КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политическая мысль древнего мира и средних веков
Лекция II. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЛИТИКЕ В ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Человечество накопило огромное количество идей относительно разных сфер политики, не учитывая и не используя которые невозможно существование и эффективное развитие политической науки.В своем развитии представление о политике прошло ряд исторических этапов: 1. Политическая мысль древнего мира и средних веков (III тысячелетие до н.э. - XV в. н.э.) 2. Политическая мысль Нового времени (XVI-XIX в.) 3. Политическая мысль и политические доктрины современности (XX в.) Политическая мысль зародилась в период разложения первобытнообщинного строя, параллельно с процессом формирования государства и права. На ранних этапах развития человечества политические взгляды не выступали относительно самостоятельными сферами знания, а были составляющими общей картины мира и поэтому испытывали влияние мифологических и религиозных представлений. Начало политической мысли следует искать в истории государств Востока, где сформировались огромные теократические монархии, происхождение которых, их существование и судьба считались зависимыми от Бога. Поэтому и зародившиеся здесь политические доктрины были ограничены рамками господствующих религий (отсюда и их определение - религиозно-политические доктрины). Их основная идея - божественный первоисточник социально-политических и правовых порядков, а характерные черты - фатализм, покорность и послушание. Это нашло отражение в мифах и легендах народов древнего мира - египтян, вавилонян, индусов, китайцев, евреев, персов, греков и др., а также в их законах, различного рода советах, рекомендациях и "поучениях". В соответствии с общим для стран Востока обожествлением фараона, царя, императора и т.п. политика трактуется в этих странах как выражение божественной воли. Ярчайший пример - Древний Египет, где фараон был не только живым Богом на земле, но и наилучшим из всех людей по своим качествам: уму, морали, справедливости, силе, т.е. он выступает во всех формах власти - был божеством, монархом, верховным судьею. Вся система власти строилась на насилии и страхе. Так фараон Тутмос III (1525-1473 г.г. до н.э.) в своем "поучении" рекомендовал придерживаться законов и применять насилие по отношению к своим подданным: "Вызывай у людей страх перед собой, ибо только тот является действительным властелином, кого люди боятся". В первом тысячелетии до н.э. начинает проявляться тенденция отхода от первичного религиозно-мифологического представления к более рационалистическому взгляду на мир вообще и на государство в частности. Большую роль в формировании политико-правовой мысли Китая сыграло конфуцианство — учение Кун Фуцзи (551-479 г.г. до н.э.), ставшего известным в Европе, через два тысячелетия после своей смерти как Конфуций. Объект изучения у Конфуция - искусство управления государством, которое он отождествлял с искусством справедливости, моральности. В основе конфуцианского идеала управления - не принуждение народа, не насилие над ним, а сила морального примера. Сила государства не в суровости наказаний, а в добровольности и сознательности признания власти - писал Конфуций. В тексте “Лунь-юй” содержится моральная заповедь Конфуция: "Не делай людям того, чего не желаешь для себя и тогда в государстве и в семье к тебе не будут относиться враждебно". Свое право на управление государством правители, по мнению Конфуция, должны утверждать знаниями, своими способностями, мудростью. Яркими представителями рационализма китайской политической мысли были легисты (школа юристов), учение которых формируется в VI-V в.в. до н.э. Отбросив конфуцианское представление о государстве как большой семье, сторонники правовой доктрины главный источник хорошего строя усматривали в политических и правовых институтах. Отмечая наметившиеся тенденции в направлении рационалистической аргументации политики, следует подчеркнуть, что в политико-правовых доктринах Востока речь шла о конкретной политике - "мудрой", "наилучшей", "справедливой" и т.п., а не о ее теоретических основах. Переход к теоретическому анализу проблем политики предприняли древние греки в период расцвета их полисов (городов-государств) в VI-V в.в. до н.э, а также в период кризиса и распада полисной системы после походов Александра Македонского (IV-II в. до н.