Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. На тему: «Особенности социально педагогической деятельности с приёмной семьёй»




Курсовая работа

На тему: «Особенности социально педагогической деятельности с приёмной семьёй»

 

Выполнила:

студентка группы №33

очного отделения

направление подготовки «Психолого – педагогического образования»

профиль «Психология и социальная педагогика»)

Байкова Анна Сергеевна

Научный руководитель:

канд. пед. наук,доцент

Кобизь Татьяна Николаевна

 

 

Смоленск

Оглавление.

Введение.

Глава I. Работа социального педагога с приёмной семьёй в теории и практике.

1.1 Приемная семья как форма устройства детей- сирот

1.2 Толковане термина «приемная семья

1.3 Понятие социально - психологической адаптации у детей в приемных семьях.

1.4 Деятельность социального педагога с приемной семьей

Выводы по I главе

Глава II. Экспериментальное исследование работы социального педагога с приемными семьями.

2.1 Организация и ход исследования на базе Гимназии №4 г. Смоленск.

2.2 Социально педагогическая деятельность по профилактике психологической адаптации у детей в приёмной семье.

2.3 Анализ результатов исследования социально - психологической адаптации детей в приемных семьях.

Выводы по II главе

Заключение

Список литературы

Актуальность исследования. Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная с древних фило­софов и заканчивая современными реформаторами. Сегодня институт семьи переживает трудности.

По официальным данным, в настоящее время в России около 4 млн беспризорных де­тей. 700 тыс. детей-сирот. 95 % из которых сироты при живых родителях [15, с.27]. Опыт многих стран показывает, что содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей, в интернатных учреждениях не приносит желаемого результата, поэтому в настоя­щий момент актуализируется необходимость изучения различных форм жизнеустройства детей-сирот.

Сравнительно новым институтом устройства и социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является приёмная семья. Сегодня эта форма позволяет решать такие проблемы, как повышение качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение необходимого уровня их социализации и воспитания.

Приемная семья – довольно новая для России форма семейного воспитания. Она была узаконена в 1996 году с момента принятия Семейного Кодекса [21, с.3]. Сегодня происходит осознание важности и эффективности данной формы жизнеустройства детей. Если в 2005 году приемных семей было 5827, в 2008 году - 22017 семей, то к началу 2011 года - 29005 семей [31]. Дети, попавшие в приемную семью, имеют различный жизненный опыт, у каждого из них есть свои индивидуальные потребности, однако все они переживают психологические травмы. Привыкание к новым условиям жизни связано с целым рядом трудностей, преодолением социальных, психологических, эмоциональных и педагогических барьеров, поэтому приемная семья должна быть предметом особого внимания социальных педагогов, особенно на начальном этапе [8, с.12]. Все это определяет актуальность темы исследования.

Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 54 Семейного кодекса РФ (далее СК РФ) закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В разделе VI Семейного кодекса РФ предусмотрены три основные формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья [24].

Изучением приемной семьи как формы устройства детей-сирот занимались педагоги И.Ф. Дементьева [5; 6], Л.Я Олиференко [5]. В своей работе И.Ф. Дементьева «Приемная семья - институт защиты детства» авторы раскрывают место приемной семьи среди других форм воспитания детей-сирот, предпосылки ее возникновения в российском обществе, права и обязанности приемных родителей и их воспитанников.

В настоящее время в научной литературе отсутствует единое общепризнанное опре­деление термина «приемная семья», междисциплинарный характер которого предполагает разность его толкований. Свою трактовку понятия «приемная семья» предложили педагоги А. И. Довгалевская [7], Т.А. Куликова [10], И. Ф. Дементьева [5; 6], Л. Я. Олиференко [5], Н. П. Иванова [8], психолог О. В. Заводилкина [8] и др. Также трактовка понятия «приемная семья» нашла отражение в различных терминологических словарях: по педагогике [2], философии [32], экономике [37], социальной педагогике [12].

Отношения, складывающиеся в приемной семье – стресс как для воспитанников, так и для родителей. Вопросы адаптации детей-сирот в приемных семьях, особенности выстраивания отношений рассматривает педагог Н.П. Иванова [8]. В своей работе «Дети в приемной семье: советы начинающим родителям-воспитателям» автор рассматривает основные типы поведения детей-сирот при попадании в приемную семью, описывает возможные модели поведения родителей в том или ном случае с целью скорейшей адаптации ребенка и гармонизации отношений.

Изучением роли и места социального педагога в формировании отношений в приемной семье занимается социальные педагоги М.В. Шакурова [35], Т.И. Шалавина [36], Л.Т. Тюптя [30]. Так, Т.И. Шалавина в своей работе «Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения детей-сирот» раскрывает этапы работы социального педагога с приемной семьей, особенности социально-педагогического и психологического взаимодействия с приемными родителям и их воспитанниками.

Тема моей курсовой работы «Особенности социально педагогической деятельности с приемной семьёй». Данная тема очень актуальна в наше время. Ее актуальность обуславливается: увеличениемраспространения сиротства, став характерными чертами социальной реальности в современном российском обществе;повышениеколичества разводов, неполных семей, больных алкоголизмом и наркоманией, росту числа бездомных и беспризорных детей, социальному сиротству.

Необходимо исследовать ребенка в приемной семье.

Объект исследования – приемная семья.

Предмет исследования – социально-педагогическая деятельность с приемной семьей.

Цель исследования – выявить особенности социально-педагогической деятельности с приемной семьей.

Задачи исследования:

­ изучить приемную семью как форму устройства детей-сирот;

­ рассмотреть толкования термина «приемная семья»;

­ осветить деятельность социального педагога с приемной семьей;

­ выявить особенности социально – психологической адаптации приемных детей;

­ проанализировать особенности социально-педагогической работы с приемной семьей.

Гипотеза исследования. Социально-педагогическая деятельность направлено на обеспечение преодоления возникающих трудностей в адаптации ребенка в приемной семье и будет осуществляться более эффективно, если:

- в основе социально-педагогической деятельности лежит выявление социально-педагогических особенностей адаптации детей-сирот в приемной семье;

- созданы необходимые условия, обеспечивающие успешность социально-педагогической помощи для детей в приемной семье;

Методы исследования:

­ эмпирические методы;

­ логико–теоретические методы: анализ, синтез, цитирование.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность исследования, степень научной разработанности, определяются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования.

В первой главе «Приемная семья как общественное явление» перечислены существующие сегодня формы устройства детей-сирот, особый упор сделан на описание приемной семьи: изложены основные признаки приемной семьи, основания, в т.ч. законодательные, ее возникновения, права и обязанности приемных родителей и детей. Проведен анализ существующих определений термина «приемная семья». Раскрыта деятельность социального педагога с приемной семьей, основные ее этапы.

Во второй главе «Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей» выявлены основные этапы развития ребенка в приемной семье, психологические и педагогические барьеры, рассмотрена роль социального педагога в формировании благополучной приемной семьи, возможные стратегии, приемы и методы работы с родителями и детьми.

В заключении изложены основные выводы по теме исследования.


Глава I. Работа социального педагога с приёмной семьёй в теории и практике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1190; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.