Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хартия экологических прав и обязанностей человека 2 страница




3. Научно-техническая революция; резкое расширение объема антропогенных воздействий на природную среду;

4. Искусственное воспроизводство, реставрация и сохранение окружающей среды - наступающий этап. В соответствии с современными представлениями можно назвать наступающий этап периодом глобальной экологизации всей человеческой деятельности и перехода к устойчивому экологически поддерживающему развитию с использованием концепции инвайронментального пространства.

В результате исключительно интенсивного и короткого по времени протекания, никогда ранее не наблюдавшегося в истории Земли антропогенного и техногенного воздействия на природу, назрела необходимость в новой революции – экологической.

Эта революция перехода к состоянию устойчивого развития может быть достаточно продолжительной, она, вероятно, продлится не одно столетие. И здесь настоятельно необходима программа действий, которая была бы принята и понята большинством жителей Земли. Именно эта задача может быть настолько сложна или даже не до конца выполнима, что какой-либо общей программы действий для жителей всей Земли не удастся создать. Одна из самых сложных проблем: на каких людей ориентироваться в постановке задач для действий – на обычных жителей Земли, со всеми их достоинствами и недостатками, или же на «людей будущего», идеализированных, которые должны стать намного гуманнее и лучше? До сих пор все надежды на быстрое «улучшение» людей не были осуществлены, даже если разработчики и исполнители таких программ действовали самыми разными путями – от словесного убеждения и воспитания до силового давления.

Уже сейчас отношение к проблемам перехода на устойчивое развитие различно у разных категорий граждан. Например, председатель Совета предпринимателей по устойчивому развитию С. Шмидхейни пишет: «Мы не связываем свои надежды с кардинальными переменами в поведении людей и не надеемся на чудо. Мы берем обычных людей, каковыми являемся и сами, со всеми их достоинствами и недостатками… Я понял, что сочетание предпринимательской деятельности и экологической безопасности возможно. Защита окружающей среды и успешная предпринимательская деятельность – это две стороны одной медали, мера прогресса нашей цивилизации. От того, удастся ли сблизить две эти сферы человеческой деятельности и как быстро это произойдет, будет зависеть возможность превращения идеи об устойчивом развитии в реальность» [68].

Наиболее спорным вопросом устойчивого развития стало отношение к необходимости экономического роста. Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию пришла к выводу, что устойчивое развитие невозможно без быстрого экономического роста, который нужен в основном для удовлетворения основных потребностей бедной части населения. При нулевом росте это, как полагает Комиссия, невозможно. В тоже время авторы книги «За пределами роста» считают, что дальнейший рост производства невозможен без разрушения экосистемы земли. Все исследователи обоснованно утверждают, что «высокая производительность и беспросветная нищета могут существовать рядом», что необходимо развитие экологически совершенных технологий и одновременно – удовлетворение основных потребностей жителей всех государств. При этом более богатые страны должны помогать развитию и росту экономики более бедных стран.

Это весьма принципиальное противоречие, тем не менее, не должно заслонять главной задачи – обеспечения устойчивого развития. Можно полагать, что наличие принципиальных противоречий носит естественный характер: первый в истории Земли и в эволюции человечества глобальный поворот развития должен неизбежно вызывать споры и, в конце концов, привести к разумному решению.

Авторы [28] в конце своей книги предложили несколько советов, полезных способов для достижения устойчивости, которые, как они считают, не являются единственно возможными. Эти способы объединены в пять более общих направлений: предвидение, создание организаций единомышленников, правдивость, обучение и любовь.

Предвидение – способность отбросить все сомнения в осуществимости и дать возможность воображению погрузиться в возвышенные, благородные мечты. Однако мечтания должны уравновешиваться скептицизмом. Предвидение необходимо для того, чтобы можно было заранее представить себе реальность будущего мира. Авторы [28] предлагают следующие представления об устойчивом обществе, в котором они хотели бы жить:

  • 1.Устойчивость, эффективность, достаточность, правосудие, справедливость и общность как высшие социальные ценности.
  • 2. Лидеры, которые честны, уважаемы и заинтересованы в выполнении своей работы больше, чем в сохранении своего положения.
  • 3. Материальная достаточность и социальные гарантии для каждого. Отсюда, как следствие свободного выбора и общепринятых норм, низкая смертность, низкая рождаемость и стабильная численность населения.
  • 4. Труд, возвеличивающий, а не унижающий людей. Способы, побуждающие людей отдавать себя обществу и получать за это вознаграждение в условиях гарантированного обеспечения при любых обстоятельствах.
  • 5. Экономика, являющаяся средством, а не целью, служащая на благо человеческого общества и окружающей среды, а не наоборот.
  • 6. Эффективные системы возобновимых источников энергии, эффективные замкнутые системы материального производства.
  • 7. Технические решения, сводящие к минимуму загрязнение окружающей среды и количество отходов, общественный договор о непроизводстве загрязняющих веществ и отходов, которые не могут быть поглощены природными системами.
  • 8. Способное к самовосстановлению сельское хозяйство, которое поддерживает плодородие почв, использует природные механизмы для восстановления питательных веществ и контроля за вредными насекомыми, в изобилии производит экологически чистые продукты питания.
  • 9. Сохранение экосистем в их разнообразии, существование в гармонии с ними человеческих культур и, как следствие, природное и культурное многообразие, терпимость и осознание высокой ценности этого многообразия.
  • 10. Гибкость, социальные и технические нововведения, интеллектуальная активность. Расцвет науки, постоянное расширение сферы человеческих знаний.
  • 11. Более глубокое понимание целостности систем как существенная часть образования каждого человека.
  • 12. Децентрализация экономической власти, политического влияния и научной экспертизы.
  • 13. Политические структуры, позволяющие обеспечить баланс между ближайшей и отдаленной перспективой. Своего рода политическое давление от имени последующих поколений.
  • 14. Умение граждан и правительств разрешать конфликты без применения насилия.
  • 15. Печать и другие средства массовой информации, отражающие разнообразие мира и одновременно связывающие воедино культуры, делая это точно, своевременно, непредвзято и интеллигентно в историческом и цельно – системном контексте.
  • 16. Причины уважать себя и вести образ жизни, не требующий накопления материальных благ.

К сожалению, практически все перечисленные выше представления идеализированы, они весьма далеки от действительности. Хотя авторы [28] правы в том, что уже сейчас имеются отдельные люди и целые организации, сообщества, небольшие поселения и достаточно большие города, вставшие на путь достижения устойчивого развития и получившие положительные результаты. Однако, сложность решения поставленных необходимостью устойчивого развития проблем велика.

Создание организаций единомышленников: такие организации на глобальном и локальном уровнях уже имеются и активно действуют. Авторы предлагают не только организовывать глобальную и местную сети организаций, занимающихся проблемами устойчивого развития, но и советуют всем людям обращаться в эти организации для поиска единомышленников, получения информации, обучения.

Правдивость нужна для нормального функционирования системы в условиях отсутствия искажения информации. Неправда используется «для того, чтобы манипулировать, убаюкивать или соблазнять, откладывать принятие мер или оправдывать выгодные для себя действия, завоевывать или сохранять власть или отрицать нежелательные факты»[28]. Ниже (табл. 4.1) приведены типичные предубеждения и упрощения, которые авторы [28] решили дать с целью информирования людей о том, как экономика взаимодействует с планетой:

Таблица 4.1.Типичные упрощения и предубеждения при переходе к устойчивому развитию

Понятие Правильное определение Неверное определение
Предупреждение о будущем - это Рекомендация идти другим путем Предсказание катастрофы
Окружающая среда - это Источник всей жизни и каждой экономической системы Роскошь, товар или удобство, которые люди могут купить
Изменение - Это призыв и необходимость Равносильно жертве
Прекращение роста И переход к развитию позволит удовлетворить потребности бедных Оставит бедных в бедности
Материальные потребности Должны удовлетворяться материально, а нематериальные - нематериально Должны быть подняты до уровня богатейших стран
Рост или развитие Необходим переход к развитию; Если же развитие требует роста, то он должен быть по средствам, основан на справедливости и не выводить систему за пределы устойчивости Любой рост хорош; любой рост плох
Технологии Какие технологии мы можем разработать для решения проблем устойчивого развития? Чем еще, кроме создания технологий, мы, разумные существа, можем помочь решению проблем? Способны решить все проблемы; способны лишь создать проблемы
Рыночная система Может быть использована наряду с другими системами для построения желаемого будущего Автоматически приведет нас к желаемому будущему
Средством решения всех проблем или источником всех проблем будут Все люди и все институты. Они играют свою роль в рамках сложной системной структуры. В системе, имеющей тенденцию к выходу за пределы. Все участники будут преднамеренно или непроизвольно способствовать этому. В системе, ориентированной на построение устойчивого общества, все будут играть важную роль в его построении Промышленность, правительство, защитники окружающей среды, любая другая группа людей
Отношение к переходу на путь устойчивого развития Мужество воспринимать и переносить боль современного мира, по-прежнему мечтая о лучшем будущем; решимость говорить правду о перспективах и препятствиях Безысходный пессимизм или безудержный оптимизм
Отношение к моделированию будущего развития мира Все модели слишком упрощены и по большей части неадекватны. Нужна их проверка с помощью правильных тестов Любые модели адекватны; любые модели неадекватны
       

Обучение и взрослых, и детей необходимо, чтобы люди начали действовать и строить устойчивый мир. Для обучения необходимо снимать фильмы, исполнять музыкальные произведения, публиковать книги, давать советы людям, возглавлять движения. Авторы подчеркивают, что «человеческое невежество гораздо глубже, чем кажется большинству из нас… Мировые лидеры утратили как привычку учиться, так и свободу учиться. Эволюция системы культуры протекала таким образом, что большинству людей была отведена роль исполнителей, верящих, что у лидеров есть ответы на все вопросы. Те немногие, что исполняли роль лидеров, претендовали на знание этих ответов. Такая извращенная система исключает как развитие способностей к лидерству среди других людей, так и способностей самих лидеров к обучению». Эта мысль ценна как предложение поворота к нормальной эволюции культуры, когда все люди перейдут от роли простых исполнителей и потребителей к роли создателей.

Авторы подчеркивают мысль, что «как и все люди, мировые лидеры не знают, какие пути ведут к устойчивому обществу. Большинство из них даже не подозревает о такой необходимости. Революция перехода к устойчивому развитию требует, чтобы каждый человек действовал как обучающийся лидер на своем уровне: от семьи до общины, государства, человечества в целом».

И далее они излагают основные требования к человеческим качествам в период приближения к кризису: «Нужны решительные действия, смелость и ответственность. Чтобы найти правильное соотношение между такими разными вещами, как безотлагательность и терпение, ответственность и снисходительность, требуется сострадание, скромность, трезвость мысли и честность».

Любовь. В период подготовки и, особенно – во время перехода к устойчивому развитию необходимы социальные преобразования, которые поощряли бы воспитание и проявление лучших, а не худших сторон человека. Современные общества развивают в людях в первую очередь индивидуализм, конкуренцию, цинизм, что в целом воспитывает в обществе пессимизм.

Экономические проблемы, которые сегодня стоят на первом месте, по идее авторов должны переместиться на последнее место, где им и надлежит быть, а на первое место должны выйти проблемы жизни, творчества, человеческих отношений, поведения и веры. Существующие системы должны перейти от ориентации на наименее гуманные качества к поощрению любви (имеется в виду любовь в широком смысле – братская, и пр.), дружбы, щедрости, понимания, солидарности, общительности. Современная культура должна воспитывать именно эти качества. Глобальное партнерство как условие перехода к устойчивому развитию будет невозможно без этих человеческих качеств.

Условия устойчивого экологически поддерживающего развития, предлагаемые и используемые в разных странах, различны по степени жесткости и объема эко - ограничений для хозяйственной деятельности человека и вообще для жизни человека в городе. С точки зрения наиболее общего подхода и охвата большинства видов деятельности человека интересны условия, обеспечивающие устойчивое развитие и экологизацию, предложенные видными экологами Г. и Э. Одум [39] и основанные на ограниченности мировых энергетических ресурсов:

-в обществе достигнуто понимание несоответствия энергетических потребностей человека мировым запасам энергетических ресурсов;

-нет чистого роста экономики, новое может только замещать старое, предусматривается только реконструкция или замена старых объектов;

-ликвидация отраслей экономики, стимулирующих ее рост;

-снижение роли транспорта и сокращение энергоемкого транспорта;

-деньги не обеспечивают прирост денег, банки и акции играют незначительную роль, кредит и прибыли малы, бюджет сбалансирован и существенно сокращены затраты на армию и оборону;

-отказ от технологий, конкурирующих с экосистемами и направленных на охрану окружающей среды;

-миниатюризация техники для меньшего потребления ресурсов, в том числе вместо крупных электростанций - мелкие, вместо крупных очистных сооружений - небольшие естественные системы, вместо крупных организаций - более мелкие, вместо многоэтажных зданий – малоэтажные с автономными системами эксплуатации, и др.; вместо крупных самолетов - небольшие; вместо высокоскоростного энергоемкого транспорта - обычный;

-сокращение роста населения, семьи, воспроизводства;

-вместо искусственных декоративных насаждений - естественные, вместо кондиционирования воздуха - естественное охлаждение и подогрев, вентиляция,

-замена юридических норм этическими, вытеснение государственных законов обычаями, рост психического здоровья людей, исчезновение негативных явлений, связанных с высокой концентрацией энергии в городах - несчастных случаев, насилия, преступлений;

-снижение затрат на роскошь, развлечения, туризм; большая заинтересованность в досуге и труде, не связанном с получением прибыли и направленном на реконструкцию;

-регенерация материалов;

-рост кооперации, сокращение конкуренции, и др.

Перечень этих условий экологичной реконструкции показывает всю сложность и комплексность проблемы. Для успешного обеспечения устойчивого развития и экореконструкции нужно решить комплекс сложнейших социальных, экономических, технических и экологических проблем, причем одновременно нужно обратить внимание на экологическое воспитание и убеждение.

Проблема экологического воспитания и убеждения очень актуальна, так как ряд условий экологичности носит необычный, непривычный для людей характер: например, от человека требуется понять и принять необходимость экономии энергии, снижения темпов и прекращения экономического роста, сокращения роста населения и др. Все предыдущие попытки решения отдельных проблем (таких, как ограничение роста населения и др.) в ряде стран не дали предполагаемого эффекта, они натолкнулись на сопротивление людей и традиций. И последняя по времени разработка - «инвайронментальное пространство» - также не встретила широкого одобрения, особенно в руководстве различных промышленных корпораций, банков, даже целых стран. По-видимому, экологическое воспитание - это очень длительное мероприятие, эффект которого может быть получен через много лет.

В мировом сообществе одновременно действуют многочисленные позитивные и негативные тенденции развития, в нем одновременно присутствуют разнообразные подходы к коренным проблемам перехода к устойчивому развитию, часто взаимоисключающие друг друга, идеальные и реальные, требующие резкой смены образа мышления и деятельности или не предъявляющие каких-либо особых требований к человеку.

Приведем принципы устойчивого развития, предложенные Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоузом и Й. Рандерсом и изложенные в [28]. Как отмечают авторы, каждый изложенный ниже принцип может быть реализован сотнями способов на всех уровнях – от семьи до мира в целом.

«Совершенствуйте сигналы. Более тщательно исследуйте и контролируйте уровень материального благосостояния человечества и состояние локальных и планетарных источников и стоков. Постоянно и оперативно информируйте правительства и общественность о состоянии окружающей среды и экономической ситуации. Включайте в стоимость продукции реальные затраты, связанные с охраной окружающей среды, пересматривайте экономические показатели, такие, как ВНП (валовой национальный продукт), с тем чтобы не смешивать затраты с прибылью, объем потребления с благосостоянием, износ природного капитала с доходом.

Сокращайте время отклика. Активно ищите сигналы, свидетельствующие о чрезмерной нагрузке на окружающую среду. Заранее решайте, что следует делать в случае возникновения проблем (научитесь по возможности предсказывать их возникновение), и имейте наготове соответствующие институциональные и технические средства для их эффективного решения. Учитесь гибкости и созидательности, критическому мышлению и способности перестраивать физические и социальные системы. На этой стадии вам может помочь компьютерное моделирование, но более важно общее знание системного мышления.

Сводите к минимуму использование невозобновимых ресурсов. Ископаемое топливо, ископаемые грунтовые воды и минералы должны использоваться с наивысшей эффективностью, вторично перерабатываться (это невозможно для топлива, но реально для минералов и воды), а их потребление – сокращаться при добровольном переходе к возобновимым ресурсам.

Предотвращайте разрушение возобновимых ресурсов. Плодородие почв, поверхностные и грунтовые воды, все живые организмы, включая леса, рыбу, диких животных, должны охраняться и по возможности восстанавливаться. Темпы потребления этих ресурсов не должны превышать темпов их самовосстановления. Такой подход требует информации о темпах восстановления и строгих санкций или экономических стимулов, делающих невозможной чрезмерную эксплуатацию ресурсов.

Все ресурсы используйте с максимальной эффективностью. Чем более высокий уровень благосостояния людей можно обеспечить при меньшем потреблении, тем выше качество жизни, возможное без выхода за пределы. Достижение высочайшей эффективности технически реально и экономически выгодно. Высокая эффективность совершенно необходима, если мы ставим своей целью обеспечить существование сегодняшнего и будущих поколений, не подталкивая мир к катастрофе.

Замедляйте и, в конце концов, прекращайте экспоненциальный рост численности населения и физического капитала. Существуют реальные пределы, к которым стремятся пять вышеперечисленных показателей. Поэтому данный критерий наиболее существен. Он включает институциональные и философские изменения, а также социальные нововведения. Он требует определения желаемых и устойчивых показателей численности населения и объема промышленного производства. Он призывает к целям, определяемым идеей развития, а не идеей роста. Очевидна необходимость и неизбежность предвидения такой цели человеческого существования, которая не требует постоянного физического роста».

Как (видимо, вполне обоснованно) считают вышеуказанные авторы, именно последний принцип (совет прекратить рост численности населения и физического капитала) наиболее сложен для понимания и учета. В основе большей части культурных и психологических причин стремления именно к росту (а не к развитию) лежат неудовлетворенные материальные запросы, нищета, безработица. Других способов решения этих важнейших проблем пока нет, поэтому у человечества остается надежда только на рост.

«Нищета. «Делиться» – запрещенный термин в политических суждениях, возможно, из-за серьезного опасения, что действительная справедливость будет означать нехватку для каждого. «Достаточность» и «солидарность» – вот принципы, которые могут помочь в разработке новых подходов к ликвидации нищеты. Каждый человек должен быть уверен в том, что «достаточность» возможна, а общество готово ее гарантировать. И каждый должен понимать, что экология и экономика в мире взаимосвязаны. Все мы вместе оказались за пределами. Но еще можно выйти из этого состояния, если делать для этого все возможное. В противном случае никто не избежит последствий.

Безработица. Человеку необходимо работать, получать удовлетворение от результатов своего труда, быть ответственным членом общества. Эта потребность не должна остаться неудовлетворенной и не должна удовлетворяться за счет отупляющей или вредной работы. Потребуются значительные усилия, чтобы создать экономическую систему, использующую и поощряющую любой вклад, который люди хотят или могут внести, справедливо распределяющую труд и отдых, не отвергающую людей, неспособных работать в силу временных или постоянных обстоятельств.

Неудовлетворенные материальные потребности. Людям не нужны огромные автомобили, им нужно уважение. Им не нужны шкафы, полные одежды, они хотят быть привлекательными, им нужны волнение, разнообразие и красота. Люди нуждаются в самоутверждении, обществе, стимулах, признании, любви, радости. Попытаться удовлетворить эти потребности материально означало бы пробудить неутолимый аппетит к ложным решениям реальных, но неразрешимых проблем. Одна из основных сил, побуждающих стремление к материальному росту, - это ощущение духовной пустоты. Общество, способное признать и сформулировать свои нематериальные потребности и найти пути их нематериального удовлетворения, потребует значительно меньших материальных и энергетических затрат и обеспечит гораздо более высокий уровень удовлетворения человеческих запросов» [28]. Вопрос «Быть или иметь?» Э. Фромм считает решаемым в пользу «Быть» [64]. Цель человека будущего – быть многим, а не обладать многим.

Представляет несомненный интерес сопоставление основных параметров устойчивого развития (табл. 4.2).

Таблица 4.2. Основные параметры перехода к устойчивому развитию

Определяющий параметр Исторически сложившееся современное состояние Идеальная модель Реальная модель
  Человеческие качества Поощрение практичности, рациональности, жесткости, индивидуализма, борьбы Быстрое улучшение человеческих качеств: гуманизм, добродетель, любовь, скромность, мудрость Диалектическое равновесие между позитивными и негативными качествами
  Взаимоотношения между людьми Основаны на сложившихся человеческих качествах, сложные и далеко не всегда положительные Только положительные – любовь, доброта, участие и пр. Постепенное исключение негативных взаимоотношений
  Взаимоотношения между государствами Постоянные конфликты между государствами, частые войны Отсутствие конфликтов Быстрое решение конфликтных ситуаций
  Народонаселение Экспоненциальный рост в конце XX века Прекращение роста (нулевой рост) Постепенное прекращение роста к середине XXI века
  Состояние экономики Поощрение постоянного роста экономики Нулевой рост Вначале – быстрый рост, затем - замедление
  Состояние экологизации всей деятельности Очень медленный поворот к экологизации деятельности человека Глобальная экологизация в короткие сроки Очаги экологизации в развитых странах и постепенное ее распространение
  Отношение к невозобновимым ресурсам Близкий к экспоненциальному рост добычи этих ресурсов Использование в основном только возобновимых ресурсов; резкое сокращение потребления невозобновимых ресурсов Постепенное замедление роста потребления ресурсов, постепенный рост потребления возобновимых ресурсов
  Состояние равноправия Медленное движение к равноправию при резком постоянном неравноправии народов и отдельных людей Полное равноправие Постепенное сокращение резкого неравноправия и переход к равноправию
  Отношение к удовлетворению потребностей Постоянный рост числа и сложности удовлетворения потребностей, иногда не обоснованных никакими нормами Полная экологизация широкого круга потребностей и их экологически обоснованное сокращение Постепенная экологизация потребностей и медленный переход к пониманию необходимости их ограничения
  Отношение к природной среде Земли, к растительному и животному миру Полностью потребительское, хозяйское: все служит удовлетворению потребностей человека - хозяина Полностью соответствующее положениям глубинной экологии: природа самоценна Медленный поворот к пониманию самоценности природы и места человека в ней
  Состояние природы и антропогенные воздействия человечества Постепенное отступление природы под антропогенным давлением человека Глобальное экологическое равновесие Постепенная экологизация и прекращение отступления природы
  Состояние заботы о потомках Забота о ближайших 1 – 2 поколениях потомков Необходимо обеспечить всем будущим поколениям равные права на ресурсы Земли Постепенное понимание необходимости заботы о будущих поколениях
  Отношение к экспансии человека Поддержка экспансии человека на Земле, поощрение заселения несвойственных для человека ниш, экспансии в космос Полное прекращение экспансии человека Медленное понимание недопустимости экспансии без экологизации всей деятельности
  Отношение к отходам деятельности Выбрасывание почти всех отходов деятельности в природу Полная безотходность деятельности Постепенная экологизация технологий и сокращение объема отходов

 

Авторы [28] задаются вопросом о том, как может мир перейти к новой социальной системе, способной разрешить описанные проблемы? Какие действия для этого должны быть предприняты, является ли процесс перестройки коренным, затрагивающим все области жизни, или можно ограничиться постепенной экологизацией технологий, меньше отходностью?

Они полагают, что нужна полная перестройка внутреннего и внешнего мира. «Этот процесс затронет все области жизни. Он потребует всех человеческих способностей. Он будет нуждаться не только в технических, предпринимательских новшествах, но и в общественных, политических, художественных, духовных изменениях».

Более 50 лет назад об этом писал Л. Мэмфорд: «Век роста уступает место веку равновесия. Достижение этого равновесия – дело нескольких последующих столетий…. Лейтмотивом нового периода будет не оружие и человек, не машины и человек; его лейтмотивом будет возрождение жизни, замещение механического органическим и восстановление личности как конечная цель всех человеческих усилий. Развитие, гуманизация, сотрудничество, симбиоз – вот ключевые слова новой нарождающейся мировой культуры. Каждая сторона жизни испытает эти перемены: они окажут воздействие на задачи образования и ход научных исследований в не меньшей степени, чем на организацию промышленных предприятий, планирование городов, развитие регионов, обмен мировыми ресурсами» [28].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.