КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция VІ. Политическая система общества. Государство в политической системе 1 страница
Авторитарный политический режим Как и тоталитаризм, авторитаризм (синоним – автократия, от лат. Auctoritas- полная власть) является антидемократическим типом политического режима и системой политической власти. Авторитарный режим также, как и тоталитаризм, чаще всего основывается на системе политической диктатуры. Однако, в отличие от него, характеристики такой диктатуры при авторитаризме проявляются в несколько более смягченном виде, а в некоторые периоды развития авторитаризма в отдельных странах они присутствуют лишь спорадически, фрагментарно. Анализ авторитаризма затруднен в связи с его инвариантностью, разноплановостью, многогранностью, поэтому данный феномен чрезвычайно трудно поддается систематизации как единый тип политического режима. В зависимости от того, о какой именно стране идет речь и даже о каком именно периоде ее развития, форма реализации и набор характерных признаков авторитаризма могут существенно видоизменяться. Авторитаризм чрезвычайно широко распространен в современном мире, практически все страны Африки, значительное большинство азиатских стран и немало латиноамериканских государств либо все еще пребывают в рамках политической системы авторитарного типа, либо только совсем недавно с нею расстались. Исходя из его сущностных основ можно дать лишь наиболее общее определение авторитаризма как режима, сохраняющего власть одного лица или группы лиц, которым принадлежат широкие полномочия. Однако, такого рода дефиниция, разумеется, является не достаточно полной и понятной. Ряд исследователей этого феномена склонны практически почти отождествлять его с тоталитаризмом, если и не на доктринальном, то хотя бы на уровне практической идентификации в отдельных странах. Некоторые другие политологи и историки склонны интерпретировать авторитаризм как некую промежуточную, переходную стадию от тоталитаризма к демократии. Однако, исторический опыт подавляющего большинства стран мира оба этих тезиса не подтверждает. Учитывая различные точки зрения по этой проблеме, можно обозначить следующие главные черты авторитарного режима. 1. Способ установления авторитарной власти – чаще всего внеправовой (военный или государственный переворот, революция, узурпация власти и т.п.) Способ осуществления власти, как и при тоталитаризме, - насилие, принуждение. Методы утверждения власти – диктаторские с различной степенью жестокости в зависимости от конкретных обстоятельств. 2. Уровень политического представительства общества в значительной степени нивелируется или вовсе сводится на нет. Это проявляется прежде всего в усилении исполнительной власти за счет представительной, хотя формально последняя иногда продолжает функционировать. При этом происходит концентрация всей полноты власти либо в руках одного диктатора и узкой группы приближенных к нему лиц («дворцовая камарилья» при диктатуре Ф.Франко в Испании), либо в руках некоего «коллективного руководства» (военная хунта, партийно-правительственная клика, родоплеменной клан, группа сплоченных родственными связями семей, иногда – криминальные кланы). В некоторых случаях авторитарный политический режим приобретает формы военной диктатуры, запрещая на определенный срок всякий парламентаризм (режим Пиночета в Чили в начале 70-х –годов). 3. Политические права и свободы граждан юридически и фактически значительно ограниченны. Законы преимущественно на стороне государства, а не личности. Чаще всего конституции не отменяются, но в них вносятся дополнения в сторону усиления исполнительной власти. В сфере политики допускается “ограниченный плюрализм” - в стране могут иногда действовать несколько партий, но в некоторых случаях все партии, кроме правящей, запрещены и преследуются законом. В целом власть достаточно жестко регламнтирует все политические процессы и отношения, что приводит либо к полному исчезновению публичной политики в ее нормальном понимании, либо имитации таковой в виде контролируемой властью фактически однопартийной системы, которая всегда обеспечивает партии власти победу на контролируемых все той же властью выборах. В ряде случаев при авторитаритзме действует ограниченный идейно-политический плюрализм, т.е. допускаются и другие идейные течения, более ли менее лояльно относящиеся к правящему режиму, но сохраняющие ряд самостоятельных позиций. При этом радикальные партии, особенно – левого толка как правило все же запрещаются. 4. Большую роль играет армия, полиция, спецслужбы, выполняющие функции не только обеспечения правопорядка, но и функции карательных органов государства. При этом, хотя основным способом осуществления авторитарной власти и является насилие, оно не принимает массового характера. Репрессиям подвергаются только активные противники политического режима. 5. Жесткая регламентация сферы политической активности общества приводит к отстранению абсолютного большинства населения страны от участия в политических процессах и как следствие этого - значительному сужению социальной опоры режима. В этих условиях непосредственной социальной опорой авторитаризма могут выступать классовые союзы олигархов и латифундистов, что было характерно для многих стран Латинской Америки; средняя и высшая прослойка государственного аппарата в союзе с офицерством и генералитетом; национально-этнические группы (белое население ЮАР в период апартеида); родоплеменные общности и кланы, что характерно для большинства стран Северной и Центральной Африки. 6. В экономической сфере характерен обширный государственный сектор, жестоко регулируемый государством. В то же время во многих странах, с авторитарным режимом существует свободная частная собственность и рыночная экономика (которая может быть как высокоэффективной, так и малоэффективной). 7. Формы государства, как правило, унитарные с жестокой централизацией власти. Права национальных меньшинств существенно ограниченны. Ряд принципиально важных обстоятельств необходимо учитывать для понимания сущности авторитарного режима. Во-первых, экономическим фундаментом авторитаризма все же является система, которая основана на частной собственности, рыночной экономике и свободном предпринимательстве. В значительном количестве стран авторитарные режимы доказали свою приверженности капиталистическому способу производства и содействовали утверждению в этих странах высокоэффективной рыночной экономики (Чили, Тайвань, Южная Корея, ЮАР, Сингапур, Малайзия, Индонезия). Поскольку объективно экономические отношения намного сложнее, чем политические поддаются направленной трансформации, то авторитарный режим основное свое предназначение зачастую видит в максимальной либерализации рыночной экономики путем освобождения ее от пут чрезмерного бюрократического контроля, дисциплинирования рынка труда, избавления предпринимательского сектора от чрезмерного давления снизу, со стороны профсоюзов, всевозможных общественных движений и организаций, в установлении стабильных, долгосрочных и предсказуемых правил поведения на рынке, которые создавали бы инвестиционно привлекательный климат в том числе – путем гарантирования неприкосновенности прибыли и защищенности института частной собственности. При таком формате структурирования экономической системы объективно неизбежно начинает формироваться многочисленный и экономически влиятельный социальный слой предпринимателей, который не склонен слишком долго терпеть свою вынужденную отстраненность от процесса формирования политического курса страны и принятия важных решений в сфере экономической политики. В условиях современной глобализации и взаимного переплетения национальных экономик предпринимательству категорически противопоказана экономическая провинциальность, периферийность, отгороженность. Не говоря уже о вынужденной прямой изоляции, в случае введения серьезных международных санкций. Авторитарная политическая власть вынуждена серьезно учитывать эти обстоятельства и адекватно на них реагировать путем смягчения жесткости режима, избавления от наиболее одиозных его проявлений, либерализации ряда политических отношений, возвращения или имплементации хотя бы частичной демократизации. Именно такой, цивилизационный, тип авторитаризма продемонстрировал наибольшую эффективность и способность к серьезным системным трансформациям, вплоть до восстановления в стране реально демократической системы. Вторая разновидность авторитаризма представлена многочисленными и характерными прежде всего для стран Африки и региона Центральной Америки и Карибского бассейна корпоративно-олигирхическими режимами. Эти режимы существуют в основном в наименее экономически развитых странах, они основаны на псевдогосударственном предпринимательстве, узкогрупповых интересах сравнительно незначительного числа близких к диктатору кланов или семей, с ярко выраженной полукриминальной или даже откровенно криминальной направленностью деятельности, которые зачастую подминают под себя государственные структуры, превращая последние в простой механизм по прикрытию своей деятельности. В этой системе устанавливаются теневые схемы тотального разграбления национальных богатств на основе монополизации олигархическими кланами экономических отношений. В этих условия формально государственный сектор экономики фактически приватизируется близкими к авторитарной власти олигархическими семьями, внедряется система корпоративного перераспределения материальных и финансовых ресурсов, разворачивается система преференций, лимитов, квот, разрешительно-запретительный порядок государственной регистрации бизнеса, выдачи лицензий, принятие законов под конкретные бизнес- интересы определенных семей. Бюрократический аппарат в этой системе охвачен тотальной коррумпированностью, что позволяет