Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По методу Бейтса 13 страница




Р.С.Агарвал при астигматизме считает полезным следующее
упражнение [10, р.145].

УПРАЖНЕНИЕ N 90

Сделайте большие повороты 100 раз. Затем перемещайте
свой взгляд по белым строкам мелкого шрифта с мягкими морга-
ниями на каждой строке. Чередуйте повороты с перемещениями по
белым строкам.
.............................................................

При лечении астигматизма Г.Пеппард рекомендует использо-
вать упражнения на центральную фиксацию, двигаясь только по
вертикальным линиям, если испытываются затруднения в видении
вертикальных линий, или только по горизонтальным линиям, если
испытываются затруднения в видении горизонтальных линий. Если
же трудности испытываются в видении наклонных линий, то уп-
ражняться надо на них [73, р.114].

..............................................................

Системой Бэйтса, кроме перечисленных выше упражнений,
при астигматизме рекомендуется:


1. Научиться мягко и часто моргать.
2. Полностью следовать советам и упражнениям, предназна-
ченным либо для миопиков (раздел 4.1.), либо для гиперметро-
пиков (раздел 4.2.), в зависимости от формы астигматизма. Ес-
ли вы не знаете, какая у вас форма астигматизма (гиперметро-
пический или миопический астигматизм), то это подскажет вам
ваш врач.
3. Следуйте рекомендациям и упражнениям из глав 3 и 5.

 

4.5. ДЛЯ СТРАДАЮЩИХ КОСОГЛАЗИЕМ

В целом между методами, применяемыми Бэйтсом и его пос-
ледователями при лечении косоглазия, и методами, используемы-
ми традиционной медициной, наблюдается достаточно большое
сходство. Однако развивались эти два подхода совершенно неза-
висимо, о чем могут свидетельствовать хотя бы приведенные вы-
ше упражнения с соляризацией и другие упражнения, не исполь-
зуемые ортодоксальной медициной. Характерны в этом отношении
и объяснения причин излечения косоглазия, если для лечения
используются традиционные методы. Так, Р.С.Агарвал, рекомен-
дуя для лечения косоглазия четырехлетней девочки ежедневное
вкапывание однопроцентного раствора атропина (что делается и
ортодоксальными медиками) в лучший или оба глаза в течение
около года, так объяснял наступающее избавление от косогла-
зия: "Атропин затрудняет ребенку видение и делает невыносимым
солнечный свет. Для того, чтобы преодолеть эту проблему, ре-
бенок вынужден расслаблять мышцы глаз, а расслабление излечи-
вает косоглазие" [8, р.132].
Современная офтальмология причиной косоглазия считает
либо неправильную иннервацию окологлазных мышц, либо аномалию
в самих мышцах (излишняя длина одних и укороченность других).
Существуют и другие теории причин происхождения косоглазия. В
качестве средства лечения предлагаются хирургические (их мож-
но назвать механическими) способы лечения через резекцию или
рассечение окологлазных мышц или оптические методы лечения с
применением очков, тренировки на специальных аппаратах и т.д.
Однако эффективность всех этих мер, по мнению самих ортодок-
сальных специалистов, невелика. Причина, согласно мнения пос-
ледователей Бэйтса, заключается в некомплексном учете вызыва-
ющих косоглазие факторов, в игнорировании первопричины коше-
ния глаз - психического напряжения. "Оптическая или механи-
ческая коррекция,- пишет Ч.Л.Томсон,- может, конечно, быть
эффективной, но если основное психическое противоречие сохра-
няется, неизбежно будет наблюдаться тенденция к возникновению
рецидива" [80, р.21].
Бэйтс утверждает, что снятием психического напряжения
можно устранить как косоглазие, так и амблиопию. "Доказано,-
пишет он,- что косоглазие и амблиопия, подобно аномалиям реф-
ракции, являются чисто функциональными проблемами. Из того,
что они всегда уменьшаются снижением напряжения, которым соп-
ровождаются, следует, что для их устранения могут быть ис-
пользованы любые методы, способствующие достижению расслабле-
ния и центральной фиксации. Как и в случае с аномалиями реф-
ракции, косоглазие исчезает, а амблиопия корректируется, как
только человек добивается достаточного, чтобы вспомнить абсо-
лютно черную точку, психического контроля. Таким способом оба
состояния могут быть временно улучшены через несколько се-
кунд, а постоянное их устранение представляет собой, по сути
дела, процесс превращения этого временного состояния в состо-
яние непрерывное" [16, р.150].
Как избавиться от косоглазия? Начинать бороться с ним
надо с детства.
Если у вас в семье младенец или маленький ребенок, то
чтобы избежать косоглазия, вам следует учесть некоторые осо-
бенности его возраста. Множество рекомендаций на этот счет
было дано Г.Пеппардом [73, р.116-128]. Основные положения его
подхода к этому вопросу сводятся к следующему.
Если вы заметили признаки косоглазия у ребенка совсем
маленького возраста - нескольких недель или нескольких меся-
цев от роду - то излишне волноваться не стоит. Скорее всего,
мышцы глаз еще не научились работать скоординированно. Ведь и
мышцы рук, и мышцы ног и многие другие мышцы ребенка в этом
возрасте работают не совсем слаженно. Но вам обязательно надо
предусмотреть некоторые меры против того, чтобы ребенок начал
напрягать свое зрение. Для этого необходимо придерживаться
следующих правил:
1. Уберите от кроватки ребенка какие-либо яркие предме-
ты, лампы, зеркала и тому подобные объекты, которые могут
приковать его внимание. Иначе его глаза постоянно будут уст-
ремлены в их сторону. Кроме того, при расположении кроватки
надо предусмотреть меры, чтобы ребенок видел всех подходящих
к нему людей без того, чтобы он был вынужден все время смот-
реть в одну и ту же сторону.
2. Не следует подносить какие-либо вещи слишком близко к
носу ребенка, чтобы привлечь его внимание.
3. Следует избегать каких-либо резких и неожиданных дви-
жений вокруг ребенка, поскольку способность к аккомодации у
него еще не развита в достаточной степени.
4. Ребенка следует держать таким способом, чтобы каждый
его глаз работал приблизительно под одинаковой нагрузкой,
иначе он может привыкнуть к использованию только одного гла-
за. Если это произойдет, то постепенно второй глаз будет иск-
лючен из работы мозгом путем поворота его в какую-нибудь сто-
рону.
.............................................................

Для маленьких детей довольно трудно даются упражнения
типа пальминга, мысленного представления и др., требующие оп-
ределенного уровня психических способностей, до которого им
надо еще подрасти. Поэтому обычно для них рекомендуется толь-
ко ношение повязки над глазом, который смотрит прямо. При
этом косящий глаз должен постепенно овладевать центральной
фиксацией пока это свойство нормального глаза не вернется к
нему в полной мере. Время ношения повязки надо увеличивать
постепенно,
Если ребенок очень мал и повязка раздражает его и зас-
тавляет плакать, то снимайте ее по прошествии 5 минут ноше-
ния. Когда он постепенно привыкнет к ней, то время ношения
можно постепенно увеличивать, пока ее не удастся носить целый
день без какого-либо дискомфорта. Было бы хорошо, если бы вы
развили у ребенка некий положительный рефлекс, напевая, нап-
ример, песенку, которая ему очень нравится, только тогда,
когда он надевает повязку. Таким стимулом может быть любая
вещь, которая приятна ребенку. Некоторые дети охотно соглаша-
ются носить повязку, если их мамы или врач тоже надевает ее,
чтобы составить ему компанию [73, р.122-123].
Но есть и другие советы, которые могут быть использованы
при лечении как взрослых, так и детей:
1. Прежде всего необходимо снять напряжение всеми дос-
тупными вам средствами. Для этого еще раз просмотрите главу
3.
2. Одновременно необходимо нормализовать питание. "Такие
простые советы типа прикрытия "хорошего" или доминирующего
глаза, чтобы заставить функционировать другой глаз, могут
очень быстро стать эффективными как только питание будет вос-
становлено до нормы, а напряжение будет снято. Однако то же
самое лечение, примененное без предварительного или одновре-
менного уделения внимания общему физическому или эмоциональ-
ному фону может довольно легко привести к еще большему ухуд-
шению зрения или дополнительному расстройству еще где-нибудь
в организме" [80, р.21-22].
3. Очень полезным при косоглазии считается соляризация
глаз. Расслабляющее действие солнечных лучей велико. П.Брэгг
пишет, что после приема солнечных ванн, глаза никогда сразу
не косят в такой же степени как и до соляризации [44, р.23].
4. Если ношение повязки не является достаточным для кор-
рекции косоглазия (а это не редкость), то косящему глазу, не
прикрытому повязкой, надо давать те же самые упражнения, что
и для миопов, если косящий глаз миопический, и для гипермет-
ропов, если этот глаз гиперметропический. Просмотрите разделы
4.1. и 4.2. Каков бы ни был случай, упражнения следует делать
регулярно как при надетой повязке, так и без нее [73, р.123].
5. При исполнении больших поворотов всегда становитесь
таким образом по отношению к проверочной таблице, чтобы кося-
щий глаз стремился для взгляда на нее повернуться в сторону,
противоположную направлению своего отклонения. Если, напри-
мер, ваш правый глаз косит внутрь (к носу), то станьте к таб-
лице правым боком. При работе этим глазом надо использовать
все свойства нормального глаза - центральную фиксацию, пере-
мещения и моргание. Игнорирование этих привычек правильного
зрения было бы большой ошибкой [73, р.123].

