Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По методу Бейтса 10 страница




УПРАЖНЕНИЕ N 74

Опустите медленно голову вниз на грудь так далеко, как
она пойдет. Затем медленно поднимите ее и откиньте назад до
предела (см.рис.7). Повторяйте это упражнение медленно и
плавно. После нескольких повторений начните прикладывать
большее усилие в конце каждого движения. Это может вызвать у
вас временное болезненное ощущение или ощущение "жжения". Не
волнуйтесь, главное - это избегать резких рывков в исполнении
упражнения. Во всех упражнениях на шею необходимейшим элемен-
том техники исполнения, чтобы добиться расслабления, является
медленное, плавное увеличение натяжения.
Бенджамин, описывая аналогичное упражнение, советует
держать шею все время расслабленной, не напрягаясь ни в коем
случае. Рекомендуемое им число повторений - 12 [40, р.63-64].

УПРАЖНЕНИЕ N 75

Сохраняя положение лица смотрящим прямо и наклоняя голо-
ву набок, прижмите голову к одному плечу. Потом прижмите ее к
другому плечу. Повторите несколько раз эти движения, придер-
живаясь рекомендаций, приведенных в предыдущем упражнении. На
первых порах это упражнение лучше делать перед зеркалом, что-
бы быть уверенным, что вы действительно ПРИЖИМАЕТЕ ГОЛОВУ К
ПЛЕЧУ, А НЕ, НАОБОРОТ, плечо - к голове, что неправильно.

УПРАЖНЕНИЕ N 76

Держа голову прямо, поворачивайте ее медленно слева нап-
раво и справа налево, повторяя, как и прежде, с возрастающим
натяжением мышц шеи (см.рис.8). Обращайте внимание на то,
чтобы тело, как и шея, нигде не напрягалось. Бенджамин сове-
тует повторять это упражнение (медленно) 10 раз [40, р.66].

УПРАЖНЕНИЕ N 77

Cохраняя положение лица смотрящим прямо, делайте движе-
ния макушкой головы по окружности наибольшего, какого можно,
диаметра сначала по часовой, а потом против часовой стрелки.
Представьте, что к верхушке вашей головы прикреплена рукоятка
ручки, с помощью которой вращается точильный камень, находя-
щийся сбоку от вас. Ваша задача - вращать этот воображаемый
камень. При правильном исполнении упражнения ваш нос должен
совершать движения только вверх и вниз, но никак не из сторо-
ны в сторону. Контроль правильности исполнения повысится, ес-
ли вы воспользуетесь зеркалом. Движения, как всегда, должны
быть медленными.

.............................................................

Близким по исполнению к этому упражнению является упраж-
нение, рекомендуемое Г.Бенджамином [40, р.64-65]. Различается
лишь траектория движения головы.


УПРАЖНЕНИЕ N 78

Опустите подбородок на грудь, а затем опишите им полный
круг, поворачивая голову сначала к правому плечу, потом к
спине, к левому плечу и, наконец, возвращаясь назад в исход-
ное положение (см.рис.9). Поменяйте направление. Сделайте
всего 12 полных кругов. Сохраняйте все время шею в расслаб-
ленном состоянии и не забывайте всякий раз менять направление
вращения, иначе у вас появится головокружение.
.............................................................

Теперь еще одно упражнение Г.Бенджамина, способствующее
улучшению кровообращения в области шеи за счет расслабления
плеч [40, р.62-63].

УПРАЖНЕНИЕ N 79

Станьте прямо и расслабьтесь. Руки свободно висят по бо-
кам тела. Теперь поднимите плечи вверх так высоко, как вы
только можете (см.рис.10). Держа их в таком положении, оття-
ните их назад насколько можете, затем опустите вниз и верни-
тесь в обычное положение. Проделайте таким манером в довольно
энергичном темпе 25 полных круговых движений без перерыва.
Поменяйте направление вращения.

.............................................................

А вот упражнение, разработанное М.Д.Корбетт и предназна-
ченное для расслабления шейных мышц. Довольно своеобразное
название упражнения - "Письмо носом" - объясняется техникой
исполнения упражнения, которая выглядит следующим образом
[47, р.35-36].

УПРАЖНЕНИЕ N 80
(ПИСЬМО НОСОМ)

Чтобы снять напряжение в шее, закройте глаза и, исполь-
зуя нос как удлиненную ручку, пишите им что-нибудь в воздухе.
Что именно писать? Вспомните алфавит и напишите названия го-
родов, начинающиеся на буквы алфавита по порядку (на столько
букв, на сколько вы сможете вспомнить). Например, для А - Ат-
ланта, для Б - Бостон, для К - Кливленд и т.д. В следующий
раз, чтобы избежать скуки, поставьте себе другую задачу. Пи-
шите названия стран, цветов, драгоценных камней, профессий,
продуктов и так далее - на каждом уроке разное. Это вас разв-
лечет, и вы потеряете ощущение усталости у основания черепа,
ведущее к напряжению глаз. Это упражнение, поскольку вы рису-
ете контуры букв, помимо всего прочего, пускает в ход вашу
память и мысленное представление, что несет с собой расслаб-
ление. "Письмо носом" можно использовать как первую помощь
при появлении напряжения в ходе дня, где бы оно не возникло.
Конечно, на людях незаметно использовать свой нос в качестве
ручки и двигать при этом голову невозможно, но тогда вы може-
те закрыть глаза и мысленно писать кончиком вышивальной иглы
какие-нибудь буквы на головке булавки. Ни один человек не за-
метит этого. Даже такое упражнение способно уменьшить напря-
жение, поскольку оно дает возможность осуществляться вибрации
глаз. Держите глаза во время выполнения "письма носом" мягко
прикрытыми, и под веками начнутся эти непроизвольные переме-
щения глаз с частотой около 70 раз в секунду. Зрение, после
того, как вы откроете глаза, станет четче.

.............................................................

ЖИВОТ - область тела, заключающая в себе многие важные
внутренние органы. Передняя часть живота представляет собой
мышечную стенку. Ее предназначение - поддержание органов пи-
щеварения. Если мышцы живота находятся в хорошем тонусе, то
они удерживают внутрение органы от провисания. Если же мышцы
живота слабы, то живот провисает и выдается наружу - появля-
ется, как говорят в народе, "авторитет". Кроме того, давление
внутри живота понижается. Оба этих состояния отрицательно
сказываются на всем организме, включая глаза. Ухудшается пи-
щеварение, а значит и питание глаз, качество крови снижается
- в ней становится меньше питательных веществ и больше токси-
нов и отходов жизнедеятельности. Нередко в таких случаях по-
являются так называемые "пятнышки" перед глазами, которые ка-
жутся плавающими на склере глаза и особенно заметны, если
поднять и опустить глаза. Сразу станет видно, как эти пятныш-
ки, "ворсинки" и т.д. медленно опускаются вниз.
При слабом брюшном прессе давление в животе, как мы уже
говорили, снижается. Результатом является чрезмерное, как
правило, расширение кровеносных сосудов в области живота. Это
приводит к тому, что в животе скапливается больше крови, не-
жели там должно быть. А поскольку объем крови в теле ограни-
чен, то это происходит за счет верхней части тела. Таким об-
разом, ухудшается снабжение кровью глаз и мозга и, как ре-
зультат, падает эффективность их работы.
При серьезных нарушениях кровобращения у людей часто по-
является головокружение и темнеет в глазах, особенно, когда
они резко встают с места.
Для укрепления брюшного пресса Ч.Л.Томсон предлагает не-
которые упражнения (см.ниже) [80, р.86]. В идеале, говорит
Ч.Л.Томсон, мышцы живота должны упражняться в перевернутом
состоянии тела, т.е. когда ноги человека находятся выше его
головы. В этом положении вес внутренних органов пищеварения
временно снимается с мышц живота, так что они могут более
свободно сжиматься и работать с меньшими усилиями. Если же
выполнять упражнения, стоя, то они могут способствовать до-
полнительному к силам гравитации давлению внутренних органов
вниз и, таким образом, ухудшить состояние, особенно, если
речь идет о нижней части живота.
Упражнения в перевернутом положении призваны укрепить в
некоторой степени мышцы живота человека с тем, чтобы, когда
он встанет, они лучше поддерживали его внутренние органы.
Чтобы проупражнять какие-либо сверхрастянутые мышцы живота,
необходимо загрузить их тяжелой (но не слишком, чтобы не выз-
вать их перенапряжения) работой, требующей максимального их
сжатия.

