Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Славянофильство и западничество




Характерные особенности русской философии.

Особенности русской философии: внеакадемическая особенная форма философствования, представление философских идей в виде размышлений, писем, поучений. Важную роль играют нравственные и этические мотивы. Для неё характерны идеи всеединства, соборности, мещанства. Русская философия выходит за рамки традиционных представлений и является неотъемлемой частью русской культуры вообще. Для русских мыслителей характерно то, что наряду с понятием «истина» используется слово «правда». Поиск правды связывается с пояснением нравственных оснований жизни. Её ищут не ради абстрактного познания, а чтобы преобразить мир, очиститься и спастись. Характерной чертой русской философии является распространение утопических идей, которые проявляются в виде представлений о богоизбранности России, её миссии спасти человечество. Указываются при этом 2 пути: религиозное возрождение и коммунистическая революция. Лосев о русской философии. Русская философия — сверх систематическая, сверх логическая картина течений и направлений. Никто из русских философов не оставил после себя замкнутой системы. Русская философия является насквозь мистическим, интуитивным творением. Это философия цельной жизни духа. Идея цельного знания — исходная интуиция русской философии. Русская философия должна быть продолжением святотечества. Основные философские проблемы разрабатываются в художественных произведениях. Для русской философии характерна антологическая концепция истины. Истина — это есть осознание своего бытия в истине.

Первыми представителями «органической русской философии» были западники и славянофилы.

К западникам относятся: П.Л. Чаадаев, А.Л. Герцен, Т.М. Грановский, Н.Г. Чернышевский, В.П. Боткин и др.

Основная идея западников заключается в признании европейской культуры последним словом мировой цивилизации, необходимости полного культурного воссоединения с Западом, использования опыта его развития для процветания России.

Особое место в русской философии XIX в. вообще, а в западничестве в частности занимает П.Я. Чаадаев, мыслитель, сделавший первый шаг в самостоятельном философском творчестве в России XIX столетия, положивший начало идеям западников. Свое философское миропонимание он излагает в «Философических письмах» и в работе «Апология сумасшедшего».

По-своему понимал Чаадаев и вопрос о сближении России и Запада. Он видел в этом сближении не механическое заимствование западноевропейского опыта, а объединение на общей христианской основе, требующей реформации, обновления православия. Это обновление Чаадаев видел не в подчинении православия католицизму, а именно в обновлении, освобождении от застывших догм и придании религиозной вере жизненности и активности, чтобы она могла способствовать обновлению всех сторон и форм жизни. Эта идея Чаадаева позже была глубоко разработана виднейшим представителем славянофильства А. Хомяковым.

Второе направление в русской философии первой половины XIX в. — славянофильство. О сторонниках этого направления сложилось устойчивое мнение как о представителях либерального дворянства, провозглашающих особое историческое предназначение России, особые пути развития ее культуры и духовной жизни. Такое одностороннее толкование славянофильства нередко приводило к тому, что это направление трактовалось как реакционное или, в лучшем случае, как консервативное, отсталое. Подобная оценка далека от истины. Славянофилы действительно противопоставляли Восток Западу, остава- 46 ясь в своих философских, религиозных историко-философских воззрениях на русской почве. Но противопоставление Западу проявлялось у них не в огульном отрицании его достижений, не в замшелом национализме. Напротив, славянофилы признавали и высоко ценили достоинства западноевропейской культуры, философии, духовной жизни в целом. Они творчески восприняли философию Шеллинга, Гегеля, стремились использовать их идеи.

Славянофилы отрицали и не воспринимали негативные стороны западной цивилизации: социальные антагонизмы, крайний индивидуализм и меркантильность, излишнюю рациональность и т.п. Истинное противостояние славянофильства Западу заключалось в различном подходе к пониманию основ, «начал» русской и западноевропейской жизни. Славянофилы исходили из убеждения, что русский народ должен обладать самобытными духовными ценностями, а не воспринимать огульно и пассивно духовную продукцию Запада. И это мнение сохраняет свою актуальность и поныне.

В развитии славянофильства особую роль сыграли И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. Многообразие их взглядов объединяет общая позиция: признание основополагающего значения православия, рассмотрение веры как источника истинных знаний. В основе философского мировоззрения славянофильства лежит церковное сознание, выяснение сущности церкви. Наиболее полно эта основа раскрыта Л.С. Хомяковым. Церковь для него не является системой или организацией, учреждением. Он воспринимает Церковь как живой, духовный организм, воплощающий в себе истину и любовь, как духовное единство людей, находящих в ней более совершенную, благодарную жизнь, чем вне ее. Основным принципом Церкви является органическое, естественное, а не принудительное единение людей на общей духовной основе: бескорыстной любви к Христу.

Итак, западничество и славянофильство — две противоположные, но и вместе с тем взаимосвязанные тенденции в развитии русской философской мысли, наглядно показавшие самобытность и большой творческий потенциал русской философии XIX в.

25. Философия всеединства Соловьёва

Центральной фигурой во всей русской религиозной философии XIX иска является В.С Соловьев — сын известного русского историка, философ, поэт и публицист. В своих произведениях («Оправдание добра», «Смысл любви», «Духовные основы жизни») он излагал «философию всеединства». Творчество Соловьева часто называют также «философией любви», поскольку любовь рассматривалась им в качестве животворящего принципа всего мироздания и его бытия

Исходной и основной идеей философии Соловьева является идея всеединства, или мировой целостности и гармонии (все существует во всем).

Эта идея имеет космическое значение, поскольку охватывает все сферы и проявления мироздания и выступает как идеал бытия. Окружающий человека мир иерархичен, в нем низшее и высшее взаимосвязаны. Он пронизан божественным началом и предстает в действительности как творение Божье, воплощение Истины, Добра и Красоты. Бог - это абсолютное всеединство, некий космический разум, который является организующей силой мироздания.

Божественная идея всеединства была названа Соловьевым мудростью, или Софией. Она есть как бы источник мира и его душа, связывающая воедино Творца и его творения, природу и человечество, индивида и общество.

В его онтологии (теории бытия) оно представляется как благо, истинна и красота, в гносеологии (теории познания) – как система цельного знания. Отрицательное всеединство – то, что содержится во всем, положительное – содержит все в себе. Положительное всеединство есть Абсолют. Центральный образ его концепции – София, вечная женственность, которая характеризует художественную, интимно-поэтическую грань всеединства. Главная работа «Оправдание добра. Нравственная философия». Вопрос о добре – это вопрос о смысле жизни. Решить этот вопрос можно только в развернутой философской системе на основе синтеза рациональных и мистических методах познания. Другое центральное понятие - богочеловечество. Богочеловек – это первое и последнее явление Царства Божия. Всеединство – это собирание Вселенной Богочеловеком и богочеловечеством в действительности, в реальном мире и осуществление полноты бытия. Поэтому Христос как совершенная индивидуальность появился в середине истории, а не в конце ее.

История это развитие личностно-общественной жизни. Без общества невозможно развитие личности. Человеческое в человеке не в том, чем он становится, а в том, что он становится.

B.C. Соловьев подчеркивал мысль о свободе и бессмертии человека, его высоком космическом призвании. Путь к мировой гармонии лежит не через насилие, а через веру, любовь и согласие, милосердие ко всему живому. Высшими нравственными качествами человека должны стать, по убеждению Соловьева, чувства стыда, жалости и сострадания, чувство благоговения.

 

26. Русский космизм (Фёдоров, Циолковский, Вернадский)

Космизм – это философское течение, в котором весь космос рассматривается как единое структурное образование (живой организм), находящийся в общем процессе развития. Истоки понимания космоса как единого живого организма было еще в Античности. Но как самостоятельное философское течение космизм получил развитие лишь в России.

У истоков русского космизма стоял Н.Ф. Федоров. Он пришел к выводу, что через разумные существа природа приходит к самопознанию и самоуправлению. В центре его внимания также были проблемы преодоления смерти человека. Фёдоров заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. Фёдоров в конце XIX века уже предвидел то, что в конце XX стали называть «экологическими глобальными проблемами». Он выдвинул идею о превращении регулярной армии из орудия смерти и разрушения в орудие противостояния разрушительным стихиям природы — смерчам, ураганам, засухам, наводнениям — которые сегодня приносят каждый год миллиардный ущерб человечеству.

Развивали эти идеи В .С. Соловьев, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и др. Космизмом интересовалась и художественная интеллигенция – поэты и писатели (В.Ф. Одоевский, Н. Заболоцкий, А. Платонов и др.).

Одной из центральных идей русского космизма является тезис о космическом предназначении человечества. Природа понимается как единый и цельный организм, развивающийся по биологическим, а не механическим законам, и человечество есть часть этого организма. Люди – разумные существа, способные понять характер этого развития и действовать в соответствии с ним.

У Циолковского (1857-1935) первооснову бытия составляют атомы-духи (идеальные атомы, первобытные духи): это простейшие существа, обладающие чувствительностью. И человеческое «я» трактуется им как ощущение «атома-духа», находящегося в живом веществе. Человек, как любое животное, есть союз таких атомов, живущих в согласии друг с другом. Таким образом, все существующее в мире, является живым, а то, что мы принимаем за неживую природу, есть всего лишь временное состояние неорганизованной материи. Соответственно, нет смерти, ибо она всегда сливается с новым рождением.

Космос – это целостный живой организм. В бесконечном времени и в бесконечном пространстве может существовать бесконечное количество таких организмов. Смысл существования материи Циолковский видел в непрерывном и неограниченном возрастании могущества разума, что связано с неизбежным появлением и ростом космических цивилизаций, одной из которых является человеческая. При этом судьба всего космоса зависит от деятельности таких цивилизаций.

Концепция В.И. Вернадского (1863-1945) получила название антропокосмизма, где природная (космическая) и человеческая (социальная) деятельность рассматриваются в единстве как «две стороны» или «две стадии» одного процесса. Обоснование этих взглядов он находит в созданном им учение о биогеологии, о переходе биосферы в ноосферу (сферу разума). Природные и социальные процессы, происходящие на Земле, он рассматривал в тесной связи с космическими.

А.Л. Чижевский (1897-1964) на громадном статистическом материале показал влияние солнечной активности (солнечных ритмов) на биосферу Земли и социальные процессы (эпидемии, революции и т.д.). Он считал, что космическая энергия обусловливает все жизненные процессы в биосфере.

Идея влияния космических энергий на биохимическую энергию живого вещества на Земле и – отсюда – на земные исторические события нашла свое отражение в разработку в теории пассионарного этногенеза историка Л.Н. Гумилева.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.