Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность социального педагога с приемной семьей




Приемная семья – это, прежде всего, профессиональная семья, по поручению государства грамотно воспитывающая детей, оставшихся без попечения родителей [20, с.7]. Главной целью приемной семьи является создание оптимальных комфортных условий для социальной адаптации и реабилитации детей-сирот в благоприятной обстановке.

Приемная семья проходит сложные пути развития, на которых возникают трудности в установлении контакта с ребенком определении педагогических стилей воспитания формировании эмоциональной близости. Случается так, что на практике родители-воспитатели сталкиваются с такими проблемами во взаимоотношениях с детьми, к которым абсолютно не были готовы. Проблемы могут быть самыми разнообразными: незнание особенностей психологического развития детей-сирот чрезмерное желание дать ребенку как можно больше; разность жизненных установок родителей и приемных детей; давление со стороны окружающих; трудности в психологической совместимости. Решить эти проблемы самостоятельно без квалифицированной помощи психологов, педагогов, специалистов по социальной работе бывает практически невозможно [25, с.76].

Деятельность социального педагога с приемной семьей – это целенаправленная деятельность по созданию необходимых условий для оптимального функционирования приемной семьи и развития детей [34, с.198].

Основными функциями социального педагога в социальной работе с приемной семьей является:

­ изучение соответствия объективных и субъективных характеристик семьи, претендующей взять ребенка, нормативным требованиям;

­ подготовка потенциальных приемных родителей к содержанию в семье ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей;

­ подбор и подготовка детей для конкретной приемной семьи;

­ социально-педагогическое сопровождение ребенка в приемной семье;

­ работа по оценке эффективности функционирования приемных семей;

­ коррекционная и профилактическая работа с кровной семьей младенцев [24, с.52].

Основными задачами социального сопровождения являются:

­ эффективное использование имеющихся ресурсов для оптимальной и быстрой адаптации приемной семьи и приемного ребенка с целью решения проблем последней;

­ оказание помощи приемной семье для того, чтобы в будущем она могла решать проблемы, возникающие в основном путем мобилизации собственных ресурсов;

­ обеспечение партнерских отношений между приемной, социальной службой, другими государственными и общественными организациями для комплексного обеспечения прав приемного ребенка [24, с.52].

Деятельность социального педагога осуществляется в несколько этапов (см. табл.1) [5, с.33]

Таблица 1 – Этапы социально-педагогической деятельности с приемной семьей.

Этапы социально-педагогической деятельности Функции деятельности социального педагога Методы социально-педагогичес­кой деятельности
1. Поиск приемной семьи Информационная Анкетирование, беседа, интервью, изучение баз данных
2. Изучение будущих прием­ных родителей Диагностическая (пер­вичная диагностика) Анкетирование, беседа
3. Посещение семьи и учреж­дений, в которых находился ребенок (кризисная семья, приют, детский дом и др.) Посредническая Наблюдение, беседа
4. Изучение будущей прием­ной семьи и ее окружения Диагностическая (углуб­ленная диагностика) Анкетирование, тестирова­ние, беседа, убеждение, изучение документации
5. Вводное обучение: лекция, рассказ, беседа, видеофиль­мы Обучающая (предвари­тельное обучение) Лекция, беседа, наблюде­ние, убеждение, упражне­ния
6. Помещение ребенка в при­емную семью; углубленный курс обучения приемных ро­дителей Патронирующая  

 

Первый этап связан с поиском приемных родителей. Люди, желающие выступить в этой роли, подают заявление, в котором указывают свою фамилию, имя, адрес проживания, домашний телефон, наличие и возраст своих детей; предпочтительный пол и возраст приемного ребенка; допускаемые дефекты здоровья. На этом этапе соци­альный педагог выполняет информационную функцию, вместе с другими специалистами разрабатывает анкету, участву­ет в создании банка данных о возможных будущих приемных семьях для детей-сирот [5, с.35].

