Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия экзистенциализма




Экзистенциализм (от латинского existentia — существование) считается одним из крупнейших течений в мировой философии XX в. В нем отражена реакция интеллигенции на неустойчивость и трагизм жизни, незащищенность человека от социальных бурь и потрясений, на возрастание отчуждения между людьми. Сторонники экзистенциализма стремились отыскать новые пути реализации человеческой свободы, способы преодоления страха и одиночества и взывали к ответственности каждого человека, живущего в обществе, требуя уважения к правам и достоинству личности. Формирование экзистенциальной философии уходит корнями в умонастроения XIX в.

Основные представители экзистенциализма: немецкий экзистенциализм - Карл Ясперс, Хайдеггер; французский экзистенциализм - Камю, Жан Поль Сартр.

Жан Поль Сартр (1905-1980). Свобода – одно из центральных понятий творчества Сартра. Она нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Свобода у Сартра понимается как свобода выбора, в котором человек принимает решение: бороться либо смириться. Индивид полностью отвечает за свои поступки (Человек – это будущее человека).

Мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели. Через акт сознания и выбора «Я» придает миру значение и ценность. Именно человеческая деятельность придает смысл окружающему миру. Придавая предметам то или иное человеческое значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности.

Со свободой связано «отчуждение». Современный индивид – это отчужденное существо (лишение у человека способности творить свою историю). Государство, общество претендуют на придачу абсолютных смыслов человеческой жизни.

Даже если бог есть, это ничего не доказывает. Человек сам ответственен за свою судьбу.

Карл Ясперс (1883-1969) - немецкий философ и психиатр, один из создателей экзистенциализма. Мировоззрение – это выражение скрытых душевных стремлений творчески мыслящего индивида. Экзистенция – это бытие особого плана, человеческой самости, внеположенной предметному миру. Источник высшей мудрости – господствующее в мире неразумное. Смысл бытия раскрывается человеку лишь в моменты пограничных ситуаций (болезни, размышления о смерти), когда человек осознает свою зависимость от внешнего мира. Важна не смерть, а рассуждения, осознания ее. К человеку нельзя подходить как к предмету, только как к экзистенции, т.е. подлинному существованию без смеси с внешним миром. Философия не наука, а выход за явления горизонта явлений. Наука же занимается исключительно явлениями.

Тем самым философия предлагает ориентиры поведения человека в мире с целью приближения его к состоянию "безусловного бытия", имманентного сознанию как таковому.

Николо Аббаньяно (1901-1990). Полемизировал с Хайдеггером, Ясперсом, Сартром. Пытался создать оптимистический, позитивный вариант экзистенциализма. Индивид всегда может из различных возможностей выбрать такую, которая является основой «здорового и устойчивого существования». Благодаря философии человек может жить подлинной жизнью и быть самим собой. Время раскрывает перед человеком бесконечное количество возможностей и лучше всего характеризует природу и человека.

Проблемы истории — это проблемы существования сущего, или человека. Благодаря истории человек рождается и формируется как истинная личность.

Свобода – центральная тема. Быть или не быть свободным – человек решает свободным выбором, который помогает ему стать самим собой. Неприятие мира – отказ от подлинного существования, принятие – создает подлинную основу чувственности как условия телесности.

Настоящая техника представляет собой «встречу» между природой и человеком. Техника – инструмент воздействия на вещи, а искусство – возвращение к природе, и в качестве такого оно есть история. Искусство как возвращение к природе является подлинно свободным выбором, следовательно, в искусстве человек утверждает свою свободу. «Позитивный экзистенциализм» раскрывает перед человеком безграничные горизонты возможностей. В этом смысле он считается подлинным гуманизмом.

С. Кьеркегор, решая проблемы человеческого существования в неприветливом и мрачном мире, исходит из того, что человек входит в жизнь неподготовленным и воспринимает ее первоначально как место праздника, проходя по ступеням своего совершенствования, он способен двигаться от эстетического отношения жизни, при котором целью существования выступает наслаждение, к этическому, при котором целью жизни становится разумное служение долгу, и приближаться к религиозному отношению к жизни, которая превращается в служение Богу.

М. Хайдеггер решает проблему человеческого существования иначе. Для него главная задача на пути разрешения вопросов человеческого существования в мире — закладка фундамента под понимание мира. В этом качестве выступает онтология, базирующаяся на прислушивании к бытию и на выработке отношения к нему в соответствии с теми сигналами, которые подает оно нам при нашем стремлении комфортабельно устроиться в мире. Мыслитель стремится найти консенсус между миром и человеком на основе человеческого разума, обогащенного знаниями о гармонии мира.

Для К. Ясперса решение проблем человеческого существования в мире возможно на основе приспособления к миру. Он стремится внушить читателю своих произведений бережное и ответственное отношение к найденным европейской цивилизацией ценностям. Мыслитель предостерегает против бездумного расшатывания устоев западного общества и желает направить усилия людей на ответственное созидание мирового сообщества, в котором народы сольются в единую семью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.