э). Древняя Греция. После падения империй Ближнего Востока центром рождения новой цивилизации становится Греция. Ее географическое положение способствовало возникновению небольших отдельных хозяйственно политических центров - городов-государств (полисов), наиболее известные из которых Спарта и Афины. Со Спартой связано возникновение государства - военного лагеря и формирование политической власти типа диктатуры. Афины стали родиной демократии. Вершина политической мысли Древней Греции — учение Платона и Аристотеля. Платон (427-347 г.г. до н.э) свои политические взгляды изложил в диалоге "Государство", поставив ряд важных теоретических проблем. Он одним из первых обращается к характеристике государственных форм, выделив тимократию, олигархию, демократию и тиранию как "порочные", несовершенные политические формы. Тимократия - власть честолюбцев. В результате страсти к обогащению тимократия превращается в олигархию - господство немногих богачей. В результате непрерывной борьбы бедных и богатых устанавливается демократия - власть большинства, которую он называет главной базой политики. По мнению Платона, демократия - это власть масс посредственностей, при которой происходит порча нравов, водворяется наглость, бесстыдство. Неограниченная свобода демократического строя приводит к тирании - наихудшей форме государственного устройства, т.к. устанавливается произвол одного человека. Возможность остановить процесс деградации Платон усматривал в приближении структуры государства к идеальному образцу - справедливому правлению "аристократов духа" - мудрецов-философов. Основным принципом совершенного государства является справедливость, детерминированная природным предназначением человека, в связи с которым каждому гражданину отводится определенное занятие и определенное положение. В связи с этим философ вводит целую иерархию сословий: философы-правители, стражи-воины, ремесленники и крестьяне, занимающиеся физическим трудом. Идея о разделении труда, лежащая в основе возникновения государства, относится к важнейшим политическим обобщениям. В то же время у Платона просматриваются истоки тоталитаризма, так как в его политическом идеале Платона личность, общество растворены в полисе. Но наряду с тоталитарными ростками для этого идеального государства характерны разумные основы гражданственности, высокий моральный дух. Платон высоко ценил политическое знание и политическое искусство, суть которого, по его мнению, состоит в умении разумно организовывать и вести общегосударственную жизнь. Аристотель (384-322 г.г. до н.э), великий античный мыслитель, заложил основы политической науки как самостоятельной дисциплины. Свои политические взгляды он изложил в работах "Политика", "Этика", "Риторика", "Афинская политика". Но то, что считал этот философ наукой о политике, было нерасчлененной, комплексной предметной отраслью, включающей в себя, кроме политики, экономику и этику, которую он считал началом политики и составной частью ее введения. В понимании Аристотеля, политика - это наука о практике, деятельности, о высших благах человека и государства. Взгляды Аристотеля на государство опирались на огромный конкретный материал, собранный и изученный в его школе – описание конституционного устройства 158 греческих городов-государств. По мнению философа, задача политологии как науки о государстве состоит в том, чтобы научить политического деятеля искусству государственного управления, показать, какой государственный строй является наиболее пригодным при данном состоянии общества. Все формы государства Аристотель разделяет на правильные, где истинная цель состоит в общем благе, и неправильные, в которых имеются выгоды одних правителей, а не народа. К правильным он относит монархию или царство, аристократию или господство лучших и политию или республику. Каждой правильной форме он противопоставляет неправильную: тирания, где имеется в виду только польза правителя; олигархия, где правят богатые для собственной выгоды; демократия, где властвуют бедные, имея в виду только самих себя. Практически наилучшим Аристотель считал смешанный тип, являющийся компромиссом трех правильных форм, так как он отвечал интересам средних классов, наиболее полезных государству и заинтересованных в его стабильности. Как и у Платона, у Аристотеля также просматриваются тоталитарные тенденции: человек - это часть государства, личные интересы подчинены общественному благу, гражданин - это безликая частица единой политической общности. Хотя граждан Аристотель называет свободными людьми, но свободу он понимает только как противоположность рабству (граждане - не рабы, ими никто не владеет). Но не эти положения в учении Аристотеля определяют ценность его учения. Он вошел в историю политической мысли как основатель науки о политике, считая ее практической наукой об искусстве управления, главная задача которой состоит в нахождении такой формы, которая наилучшим образом отвечала политической природе человека, ее потребностям и интересам общества. Древний Рим. Политическая мысль Древнего Рима испытала значительное влияние древних греков и прежде всего Платона, Аристотеля и Полибия. Это особенно ярко проявилось в творчестве Марка Туллия Цицерона (106-43 г.г. до н.э) - знаменитого римского государственного деятеля, оратора, мыслителя, борца за республику. В зависимости от количества правящих он выделял три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Под заметным влиянием Полибия Цицерон делает вывод, что достоинство этих трех форм кроется в их взаимосвязи и единстве: "благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью - оптиматы, свободой - народы". Наиболее разумной он считал смешанную форму государства, в которой должны быть представлены достоинства всех трех. Образцом такого смешанного государственного устройства для него была Римская республика III - начала II ст. до н.э. Опираясь на достижения философско-политической мысли древних греков, Цицерон в своих трудах "О государстве", "О законе", "Об обязанностях", в многочисленных политических и судебных публикациях высказал ряд оригинальных идей. В трактовке Цицерона государство - это не только проявление общего интереса всех его свободных членов, что было характерно для древнегреческих концепций, а одновременно и единодушное правовое единство (общность) этих членов, отдельное правовое образование. Римский мыслитель разошелся с Платоном и Аристотелем в понимании естественного права (истинного закона): в отличие от них, полагавших, что естественное право и государство неотделимы, Цицерон утверждает, что естественное право возникло раньше, чем какой бы то ни был закон, вернее раньше, чем какое-либо государство вообще было основано. Соответствие или несоответствие человеческих законов естественному праву выступает, согласно Цицерону, критерием справедливости или несправедливости. Таким образом Цицерон стоял у истоков понимания идеи "правового государства". В период перехода от республики к монархии и в императорский период римские юристы приложили немало сил для обоснования гегемонии Рима, а также претензий императоров на законодательную власть (Гай, Ульпиан). В частности, Ульпиану принадлежат слова: "что желает император (принципе), имеет силу закона". Римскими юристами было разработано "право народов", содержащее ряд норм международного права (признание моря "общим для всех" и др.). Современный мир воспринял от древних греков феномен публичной власти, а от древних римлян принцип разделения власти. Особенно следует отметить значение Цицерона, стоявшего у истоков юридизации понятия государства, которое в будущем приобрело много сторонников. Особенность политической мысли средневековья - ее богословская трактовка. Христианство, зародившееся в античном мире, восприняло его многие идеи: от идеалистического платонизма - убежденность о превосходстве духовного мира над материальным, из учения Аристотеля - концепцию Бога как первопричины, из философии циников - равнодушие к земным вещам, из иудаизма - мессионизм и монотеизм. Успешно превратив утонченные идеалы философов в легкоусваиваемые догматы, христианство стало господствующей религией в средневековой Европе, наложив свой отпечаток на все сферы жизни, в том числе и политической. Но развитие знаний о политике не остановилось. Один из основоположников христианской политической теории — Аврелий Августин (354-430 г.г.), епископ Гиппонский (Северная Африка). В своем основном трактате “О граде Божьем”, написанном под впечатлением о взятии Рима ордами Алариха в 410 г, Августин выдвинул учение о двух градах - божественном и человеческом. Разделив мир на “град небесный” (происходящий от Авеля), природа которого божественна и вечна, и “град земной” (происходящий от Каина), Августин видит их неизбежное взаимодействие. Сводя воедино священную и мировую историю, он ставит проблему обновления “града земного” в русле христианской добродетели: все формы правления должны уважать Бога и Человека. Доминиканский монах Фома Аквинский (1225-1274) в своем богословском сочинении "Сумма теологии" разрабатывает также проблемы христианской политической теории. Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Опираясь на эти теолого-философские представления, Аквинский пришел к выводу, что государство имеет позитивную ценность в самом себе и вне себя: оно не только сохраняет мир, но является выражением божественного провидения и воли во имя людей. Политика, по его мнению - моральная ответственность, обдуманное разумом направление воли человека во всех социальных действиях, а политическое благоразумие - это правильный выбор средств к моральной цели, всеобщему благу общества и государства. Как Аристотель и Цицерон, Ф. Аквинский идеальной формой правления считал смешанную из "чистых форм", при которой монарх олицетворяет единство, аристократия - преобладание надлежащих заслуг, а народ служит гарантом мира и согласия. И Августин и Аквинский обосновывали верховенство церкви над светской властью, призывая светскую власть безжалостно карать еретиков, выступающих против единства церкви. Таким образом гуманистическое в своей сущности учение великих философов-моралистов в социально-политическом плане стало теоретической базой для оправдания инквизиции. Христианское правосознание поднимало политическую мысль на новый уровень: оно явилось источником индивидуальной морали, утверждая, что человеку от Бога дан индивидуальный способ существования и подчеркивало его самостоятельную ценность. Вместе с тем христианство учило воспринимать власть как великое бремя ответственности. Политическая практика в средневековой Европе развивалась двумя путями. Первый связан с формированием авторитарной королевской власти на территории западных провинций бывшей Римской империи (позже, в XII - XV в.п. на этой территории начался процесс становления национальных государств -Франции, Англии, Испании и др.). Второй путь связан с формированием абсолютистских монархий (деспотий) восточного типа, которые возникали на территории восточных провинций бывшей Римской империи и прежде всего представлен феноменом Византии. (После ее завоевания турками-османами в 1453 г. эта традиция была продолжена Московским великим княжеством, а затем Российской империей). Византийский тип власти формируется в течении IV - VII в.в. Ее характерная черта - доминирование централизованной власти, что сближало Византию с Востоком. Особенно большую роль играл государственный аппарат с его разветвленной системой бюрократии. Хотя государственный строй Византии по своей форме значительно отличался от государственного строя восточных монархий, подобие состояло в абсолютизации власти монарха. При отсутствии каких-либо представительных учреждений государственный аппарат, с его развитой бюрократией, являясь опорой власти, стал самой консервативной частью общества. Формирование западноевропейского типа правления связано с Франкским королевством и государством Каролингов, основателем которого был Карл Великий (768-814 г.г.) Его характерная черта - авторитарная королевская власть, опирающаяся на Совет королевства. В Западной Европе, наряду с дальнейшей централизацией и ростом абсолютизма, начался процесс постепенного ограничения королевской власти. Такими ограничительными сословными представительными учреждениями стали кортесы в Испании, Генеральные штаты во Франции, парламент в Англии. Во всех этих институтах были представлены, кроме феодалов и духовенства, горожане и даже крестьяне. В 1215г. английский король Иоан Безземельный был вынужден принять Великую хартию вольностей, которая в определенной степени oграничивала власть короля и предоставляла важные права гражданам. Так статьи 41 и 42 предусматривали право свободного въезда и выезда для свободных англичан. Статья 39 гласила: "Ни один свободный человек не может быть арестован или заключен в тюрьму или лишен имущества... не иначе как но закону страны". Хотя в целом Великая хартия — противоречивый документ, но безусловно, что нею был заложен первый “камень” будущего правового государства. Выразителем новых отношений в Европе стало так называемое Магдебургское право, регулировавшее социально-экономическую и политическую жизнь городов. Это право было получено вследствие борьбы городов против феодалов (сеньоров) за свою независимость. (Во Франции города, добившиеся самоуправления, получили название городов-коммун). Магдебургское право гарантировало местное самоуправление, налоговый и судебный иммунитет, право собственности на землю, льготы относительно ремесла и торговли, освобождало от феодальных повинностей. Оно устанавливало порядок избрания власти города, ее функции, основные нормы гражданского и уголовного права. Магдебургское право сформировалось в конце XII - в начале XIII в. в немецком городе Магдебурге, а на протяжении XIII в. распространилось на города Чехии, Венгрии, Польши, Литвы, а отсюда - и на украинские и белорусские города. Первыми на Украине получили Магдебургское право города Галицко-Волынского княжества (Львов получил его в 1356 г.)
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |