Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Урок пятый




Настала пора подвести некоторые итоги, и начать новую большую тему.

На протяжении всех трех первых уроков основное внимание мы с вами уделяли технике контроля шайбы поворотом фигуры. Эта часть техники НХ - наверное, наиболее сложная, не имеющая аналогов в повседневной жизни, и, не освоив ее, трудно рассчитывать на уверенное выполнение приемов в игре. Разумеется, за четыре урока вы не могли полностью освоить весь этот пласт техники НХ, но сейчас вы должны уже довольно уверенно контролировать шайбу, и передавать ее от фигуры к фигуре; кроме того, вы попадаете по воротам броском из любого положения шайбы относительно бросающей фигуры форварда, и можете выполнять некоторые простые финты. Мы будем продолжать совершенствовать технику вращения и в дальнейшем, но сейчас, чтобы не тормозить ваш прогресс, надо начинать изучать второй важнейший раздел техники НХ: игру ударами.

Наблюдая за игрой мастеров НХ, нельзя не обратить внимание на тенденцию: большинство передач выполняется поворотом фигуры, однако ворота атакуются в основном ударами. Почему так? для этого есть важные причины помимо элементарной геометрии поляны (думаю, нет необходимости подробно останавливаться на том, почему нельзя выполнить ударом передачу поперек поляны:)).

При выполнении поворота фигуры задействованы в основном мышцы предплечья, скорость шайбе придают почти исключительно пальцы. Сила этих мышц достаточно ограничена, и потому пустить шайбу со значительной силой и скоростью трудно - вы это в полной мере испытали на предыдущем уроке, когда осваивали техники силового броска. С другой стороны, этим мышцам приходится двигать всего лишь небольшую массу: собственно пальцы, плюс провернуть фигуру (для чего необходимо крайне малое усилие, поверьте физику:)). Как следствие, движение начинается быстро, и требует совсем немного времени.

Удар - полная противоположность повороту. В движении задействовано все предплечье, двигают его мощные мышцы плеча, и потому достижимая скорость гораздо выше. Однако и масса, которую необходимо разогнать, больше; с момента начала движения до момента достижения максимальной скорости проходит гораздо больше времени. Этот недостаток, однако, с лихвой компенсируется высокой скоростью шайбы: после удара она частенько попросту "пробивает" фигуру вратаря, либо проминая его за счет люфта в механизме, либо "переваливаясь" через его клюшку. Уверенно отразить шайбу, посланную ударом, можно только одним способом: подставив основание вратаря (да и то, бывает, шайба взмывает вверх, и опускается в ворота за спиной фигуры).

Итак, поворот быстр - удар мощен. Поворот позволяет сэкономить время - удар позволяет "проломить" защиту. Общая рекомендация проста: если вы пытаетесь обмануть соперника, опередить его - пользуйтесь поворотом; если же вам надо "взломать" прочную оборону - больше шансов вам даст удар.

Поэтому неудивительно, что мастера пользуются для передач поворотами (маскируя направление своих атак и обманывая соперника), а для атак - ударами (пробивая защиту, даже если она выставлена грамотно).

Из вышесказанного можно сделать неверный вывод, а именно - бить удары надо с максимальной силой. Это не так! Во-первых, вы быстро сломаете недешевую поляну. Но дело, в общем-то, не в этом. Во-вторых - и это главное - когда вы бьете "со всей дури", ни о какой точности говорить не приходится. А голая сила далеко не всегда является быстрейшим способом прорвать оборону соперника. Ищите разумный компромисс между силой и точностью, и начинать я советую с небольшой силы удара. Вы сможете понять механику удара, геометрию отскока шайбы от фигуры, и, следовательно, правильно разворачивать фигуру при ударе.

Хороший критерий "достаточной" силы удара: после удара поляна не должна сдвигаться с места, резиновые наконечники на ножках должны удерживать ее на любой не слишком скользкой поверхности (типа деревянной лакированной столешницы). Если поляна сдвигается - вы вкладываете в удар слишком много силы. Как правило, это происходит не из-за удара как такового: просто вы слишком медленно останавливаете бьющую руку, и она - через штырь и основание фигуры - ударяет в край дорожки. По мере того, как ваша техника будет совершенствоваться, вы будете все меньше времени прикладывать усилие к штырю, и, следовательно, сможете вкладывать в удар больше силы, не сдвигая поляну. Идеальный удар - это короткий мощный тычок, шайба летит вперед, но фигура останавливается, не доехав до конца дорожки.

Разумеется, на предстоящих занятиях мы будем заниматься не только ударами. Вам предстоит улучшить технику контроля шайбы, а также потренировать некоторые специфические передачи, которыми вы будете пользоваться в игре. Сейчас ваш уровень техники (если вы, конечно, доводили уроки до указанного уровня эффективности:)) достаточен для того, чтобы быстро и уверенно осваивать все вспомогательные элементы - обработку шайбы перед ударом, передачу шайбы под удар, и т.п.. Поэтому ваш прогресс будет заметно быстрее: если на первый урок у вас ушло, скорее всего, недели две, а на второй-четвертый по десять дней, то теперь вы будете осваивать каждый следующий урок за неделю или даже быстрее. Как следствие, у вас возникнут проблемы с повторением материала предыдущих уроков: вы будете уходить вперед слишком быстро, чтобы успевать надежно закрепить полученные навыки. О том, как теперь правильно организовать тренировки, поговорим в конце этого урока.

На этом занятии мы разберемся с тем, куда и почему летит шайба после удара, и, кроме того, будем совершенствовать навыки контроля шайбы.

Развороты при движении фигуры (В5)

В принципе, мы с вами уже занимались выполнением разворотов, в первом уроке; да и в остальных уроках вы волей-неволей тренировали развороты фигуры, готовясь выполнить передачу. На этом занятии мы научимся выполнять разворот быстро - это необходимо как для того, чтобы сэкономить время (к примеру, проигрывая в конце игры), так и для того, чтобы поставить соперника в затруднительное положение сменой направления атаки.

Разворот фигуры с шайбой можно выполнить тремя основными способами: с контролем шайбы клюшкой, с расположением шайбы в "ямке" у основания фигуры, и с обратным разворотом фигуры. В первом случае разворот медленный, но в каждый момент времени вы можете выполнить передачу или бросок - шайба находится полностью под вашим контролем. Второй вариант разворота, с шайбой у основания фигуры, самый быстрый - но во время разворота вы не контролируете шайбу, если выполнять этот прием слишком быстро или неаккуратно, она может "вылететь" из "ямки", и уйти из зоны контроля ваших фигур. Второй вариант можно выполнять и при положении шайбы с другой стороны фигуры, в промежутке между основанием фигуры и свободной ногой. При выполнении третьего способа разворота вы вначале продвигаете шайбу одной стороной клюшки, после чего быстро разворачиваете фигуру на 360 градусов так, что шайба оказывается с другой стороны клюшки.

Для совершенствования техники разворотов я могу предложить вам следующие упражнения:

  • "Восьмерка Захаровых". Две шайбы лежат сбоку дорожки, расстояние до дорожки около сантиметра, между шайбами два-три сантиметра. Фигура расположена клюшкой между шайбами. Выполните полный разворот фигуры по часовой стрелке так, чтобы шайба вернулась в первоначальное положение; затем выполните разворот против часовой стрелки со второй шайбой, так, чтобы и она заняла исходное положение. Такие "восьмерки", выполняемые клюшкой фигуры, способствуют точности контроля шайбы клюшкой. Выполняйте это упражнение правой и левой рукой, из исходного положения шайб справа и слева от дорожки.
  • "Боевой разворот". Фигура находится на конце дорожки, шайба на дорожке в "ямке" фигуры. Начинаем движение по дорожке; не доезжая одного-двух сантиметров до конца дорожки, резко разворачиваем фигуру. Шайба должна остаться в "ямке", или выскочить на клюшку фигуры. Начинайте выполнять это упражнение медленно, постепенно увеличивая скорость - как движения фигуры по дорожке, так и выполняемого разворота. В идеале движение должно максимально быстро переводить фигуру с шайбой из положения, в котором она готова двигаться "вперед" по дорожке в положение, из которого она готова двиаться "назад", и наоборот. Выполняйте это упражнение правой и левой рукой, с разворотом по и против часовой стрелки (начальное положение шайбы справа или слева от фигуры), используя разные фигуры - в том числе защитников.
  • "Коробочка". Фигура на конце дорожки, шайба на клюшке фигуры. Толкаем шайбу вперед, вдоль дорожки, и начинаем движение фигуры ей вдогонку, одновременно разворачивая клюшку по большой дуге на 360 градусов. По мере движения шайба тормозится, фигура обгоняет ее (клюшка в этот момент находится с противоположной стороны дорожки), и "принимает" собственную "передачу" на другом конце дорожки, готовая двигаться с шайбой в противоположном направлении. При выполнении этого приема вперед-назад шайба как бы ударяется о стенки невидимой коробочки - отсюда и название упражнения. Начинайте выполнять это упражнение медленно, постепенно увеличивая скорость исполнения и уменьшая расстояние, на которое перемещается фигура. В идеале фигура должна "разворачиваться" этим приемом, не смещаясь более, чем на 3-5 сантиметров. Варианты исполнения: правой и левой рукой, шайба справа и слева от дорожки, движение фигуры вперед и назад.

"Скидка" назад (П5)

"Скидка" - не более, чем один из диагональных пасов. Его особенность - он выполняется на большое расстояние, и потому резко меняет ситуацию на площадке. Как правило, после "скидки" соперник вынужден быстро перестраивать оборону, а значит, вы получаете возможность для успешной атаки. С другой стороны, из-за того, что "скидка" выполняется на большое расстояние, точное выполнение "скидки" становится обязательным. Именно поэтому мы потренируем "скидку" как отдельный элемент, не в компании остальных диагональных передач.

Начальное положение для "скидки" - крайний форвард в углу поляны, клюшка развернута "наружу", шайба в "ямке". Возможные адресаты для скидки - центрфорвард и оба защитника. Выполняется эта передача поворотом фигуры крайнего форварда или коротким движением назад (3-5 сантиметров) и поворотом фигуры. Во втором случае движение назад позволяет, во-первых, обойти защитника, блокирующего такую передачу; во-вторых, выполнить скидку с меньшей дистанции и с большим углом поворота фигуры, что увеличивает точность передачи. Следует тренировать оба варианта скидки, для всех троих адресатов, и для обоих крайних форвардов.

Разумеется, скидка может выполняться и другими фигурами: центром на защитников, и даже защитниками на вратаря. Возможно и парадоксальное выполнение скидки на другого крайнего. Однако такие варианты скидки достаточно редко встречаются в игре, и потому вряд ли требуют специальной тренировки.

Удар центрфорварда (Б5)

Вокруг этого удара строится игра современных мастеров НХ. Советую уделить ему максимум внимания, и почаще возвращаться к нему по мере освоения следующих уроков.

Вариантов соприкосновения шайбы с фигурой центрфорварда может быть четыре:

  • удар произведен клюшкой
  • соприкосновение произошло в "ямке"
  • шайба ударилась об основание фигуры, и
  • шайба встретилась с фигурой, находясь между основанием и свободной ногой фигуры.

Наиболее прост случай, когда удар по шайбе производится клюшкой. В этом случае шайба будет двигаться в направлении, которое задано двумя точками: центром шайбы и точкой касания клюшки и шайбы.

Внимание! Все, что сказано в этой главе о направлении полета шайбы справедливо только если используется не слишком старая шайба, с гладкими боковыми поверхностями. Сильно поцарапанные боковые поверхности шайбы имеют заметное сцепление с поверхностями клюшки и фигуры, и потому направление полета шайбы будет зависеть не только от точки соприкосновения шайбы и фигуры, но и от направления движения самой фигуры.

Таким образом, направить шайбу в нужном направлении можно выбирая место касания шайбы клюшкой в момент удара. Конечно, из-за небольшого люфта в механизме фигуры точка касания будет слегка смещаться вдоль окружности шайбы по мере ускорения шайбы при ударе, но эта поправка довольно невелика и может быть скомпенсирована "интуитивно", за счет тренировок.

Удар клюшкой довольно точен, но имеет недостатки. Во-первых, это наиболее слабый из всех ударов, из-за уже упоминавшегося люфта в деталях механизма фигуры, который приводит к "смягчению" удара по шайбе. Во-вторых, поскольку клюшка находится на некотором расстоянии от центра поворота фигуры, и имеет довольно небольшую длину, угловой диапазон направлений, в которых можно послать шайбу, довольно сильно ограничен.

Этих недостатков лишен удар "ямкой". В этом случае касание шайбы происходит в двух точках, у основания фигуры и у пятки клюшки, и направление полета можно найти, если провести хорду окружности шайбы через эти две точки, и опустить на хорду перпендикуляр из центра шайбы. Этот-то перпендикуляр и будет направлением движения шайбы. Сложно? тогда представьте себе невидимую "клюшку", которая проходит через эти две точки, и бьет по шайбе - но по ее краю (шайба как бы смещается "вперед", в направлении удара).

Как технически реализуется удар ямкой - отдельный интересный вопрос. Дело в том, что касание в двух точках почти никогда не бывает одновременным; и первое касание приводит к движению шайбы, аналогичному тому, которое получается при ударе основанием фигуры. К счастью, задаваемое при этом направление движения шайбы ведет к контакту со второй точкой; этому контакту в двух точках способствует также движение фигуры вперед во время удара. Надо заметить, однако, что если временной интервал между первым касанием и приходом в состояние "контакта в двух точках" достаточно велик, то движение шайбы может оказаться непредсказуемым - с вращением, прыжками, и в неожиданном направлении.

Из "ямки" можно направить шайбу почти в любом направлении (конечно, вперед... но вы это и сами понимаете), и с большой скростью. Некоторые сложности рассчета направления, в котором полетит шайба, большинство игроков компенсируют экспериментальным подбором "правильного" положения фигуры при ударе.

Удар основанием еще сильнее. Касание шайбы происходит в единственной точке, никакой люфт и никакие "двойные касания" не смягчают силу удара... однако, к сожалению, использовать основание для удара довольно трудно. Дело даже не в ограничениях правил. При соударении двух круглых предметов направление разлета задается центрами предметов; основание фигуры круглое... но, к сожалению, имеет очень небольшой диаметр. Поэтому даже незначительное смещение точки касания шайбы приводит к очень сильному изменению направления ее полета. По большому счету, использовать удар основанием просто невозможно - слишком трудно предсказать, куда в результате полетит шайба.

Удар основанием и свободной ногой с точки зрения геометрии в точности аналогичен удару из "ямки". Однако надо учитывать что, во-первых, свободная нога находится на некоторой высоте от поверхности поля (и это ограничивает силу удара по шайбе - при сильном ударе шайба начинает непредсказуемо подпрыгивать); и, во-вторых, расстояние от основания до пятки клюшки больше, чем от основания до свободной ноги. Соответственно, шайба не только лучше "удерживается" в "ямке", но направление удара из "ямки" контролируется точнее.

На этом занятии вам надо научиться наверняка поражать оба угла ворот из положения шайбы и на клюшке, и в "ямке". Упражнение аналогично Б1, с той разницей, что ворота атакуются не броском, а ударом. Попробуйте, кроме того, побить основанием фигуры - просто чтобы убедиться, насколько непредсказуем разлет шайб после такого удара.

"Вертушка" (Ф6)

"Вертушкой", или "пивотом" в баскетболе называется разворот центрального нападающего на одной ноге вокруг своей оси на 180 градусов, с последующим броском по воротам. Именно это мы и будем выполнять в качестве финта на этом уроке.

Исходное положение: шайба на дорожке центрфорварда, позади фигуры. Двигая фигуру назад, выполняем разворот так, чтобы шайба "соскользнула" на клюшку, и поражаем один из углов ворот ударом. Очень важно, чтобы в момент удара шайба четко находилась на клюшке: если удар будет произведен, когда шайба касается основания фигуры, ваш соперник будет требовать не засчитывать забитый гол (шайба обработана фигурой, после чего проведен удар основанием фигуры).

"Вертушку" можно выполнять правой и левой рукой, с разворотом направо и налево, с ударом в ближний или дальний угол.

Скидка на центра с ударом (К6)

В этой комбинации мы с вами будем закреплять сразу два разученных в этом уроке элемента: скидку и удар центрфорварда. Эта простенькая комбинация довольно эффективна, и при этом настолько редко встречается, что часто удивляет даже "маститых" игроков.

Начало комбинации: пас крайнего вдоль лицевого борта или заброс шайбы вперед, к лицевому борту, защитником. Крайний форвард подбирает шайбу так, что она располагается сзади фигуры, клюшка "снаружи". Центрфорвард сдвигается назад почти до конца своей дорожки, клюшка развернута в сторону выполняющего передачу крайнего. Выполняем скидку. Шайба приходит либо на клюшку центра, либо в "ямку" фигуры. Спокойно! у нас есть доля секунды для того, чтобы оценить, где именно находится шайба, и соответствующим образом "довернуть" фигуру центрфорварда. Удар - гол.

Передача (скидка), конечно, может быть выполнена и из положения клюшки крайнего, развернутой в сторону ворот соперника ("внутрь"). Однако в этом случае не только труднее отправить шайбу точно на фигуру центрфорварда, но и сопернику легче блокировать направление передачи своим защитником.

"Доворот" центрфорварда может вызывать на первых порах сложности. Обязательно выполняйте "доворот"! это принципиальный момент при освоении техники игры "ударами". Он понадобится вам и для стабильного выполнения более сложных ударов (доворот позволяет привести шайбу в нужное положение относительно фигуры, в "ямку" или на клюшку), и для введения соперника в заблуждение относительно ваших намерений (целитесь в ближний угол, а удар производите в дальний - за счет доворота фигуры).

При тренировке обратите внимание на количество попыток. Хотя вариантов выполнения комбинации всего четыре (скидка справа и слева, удар в ближний и дальний угол), каждый из них, на самом деле, включает еще два варианта: с выполнением удара из "ямки" и с клюшки. Стоит, соответственно, в два раза увеличить число попыток исполнения каждого варианта комбинации.

"Грецки" с замыканием ударом (К4а, опция)

Напоследок в этом уроке - две несложные комбинации, для закрепления навыков.

Первая - "Грецки" из третьего урока, но после выполнения передач из-за ворот завершение комбинации не броском, а ударом. Обратите внимание: чтобы выполнить удар, вам понадобится больше места, чем для броска; соответственно, и шайба должна выскакивать не на край дорожки центрального форварда, а чуть дальше назад (к центральному кругу), на "пятачок".

Из комбинаций типа "Грецки" возможно исполнение трех: справа из-за линии ворот (движение крайнего вперед), слева из-за линии ворот (крайний также движется вперед), и из-за ворот (штырь крайнего движется назад). Завершение ударом в ближний или дальний угол.

Продольный пас и завершение "вертушкой" (К7, опция)

Шайба, идущая от защитника к центрфорварду после продольного паса, оказывается сзади фигуры. Почему бы не воспользоваться сразу разученным сегодня финтом - "вертушкой"? Эта комбинация довольно эффективна против неопытного противника, который не успевает перекрывать продольные передачи на центра; и пока он паникует, хватаясь за штырь вратаря, у вас достаточно времени, чтобы исполнить "вертушку".

К сожалению, провести эту комбинацию против опытного соперника довольно трудно: прежде всего, он перекроет продольные пасы. Поэтому здесь полезнее будет скрытый диагональный пас от левого защитника, который мы разучивали в третьем уроке. Обратите еще раз внимание на скрытность исполнения этой передачи: в начальном положении центр и левый защитник должны имитировать выполнение простой поперечной передачи.

Всего вариантов исполнения восемь: правой и левой рукой, с разворотом вправо и влево, с завершением в ближний и дальний угол.

* * *

В этом уроке мы начали осваивать технику ударов, а также потренировали технику разворотов - и применили полученные новые навыки в нескольких несложных комбинациях. Объем этого урока, а особенно - важность предлагаемых в нем элементов, может потребовать разделения его на два отдельных урока. В этом случае я рекомендовал бы сперва выучить технику разворотов и удара центрфорварда, и закрепить ее "пивотом" и комбинацией с "пивотом"; а во втором "полу-уроке" продолжить совершенствовать удар центра, разучить скидку, комбинацию со скидкой и "Грецки" с завершением ударом.

Таблица поможет вам контролировать степень освоения новых элементов. Следующий урок начинайте изучать, когда средняя эффективность приемов этого станет более 60%.

Несколько подробнее остановимся на повторении материала первых уроков. Разумеется, полноценно повторять первые уроки вам уже некогда: их слишком много. Теперь нам на помощь придут таблицы, которые вы заполняли при проверке степени освоения приемов. Выделите те варианты исполнения, которые у вас получаются существенно хуже, чем остальные; и уже из них составьте себе программу повторения первых уроков. Если вы пользовались таблицами Excel, у вас не возникнет проблем с определением этих "отстающих" элементов; но и вручную нетрудно заметить те варианты исполнения, которые дают меньше успешных попыток, чем остальные. Таким образом, из первых четырех уроков у вас должна получиться одна полноценная "работа над ошибками" - ее и учите в качестве повторения и закрепления материалов предыдущих уроков.

Должен предостеречь вас от пренебрежения повторением первых уроков. Базой техники НХ являются не мощные удары, а точные пасы. Более того, они труднее закрепляются на уровне автоматического исполнения, и поэтому вам потребуется не менее года (!), чтобы окончательно закрепить правильную технику. Удары разучить значительно проще...




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.