КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникновение, этапы развития политологии
Лекция I. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Политология как самостоятельная отрасль знания оформилась только в начале XX в. Но знания о политике зародились в Европе около трех тысячелетий тому назад, а на Востоке и в Древнем Китае - еще раньше. Однако наиболее развитые формы они получили в политической мысли античности - в Древней Греции и в Древнем Риме.В основе понятия "Политология" - современный термин "политика". Его смысл определяется двумя греческими словами: politike - искусство управления государством - полисом и logos - учение (наука о политике, т.е. искусстве управления государством). Другое греческое слово politea дословно означает государственное устройство, организацию общества, которое находится под определенной властью и прежде всего - государственной. Таким образом, эти понятия указывают на государство как на одну из центральных категорий политической науки и берут свое начало от древнегреческого философа Аристотеля, который тесно связывал политику с государством.Как определенная отрасль знания политология берет свое начало в седой древности - со времен Конфуция, Платона, Аристотеля и Цицерона и в своем развитии проходит несколько этапов. Главными являются три. 1. Начальная, философско-этическая стадия (IV в. до н.э. - первая половина XIX в.). Это период, когда политические знания существовали в системе философских знаний. Значительное влияние на формирование политической мысли оказали исследования древних мыслителей Платона, Аристотеля, Цицерона, Августина, Фомы Аквинского и многих других выдающихся мыслителей прошедших исторических эпох, но они не создали политической науки, так как были тесно переплетены с философскими, космологическими, теоретико-познавательными, этическими и эстетическими идеями. Только к XVI в. ученые относят формирование специфической политической проблематики, что связано с работами итальянского гуманиста Н. Макиавелли (1469-1527). 2. Эмпирическая ступень (вторая половина ХIХ в.) В этот период в развитых странах, на основе накопленных знаний, происходит становление политологии как самостоятельной академической дисциплины. Этот процесс имел свои временные и содержательные особенности в странах Европы и США. Во Франции политология родилась на стыке государствоведения, политической истории и социологии. В Германии этот процесс связан с "правовой школой". В Великобритании формирование политологии связано с основанием в конце XIX в. Лондонской школы экономики и политических наук при Лондонском университете. Наибольшие успехи складывающаяся наука имела в США. В 1857 г. в Колумбийском колледже была создана кафедра "История и политическая наука", в 1880 г. в этом же колледже (переименованном позже в Колумбийский университет) была организована школа политической науки, а в 1903 г. Американская ассоциация политических наук, положившая начало созданию подобных ассоциаций в других странах и в международном масштабе. 3. Современный этап начался в ХХ веке и продолжается до наших дней. Этот этап отличается критическим переосмыслением эмпирических и исторических знаний, накопленных за предыдущий период, а также их дальнейшим углублением. В это же время политология окончательно оформляется и как учебная дисциплина. Объем преподавания регулируется решениями международного коллоквиума политологов, организованного ЮНЕСКО в 1948 г. в Париже. Здесь было определено, что основным предметом политической науки является: 1) политическая теория (вместе с историей политических доктрин); 2) политические институты; 3) политические партии, группы, общественные организации; 4) международные отношения. В большинстве восточноевропейских социалистических стран политология считалась сферой знаний, которая не слишком удачно вписывалась в систему обществоведческих наук. Последняя была основана на принципах марксистской идеологии, и поэтому в этих странах не существовало не только соответствующей учебной дисциплины, но и профильных исследовательских центров за исключением специальных полузасекреченных, закрытых научно-исследовательских институтов в системе академии наук, которые, впрочем, также занимались изучением скорее конкретных проблем внешней и оборонной политики, международных отношений и развития отдельных стран мира и регионов, чем вопросов теоретического осмысления политических процессов, институтов и отношений. Кроме того, политология опасно близко подводила исследователя к соблазну критического переосмысления политики правящих партий, чего, разумеется, тоталитарная власть допустить никак не могла. Некоторые политические проблемы рассматривались в рамках исторического материализма, теории государства и права и ряда других дисциплин. Однако исследовательские возможности были ограничены марксистскими догмами. Только после краха социализма в 1990 г. в ходе начавшихся демократических преобразований политология стала предметом преподавания в учебных заведениях. В современных постсоциалистических странах политология развивается исключительно бурными темпами. Созданы кафедры практически во всех высших учебных заведениях, готовятся специалисты по данной специальности в десятках университетах, издаются специальные научные журналы, публикуются сотни наименований учебников и монографий, переведены и стали доступны практически все наиболее значимые научные труды западных политологов, функционируют специальные научные советы по защите диссертаций, проводятся конференции, симпозиумы, созданы и продуктивно работают десятки научных институтов политологического профиля. Предмет политологии. Очевидно, что предметом этой науки является сфера политики. Такой вариант определения является правильным, но недостаточно конкретным. Из-за того, что эта сфера в силу своей практически необозримой широты предстает перед исследователем в виде инвариантной, многовекторной, полифонической реальности, предмет ее явно нуждается в конкретизации. Однако сама сфера политики трактуется далеко не однозначно, и имеются многочисленные различные определения, что связано с разными подходами к пониманию таких важнейших составляющих сферы политики как власть и государство. Так в марксистско-ленинской интерпретации политика - это сфера борьбы классов, связанная с государством. В послевоенные годы получает широкое распространение направление, представители которого связывают интерпретацию политики с пониманием государства в категориях деятельности правительства. Наиболее ярко это отражено в американской и французской моделях политической науки. Так, например, в Колумбийской энциклопедии политическая наука определяется как наука о характере и функциях государства и его правительства как органа, с помощью которого государство реализует власть. Оба эти подхода не охватывают полностью феномен политики. Первое направление абсолютизирует борьбу классов, сводит государственные отношения к классовым, интерпретирует политику исключительно через призму классовости. Второе направление абсолютизирует деятельность субъекта политики – исполнительную власть, рассматривая политику как функцию государства. Но содержание понятия политика значительно шире. В процессе исторического развития политика стала уникальным явлением, синтезировав самые разнообразные типы и формы человеческой деятельности, включающие разные истоки: мировоззренческие и идеологические установки и программы, теоретические и эмпирические взгляды, отражающие не только требования разных социальных, национальных, этнических,религиозных, половозрастных групп, слоев, классов, но и общенациональные и общегосударственные интересы, интересы общества в целом. Под влиянием этих факторов, формируется содержание политики, которая дает представление об особом, специфическом срезе жизнедеятельности общества, не только регулирующем отношения между разными слоями общества, но и направляющим усилия на реализацию их интересов и сохранении при этом его целостности. Учитывая особенности этого “среза”, можно определить политику как, во-первых, специфическую сферу деятельности общества, в основе которой происходит публичное состязание, борьба за право и возможность получить необходимые ресурсы власти с целью внедрения в жизнь общества принципиальных программных положений той или иной идейно-политической доктрины,чтобы определить вектор дальнейшего развития общества. Второе общепринятое значение термина политика характеризует ее как систему специфической организации общества, как совокупность методов и рычагов, которые позволяют структурировать общество таким образом, чтобы обеспечить необходимый уровень координации, управляемости общественными процессами и отношениями. Еще один, третий, принципиально важный аспект смыслового наполнения термина политика состоит в том, что она представляет собой критически важный компонент в системе становления и развитии государственности страны как единственного механизма реализации принципа суверенитета народа. Наконец, в четвертом, более узком смысловом значении термин политика используется как определенная направленность действий, система конкретных мер, которая призвана разрешить хотя и очень важные, но все же локализованные, ограниченные во времени и пространстве проблемы. В этом контексте в зависимости от конкретных задач терминологически политику можно обозначить как, например, электоральную, пенсионную, ближневосточную, правозащитную и так далее. К сказанному следует добавить, что политика представляет собой чрезвычайно сложное, многовекторное и многослойное явление жизни общества, архитектоника которого в значительной степени усложняется высоким удельным весом влиянии субъективного компонента. Поэтому четыре вышеперечисленных значения данного термина скорее всего не являются исчерпывающими. Поскольку современные общественные отношения продолжают развиваться и усложняться, то не исключено появление новых смысловых оттенков термина политика. Такое широкое понимание политики обусловило интегративный подход к определению предмета политологии. Согласно этой точке зрения политология - это интеграционная наука о политике во всех ее проявлениях. Важнейшими структурными элементами политологии, ее содержательными составляющими являются: история становления политики; история развития политических доктрин и учений; теория политической власти; динамика развития политических институтов; направленость и содержание политических процессов и отношений, политическое сознание, политическая идеология, политическая ментальность и политическая культура; внутригосударственные и международные политические отношения. Однако, центральным предметом политологии является проблема власти, ее сущности и структуры, механизмов формирования, завоевания, удержания и осуществления, контроль над политической властью со стороны общества, баланса и системы противовесов, системы структурирования политической власти. Исходя из данного определения политологии, можно сделать вывод, что ее объектом является весь спектр политической жизни общества со всеми явлениями и процессами политического характера, которые в ней происходят, а субъектами сферы политики – государство, отдельные властные структуры, социальные группы,политические партии, общественно-политические организации и движения, религиозные конфессии, средства массовой информации, отдельные личности, политические лидерылидеры, политические элиты и ряд других. Происхождение термина политика исторически связано с древнегреческими городами-государствами, которые назывались полисами. Таким образом, исторически первое употребление термина политика связано с идеей создания государственности на принципах прямой демократии, создания системы публично власти, опирающейся на поддержку и волеизъявление свободных граждан полиса. Начиная с античных времен термин политика чаще всего использовался для обозначения определенного политического курса, чаще всего в межгосударственных отношениях и внешней политике. Интерпретация этого термина как процесса публичного состязания за власть, как механизма реализации принципа народного суверенитета возникает значительно позже в ряде стран Западной Европы и Северной Америки в связи с победой первых буржуазно-демократических революций, выходом на историческую арену различных сегментов третьего сословия в качестве самостоятельных субъектов борьбы за власть и введением в связи с этим всеобщего избирательного права, официальным признанием наличия в обществе различных социально-экономических, политических, идеологических интересов и легализацией в связи с этим принципов политической конкурентности, состязательности, альтернативности через механизмы действия многопартийности и выборности органов власти. Таким образом, только с окончательным утверждением вышеобозначенных принципов и механизмов политика перестает быть исключительной прерогативой властных структур и приобретает смысловое значение публичной борьбы за власть различных социальных групп, реализации принципа суверенитета народа. Из сказанного правомерным является вывод о том, что во всех основных смысловых значениях термин политика в современном мире характерен только для стран с принципиально демократическим типом политического режима. Политика может существовать в ограниченном варианте в некоторых авторитарных государствах и практически это понятие деградирует в тоталитарных странах, поскольку в последних элементы неопределенности, непредопределенности в общественно-политической жизни подменяются жесткой государственной регламентацией и контролем, заранее определенным властью и всем известным результатом выборов, искореняется реальная состязательность и альтернативность, из жизни общества исчезает политическая конкуренция, вместо которых государство навязывает народу показное единство и сплоченность вокруг правящего режима. Основными принципами и одновременно наиболее характерными чертами современной политики в ее полноформатном варианте являются: 1) политика предстает прежде всего как сфера деятельности структур и институтов гражданского общества, которая функционирует вне системы детальной регламентации со стороны государства, 2) само государство, действующая в стране власть не является субъектом публичной политики, 3) реализация основных направлений политики осуществляется государством при параллельном эффективном контроле со стороны структур гражданского общества, 4) политика реализуется через систему права, в основу которого заложены принципы общественной морали, справедливости, уважения прав и свобод индивида. Применительно к данным принципам, справедливой будет оговорка, что они характерны в основном и прежде всего для политики в открытых системах, а также применительно к политике внутренней. Поскольку внешняя и оборонная политика, геополитика и политика в сфере обеспечения национальной безопасности формируются под влиянием и с учетом несколько иных факторов. Политология, вырабатывая свои методы исследования, использует весь арсенал, накопленный в теории познания, отбирая принципы и методы, соответствующие ее природе и специфике. Наиболее важные и часто используемые ею методы можно подразделить на три группы: общеметодологические, конкретно-теоретические и эмпирические. Основополагающими являются общеметодологические подходы, так как без методологии как системы представлений и принципов постановки и решения проблем не