чиновникам получать огромные доходы, эксплуатируя свои служебные полномочия. Для авторитарной же власти это означает создание дополнительной и достаточно важной социальной опоры. Такой архаичный тип «цезаристского» авторитаризма представляет собой экономически извращенный, политически тупиковый, отмирающий вариант организации власти. Из-за своей жестокой и иногда – даже нецивилизованной политики фактически неизбежными становятся острейшие кризисы, коллапсы социальной системы, гуманитарные катастрофы, что и приводит к политическим потрясениям, восстаниям, переворотам, после которых порочный цикл возобновляется на новом витке и при новой власти. Не случайно под напором именно таких обстоятельств рухнули авторитарные диктатуры Жана Клода Дювалье в Гаити, АнастасиоСомосы в Никарагуа, Рафаэля ЛеонидасаТрухильо в Доминиканской республике, МобутуСесеСеко в Конго, императора-канибала Жана БеделяБокассы в Центрально-африканской «империи», «отца нации» Сапармурада Ниязова в Туркмении. Вторым крайне существенным обстоятельством, определяющим специфику авторитаризма, является то, что этот тип режима, как правило, не устанавливает жесткой системы государственной регламентации и контроля за деятельностью институтов гражданского общества, не вмешивается в частную жизнь граждан, в сферы науки, культуры, искусства, образования, не пытается насадить в обществе особую государственную мораль и нравственность. Это означает, что за исключением сферы политики, основные институты гражданского общества продолжают не только функционировать в относительно нормальном, приемлемом формате, но и даже развиваться. В ряде авторитарных режимов, которые не относятся к категории «цезаристских» диктатур, разрешается, пусть и в урезанном варианте, функционирование даже оппозиционных политических партий, хотя и в ограниченном количестве. Это обстоятельство зачастую сигнализирует о начале процессов либерализации и демократизации в таких странах, для чего собственно существую и базовые основы в виде рыночной экономики и гражданского общества, при всех оговорках относительно степени развитости. В-третьих, хотя авторитарные режимы могут опираться на различные политические идеологии, однако принципиально важным все же является то обстоятельство, что среди них все же отсутствуют «великие социальные утопии», которыми вымощена дорога в тоталитарное прошлое. В авторитаризме идеи не трансформируются в общеобязательную государственную идеологию, которая навязывается обществу под страхом жестокого уголовного преследования и наказание за отступничество. В идеологической сфере авторитаризм, как правило, выступает с позиций прагматического утилитаризма, предпочитая обойтись без излишнего антагонизирования населения и использовать традиционные для общества идеологические предпочтения для упрочения своих позиций в стране. Так, хорошо известно, что большинство авторитарных диктатур в Латинской Америке опирались на союз с католической церковью; многие авторитарные режимы Юго-Восточной Азии избрали для себя в качестве идеологии модернизированный вариант либерализма в виде «национально-освободительного постмодернистского технократизма»; некоторые африканские авторитарные режимы делают ставку в попытке консолидировать общество на «африканизированный национализм», поскольку именно на этом континенте так политически актуально звучат проблемы преодоления трайбализма, родо-племенной разобщенности, кланово-этнической розни. Наконец, в-четвертых, для авторитаризма, в отличие от тоталитаризма, не характерны массовые репрессии, установление системы внутреннего государственного террора против собственного населения. Подавляя достаточно жестко своих реальных активных политических противников, авторитаризм не испытывает необходимости в системе массовых репрессий против политически инертного и поэтому не представляющего опасности для режима населения. И хотя выбирая между порядком и свободой, авторитаризм отдает предпочтение первому, но делает он это без ненужной ему и явно излишней антагонизации общества. Выше уже отмечалось, что примерно из двухсот стран современного мира без малого две трети государств функционируют в системе авторитарного режима в той или иной степени жесткости. Это означает, что данный режим представит политологам немало новой и интересной информации для обобщений и анализа этого интереснейшего феномена.
1. Понятие и структура политической системы. Заметное место в политической науке занимает категория “политическая система общества”. Проблеме определения сути этой категории, ее структуры и типологизации уделено очень значительное внимание в отечественной и зарубежной политологии, однако сколь-нибудь единого подхода к этим вопросам пока не выработано. Для целей данного краткого учебного пособия не представляется возможным и целесообразным ни пересказывать концепции различных авторов по данной проблематике, поскольку они достаточно подробно приведены в большинстве «стационарных» учебников по политологии, занимают значительный объем текста, и главное – являются далеко не бесспорными, контроверсийными и весьма неубедительно аргументированными и в силу этого плохо понятными для изучающих политологию не в качестве основной специальности, ни тем более полемизировать с этими авторами. Поэтому здесь мы ограничимся лишь кратким изложением основных вопросов применительно к данной категории по существу. Говоря о политической системе общества, необходимо вспомнить прежде всего о том, что именно включает в себя сфера политики, поскольку прежде всего ее основные компоненты и образуют структуру данной категории. Как уже отмечалось в первой лекции, сфера политики состоит из политических процессов, политических институтов, политических отношений и политических факторов субъективного характера, к которым относятся политическое сознание общества, политическая культура общества, политическая ментальность общества, а также - политическая идеология и для ряда стран – фактор политической религии. Именно эти составляющие и образуют также и структуру политической системы, однако – в несколько иной конфигурации. Если для целей понимания сферы политики достаточно было усвоить, так сказать, «механическую» сумму этих основных ее составляющих, то для того, чтобы разобраться в сути понятия «политическая система», необходимо внести несколько принципиально важных корректив, своеобразных поправок. Поправка первая. Хотя политологическая категория политическая система общества и представляет собой научно-теоретическое понятие, сформированное методом абстрагирования от частного к общему, но все же, по сравнению с большинством других категорий, удельный вес «общего», смысловая нагрузка, которая приходится на некие универсальные для всякой, любой политической системы несравнимо меньше. Это означает, что данная категория в гораздо большей степени имеет практическое, прикладное значение для системного анализа и изучения прежде всего отдельных групп государств, даже каждой конкретной страны, чем для понимания закономерностей функционирования политики вообще. Иначе говоря, эта научная дефиниция в большей степени предназначена для понимания не столько общих для всех стран закономерностей, сколько для адекватного постижения именно специфики, особенностей развития и функкционирования конкретных стран мира. Поправка вторая. В словосочетании «политическая система общества» ударение следует сделать на втором слове, необходимо акцентировать внимание именно на факторе системности. Это в свою очередь означает, что из всего вышеперечисленного ряда компонентов систему образуют не все политические процессы, институты и отношения, а только те из них и только в тех формах реализации, которые позволят создать политическую среду, которая обеспечивает нормальное функционирование общества в целом, обеспечивает системное, слаженное, бесперебойное функционирование основных компонентов политической системы в их тесной взаимной связи. Поправка третья. В данной категории диапазон включаемых понятий существенно шире, а степень погружения в то, что принято обозначать как «конкретная специфика», намного глубже, чем в большинстве других политологических категориях. Например, если для понимания категории политический режим применительно к государственному компоненту политических институтов вполне достаточным для анализа было бы такое понятие как государство, имея при этом в виду государство вообще, то для понимания категории политическая система этого уже абсолютно не достаточно. В последнем случае гораздо важнее и существеннее более расширенные, более предметные и более частные характеристики этого государства: это монархия или республика, парламентская или президентская, федеративная или унитарная. Более того, для целей исследования политической системы необходимо еще большее погружение в предметную конкретику: конституционная или парламентская монархия; федерация, субъекты которой являются национальными государствами или территориями; парламентская республика с однопалатным парламентомили функционирующим по принципу бикамерализма; если парламент двухпалатный, то какова модель реального распределения функций и полномочий между палатами? Примерно такая же степень погружения в конкретику принимается во внимание при характеристике типа политической системы и по подавляющему большинству других важнейших политических институтов, процессов и отношений: тип и разновидность избирательной системы, тип партийно - политической системы, характер правовой системы, характеристики парламентаризма, степень реализации принципов конституционализма, полномочия судебной власти и т.п. Таким образом, смысл категории политическая система общества состоит в том, чтобы предоставить исследователю возможность в максимальном приближении к реальной действительности, на своеобразном мезо и даже - микроуровне провести квалифицированный анализ тех или иных политических событий с учетом максимально возможного количества факторов влияния. Ее суть можно уподобить своеобразному механизму включения в слаженную и скоординированную работу различных систем единого общественного организма для обеспечение возможности его эффективного функционирования в целом. Этот механизм призван обеспечить решение ряда специфических задач: обеспечение бесперебойности и непрерывности функционирования основных субъектов сферы политики, иерархической координации деятельности разных политических субъектов; нахождение механизмов разрешения социальных конфликтов и противоречий; гармонизация общественных отношений, содействие достижения консенсуса разных общественных сил по поводу ценностей, целей и направлений общественного развития и т.п. Таким образом, политическая система занимает чрезвычайно важное место в жизни общества. Политическая система — это система взаимоотношений государственных и негосударственных политических институтов, исполняющих определенные политические функции относительно защиты интересов общества и возможностей гармонизации во взаимодействии его основных составляющих. Главный объединяющий компонент политической системы — политическая власть, сосредоточенная в государстве, политических партиях и общественных организациях., Определяющим элементом политической системы, ее ядром является государство со всеми его составляющими: законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, вооруженными силами. Являясь главным институтом политической системы, государство осуществляет управление обществом, охраняет его экономическую, социальную и духовную сферу. Особую функцию имеют политические партии: они осуществляют взаимосвязь между разными уровнями и ветвями государственной власти. Главное их назначение — достижение власти. Средства массой информации (СМИ) являются самостоятельным и активным элементом политической системы. Они влияют на регулятивно-управленческую деятельность всех звеньев управления, способствуют реализации целей политики, пропагандируют выработанные политические и правовые нормы. Важное место в политической системе принадлежит политической ментальности, политической культуре, которые способствуют формированию отношения людей к окружающему миру, к главным целям и содержанию политики государства, выполняют интегративную роль в обществе, способствуя политической консолидации общества, созданию широкой социальной базы для поддержки системы власти. Существуют различные принципы классификации типов политических систем. Наиболее аргументированными из них являются следующие. По типу политического режима системы можно разделить на демократическую, тоталитарную и авторитарную. По степени подверженности трансформационнымизменениям, характеру податливости влиянию различных факторов и обстоятельств системы делятся на жесткие или трудноизменяемые, гибкие или относительно легко трансформируемые, и умеренные, которые допускают ограниченное влияние и в очень дозированных объемах. По степени интегрированности в мировые международные процессы, готовности к рецепции глобальных тенденций системы можно разделить на открытые и закрытые. По степени влияния религиозного фактора они делятся на светские, религиозные и промежуточные или смешанные. По кумулятивным критериям, которые учитывают целый ряд обстоятельств (приверженность традициям, национально-культурные особенности, специфика менталитета общества, степень влияния исторических факторов и т.д.) политические системы можно, хотя и с очень высокой долей условности, разделить на американскую, романо-германскую, скандинавскую, иберийскую, славянскую, азиатскую, дальневосточную. Возможны, вероятно, и иные классификационные критерии и соответственно – типы политических систем. Гораздо важнее понимать, что тот или иной тип системы в «чистом виде» выделить очень сложно, а также то обстоятельство, что под воздействием целого ряда серьезных факторов «непреодолимого характера» любая система постоянно находится в развитии.
2. Государство в политической системе. Государство является центральным, базовым элементом политической системы общества и поэтому важнейшими задачами политологии является выяснение его сущности, социальной роли осуществляемых им функций, форм государственного правления и государственного устройства. Происхождение государства. В вопросе о генезисе государства существуют разные точки зрения. Главные из них: теологическая концепция объясняет происхождение государства Божьей волей; патриархальная теория доказывает, что государство — это результат исторического развития семьи, а абсолютная власть государя — это продолжение власти отца в семье (патриарха); договорная теория исходит из того, что государство возникло в результате общественного договора между людьми, т. е. выводит государство не из экономических отношений, а непосредственно из воли и сознания людей; теория покорения утверждает, что государство в его первоначальной форме было организацией господства победителей над побежденными; классовая теория происхождение государства объясняет возникновением частной собственности и делением общества на классы. Существует еще несколько десятков теорий и научных гипотез относительно причин возникновения государства. Однако, справедливым, видимо, будет предположение, что различные государства у разных народов возникали в различные исторические периоды и под воздействием целого комплекса различных факторов и причин, и не существует единственно правильной гипотезы относительно их генезиса. Сущность государства. В различные исторические периоды научная мысль пытается дать свое определение государства. У древних греков государство считалось сосредоточением всех умственных и нравственных интересов граждан (Аристотель). В Риме государство являлось союзом людей, объединенных общими началами права и общей пользы (Цицерон). Примерно до XVII в. государство понималось в широком смысле как общность людей, проживающих на определенной территории и организуемая органом высшей власти. Государства назывались “полисом”, “княжеством”, “королевством”, “империей”, “республикой” и др. И лишь Н. Макиавелли вводит один из ключевых терминов политической науки Нового времени - государство (“stati”), которое по его мнению, означает политическое состояние общества: отношения властвующих и подвластных, наличие организованной политической власти, существование правовых институтов. Классовая теория трактует государство как машину власти над обществом, как аппарат классового принуждения. Государство, в понимании М. Вебера, “есть отношение господства людей над людьми, основывающееся на легитимном насилии...” Многообразие взглядов на государство обусловлено тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. В современной политической науке смысловоепонятие категории“государство” интерпретируется в широком и в узком смысле. В широком смыслегосударство – это, во-первых, исторически сложившийся, бессрочный и постоянно действующий политический институт в форме системы публичной власти в стране, пространственная юрисдикция которого определена международными договорами; во-вторых, это способ политической организации общества исистема обеспечения суверенитета народа страны. В узком смысле государство – это специальный аппарат управления и координации общественных процессов и отношений в стране. Признаки государства. Государство как политический институт обладает рядом конституирующих его признаков, которые присущи только ему и отличают его от негосударственных политических организаций. Основные из них следующие: 1) система публичной власти – это открыто позиционированные в законах страны как властные и сформированные народом страны путем исполнения соответствующих юридических процедур ветви государственной власти – законодательная (представительская), исполнительная и судебная; 2) суверенитет как верховенство государственной власти на территории страны, ее независимость от любых других организаций общества, публичных корпораций, субъектов экономической деятельности, что порождает суверенное право государства и только его одного проводить полностью независимую внутреннюю и внешнюю политику и осуществлять власть на территории страны; 3) монопольность как исключительное право на применение силы, проведение в жизнь политических решений с использованием силовых, принудительных форм в рамках законов; исключительное право на установление общеобязательных правил поведения, форм и способов организации и регламентации жизни в стране в виде издания государством законов, подзаконных актов и судебных решений, а также – исключительное право определять и устанавливать юридические формы ответственности за нарушение этих правил; исключительное право устанавливать общеобязательные налоги, сборы и платежи, чеканить монету и печатать деньги, устанавливать состояние гражданства или подданства; [ под гражданством (подданством) подразумевается особая, устойчивая во времени и пространстве форма правовых отношений, правовой связи между индивидом и государством, которая предполагает взаимные права и взаимные обязательства государства и индивида ] 4) исключительное право на охраняемую законом государственную символику и атрибутику в виде государственных гимна, флага и герба; 5) государство является субъектом международного права и международных отношений, т.е. обладает международной правосубъектностью, что означает: только государство имеет право представлять всю страну и народ в других государствах и международных организациях через систему специальных дипломатических государственных учреждений; только государство имеет право принимать те или иные внешнеполитические решения и проводить в жизнь ту или иную внешнюю политику;
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |