Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ результатов исследования социально - психологической адаптации детей в приемных семьях




С целью проверки эффективности результатов формирующего эксперимента мной был проведен контрольный этап эксперимента, который был направлен на анализ уровня адаптации детей в приёмных семьях.

По результатам психологической диагностики, проведенной при помощи различных методик исследования, были получены положительные результаты.

Следует отметить, что в отличие от первого раза, учащиеся более ответственно подошли к выполнению данного задания, о чем можно судить, исходя из полученных результатов.

Интегральные показатели Средние значения по интергальным шкалам. Дети из приемных семей
Адаптивность  
Самопринятие  
Принятие других  
Эмоциональный комфорт  
Интернальность  
Доминирование  

Результаты по методике социально- психологической адаптации Р. Роджерса

 

Мной повторно была проведена анкета, с целью выявления эффективности проведенных мероприятий.

Детям сиротам и дети, оставшихся без попечения родителей, имеют разную степень адаптированности к приемной семье. Основная часть детей, она составляет 55%, попадают в пределы средней степени адаптации. Уровень по методике и диагностике самочувствия было хорошие, активности и настроения показали, что у детей благоприятное состояние. У мальчиков самочувствие было гораздо, лучше, чем у девочек. Данная методика дала нам средние уровни, но так же нормальное состояние и настроение.

Отношения с родителями в нормальной семье не всегда бывают благополучными, и в приемных семьях это можно ожидать. Методика «шкала адаптации и сплоченности» дает нам следующие результаты: средние показатели, такие показатели в обычной семье - это семья с подростками, отношения детей приемных на среднем уровне.

Качественный анализ по адекватной самооценке ребенка в приемной семье, был проведен как на девочках, так и на мальчиках, у девочек самооценка по результатам методики была занижена, у мальчиков же она была на нармальном уровне. Каждый ребенок узнал свой уровень самооценки.

Результаты по «Методики и диагностике социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда»:

У девочек адаптивность в выше нормы, это говори о том, что девочки быстрей адаптируются, чем мальчики. У мальчиков в целом результат дезадаптивности. Принятия себя и принятия других на среднем уровне и у мальчиков, и у девочек. Эмоциональный комфорт у детей среднего уровня.

В целом, анализ данных позволяет сделать вывод о том, что Психологическая адаптация мальчиков немного ниже, чем у девочек, мальчики лучше приспосабливаются к условиям социальной среды.

Психологическую адаптацию воспитанников мы можем проследить через взаимоотношения с приемными родителями и с одноклассниками этих детей.

Чтобы повысить самооценку и сплоченность в семье, необходимо провести беседы с ребенком, обсудить, что его беспокоит, поговорить о его поведении, отношении с родителями. Не нужно делать замечания, не обосновано для ребенка, он не поймет и может обидеться.

учитывая полученные результаты, можно порекомендовать приемным родителям:

- создавать эмоционально - комфортную обстановку для ребенка;

- удовлетворять важнейшие потребности - в безусловном принятии и любви, внимании, заботе, поддержке, признании и уважении;

- включать ребенка в разнообразные виды деятельности для полноценного развития;

- в воспитательной работе сделать акцент не на формальное дисциплинирование, воспитание послушания, а на развитие личностного потенциала ребенка;

- одна из важнейших проблем - потребность детей-сирот в любви. Депривация этой потребности влечет множество нарушений в развитии личности ребенка. Рекомендуем уделять ребенку персонально столько времени, сколько вы можете, но в это время сосредоточить свое внимание исключительно на нем;

- учитывая потребность у ребенка в общении с взрослыми, искажением его форм, а так же то, что общение - ведущая деятельность для подростков, неумение конструктивно общаться, ведет к значительным трудностям в психологической адаптации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в повседневном общении с детьми родителям необходимо использовать технологии развивающего общения

 

 

 

Выводы по 2 главе.

В процессе проведенного исследования моя гипотеза адаптация детей в приемных семьях будет более успешной при наличии экстранаправленной, интранаправленной, гуманизирующей ролевой идентичности у членов семьи с учетом влияния таких психологических факторов, как эмоционально-личностный, психологической совместимости родителей и ребенка, а также фактор проблемных зон ребенка в период адаптации, подтвердилась, так как по полученным результатам можно увидеть, что наблюдалось снижение тревожности, выросли показатели социальной активности, и наблюдалась положительная динамика в развитии детей. Так же настроение улучшилось.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

Мы определили основные характеристики детей-сирот, как особой социальной группы, нуждающейся в социальной поддержке. Фактическое положение дел сегодня близко. Бурные социальные перемены в стране привели к тому, что количество детей-сирот растет при общем снижении численности населения.

Деятельность семьи как социального института направлена на удовлетворение фундаментальных, жизненно важных социальных потребностей. Благодаря воспитанию детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Семья формирует у ребенка представление о социальных связях и приобщает ребенка к основным общественным ценностям, морально-культурным стандартам поведения. Способность членов семьи принимать ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большей мере влияет на его представление о самом себе. Институт семьи - важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества.

Поэтому на всех уровнях власти вопрос усыновления детей-сирот, обеспечение им полноценного будущего стоит на первом месте. Необходимость разработки мер, для улучшения условий жизни детей-сирот обусловлена обострением проблемы социального сиротства. Кроме того, сложившаяся система государственных учреждений интернатного типа находится в прямом противоречии с гарантированным каждому ребенку правом семью.

Новый опыт отношения к самому себе усваивается ребенком через отношение к нему в семье. Дети очень сильно меняются, оказавшись в нормальной семейной обстановке. Они догоняют в физическом и интеллектуальном плане своих ровесников и внешне ничем не отличаются от них. Проходят заболевания психомоторного характера. Детей, живущих в приемной семье, со временем удается построить позитивные, здоровые привязанности, объединить свой прошлый и текущий опыт и войти во взрослую жизнь с ощущением стабильности и причастности.

Таким образом, мы изучили приемную семью как объект социальной работы: основные понятия, проблемы и перспективы устройства детей, оставшихся без попечения родителей в замещающую семью, отечественный опыт социально-педагогического сопровождения приемных семей.

На основе изученных материалов можно сделать вывод о том, что приемная семья является на сегодняшний день одной из наиболее эффективных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Изучение и анализ системы организации и существования приемных семей, подходов к созданию условий эффективного существования показал, что приемная семья является формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, главная цель которой - создание благоприятных условий для временного пребывания ребенка в семье.

Заключение

Приемная семья предусмотрена Семейным кодексом РФ как одна из трех форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. В развитие СК РФ принято Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье». Вместе с тем на практике такая форма устройства детей на воспитание в семью является наименее востребованной, о чем свидетельствует незначительное количество созданных на сегодняшний день приемных семей 1. Этому можно найти много причин, в том числе экономических. Но препятствием для последовательной реализации положений о приемной семье на практике служат и некоторые недостатки правовых предпосылок существующих форм устройства детей на воспитание и регламентации отношений, складывающихся в рамках приемной семьи[11, с. 20].

В полном соответствии с нормами международного права в ст. 1 СК РФ провозглашен в качестве одного из основополагающих принципов российского семейного законодательства приоритет семейного воспитания детей. Этот принцип отражен в ст. 123 СК РФ, согласно которой только при отсутствии возможности устройства на воспитание в семью допускается устройство детей в воспитательные учреждения (в том числе в детский дом семейного типа), предназначенные зля детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа» предусматривается создание детских домов семейного типа, имеющих организационно-правовую норму детского учреждения. Сходство детского дома семейного типа с приемной семьей состоит в самой идее создания подобного рода детского учреждения. Она заключается в организации обстановки, максимально приближенной к обычной семье. Представляется, однако, что при всех достоинствах этой идеи существует некоторая непоследовательность в ее нормативном закреплении.

Существующие проблемы в функционировании семьи на современном этапе обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Анализ педагогической литературы, некоторые исследования показывают, что это возможно посредством организуемой с семьей социальной (или социально-педагогической) работы.

На самом деле, если семья не выполняет свою ведущую функцию - первичной базисной социализации личности ребенка - в силу разного рода причин или социальных дефицитов структурные, деформация взаимоотношений в подсистемах её, негативное влияние референтной группы, нарушение ролевых функций и т.д.), то необходимо влияние на неё извне с определенной целью: внести необходимые коррективы в её функционирование, т.е. внести изменения.

Семья как социальный институт общества обладает большими возможностями для осуществления процесса социализации ребенка, успешность осуществления этого процесса определяется её воспитательным потенциалом.

Выполняя функции первичной социализации личности, она выступает в роли субъекта этого процесса и должна пониматься как сложная социальная система, состоящая из отдельных компонентов. Понимание семьи в качестве системы, способствует повышению её воспитательного потенциала.

 

 

Список литературы.

1. Бикулова, И.П. Особенности социализации детей-сирот [Текст] / И.П. Бикулова // Социальная педагогика – 2013. - №5. – С.18-20

2. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с. С. 215

3. Большой юридический словарь [Текст] / сост. Л.В. Тихомиврова. – М.: МНФРА-М, 2007. – 858 с.

4. Гражданский кодекс РФ [Электронный ресурс]: федер.закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Консультант Плюс

5. Дементьева, И. Ф. Приемная семья — институт защиты детства [Текст]: методич. рекомендации / И. Ф. Дементьева, Л. Я. Олиференко. – М., 2000. – 122 с.

6. Дементьева, И.Ф Российская семья: проблемы воспитания [Текст]: рук-во для педагогов / И.Ф. Дементьева. - М., 2000. - 38 с.

7. Довгалевская, А.И. Семейное воспитание приемных детей [Текст] / А.И. Довгалевская. – М., 1948. – 122 с.

8. Иванова, Н.П. Дети в приемной семье [Текст]: советы начинающим родителям-воспитателям / Н.П. Иванова, О.В. Заводилкина. - М.: Дом, 1993. – 83 с.

9. Коваль, Л.Г. Социальная педагогика. Социальная работа [Текст] / Л.В. Коваль, И.Д. Зверева, С.Р. Хлебик - Киев, 1997 – 256 с.

10. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т.А.Куликова. – М.: Мастерство, 2000. – 156 с.

11. Курбацкий, И. Н. Педагогическое и правовое толкование понятия «приемная семья» [Текст] / И. Н. Курбацкий // Педагогика. - 2002. - № 5. - С. 35-40.

12. Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике [Текст] / Л. В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. – 220 с.

13. Мартынова, Е.В. Проблемы толкования термина «приемная семья» [Электронный ресурс] / Е.В.Мартынова. – Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/index.php/

14. Медведева, Е.С. Словарь терминов по теории социальной работы [Текст] / Е.С. Медведева. - М.: Юристъ, 1997- 424 с.

15. Морозов, В.В. Проблема сиротства в зеркале сиротства бытия…[Текст] / В.В, Морозов // Социальная педагогика. – 2013. - №1. – С.27-30

16. О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]: федер. закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ // Рос. газ. -2001. - 31 декабря. - С. 2-3.

17. Об опеке и попечительстве [Электронный ресурс]: федер. закон принят Гос.Думой 11.04.2008 № 48-ФЗ// Консультант Плюс

18. Основы социальной работы [Текст]: учебник / отв. ред. П.Д. Павленок - 2-е изд., исправ. и доп. - М: ИНФРА-М, 2002. - 312 с.

19. Положение о приемной семье [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 № 829 // Консультант Плюс

20. Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье» [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 // Консультант Плюс

21. Приемная семья: оценка эффективности опеки [Текст]: методич. рекомендации для соц. работников / ред. О.О. Яременко. - М.: Рус. ин-т соц. исслед., 2000. - 78 с.

22. Психологическая энциклопедия [Текст] / ред.: Р.Корсини, А.Ауэрбах. – СПб.: Питер, 2006. – 1096 с.

23. Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://momo65.net.ru/department_of_guardianship/

24. Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.11.2014) // Консультант Плюс

25. Семья как объект социальной работы [Текст] / ред. Е.П. Тонконогова. - СПб., 2006. - 198 с. - (Новое в гуманитарных науках; Вып.20)

26. Соломатина, Г.Н. Адаптация детей-сирот к условиям приемной семьи [Текст]/ Г.Н. Соломатина // Вопросы психологии. – 2008. – №6. – с. 76-82.

27. Социальная работа: технологический аспект [Текст]: учебн. пособие / под ред. А.Й. Папского. - М.: Центр учеб. лит., 2004. – 150 с.

28. Социальное становление ребенка в приемной семье: социальное сопровождение [Текст]: учебно-методич, пособие. - М.: Рус ин-т соц исслед, 2000 - 127 с

29. Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т.2: Н-Я [Текст] / рук. авт. колл. Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 2003. – 862 с.

30. Тюптя, Л.Т. Социальная работа (теория и практика) [Текст]: учебн. пособие /. Л.Т. Тюптя, И.Б.Иванова. - М.: ВМУРОЛ, 2004. – 390 с.

31. Усыновление в России [Электронный ресурс]: интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент воспитания и социализации детей. – Режим доступа: http://www.usynovite.ru/statistics/

32. Философский энциклопедический словарь [Текст] / ред.-сост. Е.Ф. Губский [и др.]. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 574 с.

33. Фирсов, М.В. Теория социальной работы [Текст]: учебн. пособие / М.В. Фирсов, Э.Г. Студенова. - М: ВЛАДОС, 2001. – 420 с.

34. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей [Текст] / Е.И. Холостова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2011. - 242 с.

35. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога [Текст]: учебн. пособие / М.В, Шакурова. - 2-е изд., стерео­тип. - М.: Академия, 2004. - 272 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.