.............................................................

Близкое по смыслу к сказанному упражнение рекомендует
К.Хакетт [56, р.179-180].

УПРАЖНЕНИЕ N 91
(УПРАЖНЕНИЕ С ЗЕРКАЛОМ)

Станьте спиной к зеркалу (см.рис.13). Если ваш левый
глаз косит внутрь, то прикройте правый глаз одной рукой и
смотрите прямо перед собой левым глазом. Поверните верхнюю
часть тела влево, позволяя своему взгляду дрейфовать вместе с
движением тела до тех пор, пока вы не увидите свой левый глаз
в зеркале. После этого вернитесь в исходное положение. Проде-
лайте это упражнение 6 раз. Затем прикройте левый глаз и по-
ворачивайтесь в правую сторону, чтобы увидеть свой правый
глаз в зеркале. Это проделайте меньшее, чем в первом случае,
количество раз, например, 2-3 раза.


Если у вас правый глаз косит внутрь, то все сделайте на-
оборот.
Если ваш левый глаз повернут наружу, прикройте правый
глаз и поворачивайтесь вправо до тех пор, пока не увидите
уголок своего глаза в зеркале. Проделайте это 4-6 раз. Затем
прикройте левый глаз и дважды повернитесь влево (настолько,
чтобы увидеть свой левый глаз в зеркале).
Если наружу повернут правый глаз, то все сделайте наобо-
рот.
.............................................................

Ниже мы приведем методику М.Д.Корбетт, рекомендуемую ею
для лечения косоглазия. Привлекательность ее методики по
сравнению с рекомендациями других авторов (самого Бэйтса,
Пеппарда, Бэнджамина и некоторых других) заключается в четкой
регламентированности этапов, комплексности подхода к лечению
и простоте предлагаемых упражнений. Методика приводится в со-
ответствии с одной из наиболее известных работ Корбетт [47,
р.75-81].

Для того, чтобы избавиться от косоглазия вам надо будет
пройти 3 этапа:
1. Расслабить и освободить натянутые мышцы глаз с тем,
чтобы они могли поворачиваться вместе, находясь в правильной
центровке. Это позволит расслабить напряженную мышцу, которая
уводит ваш глаз в сторону.
2. Этот этап заключается в возвращении макуле ее функ-
ции центра наиболее острого зрения. Дело в том, что глаз, ко-
торый отклонялся наружу или внутрь в течение длительного вре-
мени, привык видеть периферическим участком сетчатки, вместо
того, чтобы фиксировать рассматриваемый объект макулой. Чтобы
удержать такой глаз постоянно в правильном положении, необхо-
димо восстанавливать зрение макулой до тех пор, пока оно не
станет сильнее, чем первоначально сформировавшееся зрение
краем сетчатки, или, как это часто называется, ложной маку-
лой. Этот этап желательно проходить и более сильному глазу,
поскольку отклоняющийся глаз может тянуть за собой и другой
глаз.
3. Необходимо объединить зрение обоих глаз, т.е., изоб-
ражения, получившиеся в двух макулах, надо слить воедино пу-
тем сведения одних и тех же точек изображение вместе в один и
тот же момент времени (этот процесс слияния называется ФУЗИ-
ЕЙ). При косоглазии фузионная способность мозга нарушается.
Как только глаза добьются такого слияния, их уже не будет ус-
траивать никакое другое зрение. Слияние будет удерживать их
постоянно прямыми.
Итак, приступаем к лечению.

1-Й ЭТАП

Чтобы расслабить натянутые мышцы глаз, Корбетт рекомен-
дует воспользоваться соляризацией, следуя правилу "Немного,
но часто".


Помимо упражнений на соляризацию она в качестве расслаб-
ляющих упражнений рекомендует делать большие и малые повороты
(см.разделы 3.4.3. и 3.4.4.). Добавьте к этим поворотам еще
несколько их видов.

УПРАЖНЕНИЕ N 92
(ПОВОРОТЫ, СТОЯ СПИНОЙ К СОЛНЦУ)

Вы знаете, куда оттягивается ваш глаз: внутрь или нару-
жу. Если, например, левый глаз косит внутрь, то станьте спи-
ной к солнцу, прикройте прямосмотрящий глаз ладонью руки и
поворачивайте голову и локоть по кругу в сторону левого уха и
левого плеча, т.е. влево, так, чтобы косящий глаз мог увидеть
проблеск солнечного света. Делайте эти повороты ритмично по
10-12 раз так же часто, как и соляризацию глаз. Если же левый
глаз косит наружу, то, чтобы поймать проблеск солнца, повора-
чиваться надо в противоположную сторону, т.е. в сторону пере-
носицы (вправо). Помните, что это упражнение не физического
плана, поскольку вы не должны напрягать мышцы или сознательно
их тянуть. Это мягкое расслабляющее упражнение, действие ко-
торого основано на сильном желании глаз увидеть солнце в кон-
це каждого поворота. Делайте их мягко и ритмично, а не резко.
С каждым разом косящий глаз будет выглядывать немного дальше.
Если же солнца нет, то повернитесь спиной к зеркалу и ловите
проблески своего отражения в зеркале (см.упражнение N 91).
Можно использовать и какой-нибудь яркий источник света, пред-
ставив, что это солнце.

 

УПРАЖНЕНИЕ N 93
(САМОЛЕТНЫЕ ПОВОРОТЫ)

Если у вас, например, левый глаз косит вовнутрь, прик-
ройте правый глаз повязкой. Станьте, выставив свою правую но-
гу вперед. Наклонитесь вперед и направьте левую руку на носок
правой ноги, а затем укажите этой рукой на воображаемый само-
лет высоко в небе с левой стороны от вас. Левая рука при этом
сделает поворот на 180 градусов вверх. Мысли при этом у вас
должны быть такие: "Вниз к носку и вверх к самолету". Если вы
будете произносить это вслух, то вы можете быть уверены, что
вы глубоко дышите. За один подход достаточно сделать от 6 до
12 поворотов.
Если же ваш левый глаз косит наружу, вам следует указы-
вать правой рукой вниз на носок левой ноги и вверх в правую
сторону на воображаемый самолет. Другими словами, управляйте
косящим глазом, указывая рукой в направлении, в котором вы
хотите его повернуть, и используя ту руку, которой удобнее
всего указывать. Если в повороте нуждается правый глаз, то
для равновесия выдвиньте вперед левую ногу. Зная направление,
в котором вы хотите повернуть косящий глаз, подбирайте пово-
роты таким образом, чтобы центрировать его в нужном направле-
нии. Наклон вперед является дополнительной помощью в этом
процессе, поскольку стимулирует крообращение в районе глаз.

.............................................................

 

Описанных упражнений будет достаточно, чтобы расслабить
натянутые мышцы глаз, но если хотите, вы можете использовать
и другие упражнения, прежде всего, из разделов 3.3.1. -
3.3.3.
.............................................................

2-Й ЭТАП

Теперь вам надо стимулировать макулу более слабого (ко-
сящего) глаза. Для этого надевайте на более сильный глаз во
время прогулок у своего дома повязку - сначала, пока зрение
только формируется, на короткое, а затем и на более длитель-
ное время. Не носите ее до тех пор, пока вы не перестанете
нервничать при этом. Когда вы снимаете повязку, всегда делай-
те пальминг и, если это возможно, делайте еще и соляризацию.
Проделывайте все упражнения, описанные в главе 3 и раз-
делах 4.1.-4.4. в зависимости от того, каким видом нарушения
зрения страдает ваш косящий глаз. Во время выполнения этих
упражнений используйте только свой слабый глаз, добиваясь то-
го, чтобы он смотрел под углом, который вы хотите научить его
использовать. Если, например, левый глаз косит внутрь, то по-
верните свое левое плечо под прямым углом к таблице со слова-
ми. Если же он косит наружу, то к таблице поверните правое
плечо, так, чтобы левый глаз вынужден был смотреть в обратном
направлении через переносицу, чтобы увидеть слова на таблице.
На первых порах садитесь довольно близко к таблице и скользи-
те своим взглядом взад-вперед несколько раз под каждым словом
или фразой.

А теперь упражнение, использующее возвратно-поступа-
тельные движения и предназначенное для стимулирования макулы,
центра зрения.

УПРАЖНЕНИЕ N 94

Сделайте себе таблицу с буквами Р В О, описанную в раз-
деле 4.1. Для выполнения упражнения повесьте табли-
цу на хорошем освещении на расстоянии 1-2 метров от себя, в
зависимости от зрения вашего более слабого глаза. Прикройте
повязкой более сильный глаз. Возьмите в руки какую-нибудь
чистую неисписанную карточку. Вы знаете, что верхние три бук-
вы - это буквы Р В О. "Напишите" их печатными буквами своим
взглядом на белой карточке в руке, используя при этом нос в
качестве ведущего элемента. Затем, сделав глубокий вдох, пос-
мотрите на таблицу в отдалении и точно так же "напишите" их
печатными буквами несколько раз на ней. Когда буквы станут
четче, "раскачивайте" эту строку из стороны в сторону, пере-
водя взгляд от одного белого поля таблицы к другому и позво-
ляя буквам уходить с пути вашего взгляда так, что вы будете
видеть сначала белое поле с одной стороны таблицы, а затем -
белое поле с другой стороны. По мере тренировки у вас появит-
ся ощущение, что они действительно движутся из стороны в сто-
рону. Делайте пальминг и соляризацию после работы с каждой
строкой. Работайте лишь с той строкой, что легко вам дается,
но не работайте на ней слишком долго. Немного, но часто - вот
ваш принцип.

.............................................................

Другим способом развития нервов макулы является обуче-
ние чтению микроскопического шрифта.

УПРАЖНЕНИЕ N 95 (рис.14)

Возьмите таблицу, озаглавленную "Основные сведения о
зрении". С ней вы уже встречались. Проделайте всю подготови-
тельную работу, заключающуюся в выполнении больших поворотов,
соляризации и пальминге. Теперь прочитайте слабым глазом эту
таблицу вниз столько, сколько вы сможете сделать без усилия,
выполняя при этом короткие медленные повороты головой. Если
на каждом уроке вы будете добиваться такого расслабления, ка-
кое вам необходимо, то с каждым днем вы будете читать все
дальше и дальше вниз. Когда вы сможете увидеть несколько слов
микроскопического шрифта, то это значит, что вы действительно
стали искусны в этом деле. Постепенно вы сможете прочитать
все слова микроскопического шрифта. Когда это удастся сделать
более слабым глазом, тогда можно считать, что вы готовы к об-
ъединению двух центров зрения вместе.
..............................................................


3-Й ЭТАП

Чтобы без помощи специалиста по методу Бэйтса объединить
два центра зрения вместе, вам нужно сделать одно приспособле-
ние. Достаньте две палочки (шпонки) длиной около 30 сантимет-
ров. Отступив на 3 сантиметра от верха палочек, просверлите в
них по дырочке. Через эти дырочки проденьте бельевую веревку
длиной в 1 метр. На одном конце веревки сделайте узелок. К
другому концу привяжите какой-нибудь грузик. Может подойти
оловянный солдатик из набора, продающегося в магазине. Теперь
держите палочку со стороны узелка вертикально на расстоянии
7-8 сантиметров от своего носа, а другую палочку - на рассто-
янии 20 сантиметров перед первой. Оловянный солдатик будет
свободно висеть на дальнем конце веревки. Он будет держать
веревку в натянутом состоянии. Медленно передвигайте дальнюю
палочку взад-вперед, (то к носу, то от него). Наблюдайте сна-
чала за тем, как отверстие в двигающейся палочке вбирает в
себя веревку, когда вы придвигаете палочку к себе. Быстро
моргайте во время этого процесса и не забывайте про дыхание.
Когда палочки достаточно близко придвинутся друг к другу,
начните вытягивать веревку. Теперь закройте глаза и вспоми-
найте то, что вы видели, продолжая двигать палочкой взад-впе-
ред. Затем с глубоким вдохом откройте глаза и продолжайте уп-
ражнение.
Повторяйте его по многу раз во время своей тренировки,
до и после него делая пальминг. Если макулы каждого из ваших
глаз окажутся в достаточной мере простимулированы, то однажды
ближняя к вам палочка у вашего носа раздвоится. Ее верхушка
покажется вам расщепившейся, сначала, возможно, всего на сан-
тиметр, но по мере улучшения слияния размер расщепления будет
возрастать до тех пор, пока не достигает 5-8 сантиметров. Эти
два изображения М.Д.Корбетт назвала "воротами". По ее утверж-
дению, их использование в ходе тренировки позволяет повысить
результативность упражнений почти что в два раза.
Пока человек с косоглазием не добьется однажды видения
"ворот", что является сутью тренировки, и не добьется устой-
чивости в их достижении, до тех пор слияние не будет постоян-
ным. Делайте пальминг между каждой попыткой добиться "ворот".
Когда вы сможете добиться и удерживать их, начните трениро-
ваться, прохаживаясь по комнате и рассматривая объекты между
ближними столбиками "ворот". То, что вы увидите между ними,
будет представлять собой единое изображение.

..............................................................

На этом ваша работа над своим зрением не заканчивается.
Вам надо будет как можно больше следовать советам, приведен-
ным в главе 3, соответствующем разделе главы 4 и рекомендаци-
ям главы 5. Только тогда вы можете рассчитывать на избавление
от косоглазия.

 

5. ТРЕНИРОВКА ЗРЕНИЯ В ХОДЕ ДНЯ

Как было определено выше, важнейшей задачей в тренировке
зрения должно стать превращение формальных упражнений в бес-
сознательные, автоматические привычки поведения глаз. Это
станет возможным, если вы будете делать эти упражнения (с не-
которыми изменениями) целый день, везде и всюду, чем бы вы ни
были заняты. Ваш принцип при этом - "Понемногу, но часто".
Приведем наиболее типичные ситуации, где вы можете сле-
довать принципам правильного использования глаз, разработан-
ных Бэйтсом.

ЧТЕНИЕ

Чтение является одним из наиболее распространенных видов
зрительных нагрузок. Неправильные привычки зрения в ходе чте-
ния способствуют ухудшению зрения. Посмотрим, какова примерно
схема падения зрения в этом случае.
Ч.Л.Томсон пишет, что при чтении глаза совершают движе-
ния с относительно малой амплитудой [80, р.12]. Они при этом
делают довольно быстрые движение с небольшой амплитудой вдоль
длины строки и очень медленные, с еще меньшей амплитудой дви-
жения по вертикали. В то же время, природа предусматривала
для глаз значительно больший размах движений. При достаточно
длительном процессе чтения с повторяющимися однообразными
ритмическими движениями с малой амплитудой и практически в
одном и том же направлении (слева-направо, или наоборот) по-
является весьма вероятная угроза утери со временем способнос-
ти к широким движениям глаз в непривычных при таком режиме
работы направлениях. Мышцы глаз, двигающие их из стороны в
сторону, при этом загружаются в достаточной степени, а те
мышцы, что должны двигать глаза вверх-вниз, - испытывают нех-
ватку движений. Нагруженные мышцы быстро утомляются, в то
время как мышцы второй группы пребывают в инертном состоянии.
Поскольку все эти мышцы окружают глазное яблоко, обладающее
эластичностью, то возникающее в результате неравномерной заг-
рузки аномальная натянутость одних мышц и расслабленность
других приводят к утере глазным яблоком своей сферической
формы. Результат - плохое зрение.
Недостаток движений глаз в полной своей амплитуде, что
наблюдается при чтении, приводит также к ослаблению глазных
мышц и ухудшению кровоснабжения глаз. Кроме того, во время
чтения книга держится на одной и той же дистанции в фиксиро-
ванном положении. Это приводит к тому, что во время чтения
глаза все время остаются сфокусированными на одну и ту же
дистанцию, совершая при этом незначительные повороты из сто-
роны в сторону. Это очень быстро их утомляет. Глазные мышцы
мало чем отличаются от других мышц тела. Попробуйте некоторое
время подержать руку в совершенно неподвижном положении, и вы
очень скоро ощутите ноющую боль в ней, вызванную утомлением.
Точно так же при длительном чтении утомляются глаза.
Что же советуют делать последователи Бэйтса во время
чтения? Ч.Л.Томсон пишет, что избежать описанных выше проблем
довольно легко. Для этого достаточно по прочтении нескольких
строк отрывать взгляд от книги и посмотреть на какой-нибудь
объект вдали в течение 1-2 секунд. Кроме того, он рекомендует
во время чтения плавно двигать книгу или голову с тем, чтобы
дистанция между глазами и страницей часто менялась. Если же
предстоит длительная зрительная работа, то еще одним способом
обеспечения мышц глаз новым занятием является изменение угла,
под которым держится книга. Тогда глаза вместо того, чтобы
совершать простые повороты из стороны в сторону, будут дви-
гаться по диагонали [80, р.28-29].
Важным при чтении является движение взгляда не по самим
буквам, а по белым полоскам, разделяющим строки. Эти полоски
называются БЕЛЫМИ СТРОКАМИ. Движение взгляда по белой строке
позволяет избежать ненужного напряжения зрения, появляющегося
при попытке разглядеть буквы. Ее использование при чтении
способствует излечению пресбиопии, гиперметропии, астигматиз-
ма, многих случаев миопии и других неприятностей с глазами.
Многим пожилым людям, только-только приступающим к чтению
мелкого шрифта, бывает трудно справиться с ним. Таким пациен-
там рекомендуется на первых порах перемещать свой взгляд по
белым строкам. Это позволит их глазам расслабиться. Тогда
легче станет и разглядеть мелкий шрифт.
Прочному усвоению принципов использования белой строки
для улучшения зрения поможет выполнение ряда упражнений. Вот
одно из упражнений, рекомендуемых Р.С.Агарвалом [8,
р.117-118]. (Аналогичные упражнения описаны и М.Д.Корбетт в
своей работе [47]).

 

УПРАЖНЕНИЕ N 96

Во время чтения представляйте в верхней части белой
строки тоненькую белую полоску непосредственно под строкой
букв на проверочной таблице или под строкой мелкого шрифта.
Эта полоска - всего лишь плод вашего воображения, в действи-
тельности ее нет.
Представление белой линии должно осуществляться правиль-
ным образом. Неправильный путь - это представление белой ли-
нии и черных букв в одно и то же время. Это приводит к напря-
жению, которое всегда размывает изображения черных букв и ме-
шает мысленному представлению белой строки.
Если пациент испытывает затруднения в представлении тон-
кой белой полоски, то ему целесообразно представлять ее толь-
ко под отдельными словами или группами слов, которые ему из-
вестны. Тогда часто удается не только представить белую стро-
ку, но и расширить ее до границ страницы. Как только это бу-
дет достигнуто, зрение улучшится. Тогда процесс чтения пойдет
быстро, легко и без каких-либо усилий. Но попытка фиксировать
свой взгляд на черных буквах и пытаться их прочитать - это
ошибочный путь. Очень немногие осознают это. При таком спосо-
бе чтения неизбежны ошибки в чтении, в глазах появляются неп-
риятные ощущения, а зрение ухудшается.
Не всегда удается понять, направлены глаза на белую
строку или же они читают, смотря на черные буквы. Чувство
дискомфорта или боли в глазах свидетельствуют, что глаза не
направлены на белую строку, как это думает читающий.
Если читающему не удается вспомнить белую строку, то по-
лезным будет закрыть глаза и попытаться представить ряд белых
объектов: стену, окрашенную в белый цвет, белый мяч, банку с
белой краской и т.п. Потом надо открыть глаза и вновь посмот-
реть на белые строки, представляя их такими же белыми, как и
объекты, которые он только что вспоминал. Потом надо вновь
закрыть глаза и, представив, что у него в руках белая краска
и тонкое перо, провести мысленно этим пером тонкую белую ли-
нию под какой-нибудь строкой шрифта. После этого пациент отк-
рывает глаза и представляет, что он проводит белую линию пря-
мо под каждой строкой букв на таблице ручного формата (напри-
мер, "Основные сведения о зрении") или в какой-нибудь книге,
одновременно поворачивая свою голову из стороны в сторону. В
конце каждой строки надо мягко моргать. Время от времени от-
водите также свой взгляд куда-нибудь в сторону. Кроме того,
почаще закрывайте глаза на полминуты или около этого, чтобы
дать им отдохнуть.
Тренируясь таким образом, вам удастся увидеть буквы, ко-
торые не были раньше видны, черными и отчетливыми. По мере
улучшения способности пациента к чтению, таблица ручного фор-
мата (или книга) должна подноситься ближе к глазам для прове-
дения аналогичной тренировки, пока всю таблицу не удастся
прочитать с расстояния 20 сантиметров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.