 - Lp среднегодовой пробег за Т = 16 лет(реализуемый

показатель).

Специалисту необходимо знать и следить за возрастной структу­рой парка по следующим причинам:

1) она не постоянна и изменяется во времени в зависимости от со­отношений поставок и списания автомобилей;

2) при увеличении наработки автомобиля с начала эксплуатации большинство его технико-эксплуатационных свойств ухудшается:

«надежность;

• производительность;

• экологическая и дорожная безопасность;

• топливная экономичность и т.д.


Поэтому, оценивая показатели качества автомобилей или парков, следует учитывать возраст автомобиля и парка и использовать предло­женное автором понятие реализуемый показатель качества.

2. РЕАЛИЗУЕМЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЭЛЕМЕНТА СИСТЕМЫ

Потребителя интересуют не только начальные значения показа­телей качества, но и то, как они изменяются по мере эксплуатации изде­лия.

Реализуемый показатель качества элемента системы rikj(t,L) - это средний показатель конкретного его свойства, опре­делённый за заданную наработку

(53)

где rikj— показатель качества элемента j-той возрастной группы; rij — число возрастных групп, для которых определяется П^.

Если доходы автобуса за 100 тыс. км принять за 100%, то за весь срок службы средние доходы составят (табл. 37):

Для первых трех возрастных групп этот показатель равен 94%.

3. РЕАЛИЗУЕМЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ПАРКА КАК СИСТЕМЫ

Реализуемый показатель качества парка определяется реа­лизуемыми показателями качества элементов различных возрас­тных групп (rikij), формирующих парк, и возрастной структурой парка в момент i:

(54)

где jcn - последняя возрастная группа, подлежащая списанию.

Плавило №34 При определенных свойствах автомобиля как под­системы, т.е. значениях П^ tcn реализуемый показа­тель качества автомобиля постоянен rikpCOnst, а для парка (системы) он зависит от возрастной струк­туры ajj, т.е. непостоянен n^^COtlst. На этом осно­вано управление реализуемыми показателями каче­ства парка.

Рассмотрим, используя данные табл. 37, пример, иллюстрирую­щий влияние возрастной структуры парка (табл. 39) на показатели эф­фективности.

Реализуемый показатель - средний простой автобуса за весь срок его службы равен (табл. 39):

по отношению

к простою автобусов первой возрастной группы (lUUVo).

При равномерном распределении парка по возрастным группам (I вариант, табл. 39) реализуемый показатель качества парка в момент i равен:

Т. е. реализуемые показатели качества парка и автобуса равны.

Это идеальный вариант, который практически не реализуется, так как среднегодовой пробег автомобилей при старении, как отмеча­лось выше, не остается постоянным, а сокращается (рис. 42).

Равномерное распределение возрастного состава парка по сро­кам службы возможно при условии, что:

а) поставки новых автомобилей соответствуют списанию старых;

б) списание осуществляется при одинаковом возрасте автомобилей;

в) нет аварийных списаний и передач автомобилей при t<tcnl

=2 (табл. 39) реализуемый показатель

г) нет поступления подержанных автомобилей.

Таблица 39 Влияние возрастной структуры на реализуемые
Возраст автомобиля Удельный Удельный вес автомобилей воз­
Группа Интервал простои в раста j в парке в момент i, а,\
j наработки, ремонте, I, i=1 II, i=2 III, i=3
  тыс. км. %. П] ац a2j a3i _J
  0-100   0,2 (20%) 0,1 0,2
  101-200   0,2 (20%) 0,1 0,4
  201-300   0,2 (20%) 0,3 0,2
  301-400   0,2 (20%) 0,3 0,2
  свыше 400   0,2 (20%) 0,2  
Реализуемый пока­        
затель качества автомобиля, rikj       162 J
То же, парка, I IKij -      

Для второго варианта при I качества парка:

 

т.е. простои в ремонте увеличивается, а показатель качества парка хуже показателя качества автобуса при установленном сроке службы.

Третий вариант (i=3, табл. 39) иллюстрирует тенденцию омоло­жения парка. Для него реализуемый показатель качества автомобиля улучшается

Реализуемый показатель качества парка:

 

т.е. лучше, чем у автобуса (1bi!u/o).