может быть и теории политики. Общеметодологические подходы применяются в исследовании наиболее общих теоретических проблем, относящихся к политической онтологии, политической гносеологии, политической аксеологии и другим. Неотъемлемые составляющие теории политической науки - выяснение сущности и закономерностей политической жизни, побуждающих ее мотивов и движущих сил, взаимодействия объективного и субъективного, становления, развития и смены политических систем. К наиболее применяемым общеметодологическим подходам следует отнести исторический и социологический. Исторический подход предполагает рассмотрение политических явлений в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их последовательном временном развитии, выявлении связи прошлого, настоящего и будущего. Социологический метод исходит из признания социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на них экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Для понимания конкретных явлений политической жизни, прогнозирования политического процесса необходимо углубленное изучение конкретных фактов, их осмысление и обобщение, что является сферой теории политики так называемого среднего уровня, на почве которой и разрабатываются конкретно-теоретические методы изучения политической жизни. Важнейшее место в этой группе занимает системно-функциональный подход. С его позиций политика рассматривается как некоторая целостность, система, обладающая сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции, направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы. Системный подход позволяет установить общие, универсальные закономерности функционального действия политических систем. В качестве систем может быть рассмотрен любой политический институт или организация, государство, партия, профсоюзы, церковь и др. Дополнением к системно-функциональной методологии служит сравнительный метод, получивший широкое распространение в современной политологии. Этот метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления политического поведения, так как в политической жизни, политической системе, культуре различных народов много общего. Главное в этом методе - правильно подобрать объекты для сравнения, которые должны быть однотипными по своей природе и функциям: государственное устройство, партии, электоральные системы и др. Применение этого сравнительного метода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов. Одно из ведущих мест в политической науке занял бихевиористский метод (англ. behaviour - поведение). Его суть состоит в изучении политических явлений и процессов на основе поведения отдельных личностей и общественных мини - и макрогрупп, независимо от того, имеет оно характер вербальный или практический, осознанный или подсознательный. В соответствии с этим методом явления политической жизни выводятся из природных качеств людей. Решающим фактором политической активности считается стремление к власти как доминирующая черта их психики и сознания. Дополняют бихевиористский подход антропологический и психологический подходы. Первый из них применительно к исследованию реальных политических действий требует не ограничиваться изучением влияния социальной среды или разумной, рациональной мотивации, а выявлять и иррациональные, инстинктивные, биологические и другие мотивы поведения, обусловленные человеческой природой. Психологический метод также требует исходить в политических исследованиях из человека, но, в отличие от антропологического метода, он имеет в виду не человека вообще, не человека как представителя рода, а конкретного индивидуума. Этот метод ориентируется на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов. На основе психоанализа возможно объяснение различных типов политического поведения, в частности, авторитарного типа личности, стремящейся с помощью приобретения власти преодолеть чувство личной неполноценности, различного рода комплексы. Третий уровень изучения политической жизни - эмпирический, представляющий совокупность конкретно-социологических приемов, с помощью которых собирается и систематизируется первичная информация о политических фактах. Эмпирические методы прямо не отражают специфики политологии и в основном заимствованы из конкретной социологии, кибернетики и других наук. К ним относятся: наблюдение, опрос, изучение статистических материалов и документов, лабораторные эксперименты. Наиболее доступным и не требующим больших финансовых и трудовых затрат является контент-анализ. Он предполагает целенаправленное изучение определенных документов (конституций, законодательств, партийных программ, инструкций, выступлений политических лидеров и т.п.) В современных условиях применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий. Преимущество этого метода в оперативном получении фактографических данных о политических явлениях на основе объективной информации. Необходимо обратить внимание, что для получения целостной картины политических процессов исследователь должен применять все методы, имеющиеся в распоряжении науки в их органическом единстве.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |