Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место словообразования в общей системе языка




ЭЛЕМЕНТЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТИПОЛОГИИ

Словообразование представляет собой довольно своеобразную сферу языка, с трудом поддающуюся типологическому описанию. Причина этого в том, что перечень способов словообразования от­носительно невелик и все они (или большинство их) представлены почти во всех языках, так что расхождения между языками сводят­ся в основном к деталям. Поэтому перечисление главных момен­тов словообразовательной типологии заключается в относительно немногих основных моментах.

Во-первых, следует указать на неправомерность выделения уров­ня словообразования. В словообразовании не существует особой ос­новной (предельной) единицы типа морфемы, словоформы и т.п., различаемых в рамках уровневой модели языка. Слово представля­ет собой межуровневую единицу (см. § 37), соотносимую со своей основой как единицей промежуточного уровня. В соответствии с этим словообразование в первую очередь следует рассматривать с точки зрения своеобразного преломления в нем взаимодействия ос­новных языковых уровней.

Во-вторых, необходимо разграничивать семантическое и «фор­мально маркированное» словообразование, поскольку лишь вто­рое является словообразованием в строгом смысле слова, тогда как первое базируется на изменениях семантической структуры слова. В этой связи нелишне напомнить, что именно различение этих ти­пов словообразования было положено в основу первой словообра­зовательной типологии языков Ф. де Соссюром, выделившим лек­сические и грамматические языки и указавшим соответственно на английский и немецкий языки как на представителей этих типов (см.: Соссюр, 1977, 165—166). Таким образом, с точки зрения сло­вообразовательной типологии в первую очередь важно идентифи­цировать отдельные языки соответственно этому первичному при­знаку, а уже затем обсуждать соотношение маркированного словооб­разования с другими сферами языка на основе анализа функциони­рования словесных знаков как двусторонних единиц. Именно здесь, на втором этапе анализа, актуально введенное В. В. Виноградовым различение морфологического, синтаксико-морфологического и отчасти морфолого-синтаксического способов словообразования (см.: Виноградов, 1975, 156, 211).

Исходя из изложенных посылок целесообразно выделить следу­ющие главные проблемы словообразования соответственно взаи­модействию основных языковых уровней: проблему соотношения словообразования со сферами грамматики (в единстве морфологии и синтаксиса) и лексики (включая частеречное распределение слов), проблему соотношения словосложения и словопроизводства и, на­конец, проблему статуса словообразовательных средств соответ­ственно типологии производных слов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.