4. СРЕДНЯЯ НАРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ ПАРКА С НАЧАЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ

Кроме распределения парка по возрастным группам возрастную структуру характеризует также средний возраст (Tj) и средний пробег (l|) автомобилей парка с начала эксплуатации на момент i. Средний возраст парка в момент времени i равен:

(55)

где Tj - середина интервала j-й возрастной группы автомобилей. В таблице 40 приведен пример расчета среднего возраста парка при изменении его возрастной структуры и времени существования парка.

Таблица 40

№ воз­ Возрас­ Середина интер­ % автомобилей в парке в
растной тные груп­ вала возрастной момент времени i, ап
группы пы, годы, j группы, Tj i=1 i=2 i=3 i=4
  до 1 0,5        
  от 1 до 3          
  от 3 до 5          
  от 5 до 7          
  от 7 до 10 8,5        
  свыше 10          
J3cero, % - -        
Средний возраст парка Ti - - 5,8 7,2   5,5

 

года

Аналогично определяется средний пробег автомобилей парка с Начала эксплуатации (L).

§ 32. УПРАВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ СТРУКТУРОЙ ПАРКА

Средний возраст и возрастная структура (ВС) парков отдельных АТП могут существенно изменяться за небольшие промежутки времени, что не может не отразиться на показателях эффективности работы парка в целом и потребных ресурсах: себестоимости, коэффициенте техниче­ской готовности и производительности автомобилей, потребности в ра­бочей силе и базе, запасных частях, т.е. возрастная структура парка влияет на работу ИТС и автомобильного транспорта в целом. Поэто­му необходимо, во-первых, прогнозировать характер изменения возрас­тной структуры парка, во-вторых, уметь управлять возрастной структу­рой.

Правило №35 Под управлением возрастной структурой парка по­нимается ее прогнозирование и такое целенаправ­ленное изменение, которое обеспечивает получение в необходимый момент времени i заданных реали­зуемых показателей качества парка ПК|.

1. В общем случае на формирование возрастной структуры парка влияют следующие основные факторы:

1) Исходная возрастная структура, т.е. распределение парка по воз­растным группам j в начальный момент i=1: Эц, а-|2, Э^з,... а^;

2) Размер поставки новых автомобилей в момент i = 1,2,3...i: Апь

3) Размер списания автомобилей в те же моменты - Асп..

Отношение размера поставки к размеру парка в i-м году называется коэффициентом пополнения Г,

А „

г-. =

!_!_ (56)

А,

Отношение размера списания к размеру парка в i-м году назы­вается коэффициентом списания или выбытия bj:

(57)

При Г| =bj имеет мест о пиосше восстановление, а при n > bi расширенное, т.е. парк автомобилей постоянно увеличивается. При П< bj происходит деградация, т.е. сокращение размера парка.

Для автомобильного парка США за последние 10 лет коэффици­енты Г и Ь составили в % к парку: легковые автомобили - 6,9 и 5,9; гру­зовые автомобили - 8,4 и 5,6.

4) ресурс (срок службы) автомобиля до списания tcn.

На рис. 43 приведена схема изменения размера вновь образован­ного в момент t=0 парка А, при различном соотношении коэффициентов пополнения и списания и зафиксированном сроке службы автомобиля ten- Это так называемое дискретное списание.

Рис. 43. Схема изменения размера (а) и реализуемого показателя качества (б) парка: А, - размер парка; Пи - реализуемые показатели качества; 4 - коэффициент технической готовности ат; 5 - затраты на обеспечение работоспособности. При этом наблюдаются три характерных этапа: рост парка, вызванный поставкой новых

 

автомобилей при отсутствии списания (кроме аварийного), т.е. Г>0;

Ь=0;

II - от t=tcn до момента окончания производства (или приобрете­ния данной транспортной фирмой) автомобилей определенной модели (tK). На этом этапе в зависимости от соотношения г и b может наблю­даться относительный рост парка Г > Ь (1, рис. 43), его стабилизации г = b (2, рис. 43) или при г < b - сокращении размера (3, рис. 43);

III - от tK до tK + tcn (рис. 43) постепенная ликвидация парка дан­ных автомобилей (Г = 0; Ь > 0).

Схема изменения реализуемых показателей качества (например, коэффициента технической готовности, затрат на обеспечение работо­способности) при Г=Ь на втором этапе приведена на рис. 43,6.

2. Следует различать регулирование и управление возрастом и возрастной структурой парков.

Регулирование ВС проводится на общегосударственном уровне и сводится к установлению такой амортизационной, налого­вой, таможенной и лизинговой политики, которая способствует или препятствует быстрому обновлению парков.

Управление ВС проводится на уровне конкретных предпри­ятий и фирм и сводится к регулированию процессов списания- пополнения и соотношений в парке изделий разных возрастных групп при условии обеспечения требуемого (заданного) для парка объема транспортной работы при минимальных затратах или мак­симальной прибыли.

При изменении сроков службы меняются эксплуатационные за­траты и капиталовложения. Так, при сокращении установленных сроков службы уменьшаются затраты на ТО и ремонт, потребность в персона­ле и ПТБ для ТО и ремонта, потребность и затраты на запасные части, сокращается их номенклатура. Но одновременно увеличивается постав­ка новых автомобилей, т.е. растут амортизационные отчисления для АТП и капиталовложения в промышленность для расширения производ­ства автомобилей (табл. 41).

Из приведенных в табл. 41 данных следует, что сокращение сро­ков службы грузовых автомобилей средней грузоподъёмности с 10... 12 до 5...7 лет позволяет при том же объеме выполненной транспортной работы:

• на 20...25% сократить инвентарный состав парка;

• на 8... 15% уменьшить потребность в капитальном ремонте основ­ных агрегатов;

• на 25...30% сократить потребность в рабочей силе на ТО и TP автомобилей в эксплуатации;

• на 23...40% уменьшить расход запасных частей;

• на 14...20% уменьшить приведенные затраты.

При этом годовые поставки новых автомобилей должны быть уве­личены в 1,5... 1,9 раза, что требует существенных инвестиций.

Оценка влияния срока службы грузовых автомобилей большой грузоподъемности на необходимый размер парка и его ресурсное обеспечение

Необходимость "омоложения" автомобильных парков диктуется безопасностью движения, экологическими и экономическими требовз- ниями. Кроме того, сокращение сроков службы позволяет интенсифици­ровать процесс внедрения новых конструкций автомобилей, т. е. спо­собствует НТП и повышению технического уровня парка.

Таблица 41
Показатели Срок службы автомобиля до списания, лет
         
Необходимый раз­мер парка, %          
Среднегодовая производительность списанного автомо­биля, %          
Годовая поставка новых автомобилей к парку, %          
Годовая потреб­ность в капиталь­ном ремонте ком­плекта основных агрегатов к поставке новых автомобилей, %          
Годовая потреб­ность в капиталь­ном ремонте ком­плекта основных агрегатов, %          
Потребность в ра­бочей силе на ТО и TP в АТП, %          
Потребность в за­пасных частях, %          
Затраты на запас­ные части к стоимо­сти поставки новых -.автомобилей, %          
Общие приведен­ие затраты на пе­ревозки, %          

 

§33. МЕТОДЫ РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВОЗРАСТНОЙ СТРУКТУРЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПАРКОВ

1. МЕТОДЫ РАСЧЁТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВС

Методы расчета возрастной структуры парка зависят от принятого способа списания и поставки изделий:

Дискретное списание - по достижении установленной или приня­той в данном предприятии наработки (срока службы ten или пробега) происходит списание или продажа в другие руки автомобиля вне зави­симости от его технического состояния или показателей работы.

Такая схема распространена при интенсивной эксплуатации в ус­ловиях повышенных требований к надежности (междугородные и между­народные перевозки, пассажирские перевозки, экстренная доставка цен­ных грузов и т.д.);

Случайное списание (рис. 44), характеризуется вариацией факти­ческой наработки до списания f(t). По этой схеме списание производит­ся на основании контроля за определенными показателями работы ав­томобиля, например, по изменению производительности, уменьшению прибыли, накопленному расходу запасных частей и т.д.

Рис. 44. Распределение наработки до списания легковых (1) и гру­зовых автомобилей большой грузоподъемности (2) ав­томобильного парка США

 

1) Различают календарное время существования парка автомобилей данной модели i и возрастную группу автомобилей j. Год начала образования парка или исходный год анализа его возрастной структуры принимается равным i=1.

2) Возраст автомобиля (j) и календарное время существования данного

парка (i) измеряются в одинаковых условных или абсолютных еди­ницах, например годах.

3) При изменении календарного времени на одну единицу (i+1) авто­мобили, имевшие в момент i возраст j, "стареют" на одну единицу и переходят в следующую возрастную группу (j+1), т.е. происходит диагональный сдвиг. Например, если в 2000 г. (i=1) автомобиль имел возраст j=4 года (выпущен в 1997 г.), то в 2001 г. (i=1+1=2) его возраст составит 4+1 =5 лет.

4) Поставки автомобилей условно относятся к началу соответствующе­

го периода года, а списание к концу года.

2. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВОЗРАСТНОЙ СТРУКТУРЫ ПАРКА ПРИ ДИСКРЕТНОМ СПИСАНИИ


Этот метод, назван автором диагональным сдвигом, основан на следующих предпосылках (рис. 45):

AU26 =AlS

Рис. 45. Схема определения возрастной структуры парка диаго­нальным сдвигом

5) Если приобретаются только новые автомобили АПи, а списываются автомобили при t=tcn. т.е. Ас, = АцСп, то дискретное списание назы­вается простым. Количество автомобилей (j+1) возрастной группы в момент (i+1) определяется по правилам диагонального сдвига (рис. 45) и с учетом этапов существования парка (рис. 43).

Для I этапа (при i=t<tcn) в первой возрастной группе 0=1) в момент (i+1) поступит автомобилей: (58)

В последующих возрастных группа:Ау (59)

Списания на этом этапе нет, т.е.,

Для II этапа (при tcn< i < tK) расчеты проводятся по тем же форму­лам (58) и (59), но дополнительно появляется группа автомобилей, под­лежащих списанию: ACj+i = Ац (60)

Для III этапа (tK+tcn) > t > tK поставки новых автомобилей пре­кращаются АП(|+1)1= 0, размеры промежуточных возрастных групп ато- мобилей определяются по формуле (59), а размер списания по формуле

(60).

В табл. 42 рассмотрен пример трансформации структуры и раз­меров парка при простом и сложном обновлении для двух временных разрезов i и i+1 и сроков службы изделий tcn=5 лет. Исходная возрас­тная структура парка (при i=1) зафиксирована во втором столбце таб­лицы. Структура парка при временном разрезе i+1, простом обновлении и поставке 8 новых автомобилей приведена в третьем столбце, а струк­тура при сложном обновлении, заключающаяся в приобретении 20 авто­мобилей третьей возрастной группы - АП(,+1)з, в четвертом столбце.

Если при tcn = 5 лет в 2001 г. (i=1) первая возрастная группа в парке насчитывала Ац=6 автомобилей, вторая А12=12, А13=22, А14=28, А-|5=16, а в течение 2002 г. предполагается приобрести 8 новых авто­мобилей Ап(|+1)1=Ап21=8, то распределение автомобилей по группам в 2002 г. (i=2) будет следующим: а списано будет 16 автомобилей.

6) Если допускается приобретение автомобилей не только новых, но и промежуточная продажа и покупка (или лизинг), то дискретное списание и восстановление является сложным. При этом количество, автомобилей (j+1) возрастной группы в мо­мент времени (i+1) определяется следующим образом

(61)

где An(i+i)(j+i) - поставка в момент (i+1) автомобилей возрастной группы 2 < j < tcn, т.е. неновых, которые суммируются к соот­ветствующей возрастной группе;

AC(j+1)(j+i) - вывод из эксплуатации (продажа, передача в лизинг и т.д) в момент времени (i+1) автомобилей возрастной группы 2<j<t сп, которая вычитается из соответствующей возрас­тной группы.

Размеры первой возрастной группы при наличии поставок новых автомобилей и размеры списания определяются по формулам (58) и (59).

Естественно, что в реальных условиях в конкретные моменты i существования парка некоторые члены формул, например, размер по­ставок или списания, могут быть равны нулю.

7) Как при простом, так и при сложном списании в каждом времен­ном разрезе количество приобретенных и списанных автомобилей в общем случае (характерном для реальной практики) не равно, т.е, An,*ACi.

8) Размер парка определяется суммированием всех данных по столбцам: (62)

9) Прогнозирование возрастной структуры парка позволяет опреде­лить по формулам (54) и (62) размер и динамику изменения реа­лизуемого показателя качества парка по показателям качества автомобилей различных возрастных групп.

Так, если доходы автобусов разных возрастных групп парка опре­деляются в процентах согласно табл. 37. Di=100; D2=99; D3=82; D4=64; Ds=41, то реализуемый показатель качества парка автобу­сов в момент i (табл. 42) по доходам с учетом возрастной

относительно доходности (100%) новых автобусов (j=1).

При временном разрезе i+1 и простом восстановлении доходность среднего автомобиля парка равна D,+i =64,9%, т.е. на 9,7% ниже, чем при исходной структуре (i). При представленном в табл.42 варианте сложного обновления (приобретении не новых, а автобусов 3-й возрас­тной группы) реализуемый показатель качества по доходности парка будет еще ниже и составит 65% от доходности D, =100% автобусов пер­вой возрастной группы, хотя общий доход в результате роста парка воз­растет.

10) Средний возраст парка Т определяется по формуле (47) Для разреза i имеем

Для того же разреза и сложном обновлении парка поставкой 20 автомобилей третьей возрастной группы средний возраст парка будет еще выше и составит: T(i+i> = 3,32 года. Это существенно увеличивает затраты на его содержание.


11) Относительная масса дохода парка (в условных единицах) со­ставляет: MD| = D(-A,. (63) По вариантам это составит:

- исходный (i)

- простое обновление (i+1)

- сложное обновление (i+1)

Таблица 42

Фрагмент расчета простого и сложного дискретного обновления парка


 

Таким образом в рассмотренных примерах (см. табл. 42):

простого обновления масса дохода сократится на 18% в ре­зультате старения и сокращения размера парка на 9%. сложного обновления масса дохода по сравнению с исходной сократилась примерно на 4% при росте размера парка на 10% и его старении на 11%, что приведет к существенному увеличению расходов на содержание этого парка.


Правило № 36. Оценивая изменения возрастной структуры парка, можно прогнозировать изменение во времени всех реализуемых показателей парка, а именно размера, возраста, уровня надежности, дохода, расходов и т.д. Это создает надежную информационную базу для принятия решения по необходимым размерам закупки и списания подвижного состава, планиро­ванию расходов, необходимости модернизации производственной базы, дополнительной потреб­ности или излишке рабочей силы и оборудования.

2. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВС ПАРКА ПРИ СЛУЧАЙНОМ СПИСАНИИ И КОМПЕНСАЦИОННОМ ПОПОЛНЕНИИ

Этот расчет основан на использовании закономерностей процесса восстановления (закономерности 5-го вида, изученные в разделе тео­ретических основ дисциплины "Техническая эксплуатация автомоби­лей").

При этом весь наличный парк рассматривается в качестве вос­станавливаемой технической системы, состоящей из элементов - от­дельных автомобилей. Случайное списание автомобиля в соответствии с законом распределения (рис. 44) - это как бы отказ системы, а постав­ка нового автомобиля, заменившего списанный, - восстановление системы.

Поток замен списываемых автомобилей во время существования парка i описывается, как это было показано в теоретических основах ТЭА, ведущей функцией fi(i) и параметром потока отказов (списаний) и замен (поставок) Ш(|).

Ведущая функция определяет накопленное число событий (в данном случае замен списанных автомобилей) к определенной наработ­ке i большой системы - парка автомобилей.

Разница Пр+и - Q(i) =гП{Хо определяет число событий в интервале наработок восстанавливаемого элемента системы (i+1) - i.

Для этого случая (64)

где Fk - интегральная функция распределения наработки при k-й замене инвентарного автомобиля парка; i - календарное время работы парка. Смысл этого выражения состоит в том, что за фактический кален­дарный срок существования парка автомобилей данной конструкции (i=20.. 25 лет) будет несколько (к) списаний и замен каждого списочного

В случае нормального закона распределения наработки до списа­ния автомобиля функция fi(i) может быть определена аналитически по следующей формуле-

(65)

где

X - средняя наработка до списания автомобиля; ст - среднеквадратические отклонения наработки до списания; к - число замен каждого списочного автомобиля; Ф(г) - нормированная функция, определяемая по стандартной

таблице (см. прилож. 6) для выражения:

Рассмотрим пример последовательности расчета случайного списания при следующих исходных данных:

Интервал календарного времени существования парка принят в 1 год, т.е. размер списания и компенсирующей поставки определяется в расчете на 1 год. Расчет проводится для i=16, т.е. 16 календарных лет существования парка. Заданный среднегодовой размер парка, который необходимо поддерживать по требованиям коммерческой эксплуатации, Aj = const = 100 автомобилей.

Последовательность расчета:

1) Определяем число замен в первом календарном интервале работы парка:

а) для первых замен (i=1,k=1, Х=5, ст=1,5) имеем:

вероятность первых замен

[приложение 7)

б) для вторых замен (i=1, k=2, х=5, а=1,5)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.