На втором этапе претендентам предла­гают заполнить анкету, в которой будущие приемные родители дают личностную самооценку, описывают историю семьи, характеризуют свой образ жизни, религиозную принадлежность членов семьи, состояние здоро­вья супругов, материальное состояние, мотивы приема детей в семью и другие данные. Выбор данных зависит от приемной семьи: либо опекунская, либо усыновителя или вре­менная приемная семья. Оценка потенциальных приемных родителей предполагает сбор материалов, документов, свидетельств, на основании которых будут утверждаться кандидатуры приемных родителей. Важной составляющей процедуры отбора является ознакомление с жилищными условиями кандидатов и встречи социальных работников с членами потенциальной приемной семьи Независимо от того, кто из членов семьи решил стать приемным отцом/матерью, изучается вся семья, ее способность создать положительный воспитательный климат. Таким об­разом, начинается предварительная диагностика потенциаль­ной приемной семьи [5, с.36; 33, с.116].

Третий этап предполагает первое посещение семьи, приюта, детского дома либо другого учреждения, где находится ребенок, который может быть принят в семью. На этом этапе социальный педагог выполняет посредническую роль между ребенком и будущей приемной семьей. Он наблюдает за ребенком, проводит беседы с теми, кто занимается его воспита­нием [5, c.37].

Четвертый этап предполагает углубленное изучение семьи и ее ближайшего окружения (углубленная диагностика). Соци­альный педагог проводит беседы с членами семьи, определяет педаго­гический климат в ней, наличие вредных привычек у ее членов и другие характеристики семьи. Затем социальный педагог со­вместно с другими специалистами обследует ближайшее окру­жение семьи (соседей, коллег по работе, друзей и др.). Это мо­жет проводиться путем беседы или анкет. Также могут быть запросы в органы общественного по­рядка и в поликлинику (для оценки здоровья при­емной семьи). Утверждение кандидатов проводится по результатам процедуры оценки. Они могут быть утверждены для воспитания одного конкретного ребенка, некоторого количества детей или определенной социальной группы. После утверждения кандидатов подписывается соглашение между приемными родителями и представителями местной власти, в котором определяются обязанности сторон по воспитанию ребенка, условия партнерства приемной семьи и местных органов власти, сроки воспитания в приемной семье, специализация семьи [5, с.37]

Пятый этап связан с предварительным курсом обу­чения будущих родителей, который может включать теоретические знания и практическую стажировку в течение двух-трех дней в учреждении, где находится ребенок. При этом социальный педагог выполняет обучающую функцию, он раз­рабатывает программу вводного курса. Подготовка проходит путем тренингов, которые проводят социальные педагоги. Как правило, такие тренинги рассчитаны на 10 еженедельных встреч [5, с.38].

Шестой этап связан с передачей ребенка в приемную семью. В этой случае основная деятельность падает на органы опеки и попечительства и органы юстиции. С момента передачи ребен­ка в приемную семью социальный педагог выполняет патрони­рующую роль. Начинается адаптация ребенка в приемной се­мье. Проводи­тся углубленный курс обучения родителей, социальный педагог с другими специалистами разрабатывает новую программу. Содержание обучения зависит от многих обсто­ятельств: какая семья усыновила ребенка (многодетная, бездет­ная, в качестве родителей выступает один человек или двое, каков возраст приемных родителей, каковы мотивы, побудив­шие взрослых взять ребенка в семью, и др.), а также от инди­видуальности ребенка (возраст, пол, нали­чие болезни, наличие биологических родителей и пр.) [5, с.38].

После устройства ребенка в приемную семью, работа социального педагога продолжается. Процесс социально-педагогического сопровождения приемной семьи состоит из встреч социального педагога с родителями с определенной последовательностью, во время которых он изучает условия воспитания ребенка, оказывает помощь в решении проблем воспитания, а в случае необходимости привлекает к работе с приемной семьей других специалистов социальной сфер. В этом процессе социальный педагог выполняет ряд функций, среди которых выделяются:

­ оценочная - определение конкретных потребностей приемной семьи и ресурсов, необходимых для содержания ребенка;

­ вспомогательная - обеспечение услуг приемным семьям в вопросах, которые они могут самостоятельно решать;

­ организационное объединение усилий различных учреждений и специалистов с целью удовлетворения потребностей приемной семьи;

­ образовательно-воспитательная - обеспечение членов приемной семьи необходимыми знаниями и навыками;

­ консультативная - предоставление приемным родителям информации об имеющихся возможностей решения конкретной проблемы и помощи другим специалистам в выборе наиболее эффективного метода поддержки;

­ посредническая - направление приемных родителей и детей в соответствующие учреждения и в конкретных специалистов;

­ координационный - координация процесса предоставляемой различными учреждениями и специалистами;

­ адвокатская - защита прав и интересов как приемного ребенка, так и приемной семьи;

­ административная - осуществление деятельности по планированию мероприятий, оказание помощи приемным детям и оценки ее эффективности;

­ аналитическая - сбор и анализ информации, необходимой для принятия решений [27, с.7].

Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи проводится по трем основным направлениям: образовательному, психологическому, посредническому [29, с.40].

Образовательное направление социально-педагогической работы предусматривает помощь в обучении и воспитании ребенка. Помощь в обучении направлена на предотвращение появления семейных проблем и формирование педагогической культуры приемных родителей. В основе этого лежат социально-педагогические методы, учитывающие наиболее типичные ошибки в воспитании детей в семье: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость и т.п. Поэтому деятельность социального педагога предусматривает проведение широкой просветительской работы среди приемных родителей по вопросам педагогической, социально-педагогической и правовой подготовки приемных родителей к воспитанию детей. Эта деятельность может проходить в виде практических занятий, которые помогают в значительной степени упорядочить быт семьи и повысить ее социальный статус Социальные навыки, приобретенные во время практических занятий, могут быть такими: умение распоряжаться домашним бюджетом, рациональное ведение домашнего хозяйства, правильное питание детей разного возраста, навыки санитарии и гигиены, этика семейной жизни, культура взаимоотношений между членами семьи, адекватное социальное реагирования на проблемные ситуации и т.д. [29, с.41]

Социально-психологическая поддержка приемной семьи направлена на восстановление благоприятного микроклимата во время семейных кризисов Коррекция семейного микроклимата проводится тогда, когда в семье имеет место психическое насилие над ребенком, которое приводит к нарушению его психологического и физического состояния. Такими видами насилия является запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия. Социальный педагог должен скорректировать отношения в семье так, чтобы все необходимые меры для обеспечения в ней порядка и дисциплины поддерживались с помощью методов, построенных на уважении достоинства ребенка [29, с.41].

Посредническая функция социального работника в социальной работе с приемной семьей осуществляется в трех направлениях: социальная помощь приемной семье в организации жизнедеятельности; координация взаимосвязи семьи с организациями и учреждениями, социальными службами для решения вопросов социальной поддержки и защиты, а также с другими специалистами, которые задействованы в процессе социально-педагогического сопровождения. Для реализации этой функции социальный работник выполняет следующие основные профессиональные роли:

­ советник - информирует семью о важности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей;

­ консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства, межличностных отношений и взаимодействия в семье; информирует о методах воспитания, которые можно применить в условиях конкретной семьи; разъясняет приемным родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье;

­ защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с нарушением его прав и проблемами, которые из этого вытекают [29, с.42].

Таким образом, деятельность социального педагога с приемной семьей происходит в несколько этапов, суть которых сводится к выбору и дальнейшему социально-педагогическому сопровождению приемной семьи. На каждом этапе социальный педагог помогает, воспитывает, образовывает приемных родителей, помогает им решать проблемы приемных детей, выступает посредником во взаимодействии приемной семьи с властными органами, общественными организациями.


 

Выводы по 1 главе

Социально-педагогическая деятельность, как и любой тип деятельности, определяется целью, субъектом и объектом деятельности, ее функциями, методами и способами организации этой деятельности. Целью социально-педагогической деятельности с приемной семьей является - нормальное воспитание и развитие ребенка в семье. В качестве субъектов деятельности выступают социальный педагог и другие специалисты, как было сказано выше. Объектом деятельности выступает ребенок в приемной семье.

Воспитание ребёнка в семье, тем более приёмного, непростая задача. Его воспитание должно стать профессиональным делом. Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения. Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе.

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение приемных детей – важное условие, которое может помочь детям-сиротам стать благополучными людьми, достойными гражданами. Во многом нормальное развитие приемных детей в приёмных семьях проходит благодаря личности педагога, который курирует семьи, его умению строить доброжелательные отношения, толерантности и профессиональной компетентности

Глава II. Экспериментальное исследование работы социального педагога с приемными семьями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.