Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законы правильного произношения




ОРФОЭПИЯ

Работа с резонаторами

 

Голос дан человеку с рождения. Только что родившийся ребенок кричит хорошо поставленным, природой данным голосом на ноте «ля» первой октавы, и потом на протяжении всей жизни использует свой голос для общения с другими людьми. Важно знать, что голосовые связки расположены в гортани в виде двух складок. Они образуют звук в момент прохождения воздуха через голосовую щель. Резонаторы – полости, увеличивающие полученный в результате колебаний связок звук. К ним относятся: грудная клетка, небо, полость носа, зубы, лобные пазухи

1. «Поймать звук»

Принцип упражнения: «от раскрытых губ к сомкнутым губам»

Раскройте губы, как бы безвучноартикулируя гласный «А». Сомкните губы со звуком»М». Почувствуйте на губах вибрации.

Зафиксируйте это ощущение.

 

ВНИМАНИЕ: Звук возникает только в момент смыкания губ. Помогайте себе движением руки.

 

2. «Вытянуть звук»

Данное упражнение является продолжением предыдущего.

Вытяните руку или обе руки вперед, и представьте, что вы «взяли» звук «М», начните звучать, тяните звук на себя вместе со звучанием.

 

ВНИМАНИЕ: Звучание должно быть плавным и протяжным

 

3. «Протяжный звон»

Проверьте свободу мышц шейно – плечевого отдела. Медленным движением головы от плеча к плечу протяните на закрытом звучании сочетания согласных звуков:

 

«ДН», «ГН», «ДЛ», «ГЛ», «ДМ», «ГМ»

 

ВНИМАНИЕ: Следите за тем, чтобы звучание было ровное, непрерывное

 

4. «Вибрационный массаж»

Мягким постукиванием пальцев рук пробудите резанаторные зоны:

 

1) Лоб «М»

2) Гайморовы пазухи «М», «Н», «Л», «Р»

3) Верхняя губа «В»

4) Нижняя губа «З»

5) Грудная клетка «М»

6) Спина «М»

 

ВНИМАНИЕ: Почувствуйте и зафиксируйте вибрации в одной зоне, только после этого переходите к проверке другой зоны

 

5. «Алфавит согласных»

Проговорите алфавит согласных звуков в сочетании с гласным «А»

БА, ВА, ГА, ДА, ЗА, КА, ЛА, МА, НА, ПА, РА, СА,ТА,ФА,ХА,ЦА,ЧА,ША,ЩА

 

6. «Проверочный текст»

Проговорите любой текст так, чтобы звук попадал в резонаторные полости

(обхватите голову руками, чтобы чувствовать голосовую вибрацию)

 

 

Речь идет только о правильном звуковом сочетании и расстановке ударения.

Ударным слогом называется слог с ударенной гласной, без которой слово в произношении не имеет законченной формы. Ударный слог более длинный, чем безударный. В слове может быть только один ударный слог. Ибо в произношении неударные гласные изменяются, и изменения учитываются целым рядом правил. Двухударность в слове, что сейчас, к сожалению, очень распространено, утомляет слуховое восприятие и придает речи вульгарность, являясь отсутствием грамотности и культуры речи. Из трудов, посвященных вопросам произношения, нам известно, что в основу литературного произношения, оформившегося к середине 19 века, лег московский говор.

Итак, неправильность произношения происходит в основном от неправильности произношения неударных гласных

1) О в предударном слоге произносится, как А. Предударное А слегка приглушается:

Пойду – п а йду, вода – в а да

Волна – в а лна, окно – а кно

Отец – а тец, она – а на

 

2) О неударное, занимающее второе или третье место от ударного или наоборот, находится непосредственно после ударного слога, звучит нечто среднее между А и Ы (условно обозначим звукомт Ъ). Однако, в начале слова неударное О переходит в произношении в А, приглушая звук

Пишется: Произносится:

Отнимать а тнимать

Воротники в ъ р ъ тники

Полоса п ъ л а са

Волос вол ъ с

Изморозь изм ъ р ъ зь

Голос гол ъ с

Поговорить п ъ г ъ в а рить

Откровенно а ткр а венн ъ

Облако облак ъ

Тихо тих ъ

3) А в первом предударном слоге после Ж и Ш произносится, как А приглушенное: ш а ги, ж а ра, ш а ры

Звук А заударный

Звучит как нечто среднее между Ы и Ъ

Линейка линейк ъ

Тропинка тр а пинк ъ

Смекалка смекалк ъ

А и О в начале слова произносится, как приглушенное А

 

Сочетание двойного звука АА и ОО звучит, как длительное АА:

 

Вообще в аа бще

По арбузу п а а рбузу

 

О заударное

Сало мыло сал ъ мыл ъ

 

Двусложные слова

Благотворительность бл ъ г ъ тв а рительность

Вагоноважатый в ъ г ъ н ъ в а жатый

 

4) И переходит в произношении в Ы, если звук И находится после твердой согласной предлога или если предыдущие слова оканчиваются на твердую согласную. Твердые звуки: В, С, З, Л, К,Т, Д, Н,Б

 

 

В избе в ы збе

С интересом с ы нт и рес ъ м

Положил инструмент п ъ л а жил ы нструмент

 

5) Если же во фразе между такими словами по смыслу должна быть пауза, то произношение звука И не редуцируется (звукоизменяется)

 

Он слушал с интересом он слуш ъ л с ы нтерес ъ м

Учит историю учит ы сторию

 

6) Я и Е – неударные, в произношении звучат, как среднее между Е – И. Условно звучат как ЕИ

Евгений Еи вгений

Евстегнеев Еи встегнеев

Рязань Р еи зань

 

7) Е «широкое». Если на него падает ударение:

С е л, п е л, вл е з, св е т

 

Согласные

Звонкие согласные в конце слова произносятся как соответствующие глухие

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.