Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Власть и ее легитимность




Лекция ІІІ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

В политологии одно из центральных мест занимает категория «власть». Понятие “политическая власть” невозможно осмыслить вне понимания сущности власти как таковой. Понятие власти очень широкое, сложное и противоречивое: мы говорим о власти родителей над детьми, сил природы над человеком, государства над гражданином, власти чувств, религии и т. п. Анализ власти как глобального феномена имеет свою традицию в истории общественной мысли.

Так Аристотель рассматривал отношения власти как природную особенность одних людей подчинятся, а других — господствовать. В зависимости от подхода, акцентирования внимания на той или иной стороне или проявления власти, что уже само по себе говорит о многоаспектности этого феномена.

Так для марксистского направления главный критерий власти — классовый. Но если толковать власть широко, то власть класса — лишь частный случай. Согласно реляционистской концепции (американские политологи Р. Даль, Д. Френч, П. Блау и др.) власть рассматривается как отношение между двумя партнерами, при котором один из них оказывает определяющее воздействие на второго. Бихевиористское (поведенческое) направление, основные идеи которого были разработаны учеными Чикагского университета, власть рассматривается как особый тип поведения, при котором одни командуют, а другие подчиняются. Особое внимание обращается на субъективную мотивацию власти: человек видит во власти средство улучшения жизни (приобретение богатства, престижа, свобод и т.д.)

Системная концепция (американские политологи Т. Парсонс, Т. Кларк и др.) рассматривают власть, исходя не из индивидуальных отношений, а от существующей в обществе социальной системы и трактует власть как способность системы обеспечивать использование принятых обязательств, направленных на реализацию коллективных целей.

Опираясь на разработку данной проблемы в современной политологии, можно привести несколько следующих смысловых определений общей сущности власти. Власть — это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей. Власть – это отношения между субъектами политики, которые предполагают:

1) возникновение состояния зависимости между этими субъектами, что создает возможность навязывания своей воли;

2) состояние верховенства, которое предполагает возникновение права и возможности принимать значимые и обязательные для исполнения решения;

3) отношения монопольности, исключительности, которые подразумевают возможность принятия безальтернативных значимых решений одним из субъектов по отношению к другому;

4) право и возможность создавать своеобразное поле воздействия, ситуацию контролируемого давления, основанного на правомерном применении силы, что в свою очередь позволяет организовывать направленное поведение субъектов.

Политическая власть охватывает все сферы жизни общества. Субъектами политической власти, кроме государственных органов, являются также политические партии, общественные организации и ассоциации, средства массовой информации, публичные корпорации, отдельные личности. Политическая власть является многомерным общественным образованием и имеет структуру. В зависимости от того, что именно выступает в качестве источника или ресурса власти, политическая власть может быть представлена в следующих ее основных разновидностях:

харизматическая власть, источником которой является харизма политика как особое личностное качество, способность исключительно успешно доносить свои мысли до большого количества людей, апеллируя при этом не к рациональному началу, логике, доводам или разуму, а используя хотя и иррациональную, но эффективную способность «зачаровывать», окутывать публику неким магнетизмом личностного обаяния, вселяя уверенность в безусловной правоте политика;

власть традиций опирается на убеждение больших общностей людей в безусловной необходимости, правильности действовать в соответствие с многовековыми порядками, традициями народа;

клерикальная и идеологическая разновидности политической власти, хотя и не являются полностью идентичными, но в своей первооснове имеют немало общего: обе они опираются на веру значительного количества людей либо в безусловную правильность догматов религии, либо на веру в истинность положений той или иной идеологии, что в обоих случаях является мощным рычагом влияния на действия людей;

власть авторитета личности опирается на признание морального авторитета того или иного общественного деятеля, который посвятил свою жизнь служению обществу (Махатма Ганди в Индии, Дэн Сяопин в Китае, Нельсон Мандела в ЮАР, Мартин Лютер Кинг в США);

наконец, государственная разновидность политической власти опирается на ресурс легитимности, авторитет законов и силу принуждения.

Термин легитимность власти имеет политико-правовое значение. Его политическая компонента означает явно выраженное доверие общества по отношению к власти, бесспорное согласие общества на то, чтобы та или иная политическая сила получила в свое распоряжение ресурс власти и использовала его для реализации своей политической программы. При этом критериями такого доверия и согласия общества являются четкое соблюдение общепризнанных и закрепленных в соответствующих международных правовых документах стандартов, юридически оформленных правил и процедур формирования власти, что собственно и составляет юридическую содержимую термина легитимность. В современном цивилизованном мире под такими правилами и процедурами подразумевается только и исключительносистема свободныхвыборов, о сути которой будет сказано ниже, в одной из следующих лекций. Таким образом, легитимность государственной политической власти может быть получена только в результате свободных выборов, а утрачена – в результате узурпации власти, то есть попыток присвоить себе существенно больший, чем это было предусмотрено действовавшими на момент избрания этой власти законами, объем полномочий; продлить свое пребывание у власти путем подмены выборов иными процедурами, в обход выборов (например, провести референдум о доверии); оставаться при власти после истечения срока полномочий без проведения выборов или же путем проведения выборов со значительными отклонениями от стандартов.

Легитимность власти имеет ключевое значение для процедуры признания государства в качестве субъекта международного права и межгосударственных отношений, для установления с государством дипломатических отношений, налаживания с ним широкого спектра международных контактов, оценки правомерности действий власти и оппозиции и ряде иных крайне важных ситуаций. Термин легитимность происходит от латинского слова legis, что означает закон. Однако, буквальный перевод его как законность был бы не совсем политически и юридически корректным. Как уже показано выше, сущностное содержание этого термина намного шире и сложнее. Легитимная власть может быть сформирована только в результате осуществления юридически оформленных в законах о выборах процедур, и в этом смысле легитимная власть всегда законна.

Не столь однозначна ситуация в вопросе о том, всегда ли легитимна законная власть. Здесь ключевое значение имеет качество избирательного законодательства страны, его способность обеспечить проведение выборов, которые соответствовали бы упомянутым выше стандартам свободных, то есть обеспечить избирателям возможность свободно передать мандат государственной власти той политической силе, которую избиратели большинством голосов предпочли ее политическим конкурентам, обеспечить беспрепятственную, адекватную и корректную трансформацию поданных избирателями голосов во властные полномочия именно той политической силы, за которую проголосовало большинство избирателей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.