Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По методу Бейтса 12 страница




..............................................................

Во время выполнения всех упражнений на зрение старай-
тесь превращать их в процесс ПОИСКА объектов, а не в процесс
их РАЗГЛЯДЫВАНИЯ. Это позволит избежать пристального смотре-
ния и активно задействует центры наиболее острого зрения
глаз.
М.Д.Корбетт приводит в своей книге пример, прекрасно ил-
люстрирующий сказанное. Одна секретарша, чтобы развить в себе
эту привычку, придумала для себя упражнение, которое она де-
лала на своей работе. Она прикрепила маленькую звездочку из
серебристой фольги на темную дверную коробку напротив своего
стола. В часто выдававшиеся свободные минуты она скользила
своим взглядом вверх-вниз по дверной коробке в поисках звез-
дочки. На первых порах она ничего не видела, но она знала, на
каком расстоянии от верха двери следует ее искать, и потому
ежедневно занималась своеобразным обследованием двери. Однаж-
ды неожиданно звездочка проблеснула, и, несмотря на ее малые
размеры, женщина ясно ее увидела. Куда бы не перемещала убор-
щица эту звездочку, секретарша неизменно водружала ее на мес-
то и часто на ней тренировалась, пока, наконец, не стала ви-
деть ее постоянно, а не проблесками.
Отметим, что М.Уиндолф также рекомендовал использовать
яркие, блестящие объекты для практикования перемещений и рас-
качиваний, поскольку тренироваться на них легче. В качестве
таких объектов хорошо было бы применить бутылочки от детского
питания, фольгу от конфет и т.п. [81].
Используйте такой процесс поиска и в работе с таблицей
из букв Р В О. Вы знаете, какие там должны быть буквы. Если
вы их забыли, подойдите поближе к таблице и освежите свою па-
мять. Помните, что цель этого упражнения не проверка вашего
зрения.
.............................................................

Вот еще одно упражнение, рекомендуемое М.Д.Корбетт для
близоруких.

УПРАЖНЕНИЕ N 87
(упражнение на таблице "дебко")

По верхнему краю таблицы "дебко" (см.рис.12) проведены
две черные линии, у каждого конца которых поставлено по чер-
ной точке. Путем медленных легких поворотов головы направляй-
те свой нос от одной точки, скользя взглядом под этими линия-
ми, до другой точки взад-вперед до тех пор, пока эти линии не
покажутся скользящими в сторону, противоположную от направле-
ния перемещения вашего взгляда. Повторите это упражнение на
нижней части таблицы. Теперь закройте глаза и делайте поворо-
ты головой, вспоминая черные линии. Когда вы вновь откроете
глаза, скользите взглядом по белому пространству между двумя
линиями - сначала в верхней части таблицы, затем в нижней.
Это упражнение может помочь вам сделать более четким расплыв-
шийся шрифт как на близком расстоянии, так и в отдалении.


УПРАЖНЕНИЕ N 88

Это упражнение полезно как для близоруких, так и для
дальнозорких.
Повесьте таблицу Р В О на хорошем освещении. Отметьте
про себя, что три строки, начинающиеся на эти буквы, при чте-
нии сверху вниз означают: "Расслабление Возвратит мне Острое
зрение." Подготовьтесь к выполнению упражнения, проделав со-
ляризацию, пальминг и т.д. Цель этого упражнения не усилить
зрение, а централизовать его. Нам необходимо стимулировать
центр зрения, макулу, через, образно выражаясь, "зашкурива-
ние" или "притирание" нервов сетчатки безусильным зрением.
Сделать это можно, переводя взгляд с белого фона по одну сто-
рону какой-нибудь буквы, на такой же фон по другую ее сторо-
ну, скользя взглядом по букве взад-вперед до тех пор, пока
зрение не "притрется" через приведение нервов сетчатки в сос-
тояние, если так можно сказать, оцепенения, онемения, бездея-
тельности.
Теперь, зная какие там буквы, вы можете смотреть без
усилия. Сядьте так близко к таблице, чтобы вы могли видеть
верхнюю строку букв Р В О, но не очень четко. Теперь мягко
закройте глаза и вспомните букву "Р". Направьте свой нос на
белую поверхность слева от буквы, затем вправо от нее и так
взад-вперед в быстром темпе. Сделав вдох, откройте глаза и
проделайте то же самое. Поскольку смотрение на чистый фон не
требует никаких усилий, близорукому глазу возможно удастся
увидеть букву "Р" более четко. В случае дальнозоркости ее
изображение также улучшится. Сделайте то же самое для буквы
"В", сначала закрыв глаза, а потом открыв их. Обратите внима-
ние на то, что когда вы смотрите на белое поле по одну сторо-
ну буквы "В", сама буква находится по другую сторону от линии
вашего взгляда. Когда вы быстро переносите свое внимание с
одного края буквы на другой, буква кажется уходящей с вашего
пути в противоположную сторону, так, что вы вновь видите бе-
лый фон. Это называется раскачиванием или челночным движением
и оказывает большую помощь в развитии зрения. Добивайтесь
этой иллюзии движения в своем представлении, когда вы переме-
щаетесь от белого поля у одного края буквы до поля у другого
края. Вскоре буква, которую вы раскачиваете, действительно
покажется вибрирующей или "пульсирующей".
После того, как вы "прочелночите", или "провибрируете"
буквы "Р", "В", "О", закройте свои глаза и "напишите" эти три
заглавные буквы носом. Затем, сделав хорошенький вдох, прочи-
тайте сверху вниз слово "расслабление". Оно возможно будет
более четким. Если это действительно так, то быстро прочитай-
те слова "возвратит мне" и "острое зрение". Если они не будут
ясно видны, то проимитируйте, что вы читаете их, зная какие
там слова и позволяя мозгу (психике) подкрепить глаза.
Аналогичным же образом прочитайте каждую строку поперек
таблицы - А О С, затем С З Т и т.д. - сверху вниз пока удает-
ся это сделать с комфортом. После каждой строки останавливай-
тесь и делайте пальминг. Во время пальминга вспомните столько
слов на каждую букву этой строки сколько сможете. Например,
для строки Р В О это будут слова "розы", "велосипед",
"олень", для строки А О С - "апельсин", "остров", "сережка".
Эти короткие периоды отдыха старайтесь сделать поинтереснее.
Когда вы закончите это упражнение, дойдя до предела
своих возможностей или просто так захотев, возьмите пару ре-
зиновых мячей и попробуйте ими пожонглировать. Если жонглер
из вас никудышный, то можете использовать и один мяч, попере-
менно то ударяя им о пол и ловя, то высоко подбрасывая и ло-
вя. В обоих случаях следите своим носом за движением мяча.
Как видно из техники исполнения упражнений, здесь ис-
пользуются практически все приемы правильного зрения: воспо-
минание, мысленное представление, соляризация, центральная
фиксация и т.д.

.............................................................

Р.С.Агарвал особенно рекомендует близоруким упражнение
на воспоминание какой-нибудь буквы [8, р.204]. Его техника
довольно проста.

УПРАЖНЕНИЕ N 89

Дайте возможность пациенту смотреть на какую-нибудь бук-
ву на проверочной таблице в течение 5 секунд, часто моргая
при этом. Пусть буква запоминается. Затем глаза закрываются и
пациент приступает к воспоминанию буквы. Попеременно рассмат-
ривая букву и закрывая глаза, чтобы вспомнить ее в более чет-
ком виде, чем она была увидена открытыми глазами, пациенту в
большинстве случаев удается улучшить зрение для этой буквы.
Чем более четко вспоминается или представляется буква, тем
лучше становится зрение. Максимальное зрение обретается, ког-
да буква вспоминается или представляется так же хорошо с отк-
рытыми глазами, как и с закрытами.

.............................................................

Теперь обратимся к одному из аспектов рассматриваемой
проблемы, который нашел свое отражение лишь в работе одного
из пропагандистов метода Бэйтса - М.Уиндолфа. В своей работе
[81, р.85-95]] он много места уделяет, как он ее называет,
технике фокусировки, т.е. ТЕХНИКЕ АККОМОДАЦИИ. С некоторыми
аспектами этой техники мы познакомились в разделе 3.7. Уин-
долф рассматривает этот вопрос под несколько иным углом. Им
были разработаны специальные приемы, направленные на приведе-
ние в действие волевым усилием определенных групп глазных
мышц для целей правильной фокусировки глаз на рассматриваемом
объекте. Ниже мы приведем основные положения рекомендаций
М.Уиндолфа на этот счет.
Здесь еще раз надо вспомнить, что подход сторонников
Бэйтса к процессу аккомодации иной, нежели в традиционной
школе (см.главу 2). По их утверждению, фокусировка глаза на
близлежащие объекты происходит путем сжатия косых мышц глаза
при одновременном расслаблении прямых. При фокусировке на
удаленных объектах должны расслабляться косые мышцы, а прямые
должны немножко сжаться.
Из предыдущих разделов (раздел 3.1., раздел 3.7. и дру-
гие) вы поняли, что при плохом зрении (особенно при длитель-
ном ношении очков) либо прямые, либо косые мышцы глаз ослабе-
вают. Поэтому, приходит к выводу Уиндолф, расслабления чрез-
мерно сжатых прямых (при дальнозоркости и пресбиопии) или ко-
сых (при близорукости) мышц для улучшения зрения может ока-
заться недостаточным. В первом случае, несмотря на расслабле-
ние прямых мышц, ослабевшие косые мышцы могут оказаться не в
состоянии достаточно сильно сжаться, чтобы сфокусировать гла-
за на близлежащих объектах. Во втором случае недостаточно
сильными могут оказаться прямые мышцы. Таким образом, Уиндолф
логически подводит читателя к необходимости тренировки соот-
ветствующих групп мышц к сжатию (натяжению). В данном случае,
в случае близорукости, вам надо научиться сжимать во время
зрения вдаль прямые мышцы глаза. Как это сделать и, вообще,
возможно ли это?
Несмотря на то, что М.Д.Корбетт считала мышцы глаза
столь же неуправляемыми, как и мышцы сердца, данные зарубеж-
ных исследователей последних лет позволяют утверждать, что
практически любой человек может научиться управлять своим
сердцем, давлением крови и даже характером импульсов мозга.
Поэтому предложения Уиндолфа по волевому управлению мышцами
глаз не лишены оснований.
Уиндолф пишет, что при близорукости при зрении вдаль
"идея фокусировки и тренировки заключается в натяжении прямых
мышц и расслаблении до некоторой степени косых мышц" [81,
р.87]. Расслабление косых мышц достигается всеми теми метода-
ми, что мы описывали ранее. В этом большую помощь может ока-
зать также аутогенная тренировка (самовнушение). Воспользуй-
тесь соответствующей литературой - она вам поможет.
Эту же способность, которую вы разовьете с помощью са-
мовнушения - способность мыслями контролировать тело - вы мо-
жете приложить к управлению прямыми мышцами глаза для их на-
тяжения. То есть, в данном случае речь идет о технике, проти-
воположной расслаблению - технике натяжения (сжатия) опреде-
ленных групп мышц. Вместо того, чтобы приказать прямым мышцам
расслабиться, мы должны приказать им сжаться. Это даст воз-
можность близорукому видеть удаленные объекты, поскольку его
глаз слишком удлинен в передне-задней оси, а натяжение прямых
мышц позволяет сократить длину глазного яблока. Конечно,
трудность этого упражнения заключается в том, что все проис-
ходящие при этом процессы носят скрытый характер. Результатов
этого упражнения не видно, в отличие от результатов, напри-
мер, накачки бицепсов. Кроме того, последнее осуществить го-
раздо легче, поскольку управление этим процессом (процессом
выполнения упражнения на бицепсы) со стороны психики довольно
просто, даже примитивно. В то же время, над управлением глаз-
ными мышцами вам придется потрудиться, так как здесь вам при-
дется добиваться стабильного волевого управления ими (НЕ ЗА-
БЫВАЙТЕ - НИКАКОГО ЧРЕЗМЕРНОГО НАПРЯЖЕНИЯ И УСИЛИЙ ПРИ ВЫПОЛ-
НЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ!). По этой причине ждать быстрых результатов
здесь не приходится. К тому же, надо помнить про то, что эти
мышцы довольно сильно ослабли за время ношения вами очков.
Поэтому воспримите как вполне естественное, что прогресс
здесь не будет чрезвычайно быстрым, так же как человек, толь-
ко вставший с постели после продолжительной болезни не сможет
сразу поднять тяжелую штангу (если вообще сдвинет ее с мес-
та). Однако в любом случае помните: ПРОГРЕСС В УЛУЧШЕНИИ ЗРЕ-
НИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ И НА ФОКУСИРОВКУ, И НА РАССЛАБ-
ЛЕНИЯ БУДЕТ НАМНОГО БЫСТРЕЕ, НЕЖЕЛИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ
ТОЛЬКО НА РАССЛАЛЕНИЕ. Когда вы позанимаетесь некоторое время
упражнениями на фокусировку, вы это сразу поймете.
М.Уиндолф отмечает, что эти упражнения определенно явля-
ются упражнениями физического характера. Поэтому как и во
всех случаях, когда занимающийся впервые начинает нагружать
какие-либо мышцы, неизбежны некоторые болезненные ощущения.
Но эти ощущения - вполне обычное явление в подобных случаях.
Они довольно быстро проходят.
Итак, как делать упражнение на фокусировку?
Прежде всего, хорошенько расслабьте глаза через пальминг
и т.д. Расслабьте также и другие мышцы тела. Теперь возьмите
какой-нибудь яркий, блестящий объект, например, новогоднюю
игрушку с деталями из фольги и, смотря на нее, начните делать
моргания. Можете даже закрывать на некотрое время глаза. До-
бейтесь проблеска хорошего зрения обоими глазами, используя
при этом центральную фиксацию, т.е. видя маленькую зону объ-
екта более четко, чем его остаток.
Теперь, уменьшая эту зону в размерах, начните сознатель-
но втягивать свои глаза внутрь в глазницу, сжимая прямые мыш-
цы глаза (пытайтесь это сделать без излишнего напряжения).
Прикажите этим мышцам тянуть назад. Мысленно представьте, где
находятся эти мышцы и управляйте ими. Делая это, одновременно
не забывайте применять все правильные привычки зрения - пере-
мещения, центральную фиксацию, моргания и т.д.
Пытайтесь путем моргания добиться проблеска хорошего
зрения, прежде чем начнете это упражнение, хотя такой проб-
леск не является абсолютной необходимостью. Если вы не можете
добиться проблеска, то начинайте упражнение, применив пред-
варительно центральную фиксацию, т.е. увидев одну часть объ-
екта лучше чем все остальное. Не обязательно при этом видеть
объект хорошо. Главное, чтобы одна часть этого объекта была
видна лучше, чем остаток. Когда вы этого добьетесь, начните
стягтвать прямые мышцы глаз назад. В таких случаях само уп-
ражнение на фокусировку становится упражнением на достижение
проблеска хорошего зрения.
Первое время при мысленном натяжении мышц глаза вы не
будете ощущать заметного эффекта. Не расстраивайтесь и про-
должайте свои тренировки. Посмотрите на другой объект и пос-
тарайтесь ощущуать все время постоянное натяжение прямых
мышц, втягивающих глаз в глазницу. Не стоит пытаться почувст-
вовать какие-либо изменений в видении объектов. Вашей главной
целью в данном упражнении является достижение ощущения ряботы
прямых мышц. А заметить это сразу не удастся. Уиндолф сравни-
вает это с поднятием кирпича с пола. Если поднять его один
раз, это пройдет незаметно, но достаточно повторить эту про-
цедуру сотни раз, и вы сразу ощутите, что мышцы работают.
Возможно появится даже некоторая болезненность. Если вам дей-
ствительно удалось расслабиться и, в то же время, если вам
удалось воздействовать на натяжение прямых мышц, эффект ста-
нет заметен буквально через 10-15 минут.
При не очень высокой степени миопии, когда прямые мышцы
частично работают, этот эффект менее выражен.
"Чувство, производимое этим упражнением на натяжение
мышц,- пишет М.Уиндолф,- после пятнадцати минут реальной кон-
центрации трудно описать, не вызывая опасений у тех, кто не
верит в теорию зрения по Бэйтсу. Эти ощущения напоминают ощу-
щения человека, страдающего головной болью, и представляет
собой скорее тупую, обычно быстро проходящую, боль позади
глаз. Как только вы отведете глаза от того, на что вы смотри-
те, это ощущение пропадает" [81, р.92]. Далее Уиндолф сообща-
ет, что это кратковременное, слегка болезненное ощущение яв-
ляется определенным признаком того, что вы действительно воз-
действовали на прямые мышцы. Со временем этот болезненный
(если вы считаете его болезненным, как пишет Уиндолф) эффект
исчезнет и, когда ваше зрение станет нормальным, вы едва ли
вспомните про него.
Вам надо делать это упражнение ежедневно, вместе с уп-
ражнениями на центральную фиксацию, воспоминанием, мысленным
представлением и т.д. Оно поможет вам удерживать проблеск
улучшенного зрения все дольше и дольше.


.............................................................

В настоящем разделе мы привели некоторые специальные уп-
ражнения для близоруких. Их выполнение надо сочетать с базо-
выми упражнениями из главы 3 и рекомендациями главы 5.

 

4.2. ДЛЯ ДАЛЬНОЗОРКИХ (ГИПЕРМЕТРОПИКОВ)

Гиперметропия, или дальнозоркость является одной из форм
аномалий рефракции. При дальнозоркости нарушается зрение как
вдаль, так и на близком расстоянии, однако последнее гораздо
заметнее. Глазное яблоко при дальнозоркости уплощено в своей
передне-задней оси. При гиперметропии нередко бывают головные
боли и неприятные ощущения в глазах. Они быстро утомляются,
чтение сильно затруднено, а порой практически невозможно. В
качестве средства коррекции гиперметропии традиционной меди-
циной предлагаются выпуклые (положительные) линзы.
Причиной гиперметропии, согласно Бэйтсу, является усилие
увидеть в ближней точке. Средство лечения заключено в расс-
лаблении.
При дальнозоркости системой Бэйтса рекомендуется [8,
р.123] (дополнительно к описанным в главе 3) выполнять следу-
ющие упражнения.
1. Ежедневно читайте проверочную таблицу ручного формата
или любой мелкий шрифт как при хорошем освещении, так и при
тусклом. Читать лучше без очков. Если это невозможно, то раз-
решается обратиться к ним за помощью, но это всегда сдержива-
ет прогресс.
2. Перемещать во время чтения взгляд по белым полоскам
под строками букв (см.раздел 5, отдел "Чтение").
3. Повесьте проверочную таблицу Сивцева на расстоянии 5
метров от себя на тусклом свету. Освещение должно быть таким,
чтобы для чтения букв требовалось некоторое усилие. Зачем вам
в данном случае нужно усилие объяснялось ранее. Отметим толь-
ко, что такого усилия при чтении на близком расстоянии надо
избегать, а при чтении удаленной таблицы - стремиться к нему.
В первом случае тусклость света имеет целью расслабление
глаз, потому что при тусклом свете долго и без утомления мож-
но читать лишь, расслабив глаза (см.главу 5). Если вы при
этом почувствуете, что напрягаетесь, то прервите сразу чтение
или попробуйте применить другие методы достижения расслабле-
ния при чтении (например, вместо раскачиваний примените метод
центральной фиксации или оба вместе). Во втором случае (при
чтении удаленных объектов) тусклость света и расположение
таблицы на таком расстоянии, что вам надо чуть напрячься,
чтобы увидеть ее, имеет целью вызвать усилие увидеть удален-
ные объекты, что приводит к снижению степени гиперметропии
или ее коррекции. Помните всегда об этой РАЗНИЦЕ в технике
исполнения упражнений на чтение. Для случая БЛИЗОРУКОСТИ надо
все делать наоборот - напрягаться вблизи из-за тусклости ос-
вещения и читать в расслабленной манере удаленную таблицу.
Теперь возьмите в руки проверочную таблицу ручного фор-
мата (таблицу "Основные сведения о зрении") и дайте на нее
хорошее освещение. Приложите некоторое усилие прочитать таб-
лицу вдали, затем переместите свой взгляд на белые полоски
между строками в таблице "Основные сведения..." и скользите
взглядом по ним, не забывая о мягком моргании. Чередуйте чте-
ние дальней и ближней таблиц. Как мы уже говорили, напряже-
ние, возникающее при разглядывании удаленных объектов, приво-
дит к уменьшению гиперметропии, способствуя, в конце концов,
восстановлению нормального зрения.
Это упражнение очень полезно также при пресбиопии.
4. Попеременно то смотрите на однородные поверхности ти-
па неба, травы, стены и т.п., то читайте проверочную таблицу
ручного формата (таблицу "Основные сведения...").
5. Очень полезно для зрения просмотр кинофильмов, наблю-
дение за бумажным змеем, летящими птицами и т.п. (см.главу
5).
6. Полезным при гиперметропии и пресбиопии упражнением
является чередование больших поворотов с концентрацией на
пламени свечи, которая делается в течение времени, отнимаемом
25-100 дыханиями. Ваш взгляд должен быть на пламени, но мысли
сконцентрированы на дыханиях [10, р.145].
7. Сделайте также упражнения N 87 и N 88 из раздела 4.1.
для близоруких, так как они улучшают зрение и в случае даль-
нозоркости.

.............................................................

Дальнозоркие люди, как правило, могут полностью следо-
вать упражнениям для близоруких, делая их только наоборот,
т.е. там, где надо смотреть от ближних объектов к дальним они
могут смотреть от дальних к ближним; там, где надо мысленно
представлять хорошо видимыми удаленные буквы, они должны
представлять себе такими буквы вблизи и т.д. Поэтому озна-
комьтесь внимательно с предыдущим разделом и попытайтесь мо-
дифицировать эти упражнения для себя.

.............................................................

Ознакомьтесь внимательно с тем, что пишет М.Уиндолф о
технике фокусировки (аккомодации) в предыдущем разделе по
близорукости. Все, что сказано там, в полной мере относится и
к дальнозорким. Отличие состоит в том, что при дальнозоркости
для точной фокусировки на близлежащих объектах вам надо расс-
лаблять прямые мышцы и одновременно напрягать косые мышцы
глаз, сжимая, таким образом, глазное яблоко посередине. В ре-
зультате наступающего удлинения глазного яблока, лучи света
от близких объектов должны точно сфокусироваться на сетчатке.
После выполнения расслабляющих упражнений вам надо минут
пятнадцать попрактиковаться сжимать косые мышцы, аналогично
тому, как это описано в разделе 4.1. для случая прямых мышц.
Когда дальнозоркий человек сможет объединить в себе ощущение
сжатых косых глазных мышц с ощущением расслабленных прямых
мышц, он сможет существенно улучшить свое зрение. Может пока-
заться трудным для понимания то, как это мозг может одновре-
менно расслаблять одну группу мышц и напрягать другую. Как
только вам удастся добиться четкого ощущения напряжения косых
мышц, ваш мозг запомнит это ощущение и сможет в дальнейшем
также легко его воспроизводить, как и ощущение расслабления.
Для этого нужно только время.
Пытайтесь во время работы на близком расстоянии доби-
ваться сначала чувства общего расслабления, а затем чувства
сжатия косых мышц поотдельности. Потом попытайтесь объединить
эти чувства.
Вы можете также на первых порах чередовать дни концент-
рации на расслаблении с днями концентрации на сжатии мышц,
постепенно начиная делать это все в один и тот же день, а по-
том и одновременно.

.............................................................


Используйте также все разнообразие приемов, приведенных
в главах 3 и 5 (особенно рекомендуются из этой главы раздел
"Чтение". Все упражнения оттуда - ваши).


4.3. ДЛЯ СТРАДАЮЩИХ СТАРЧЕСКОЙ ДАЛЬНОЗОРКОСТЬЮ (ПРЕСБИОПИЕЙ)

Пресбиопия, или, как ее часто называют, старческое зре-
ние подстерегает человека, как правило, на середине его жиз-
ненного пути, в возрасте около сорока лет. Становится затруд-
нительным чтение, особенно в вечернее время. Зрение же вдаль
обычно остается нормальным. Как правило, пресбиопия у гипер-
метропиков наступает раньше, нежели у миопиков.
Многие люди воспринимают ухудшающееся с возрастом зрение
как естественный результат старения. "Я уже стар,- говорят
они, - и потому зрение нередко подводит меня." Считается, что
с возрастом ткани хрусталика уплотняются и это якобы не поз-
воляет цилиарной мышце изменить кривизну хрусталика, чтобы
сфокусировать глаз на близлежащем объекте.
Бэйтс и его последователи наглядно доказали, что широко
распространенное мнение о неизбежном ухудшении зрения с воз-
растом, ошибочно. Метко выразилась по этому поводу П.Брэгг:
"Возраст не ослабляет глаз. Возраст это мера, а не сила. Воз-
раст - это лучший предлог, который они могут найти для того,
чтобы оправдать свои неправильные жизненные привычки, которые
и явились причиной ухудшения зрения." [44, р.30].
Пресбиопию Бэйтс рассматривал в качестве одной из форм
гиперметропии. В своей теории он, как известно, не считал
хрусталик фактором аккомодации, поэтому его затвердевание с
возрастом никак не должно было сказываться на аккомодации.
Причину ухудшения зрения при пресбиопии Бэйтс видит в психи-
ческом напряжении, вызванном усилием разглядеть близлежащие
объекты.
Несколько иного мнения придерживается один из последова-
телей Бэйтса Г.Бенджамин. Он считает, что единственной причи-
ной наступления пресбиопии является неправильное питание.
"Вплоть до сегодняшнего дня,- пишет он,- предполагалось, что
с достижением человеком среднего возраста глаза естественным
образом меняют свою форму (слегка сжимаясь), делая таким об-
разом затруднительным видение БЛИЗЛЕЖАЩИХ объектов и вызывая
пресбиопию.
Это рассматривается в качестве причиняющей неудобство,
но необходимой платы, которую мы должны внести за столь дли-
тельное свое существование на этом свете! Проблема эта реша-
ется ношением очков с выпуклыми линзами.
Очень немногие из миллионов страдающих старческим зрени-
ем (или их медицинских консультантов) осознают, что за это
изменение в зрительных возможностях отвечают их НЕПРАВИЛЬНЫЕ
ПРИВЫЧКИ ПИТАНИЯ в течение 45-50 лет их жизни; но это, несом-
ненно, болезнь, и зрение многих страдающих от пресбиопии мо-
жет быть восстановлено простым введением разумной диеты и вы-
полнением нескольких простых упражнений на глаза.
Чтобы подчеркнуть жизненную связь между пищей и зрением,
достаточно сообщить, что есть сведения о множестве достовер-
ных случаев плохого зрения, излеченных простым ГОЛОДАНИЕМ.
Улучшившееся при голодании очищение приводит к рассасы-
ванию накопившихся запасов продуктов жизнедеятельности, кото-
рые забивали мышцы и кровеносные сосуды, окружающие глаза.
Как результат, мышцы расслабляются, а зрение улучшается" [40,
р.41-42].
П.Брэгг в своей книге "Система Брэгг для улучшения зре-
ния" обращает внимание на важность поступления достаточного
количества витаминов в организм людей среднего и пожилого
возраста. Она пишет: "Старческое зрение в большинстве случаев
непосредственно связано с недостатком витамина С, а там где
существует недостаток одного витамина, всегда наблюдается де-
фицит других важных витаминов" [44, р.3]. Последнюю фразу ав-
тора следует понимать так: специальными исследованиями было
установлено, что полезное действие витаминов может возрастать
или уменьшаться в зависимости от присутствия определенных ве-
ществ, например, других витаминов. Так, было определено, что
эффективность некоторых витаминов группы В и витамина С повы-
шается при их сочетательном приеме.
Более подробно с вопросами правильной организации диеты
вы можете ознакомиться в разделе 3.5.
Система Бэйтса рекомендует при пресбиопии:
1. Ежедневно читать мелкий шрифт (или таблицу "Основные
сведения...") при хорошем и при тусклом освещении. Чтение
можно проводить как без очков (если удается), так и в них.
Эта же мера считается эффективным профилактическим средством
против пресбиопии, если ее проводить ежедневно, начиная с 35
лет [8, р.124].
2. Использовать правильно организованную диету. Рекомен-
дуется сократить в рационе долю сладких и жирных блюд и уве-
личить долю горьких на вкус и свежих овощей [8, р.125].
3. Поскольку Бэйтс считает пресбиопию одной из форм ги-
перметропии (дальнозоркости), вам надо следовать всему тому,
что написано в предыдущем разделе для гиперметропиков, и де-
лать все упражнения, предназначенные для них.

 


4.4. ДЛЯ АСТИГМАТИКОВ

Одной из причин возникновения астигматизма, как мы гово-
рили ранее, по теории Бэйтса, является неравномерное напряже-
ние окологлазных мышц.
Астигматизм всегда сопровождается гиперметропией или ми-
опией. Поскольку форма букв на проверочной таблице нарушает-
ся, пациент довольно часто неверно их называет. Нередко при
астигматизме люди страдают головными болями и испытвают зат-
руднения в чтении.
Как уже отмечалось, Бэйтс многие свои упражнения взял из
древнеиндийских систем оздоровления, в частности из Аюрведы и
Йоги. В этой связи, надо отметить, что в этих системах лече-
ния постоянно указывется на необходимость сохранения организ-
ма в целом в хорошем состоянии, если целью поставлено восста-
новление отдельных его функций. Так, Е.Р. Рам Кумар, извест-
ный индийский специалист в области Йоги пишет: "Сила глаз за-
висит от общего состояния организма. Когда он болен, это от-
ражается и на них. Они могут, например, опухнуть или покрас-
неть, на них может появиться ячмень, зрение начнет расплы-
ваться, может появиться цветовая слепота, ночная слепота, ас-
тигматизм, катаракта и т.д.
Главное, что необходимо для обеспечения хорошего зрения
- это безупречное состояние крови. Поразительно, но плохое
пищеварение, запор, диабет и другие болезни органов брюшной
полости также могут привести к недостаткам глаз и слабому
зрению" [74, р.90].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.