УПРАЖНЕНИЕ N 81

Выполнять упражнение на укрепление мышц живота можно в
двух вариантах. В первом случае закрепляются ноги и движется
тело, во втором, наоборот, закрепляется тело, а движутся но-
ги. Во втором случае нет никакой необходимости в каких-либо
дополнительных приспособлениях, и потому этот способ проще.
Прежде чем приступить к непосредственной загрузке мышц
живота, вам необходимо сделать стойку на плечах или, как ее
еще называют, "березку". Стойку рекомендуется делать в следу-
ющем порядке. Ляжьте на какую-нибудь твердую поверхность на
спину. Поднимите ноги вверх и закиньте их за голову. Обопри-
тесь руками в области поясницы, положив локти на пол. Теперь
выпрямите ноги и корпус вертикально вверх. В итоге у вас дол-
жна получиться следующая поза: вы опираетесь на пол задней
частью головы и шеи, а также плечами, ноги и корпус направле-
ны вертикально вверх. Помогают сохранить равновесие руки,
упертые в поясницу, и локти, покоящиеся на полу.
В этом положении надо делать движения ногами в различных
направлениях типа больших шагов, "ножниц", "езды на велосипе-
де" и др. При "ходьбе", например, одна ваша нога идет вперед,
в то время как другая движется назад. Положение их потом ме-
няется. В "ножницах" ноги широко разводятся в стороны, а по-
том сводятся вместе так, чтобы они пересеклись X-образно. При
этом сверху должна быть то правая, то левая ноги. При "езде
на велосипеде" ноги делают круговые движенияя, как будто вра-
щают педали большого велосипеда.
При выполнении упражнения с зафиксированными ногами нуж-
но что-либо для удержания ног. Хороших результатов можно до-
биться, если тело будет находиться в горизонтальном положе-
нии, однако лучшие результаты даст положение, когда ноги на-
ходятся выше головы.
Для выполнения упражнения необходимо сделать несложное
приспособление, которое обеспечит вам наклонное положение.
Оно представляет собой доску длиной около 1,5 метров с кожа-
ным ремнем на одном конце для просовывания под него ног. К
противоположному концу доски прибивают для устойчивости крес-
товину. Конец доски с ремнем устанавливается на стул или
что-нибудь вроде этого, а другой упирают в пол. Ноги просовы-
вают под ремень, а голову опускают к полу. Руки свободно ле-
жат на животе. Тело поднимают медленно и равномерно до поло-
жения, когда оно образует прямой угол с ногами, а затем также
плавно и медленно опускают назад. Упражнение можно повторить
6 раз. Если это покажется легким, упражнение можно усложнить,
сцепив руки за головой.
Обычно для людей, решулярно делающих это упражнение, не
бывает никакой необходимости в дополнительных упражнениях для
брюшного пресса.

..............................................................

РЕБЕРНАЯ КЛЕТКА человека должна быть достаточно развитой
и подвижной, чтобы обеспечить свободное дыхание. О важности
достаточного поступления кислорода к глазам мы уже говорили в
разделе 3.6. Кроме того, сердце, которое гонит кровь с пита-
тельными веществами к глазам, не должно испытывать в своих
биениях никаких излишних давлений и сжатий, что обычно бывает
пр слаборазвитой грудной клетке или ограниченной ее подвиж-
ности. У многих людей, особенно у тех, чья работа требует си-
дения, склонившись над рабочим столом, грудная клетка при ды-
хании едва работает. Расширение легких при этом осуществляет-
ся, главным образом, за счет опускания диафрагмы вниз. Когда
такая привычка дыхания формируется в течение многих лет, воз-
вращение грудной клетки к нормальной деятельности и положению
требует большого терпения. Однако это возможно. Чтобы добить-
ся цели надо делать упражнения, подобные описанным ниже [80,
р.84-85, 88].

УПРАЖНЕНИЕ N 82

Любые упражнения на дыхание, сопровождающиеся потягива-
нием или взмахами рук вверх, способствуют развитию подвижнос-
ти и укреплению грудной клетки. Например, делая глубокий
вдох, поднимайте руки вперед и вверх до тех пор, пока конец
вдоха не совпадет с вертикальным положением рук над головой.
Затем без паузы опустите руки через бок в исходное положение,
одновременно выдыхая. Обычно упражнение (как дыхание, так и
движения рук) делается медленно и плавно, однако возможен и
более энергичный вариант, когда делается быстрый вдох, а руки
идут в свою конечную точку резко. Но приступать к такому быс-
трому варианту можно лишь, когда будет хорошо освоен медлен-
ный способ.
Упражнение можно делать и по другому, если есть за что
ухватиться руками над головой. Тогда надо пытаться достать
грудной клеткой пола. Хотя это, разумеется, не удастся сде-
лать, эффект этих попыток великолепен - ваши ребра будут ши-
роко раздвигаться. При натяжении вперед надо вдыхать, а при
расслаблении - выдыхать. Важно при попытке достать грудью по-
ла не опускать всего тела вниз - лишь грудь пытается действо-
вать. Не делайте при этом никаких резких движений.

.............................................................

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА (ПОЗА, ПОХОДКА, ОСАНКА) косвенным
образом может оказать существенное воздействие на функции
многих органов тела. Формированию правильной осанки, походки
и позы уделяют или, по крайней мере, должны уделять много
внимания, начиная со школьной скамьи. По этой причине мы не
будем останавливаться подробно на этом аспекте комплексного
подхода к восстановлению зрения. Отметим лишь ключевые момен-
ты [80, р.86]:
1. Необходимо держать голову высоко поднятой. Лучшим яв-
ляется положение, когда подбородок поднимается вверх и однов-
ременно втягивается "в себя", не прижимаясь, однако, к шее.
2. Во время ходьбы необходимо тело держать прямо, дышать
глубоко (в особенности, верхней частью груди), руки расслаб-
лены, а живот должен быть втянут в себя и вверх.

.............................................................

Таким образом, вы ознакомились с базовыми принципами ук-
репления зрения по методу Бэйтса. Теперь остановимся на неко-
торых специфических моментах их применения (а также специаль-
ных упражнениях) в зависимости от вашего вида нарушения зре-
ния.

4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Прежде чем вы обратитесь к разделу, непосредственно ка-
сающемуся вашей проблемы, ознакомьтесь с некоторыми основными
положениями, которые вы должны твердо усвоить, каким бы видом
нарушения зрения вы ни страдали. Все, что сказано здесь, бу-
дет касаться всех приступающих к тренировкам зрения.
Причины ухудшения зрения, согласно теории Бэйтса, были
изложены нами в главе 2. Некоторые дополнительные замечания к
этой теории, касающиеся конкретно того или иного вида наруше-
ния зрения, будут рассмотрены в соответствующих разделах гла-
вы.
Еще одна задача, поставленная авторами перед собой при
подготовке настоящей главы,- привести описание специфических
упражнений, разработанных специально для каждой из рассматри-
ваемых проблем зрения. Кроме того, в главе будут изложены
особенности применения базовых принципов расслабления с уче-
том характера ухудшения зрения, а также даны рекомендации по
формированию личной программы занятий.
Древнеиндийская система лечения Аюрведа утверждает, что
существуют три причины функциональных расстройств - непра-
вильное использование, неиспользование (недогрузка), переис-
пользование (перегрузка) [8, р.41]. Это утверждение в полной
мере подходит к воззрениям Бэйтса на причины ухудшения зре-
ния. Вам, если вы хотите улучшить зрение, надо будет избегать
указанных форм использования глаз.
Неправильное использование глаз, фактически, означает
комбинацию недоиспользования глаз с их переиспользованием.
Недоиспользование (недогрузка) глаз заключается в том,
что:
глаза смотрят на объекты пристально, не двигаясь (глаза
все время должны быть в движении);
при зрении используются края сетчатки (глаз должен смот-
реть на объекты точкой наиболее острого зрения - центральной
ямкой). Одним из результатов такого недоиспользования глаз
является амблиопия, часто встречающаяся при косоглазии.
Переиспользование глаз (их перегрузка) заключается в
том, что глаза при зрении напрягаются (зрение должно быть бе-
зусильным, глаза должны научиться расслабляться и работать в
расслабленной манере, сохраняя состояние релаксации в любых
условиях). Результатом перегрузки в зависимости от обстоя-
тельств может быть миопия, гиперметропия или астигматизм.
Для того, чтобы избежать негативных воздействий непра-
вильного использования глаз, их переиспользования и недоис-
пользования, вам, вне зависимости от вашего вида нарушения
зрения, надо придерживаться трех принципов лечения [8,
р.140-141]:
1. ПРИНЦИП УСТРАНЕНИЯ. Надо научиться избавляться от
привычки пристального смотрения или приложения каких-либо
усилий увидеть интересующий вас объект путем правильного ис-
пользования глаз при чтении, письме, шитье, просмотре кино-
фильмов, работе с проверочной таблицей и т.д. Бэйтс пишет по
этому поводу: "Процесс видения пассивен. Вещи видятся точно
так же, как они осязаются, слышатся или пробуются на вкус,
без усилия или подключения силы воли со стороны субъекта.
Когда зрение идеально, буквы на проверочной таблице ждут, со-
вершенно черные и совершенно отчетливые, чтобы их узнали. Их
не надо добиваться - они там. При плохом зрении их ищут и до-
биваются, т.е. чтобы увидеть их, прикладывается усилие" [16,
р.52]. Г.Пеппард продолжает: "Помните - на какой бы объект вы
ни смотрели - на слово ли на странице, на пейзаж ли - вам на-
до добиваться такого эффекта, когда объект приходит в расс-
лабленный глаз, а не глаз пытается достать его" [73, р.26].
Очень важно для разбиения привычки пристального смотрения де-
лать периодические моргания.
2. ПРИНЦИП СТИМУЛЯЦИИ. Необходимо улучшить кровоснабже-
ние и чувствительность сетчатки с помощью солнечных лучей,
дыхания, центральной фиксации, концентрации на пламени свечи,
чтения мелкого шрифта на хорошем освещении и при свете свечи
и т.д. Полезным будет и укрепление мышц глаз с помощью упраж-
нений из раздела 3.7.
3. ПРИНЦИП РАССЛАБЛЕНИЯ. Вам надо делать упражнения на
расслабление психики и глаз: пальминг, перемещения и раскачи-
вания (большие и малые повороты), воспоминание букв и объек-
тов, смотрение на чистую поверхность, небо или зеленую траву
без усилия и т.п.

.............................................................

Все встречающиеся при лечении случаи Р.С.Агарвал подраз-
деляет на три категории [8, р.144-145]:
1. ЛЕГКО ИЗЛЕЧИМЫЕ. Обычно это головные боли, напряжен-
ное состояние глаз, низкие степени аномалий рефракции. Сюда
же можно отнести пациентов, которым нужны профилактические
меры против аномалий рефракции.
Этой категории страдающих нарушениями зрения полезно на-
учиться правильному использованию глаз, пальмингу, морганию,
чтению проверочной таблицы, чтению мелкого шрифта.
2. ИЗЛЕЧИВАЕМЫЕ С ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ТРУДНОСТЯМИ. Сюда отно-
сятся случаи высоких степеней аномалий рефракции, ранние ста-
дии глаукомы, нарушений в работе сетчатки или ранние стадии
катаракты, плавающие перед глазами частицы, амблиопия и ко-
соглазие.
Эти случаи требуют более частых и упорных тренировок.
3. ЧАСТИЧНО ИЗЛЕЧИВАЕМЫЕ. Это высокие степени аномалий
рефракции, включая высокую степень миопии с дегенерацией сет-
чатки, поздние стадии глаукомы, дегенерация макулы, атрофия
зрительного нерва и т.д.
В таких случаях обычно рассчитывать на очень высокие ре-
зультаты не приходится. Прежде чем приступить к упражнениям
активного характера, этой категории больных надо научиться
правильным методам перемещения глазного яблока и методам рас-
слабления.
К методам расслабления относятся пальминг, большие пово-
роты, мысленное перемещение и раскачивание, мысленное предс-
тавление букв или точки и т.п.
К упражнениям активного характера относятся упражнения с
открытыми глазами - центральная фиксация с использованием
проверочной таблицы, ее чтение на различных расстояниях, чте-
ние таблицы ручного формата (т.е. форматом с книгу, например)
"Основные сведения о зрении" (с ней вы встретитесь позже) или
мелкого шрифта на хорошем освещении и при свете свечи, упраж-
нения с применением белых пространств между строками текста и
др.

.............................................................

Упражнения с применением проверочной таблицы надо стро-
ить таким образом, чтобы чередовать упражнения активного ха-
рактера с упражнениями на расслабление плюс дополнительные
упражнения.
К дополнительным упражнениям относятся различные игры с
применением мяча (футбол, пинг-понг и др.), шитье, письмо,
игра в карты, прогулки, чтение, составление головоломок и
т.д. Все эти виды занятий позволяют активно использовать раз-
личные методы расслабления и воспитывают в человеке правиль-
ные привычки смотрения. Подробнее об этом смотри главу 5.

.............................................................

Сделайте свои занятия с проверочной таблицей (а также
любые другие упражнения) веселыми развлечениями, а не фор-
мальными упражнениями. Особенно это важно, когда речь идет о
детях. Помните: скука - это напряжение, напряжение - это пло-
хое зрение.


.............................................................

КАК ЗАПИСЫВАТЬ СВОЙ ПРОГРЕСС

Мощным стимулом к упорным занятиям является ведение за-
писей своего прогресса в улучшении зрения. Многие люди прак-
тически не замечают улучшения в своем зрении из-за плавности
этого процесса и из-за его относительной длительности. Когда
же человек наглядно видит, каким было его зрение в начале за-
нятий и каким оно стало сейчас, в нем появляется сильное же-
лание продолжить тренировки зрения.
Для того, чтобы вести записи о прогрессе зрения, вам не-
обходимо правильно измерить остроту своего зрения. Как это
сделать без помощи врача?
Если вы приобрели себе проверочную таблицу Сивцева, ко-
торая можно встретить в любом глазном кабинете, вы наверно
обратили внимание на цифры слева и справа от рядов оптотипов
(Оптотипы - это специально подобранные знаки для определения
остроты зрения. В качестве оптотипов могут выступать буквы,
цифры, кружочки и т.д.). Слева от рядов букв в таблице Сивце-
ва стоит цифра, означающая расстояние в метрах, с которого
данная строка должна читаться при нормальном зрении человека.
Так, например, слева от первой строки из букв "Ш" и "Б" стоит
число 50,0. Это означает, что человек с нормальным зрением
должен читать эту строку с расстояния 50 метров. Слева от де-
сятой строки стоит число 5,0. Это означает, что человек с
нормальным зрением должен читать десятую строку с расстояния
5 метров.
Справа от строк стоят другие числа. Они означают остроту
зрения человека, соответствующую чтению данной строки с расс-
тояния 5 метров. Так, если человек читает десятую строку с
расстояния 5 метров, то это значит, что острота его зрения
1,0. Если он с 5 метров читает лишь третью строку, то острота
его зрения равна 0,3.
Вам, когда вы приступите к тренировкам, надо повесить
такую проверочную таблицу на хорошем освещении на расстоянии
5 метров от себя и, пододвигаясь к таблице, отметить, с како-
го расстояния вы способны сейчас прочитать без приложения
больших усилий десятую строку таблицы. Проверка, разумеется
делается со снятыми очками для каждого глаза в отдельности.
Другой глаз надо прикрыть ладонью, сложив ее чашкообразно,
так, чтобы не давить на глазное яблоко. Пусть для левого гла-
за это будет 3, 2 метра, а для правого глаза - 2,5 метров.
Запомните эти числа.
Запись состояния зрения в дальнейшем будет осуществлять-
ся в виде дроби. В числителе дроби вы будете записывать расс-
тояние, с которого вы смогли разглядеть десятую строку, в зна-
менателе - расстояние, с которого эта строка должна читаться
с нормальным зрением. Итак, вы смогли прочитать десятую стро-
ку с расстояний 3,2 метра (правый глаз) и 2,5 метра (левый
глаз), а должна она была читаться с расстояния 5 метров. Сле-
довательно, запись состояния вашего зрения будет выглядеть
примерно так:

4 октября 1988 года.
П.г. - 3,2/5,0
Л.г. - 2,5/5,0

25 января 1989 года.
П.г. - 4,5/5,0
Л.г. - 3,8/5,0
При данной форме ведения записи, т.е. при ориентировке
только на десятую строку в знаменателе дробей у вас всегда
будет стоять число 5,0.
В принципе, вместо десятой строки вы можете взять любую
другую: хотите - первую, хотите - вторую и т.д. Тогда число в
знаменателе у вас поменяется на новое - на то, что стоит сле-
ва от выбранной вами строки. Выбор строки ниже или выше деся-
той будет определяться наличием достаточного пространства в
вашей комнате и состоянием вашего зрения.

............................................................

Для тестирования зрения на близком расстоянии существуют
аналогично устроенные таблицы ручного формата. Запись состоя-
ния зрения при этом производится следующим образом. Возьмите
проверочную таблицу ручного формата "Основные сведения о зре-
нии" (см.рис.11). Держа ее на расстоянии около 25 сантиметров
от глаз, читайте ее одним глазом, прикрыв другой ладонью та-
ким образом, чтобы избежать давления на глазное яблоко. Зре-
ние записывается в виде буквы "О" (от слова "Основные") с
цифрой через тире. Цифра означает порядковый номер самого
мелкого шрифта (номер абзаца), который вы смогли прочитать
данным глазом. Предположим, вы прочитали четвертый абзац с
расстояния 25 сантиметров правым глазом. Тогда ваше зрение
запишется так:

П.г. О-4 с 25 сантиметров.

.............................................................

Поскольку для вас важно не то, насколько ваше зрение со-
ответствует нормам, а сколь быстро идет прогресс, вы можете
самостоятельно сделать проверочную таблицу, выбрав произволь-
но размеры букв в строчках и воспользовавшись помощью товари-
ща с заведомо нормальным зрением. Проставьте слева от нарисо-
ванных вами рядов численные значения в метрах дистанций, с
которых ваш приятель смог прочитать эти ряды. А дальше запись
зрения производится в указанной выше форме.
Поскольку таблицы для зрения вдаль довольно просто нари-
совать, проблем с их доставанием или изготовлением не будет.
Что же касается таблиц ручного формата, то сделать их можно
двумя способами.
1. Напечатать с фотопленки с каким-нибудь тектом куски
этого текста таким образом, чтобы размер букв в первом куске
был чуть больше обычного, во втором - нормального размера
(как в этой книге), в третьем - поменьше и т.д. Наклейте эти
куски на картон таким образом, чтобы размер шрифта в кусках
уменьшался сверху вниз. Теперь вы можете воспользоваться по-
мощью своего друга с нормальным зрением.
2. Этот способ полегче - вам надо просто поискать старые
журналы и газеты с разными размерами шрифтов. Вырежьте из них
целые абзацы или отдельные предложения и наклейте на кусок
картона в порядке уменьшения размера шрифта сверху вниз. А
что делать дальше, вы уже знаете.

.............................................................

Со временем, когда ваше зрение станет нормальным, вы
увидите, что нормальность зрения можно проверить с помощью
очень простого теста. Когда зрение нормально, все буквы и на
расстоянии, и вблизи кажутся одинаково черными, в то время
как человеку с плохим зрением они видятся имеющими различные
оттенки черного, например, серыми.

.............................................................

Большую помощь в восстановлении зрения может оказать
движение от противного, т.е. когда вы на собственном опыте
почувствуете, какие факторы приводят к ухудшению зрения. В
следующий раз избежать их будет легче. Научившись сознательно
ухудшать свое зрение чрез пристальное смотрение, напряжение
глаз, эксцентрическую фиксацию или приложение усилия увидеть
объект, вы быстро поймете, в чем причина ухудшения вашего
зрения. Тогда достижение расслабления, центральной фиксации и
т.д. станет задачей более легкой, чем она была раньше.

.............................................................

Приступая к лечению аномалий рефракции, полезно усвоить,
на чем основан принцип некоторых из описанных ниже упражне-
ний.
Как было сказано ранее, причиной ухудшения зрения явля-
ется усилие увидеть. Усилие увидеть удаленные объекты приво-
дит к миопии, т.е. влечет за собой удлинение глазного яблока.
Усилие увидеть ближние объекты приводит к гиперметропии, т.е.
влечет за собой укорочение глазного яблока.
Таким образом, мы можем сказать, что усилие увидеть уда-
ленные объекты может привести к следующим результатам:
1. Нормальный глаз станет миопическим.
2. Миопический глаз станет еще более удлиненным, т.е.
миопия увеличится.
3. Гиперметропический глаз станет менее гиперметропичес-
ким или нормальным.
Усилие увидеть близлежащие объекты приведет, соответст-
венно, к тому, что:
1. Нормальный глаз станет гиперметропическим.
2. Миопический глаз станет менее миопическим или нор-
мальным.
3. Гиперметропический глаз станет более гиперметропичес-
ким.
Теперь легко понять, почему близоруким рекомендуется
чтение с некоторым напряжением мелкого шрифта на тусклом све-
ту. Возникающее при этом усилие увидеть в ближней точке при-
водит к тому, что степень миопии снижается. Аналогично, даль-
нозорким рекомендуется чтение проверочной таблицы на расстоя-
нии 5 метров или более, расположенной на тусклом свету.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.