Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность: феноменология, структура и динамика, развитие




Психодиагностика личности

 

В психологии личность рассматривается как:

1) некоторое психофизиологическое единство, включающее физический и социальный аспекты;

2) множество (или система) относительно устойчивых черт, проявляющихся во внутреннем диалоге субъекта с самим собой, в поведении с другими и их отношении к нему;

3) определенный тип (или сочетание типов) с характерными для него особенностями поведения;

4) система конструктов. Конструкт – это своеобразная оце­ночная ось (добрый – злой, плохой – хороший), элементарная еди­ница нашего восприятия как синтеза объективных сведений и их субъективной интерпретации;

5) система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний с акцентом на содержание потребностно-мотивационной сферы человека;

6) деятельное «Я» субъекта, т. е. планы, отношения, направ­ленность смысловых образований, корректирующих его поведение;

7) субъект персонализации, т. е. потребности и способности личности вызывать значимые изменения в физическом и социаль­ном окружении ее и т. п.;

8) «осуществление процесса жизни в свободном, социально ин­тегрированном индивидууме, наделенном духовным началом», т. е. по мере развития личности определяется не только ее отношение к тем или иным собственным поступкам, желаниям, эмоциям и т. д., но и сопричастность к жизни в целом.

Личность это системное качество, которое приоб­ретает индивид во взаимодействии со средой, в форме общения, по­знания и совместного с другими труда.

Основными сферами личности являются:

1) потребностно-мотивационная, связанная с удовлетворе­нием определенных потребностей к деятельности и направлен­ности;

2) эмоционально-волевая – субъективно окрашенные реакции отношения к окружающему миру, волевые усилия, переживания;

3) когнитивно-познавательная – получение, хранение, узна­вание, воспроизведение, забывание, творческое преобразование информации;

4) морально-нравственная, включающая личностные репрезен­тации основных нормативных регуляций действий человека, закреп­ленных в привычках, обычаях, традициях социальной жизни людей;

5) экзистенционалъно-бытийная, проявляющаяся в состоя­нии самоуглубления, переживании личностью своей самости, обусловленном мерой сопричастности бытию в этом мире;

6) действенно-практическая сфера человека как деятеля, реа­лизующего свои способности, навыки, умения, достижения, т. е. праг­матические аспекты личности;

7) межличностно-социалъная – это обмен информацией, взаимодействия, взаимоконтакты и т.д.

Основными элементами личности являются:

1) темперамент – особенности нейродинамической органи­зации индивида;

2) характер – совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств;

3) способности – сочетание психических свойств, являющихся условием успешного выполнения какой-либо одной или несколь­ких видов деятельности;

4) направленность – система устойчивых предпочтений и моти­вов личности, ориентирующих динамику ее развития, задающая тен­денции ее поведения, позволяющая прогнозировать будущее лично­сти, обусловливающая активность и целенаправленность поведения.

Ключевым системообразующими признаками личности выступают эмоциональность, активность, саморегуляция и побуж­дения.

Психодиагностика конституциональных диспозиций (темперамент). Тест-опросник Стреляу.

Ян Стреляу на основе дифференциально-психофизиологической концепции Павлова-Теплова разработал тест, направленный на изме­рение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня под­вижности.

На русскоязычной популяции стандартизационное исследование было проведено Н. Н. Даниловой.

Очевидно, что возможности прогнозирования поведения с помо­щью результатов по тесту-опроснику Стреляу зависят от того, насколь­ко указанные понятия теории Павлова - Теплова могут быть коррект­но применены к заданному классу ситуаций.

Тест-опросник Айзенка

Пытаясь соединить воззрения И. П. Павлова и К. Юнга, Г. Айзенк предложил в качестве базисных два параметра индивидуальности: «экстраверсию-интроверсию», «нейротизм-эмоциональную стабильность».

Феноменологически в поведении «экстраверты» и проявляют себя как возбудимые и подвижные, а «интроверты» - как заторможенные и инертные. Нестабильность - результат неуравновешенности про­цессов возбуждения и торможения.

В настоящее время разработаны две параллельные формы (А и В) адаптированного русскоязычного варианта тест-опросника Айзенка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.