КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рационализм и метафизический материализм эпохи Просвещения XVIII века
Р. Декарт - родоначальник рационализма Нового времени. Учение о субстанции.
Рене Декарт Занялся опытной философией (медицина, геометрия, механика). Философия Декарта – начало рациональной философии. Декарт делает упор на силу, определяемую человеческим разумом. Рационализм был еще в античной философии (Платон). Рационализм связан с познанием природы, связан с познанием в области естествознания. В познании 2 стороны: - материя – объект - мышление – субъект Активным элементом познания является мыслительный субъект. Философия Декарта дуалистическая. Существует 3 субстанции, высшая субстанция – Бог. Бог создал духовную субстанцию и материальную субстанцию, а дальше не вмешивается. Это деизм! Он пытается доказать самостоятельность духовной субстанции. Надо создать философскую систему. Она должна опираться на очевидную истину. Он применяет философский метод сомнения для доказательства существования философской субстанции. «Мы можем сомневаться во всем, сомнения – это есть мышление. Если я мыслю, я существую. Мышление – идеальная субстанция=>существует идеальная субстанция, созданная Богом. Если мы чувствуем предметы, существует материальная субстанция, существование которой не зависит от нас». Объективный дуализм: 1) двойственная природа человека (био-социальное существование человека, мышление подчинено законам логики, мозг – материальный носитель) 2) основание дуализма Противоречие процесса познание. Субъект изучающий и объект изучения. Главная задача познания – познание причины. В процессе познания появляется заблуждения, ошибки из-за свободы воли. Разум, отталкиваясь от свободы воли, дает определение, вывод (заключение), а логическое мышление может подтвердить. Сравнивая ощущение и понятия, понятия наиболее достоверны. Чувственное восприятие является модусами мышления (проявляется мышление, т.е. человеческие чувства не могут быть неосознанными). Свойства материи: - форма, движение, покой и все остальные свойства вторичны. - Материя делима до бесконечности, но мышление человека неделимо. XVIII в. принято называть эпохой Просвещения. Просвещение началось в Англии, затем во Франции, Германии и России. Родоначальники просветительских идей — Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк. Исходные идеи эпохи Просвещения: культ науки; культ разума; прогресс человечества. Все работы деятелей Просвещения проникнуты идеей апологии разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Эпоху Просвещения характеризуют огромное количество: идейных исканий; научных творческих подвигов; сотрясающих общество политических событий. Просветители боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми людьми, они заботились о распространении просвещения среди народных масс. Выдающимися философами эпохи Просвещения были: Вольтер (Франция); Ж.Ж. Руссо (Франция); Д. Дидро (Франция); К.А. Гельвеций (Франция); П. Гольбах (Франция); Шарль Луи Монтескье (Франция); Лессинг (Германия); Вольф (Германия); Кант (Германия); Новиков (Россия); Радищев (Россия); Белинский (Россия); Чернышевский (Россия). Философия эпохи Просвещения неоднородна, в ней присутствуют: — материалистическая мировоззренческая ориентация; — идеалистическая мировоззренческая ориентация; — атеистические взгляды; — деистические взгляды. Философия Просвещения XVIII в. представлена двумя направлениями: — деистским материализмом Вольтера, Монтескье, Руссо, Вольфа и др.; — теоретическими основами деизма на базе материалистического естествознания Ньютона, Галилея, Декарта, представленными критикой в работах Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри и др. Ярким представителем французского Просвещения является Франсуа Мари Вольтер (1694–1778), который вошел в историю философии как: — блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений; — защитник свободы личности от посягательств церкви, иезуитов, инквизиции. На формирование революционной идеологии Европы большое влияние оказал Жан Жак Руссо (1712–1778), автор знаменитого произведения «Общественный договор», которое стало теоретическим обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав, и вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции. Шарль Луи Монтескье (1689–1755): — один из родоначальников географического детерминизма, считавший, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества; — развивал идею функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности. Кант - первый этап творчества - докритический. На этом этапе он выступал как учёный, астроном и географ. Но основу немецкой классической философии заложила Кантовская философия критического периода после опубликования: "Критики чистого разума", "Критики практического разума", "Критики способности суждения". Он заинтересовался проблемой субъекта, что позволяет человеку познавать мир. Эти работы представляют собой обоснование системы трансцендентального идеализма. Кант пересмотрел центральную проблему гносеологии - взаимодействие субъекта и объекта, сделав предметом философии специфику познающего субъекта. Кант поставил задачу установить различия между субъективными и объективными элементами знания о самом субъекте и впервые ставит вопрос о всеобщности субъекта. В самом субъекте Кант различает 2 уровня: - эмпирический (опытный); - трансцендентальный (находящихся по ту сторону опыта). Познание имеет 2 источника: эмпирический и априорный (доопытный). Подлинно научные знания обеспечивают априорные формы сознания (пространство, время, формы рассудка - понятия и категории). Кант - агностик. Философия по Канту не должна изучать природу, мир, человека, но и открывать законы разума и познавательной деятельности. Теория познания по Канту: существуют вещи сами по себе (материалистический подход). Эти вещи воздействуют на органы чувств человека, порождая ощущения, которые упорядочиваются доопытными формами чувственности - пространством и временем. На этой основе возникают восприятия, которые носят субъективный характер. Рассудок при помощи понятий и категорий придаёт им всеобщий и необходимый характер. Таким образом, вещь сама по себе является субъектом и человек может знать только явления, т. е. вещь остаётся "вещью- в - себе" (непознанной и нераскрытой вещью). Рассудок совмещает апостериорные и априорные знания. Кант одновременно выступает как материалист и идеалист. Категорический императив Канта - человек должен вести себя так, чтобы его поведение стало законом для других людей.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |