Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Декларация консенсуса: движение европейских городов к устойчивому развитию. Роль европейских городов. 6 страница




Борьба с опустыниванием и засухой должна проводиться с целью предотвращения процесса деградации земли, вызванной изменениями климата и антропогенными воздействиями. Должны быть разработаны и приняты планы рационального использования земли и водных ресурсов, ускорены программы лесопосадок с использованием быстрорастущих и засухоустойчивых деревьев, сокращено потребление топливной древесины и др. В подверженных засухе и опустыниванию районах нужны нетрадиционные способы ведения сельского хозяйства.

Устойчивое развитие сельского хозяйства, сельских и горных районов чрезвычайно актуально в связи с постоянной угрозой голода и отсутствием уверенности в способности мирового сообщества удовлетворять растущий спрос на продукты питания в долгосрочной перспективе. Устойчивое сельское хозяйство требует коренного изменения в экономической, экологической и сельскохозяйственной политике стран: только за счет повышения производительности можно наращивать производство продуктов питания, так как большинство земельных угодий уже используется; методы и системы ведения сельского хозяйства должны быть экологичны, они должны сохранять и восстанавливать почву при росте продуктивности; нужно минимизировать использование химикатов, и др.

Сохранение биологического разнообразия (биологических видов, популяций, экосистем, генетического многообразия) несет исключительные социально-экономические выгоды, так как именно биоресурсы кормят, одевают, обеспечивают жильем, лекарствами, духовной пищей все человечество. В то же время количество уничтоженных видов постоянно растет. Необходимо разработать национальные программы оценки состояния и сохранения биоразнообразия, поощрять только такие методы ведения хозяйства, которые сохраняют и приумножают биоразнообразие, сохранять природную среду обитания и восстанавливать ранее нарушенные экосистемы.

Существенный вклад в рост производства продуктов питания, в повышение эффективности и экологичности работы промышленности, в улучшение здравоохранения, восстановление лесов, очистку воды и обеззараживание отходов может внести экологически безопасная биотехнология. Развитые страны с высоким уровнем применения биотехнологий должны оказывать помощь развивающимся странам в передаче технологических достижений.

Защита и рациональное использование океанов и морей является важной частью глобального жизнеобеспечения, как указано в «Программе действий на 21 век». Роль океанов и внутренних морей как компонентов глобальной экосистемы исключительно велика: они занимают большую часть поверхности земного шара, влияют на состояние и состав атмосферы, климат, погоду, покрывают существенную часть потребностей человечества в продуктах питания и других ресурсах. Однако, постоянно растущее загрязнение, чрезмерный вылов рыбы, ухудшение состояния берегов и рифов оказывают угнетающее воздействие на океаны. Около 70 % загрязнений океанов и морей поступают с берега - от прибрежных городов, промышленности, сельского хозяйства, лесного хозяйства и туризма: сточные воды, химические вещества, продукты отстоя, мусор, пластмассы, нефть, радиоактивные отходы и др.

Для сохранения и восстановления состояния океанов и морей необходимо всем государствам разработать глобальный план экологизации использования океанов, создать систему экомониторинга, обеспечивать экспертизу всей деятельности, включить защиту среды океанов в общие планы экономического, экологического и социального развития, использовать принцип "загрязнитель платит", повышать степень экологичности и качество жизни в прибрежных городах с целью сокращения поступления загрязнений. Все государства должны сократить, а затем и полностью исключить поступление загрязнений в моря и океаны (особенно - синтетических химических веществ, токсичных отходов, азота и фосфора, опасных пестицидов и удобрений, и др.); особое внимание нужно уделить защите наиболее продуктивных и многообразных береговых и рифовых экосистем; нужно рационально использовать ресурсы морей и океанов с контролем допустимого улова.

Охрана и рациональное использование ресурсов пресной воды как жизненно необходимой для питья, санитарно - гигиенических целей, сельского хозяйства, промышленности и др. имеет особое значение. Во многих регионах мира наблюдается возрастающее загрязнение питьевой воды и ее нехватка, в то время как годовое использование воды постоянно увеличивается. Особую роль недостаток питьевой воды играет в развивающихся странах, где каждый третий житель ощущает ее нехватку и около 80 % болезней связаны с недостатком питьевой воды.

К 2000 году нужно обеспечить каждого жителя Земли необходимым минимумом доброкачественной пресной воды - 40 литров в день, исходя из принципа "лучше понемногу для всех, чем помногу для некоторых". Это потребует новых технологий, которые позволяли бы успешно использовать ограниченные водные ресурсы, не допускать загрязнения воды и восстанавливать ранее загрязненную воду. Нужно принять меры по сбережению воды, ее защите и охране, по рациональному управлению водными ресурсами, по защите лесного покрова бассейнов рек. Приоритетами при пользовании водой должны быть удовлетворение потребностей человека и защита экосистем.

Повышение безопасности использования токсичных химических веществ, удаление опасных (в том числе радиоактивных) отходов, твердых отходов и сточных вод стало исключительно актуальной задачей в связи с резким ростом объема отходов и отрицательным воздействием их на здоровье населения. Уже создано около 100000 коммерческих химических веществ, но отсутствуют важные данные о степени опасности для человека и природы большинства этих веществ. Должен быть разработан международный свод принципов об информации и потенциальной опасности этих веществ, о создании экологически безопасных технологий и передаче их всем странам.

Ежегодно около 5,2 млн. чел., в том числе 4 млн. детей, умирают от заболеваний, вызванных наличием токсичных сточных вод и твердых отходов. Чрезмерное потребление может вызвать рост объема и разнообразия отходов в 4-5 раз к 2025 году. Наиболее эффективный способ решения проблем отходов - предотвращение их образования. В то же время производитель отходов должен полностью оплачивать их экологичную переработку.

Особо опасны радиоактивные отходы, которые ежегодно образуются в объеме около 200 тыс. куб. м. низкоактивных и около 100 тыс. куб. м. - высокоактивных. Нужно обеспечить безопасное хранение и переработку, минимизировать и ограничивать объемы, соблюдать Кодекс по трансграничному перемещению отходов.

3 раздел посвящен «Усилению роли основных групп населения». В нем описана роль женщин, молодежи и детей в обеспечении устойчивого развития, укрепление роли коренного населения территорий, роль местных властей, трудящихся и профсоюзов, деловых и промышленных, научных и технических кругов, фермеров в устойчивом развитии. Отмечается, что роль женщин в обеспечении устойчивого развития должна быть усилена, тогда как до настоящего времени она ограничивалась из-за дискриминации и отсутствии доступа к образованию, земельным ресурсам и работе. Специальные программы развития должны быть приняты для молодежи, составляющей около трети населения планеты. Эти программы должны обеспечить молодежи безопасное будущее.

Подчеркнута необходимость защиты земель коренного населения от экологически опасной деятельности, повышения его роли в устойчивом развитии с учетом богатого опыта, традиций.

Многие проблемы могут быть решены местными властями, поэтому местные власти будут играть все более важную роль в достижении устойчивого развития. К 1996 году каждый местный орган власти должен разработать "Местную повестку дня на XXI век" для своего региона. Неправительственные организации должны привлекаться к становлению устойчивого развития.

В 4 разделе – «Средства осуществления» - приведены данные по финансированию устойчивого развития, передаче технологий, использованию достижений науки в целях устойчивого развития, по просвещению, подготовке кадров и информированности населения, по созданию потенциала для устойчивого развития, организационным мерам по устойчивому развитию, международному законодательству и информации для принятия решений. Выражена озабоченность мирового сообщества в связи с изменением глобальной окружающей среды гораздо более быстрыми темпами, чем в предыдущие столетия. В следующем столетии при сохранении темпов ухудшения среды могут произойти значительные экологические изменения и неожиданные события. Научные знания могут помочь в рациональном управлении окружающей средой и в постоянной публичной проверке способности глобальных и региональных систем жизнеобеспечения удовлетворять потребности человека и окружающей его природы.

Нужно обеспечить просвещение по вопросам окружающей среды для людей всех возрастов. Должно быть разработано международное законодательство по обеспечению устойчивого развития. На международном уровне следует подготовить соглашения, устанавливающие эффективные международные нормы для охраны природной среды с учетом положения и возможностей различных стран.

В конвенции о биологическом разнообразии подчеркивается большая ценность биологического разнообразия по экологическим, генетическим, социальным, экономическим, научным, образовательным, культурным, рекреационным и эстетическим причинам. Биологическое разнообразие, с одной стороны, важно для сохранения биосферы и ее эволюции, и, с другой стороны, для удовлетворения ряда потребностей (в пище, здравоохранении и др.) человека.

Устойчивое использование биоразнообразия означает сохранение его в долгосрочной перспективе. Для достижения этого все страны должны разработать и начать осуществлять национальные стратегии по сохранению и рациональному использованию биологического разнообразия, восстановлению и возрождению деградировавших экосистем, по сохранению тех видов, которым грозит вымирание; осуществлять контроль над видами деятельности, которые могут оказать негативное влияние на сохранение биологического разнообразия, и др.

Отдельный раздел Конвенции посвящен помощи развивающимся странам в области экологически безопасных технологий для сохранения биоразнообразия, предоставлению развивающимся странам финансовой помощи для осуществления программ Конвенции о биологическом разнообразии. Большую роль в сохранении биоразнообразия играют национальные заповедники. Как количественно, так и по размеру площади они весьма неравномерно распределены по площади Земли. Характерна исключительно малая площадь заповедников на территории стран бывшего СССР, что свидетельствует о необходимости существенного роста их числа и площади. Необходимы немедленные действия по запрещению освоения (в том числе и строительного) перспективных территорий для устройства национальных заповедников.

Конвенция ООН об изменении климата подчеркивает озабоченность мирового сообщества глобальным изменением климата и усилением естественного парникового эффекта в атмосфере Земли в результате выделения значительного количества газов как следствия деятельности человека. Дальнейшая концентрация таких газов, как двуокись углерода, вызовет повышение температуры атмосферы и приведет к неблагоприятным воздействиям на экосистемы и человечество. Особенно могут пострадать страны в низменных регионах, островные государства, подверженные засухам и наводнениям регионы, горные экосистемы.

Нужны объединенные действия всех стран по защите климатической системы Земли: первоочередной мерой является принятие эффективного международного законодательства для сокращения выброса газов в атмосферу и обеспечения их постепенного естественного удаления, а затем и для стабилизации их концентрации на безопасном для глобальной климатической системы уровне. Одновременно необходимы меры по поддержанию в хорошем состоянии лесов и океанов, которые поглощают и перерабатывают газы.

Перед государствами мира поставлена цель снижения выброса двуокиси углерода и других газов до уровня 1990 года. Развитые страны обязаны помогать развивающимся странам выполнять требования Конвенции, предоставлять экологически безопасные технологии, финансовую и техническую помощь. В Конвенции указывается, что недостаточное научное исследование проблемы глобального потепления и некоторая неопределенность этого вопроса не должны быть основанием для отсрочки мер по предотвращению роста выброса газов.

В Заявлении о принципах в отношении лесов описаны выработанные странами мирового сообщества положения по устойчивому использованию леса. При этом устойчивое использование леса предполагает как его защиту, сохранение и восстановление в качестве важнейшего компонента окружающей природной и эстетической среды, так и рациональное использование как ценнейшего возобновимого ресурса.

В Заявлении подчеркивается, что леса - это источник древесины, пищи, лекарств, хранилища воды и углерода, дом для многих видов животных. Леса - это источник удовлетворения культурных и духовных потребностей человека. Среди принципов устойчивого использования лесов - посадка и сохранение лесов во всех странах ("озеленение мира"), устойчивость структур производства и потребления продукции из леса для удовлетворения социальных, экономических, экологических и культурных потребностей современного и будущих поколений, защита уникальных и старых лесов, исключение деградации лесов, и др.

Обычный план устойчивого развития включает в себя следующие разделы:

  • -Советы (требования) к руководству.
  • - Советы (предложения) гражданам.
  • - Повышение качества воздуха и воды.
  • - Сбережение энергии. Производство энергии.
  • - Ландшафты (имеются в виду и городские ландшафты).
  • - Отходы. Сокращение, переработка, хранение.
  • - Рециклинг, очистка.
  • - Экономическое развитие с учетом интересов природы.
  • - Транспорт. Экологичный транспорт.
  • - Природоохранные технологии.
  • - Действия местного управления.
  • - Реклама природоохранной деятельности.
  • Возможными дополнениями плана устойчивого развития являются:
  • - Экореконструкция (города, завода, энергокомплекса, агрокомплекса, транспортного комплекса, свалок и др.).

- Восстановление свойств почв.

- Восстановление всех компонентов ландшафтов (в том числе флоры и фауны).

- Материалы (использование возобновимых и широко представленных в земной коре материалов).

- Экологичная конверсия.

- Экомониторинг

- Экологическое образование и воспитание.

- (возможный раздел) - предохранение от природных (землетрясения, оползни, наводнения, сели, и др.) и социальных катастроф.

В программах некоторых городов мира приводятся дополнительные сведения, очень важные для обеспечения устойчивого развития:

а. отдельным разделом дается перечень глобальных, национальных и локальных экологических проблем и показывается взаимосвязь между ними (например, глобальное потепление, исчезновение озонового слоя, кислотные дожди, сокращение площади дождевого леса, исчезновение дикой флоры и фауны, загрязнение океана, трансграничный перенос загрязнений, ядерные проблемы, опустынивание - и связь с этими глобальными проблемами местных и национальных проблем - таких, как загрязнение воздуха и воды, разрушение экосистем и др.).

б. отдельно рассматриваются проблемы обеспечения жизни следующих поколений.

в. даются разделы по обеспечению участия жителей в решении проблем и одновременно обеспечение возможности гражданского неповиновения в рамках закона при сопротивлении жителей намечаемому негативному воздействию на природу.

Каждый раздел созданных и выполняющихся программ состоит из 10 -15 пунктов конкретных направлений деятельности для обеспечения устойчивого развития. Программа заканчивается декларацией местных органов управления по устойчивому развитию. Надо сказать, что действенность отдельных пунктов программ устойчивого развития и действий органов местного управления подчеркнута тем, что они начинаются с глагола: например, "снижайте потребление природных ресурсов", "увеличивайте эффективность потребления энергии и материалов", "максимизируйте вовлечение жителей в обеспечение устойчивого развития" и др. После этого они наполняются конкретным содержанием. Содержание более конкретных разделов в ряде случаев одинаково для разных стран и городов (так, везде рекомендуется применение дешевых источников света в домах, развитие схемы "тепло из отходов", строительство энергосберегающих домов и др.), но имеются и различия в разделах, привязанных к уровню развития стран и их национальным особенностям.

В некоторых странах издаются специальные выпуски для местных органов управления по обеспечению выполнения «Программы – 21», в том числе рекомендации по управлению и улучшению природоохранной деятельности, связь целей устойчивого развития и действий местного управления, консультирование и вовлечение жителей, партнерство, мониторинг, информирование о прогрессе в устойчивом развитии, и др. Экологические памятки населению носят обычно простой и доходчивый характер (рис. 3.2).

Отдельным разделом приводится перечень направлений "позеленения" (greening) местной экономики и бизнеса. Этот термин - "позеленение" - возник недавно, и означает создание и поддержку экономики и бизнеса, которые помогают сохранять и восстанавливать природную среду и обеспечивают устойчивое развитие региона. Уже есть известные банки, которые объявили, что они инвестируют только "зеленый" бизнес.

Далеко не подробный перечень вопросов, заложенных в программе устойчивого развития, показывает, насколько интегральный характер она имеет и насколько выше ее уровень, чем у любых других программ улучшения качества жизни. Хотелось бы подчеркнуть, что программа или стратегия устойчивого развития любого региона - единственно приемлемая сейчас программа (кстати, это подчеркивается и в конкретных декларациях разных программ регионов и городов), куда входят практически все направления человеческой деятельности, которая позволяет видеть перспективу всей деятельности для обеспечения высокого качества жизни и одновременно - сохранения и восстановления природы, и в которой актуальный сейчас вопрос сохранения и восстановления природы проходит красной нитью через все пункты программы.

В наиболее далеко ушедших вперед регионах дополнением к программе устойчивого развития являются различного рода экологические публикации, разъясняющие основы обеспечения устойчивого развития. На Западе этому служат публикации об экоциклах как основе обеспечения устойчивого развития. Например, в Швеции издана работа "Экоциклы (основы устойчивого развития городов)",92г. [77]. Кроме исключительно интересных данных о городах как части экосистемы и экоциклах с учетом влияния городов, о городах с устойчивым развитием и сокращением энергопотребления, о зданиях с экономией энергии и потреблением нетрадиционной энергии, о системе сокращения отходов, об энергоэкономичном -транспорте, и др., в книге приведены данные о соотношении площадей в Швеции: застроено - 3 %, занято агрокомплексом - 8 %, леса - 54 %, водные поверхности - 9 %, горы -16 %, болота -10 %. Это - очень хорошее соотношение между освоенными и неосвоенными территориями (считается экологически правильным освоение не более 40 % территории). Надо ли говорить, насколько актуален контроль этого соотношения в России, Украине и других странах бывшего Союза?

Признано необходимым стремиться в практике человеческой деятельности к достижению устойчивого развития.

В некоторых странах все проекты, планы мероприятий рекомендуется подвергать так называемому "фокусному (сосредоточенному) анализу" с точки зрения выполнения 6 основных условий устойчивого развития:

- Снижается ли потребность в энергии? Используется ли направление применения энергии из возобновимых источников?

- Растет ли биологическое разнообразие и объем природных ресурсов?

- Созданы ли замкнутые (экоподобные) циклы для материалов?

- Удерживаемся ли мы (в данном проекте) в пределах, которые могут выдержать природа и человечество?

- Решаем ли мы многочисленные проблемы без создания новых проблем в ближайшей перспективе?

- Используем ли мы принцип предосторожности? (Учитывается ли, что невозможно предусмотреть все последствия вмешательства в природу?).

Имеются специальные издания "Условия для устойчивого развития". В этих же странах начато активное воспитание детей в духе понимания законов природы, помощи природе, незагрязнения среды. Этому учат в школе, для чего издается много привлекательных книжек, брошюр, буклетов, элементарных перечней экологичных правил жизни. На практике дети постоянно обучаются помогать природе, сохранять маленькие участки дикой природы в городе. Даже такая простая процедура, как выбрасывание пищевых отходов, превращается в практическое обучение: дети под наблюдением матерей или учителей выбрасывают пищевые отходы в специальные контейнеры, перемежая слои отходов со слоями опилок или торфа, затем происходит образование компоста, который эти же дети затем извлекают и укладывают как удобрение для выращивания цветов или зелени. На "Глобальном Форуме-94" были представлены рукописные сочинения английских школьников младших классов о помощи природе (наряду с экологичными действиями разработками ведущих фирм Запада): дети пишут о том, что они никогда не будут выбрасывать бытовые отходы в природу, и др. И все это органично входит в программу устойчивого развития.

Исключительно важным разделом контроля устойчивости развития являются так называемые «индикаторы» устойчивого развития, то есть система показателей, по которым можно проконтролировать состояние общества, города, страны. Предложено 27 индикаторов (указателей) устойчивого развития по 4 категориям: 1. Энергия, 2. Экология, 3. Политика, экономика, учреждения, 4. Общество и культура. Всемирная комиссия по природной среде и развитию предложила следующие характеристики устойчивого развития:

  1. Политическая система обеспечивает надежное и эффективное участие жителей в принятии решений.
  2. Экономическая система способна производить излишки и технические знания на самостоятельной и устойчивой базе.
  3. Социальная система подготовлена для снятия напряженности, возникающей вследствие негармоничного развития.
  4. Производственная система относится с уважением к сохранению экологической базы для развития.
  5. Техническая система постоянно ищет новые решения.
  6. Международная система поощряет устойчивые образцы торговли и финансов.
  7. Административная система отличается гибкостью и способна к самокоррекции.

Видимо, система индикаторов устойчивого развития должна постоянно совершенствоваться, чтобы позволять объективно судить о действительном движении общества и страны по этому пути.

Рядом организаций ООН (ЮНЕП и др.) предложены 9 принципов для устойчивого общества: уважение и внимание к жизни общества, повышение качества жизни человека, сохранение жизнеспособности Земли и биоразнообразия, минимизация потребления невозобновимых ресурсов, предоставление возможности коммунам заботиться об их собственной природной среде, и др.

Институтом развития Сеула разработаны 5 наиболее важных критериев устойчиво развивающегося города: будущее, природная среда, участие, справедливость, уверенность (табл. 3.1). Критерий будущего заключается в том, что деятельность человека не должна подвергать риску интересы будущих поколений, должна быть обеспечена надежность краткосрочного будущего для нынешнего поколения, пожилым людям уделяется внимание и уважение как ценному ресурсу. В критерий природы входит улучшение систем поддержки жизни природы, сохранение зеленого пространства и участков дикой природы, контроль выделения вредных загрязнений и за применением вредных для природы материалов. Критерий участия состоит в обеспечении участия членов общества в принятии решений по самоуправлению, в свободном и открытом обмене информацией, в эффективных связях между общественностью и местным правительством. Критерий справедливости обеспечивает равные возможности доступа к общим ресурсам всех членов общества, права всех членов общества на протест против несправедливых действий, равное распределение справедливости между членами общества. Критерий уверенности города включает в себя три критерия: вся деятельность носит энергосберегающий и энергоэффективный характер, продуктивные ресурсы местных территорий отданы на удовлетворение нужд местных жителей, число жителей должно быть ниже демографической емкости территории (возможности их обеспечения ресурсами). В программе устойчивого развития представлена ее концептуальная схема (табл. 3.1.).

Таблица 3.1. Концептуальная схема программы устойчивого развития города

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА
Основные характеристики города____________________________
История:
Природная среда:
Административная система
Социально-экономические показатели:.......1.........2.........3.........4.................... 5..............6.........7...........
Загрязнения природной среды: 1.........2.........3.........4..................... 5..............6........ 7.........................
Будущее Природа Участие Справедливость Уверенность
Будущие поколения Системы поддержки жизни Участие жителей Равные возможности Уверенная экономика
Настоящая надежность Сохранение природы Свободный поток информации Справедливость для всех Сбережение энергии
Культура и традиции Снижение загрязнений Мотивация действий руководства Гражданское неповиновение  
История и культура Роль города в глобальной защите природы
Международная кооперация Главные субъекты
Локальная программа XXI Энергетика Транспорт Глобальные экологические конференции Форма города Политические рекомендации и дальнейшие шаги
           

 

В плане устойчивого развития города должны быть показаны связи между различными уровнями экологических проблем и обеспечения устойчивого развития, способствующие комплексному и полному решению проблем на уровнях страны и города (например, табл. 3.2).

Таблица 3.2. Связи между различными уровнями экологических проблем и устойчивого развития

Проблемы Уровни
Глобальные экологические проблемы Глобальное потепление Исчезновение слоя озона Кислотные дожди Уничтожение дождевого (тропического) леса Сокращение дикой фауны и флоры Загрязнение мирового океана Трансграничный перенос загрязнений Опустынивание земель Ядерные проблемы (Проблемы перенаселенности)
Экологические проблемы страны (национальные) Загрязнения воздуха и воды в городах Загрязнения воды рек и морей Движение и удаление промышленных отходов Отходы энергии и ресурсов Сокращение площади лесов Деградация природы в придорожной зоне Отставание восстановления природы Другие проблемы страны.........
  Региональные плохие природные условия у соседей региональная сеть транспорта другие проблемы...
Локальные экологические проблемы Городские Загрязнение воды Загрязнение воздуха Шумовое загрязнение Отходы Разрушение экосистем Другие проблемы.....
  Сельские Злоупотребление химикалиями Отходы (скота, агрокультур) Другие местные проблемы...
Общественные экологические проблемы   местные отличия экологических проблем
НОВЫЙ ПОДХОД К УРБОЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ
Устойчивое развитие города Внимание к будущим поколениям Сбережение природы Сокращение загрязнений Участие жителей Социальная справедливость Самоподдерживающаяся экономика
       

Устойчивое развитие города принципиально отличается от обычного управления городской природной средой. Институтом развития Сеула предложены концептуальные отличия, показывающие концептуальные отличия устойчивого развития и большую роль жителей в этом процессе (табл. 3.2).

Таблица 3.2.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ УПРАВЛЕНИЕМ
ГОРОДСКОЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДОЙ И УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ГОРОДА

Показатель Управление природной средой города Устойчивое развитие города
Цель Эффективное управление природной средой при раз витии города Улучшение устойчивости природы при развитии города
Центральные точки Управление, физическая среда Развитие, гуманность
Структура исследований Потребление,продуктивные системы Сеть
Объекты исследований Воздух, вода, отходы, эко- системы Транспорт, энергия, ресурсы городские формы, общество, экономика
Области исследований Предотвращение загрязнений, улучшение качества природной среды Поиск новых подходов к развитию города
Ведущие дисциплины Экология, инженерная экология, ландшафтная архитектура Науки о Земле, общественные науки
Главные действующие лица Эксперты-специалисты по охране природы Жители, местное управление
Методы Решение отдельных проблем с помощью природоохранных технологий Местные правительственные инициативы с участием жителей
Приоритеты Физическая природная среда Экономика, администрация
Связь с "Программой -XXI" Слабые связи с местной «Программой (повесткой)-XXI» Та же логика, что и в «местной "Программе - XXI"

Можно достаточно уверенно считать, что создание Программы (Стратегии) устойчивого развития страны (России) или области (например, Урала или Западной Сибири), или города (Москвы) очень актуально. Такой программе, видимо, пока нет альтернативы. Только такая программа позволит объединить тактические и стратегические проблемы экологизации всей человеческой деятельности, сохранения и восстановления природной среды, рационального использования ресурсов, повышения качества жизни с учетом обеспечения интересов будущих поколений; она будет бессрочна, она даст возможность объединить всю деятельность по сохранению и восстановлению природы, включая образование и воспитание.

Существенным разделом этой программы может стать создание сначала небольших новых эко - районов в городах (моделей эко - сити), а затем все большая экологизация всех мест расселения с целью повышения качества жизни, сохранения и восстановления природы и всех компонентов ландшафтов, сокращения поступления загрязнений и их исключения, утилизации, снижения энергопотребления, повышения эстетических качеств застройки, и др., и в итоге - восстановление экологического равновесия с природной средой. Ключевой фактор - постепенные позитивные сдвиги в образе жизни, потреблении, деятельности и устремлениях людей, в экологизации всей человеческой деятельности.

Вместе с тем нельзя полагать, что хотя бы ориентировочно найдены решения всех проблем на пути восстановления нарушенной природной среды и обеспечения экологического равновесия между поселениями и окружающей их природой. Предстоит трудный и длинный путь, осложненный развивающейся урбанизацией природных территорий, усиливающейся нехваткой некоторых ресурсов, неконтролируемым пока ростом человечества, углубляющейся неравномерностью потребления ресурсов, и др. В то же время перевод решения экологических проблем на уровень местных властей и органов самоуправления, опыт экологизации небольшого числа городов и ускоренное развитие экологичных технологий позволяют надеяться на постепенное решение проблем.

Рядом европейских городов в 1994 г. была принята «Хартия устойчивого развития европейских городов». Она в целом развивает идеи «Рио-92» в приложении к большим и малым городам и состоит из нескольких описанных ниже частей:

Мы, европейские города, подписавшие настоящую хартию, заявляем, что в ходе истории наши города существовали в рамках империй, государств и режимов и выжили как центры общественного развития, хозяйственной деятельности и хранители культурного наследия и традиций. Наравне с семьей и общиной, города были основными ячейками нашего общества и государств. Города были центрами развития промышленности, ремесел, торговли, образования и государственного управления.

Мы понимаем, что наш современный городской образ жизни, в особенности наше разделение труда и функций, землепользование, транспорт, промышленное производство, сельское хозяйство, потребление, непроизводственная деятельность и даже наши жизненные установки делают нас ответственными за многие проблемы окружающей среды, перед которыми стоит человечество. Это особенно актуально, поскольку 80 % населения Европы проживает в городах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.