КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личность: феноменология, структура и динамика, развитие
Психодиагностика личности
В психологии личность рассматривается как: 1) некоторое психофизиологическое единство, включающее физический и социальный аспекты; 2) множество (или система) относительно устойчивых черт, проявляющихся во внутреннем диалоге субъекта с самим собой, в поведении с другими и их отношении к нему; 3) определенный тип (или сочетание типов) с характерными для него особенностями поведения; 4) система конструктов. Конструкт – это своеобразная оценочная ось (добрый – злой, плохой – хороший), элементарная единица нашего восприятия как синтеза объективных сведений и их субъективной интерпретации; 5) система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний с акцентом на содержание потребностно-мотивационной сферы человека; 6) деятельное «Я» субъекта, т. е. планы, отношения, направленность смысловых образований, корректирующих его поведение; 7) субъект персонализации, т. е. потребности и способности личности вызывать значимые изменения в физическом и социальном окружении ее и т. п.; 8) «осуществление процесса жизни в свободном, социально интегрированном индивидууме, наделенном духовным началом», т. е. по мере развития личности определяется не только ее отношение к тем или иным собственным поступкам, желаниям, эмоциям и т. д., но и сопричастность к жизни в целом. Личность – это системное качество, которое приобретает индивид во взаимодействии со средой, в форме общения, познания и совместного с другими труда. Основными сферами личности являются: 1) потребностно-мотивационная, связанная с удовлетворением определенных потребностей к деятельности и направленности; 2) эмоционально-волевая – субъективно окрашенные реакции отношения к окружающему миру, волевые усилия, переживания; 3) когнитивно-познавательная – получение, хранение, узнавание, воспроизведение, забывание, творческое преобразование информации; 4) морально-нравственная, включающая личностные репрезентации основных нормативных регуляций действий человека, закрепленных в привычках, обычаях, традициях социальной жизни людей; 5) экзистенционалъно-бытийная, проявляющаяся в состоянии самоуглубления, переживании личностью своей самости, обусловленном мерой сопричастности бытию в этом мире; 6) действенно-практическая сфера человека как деятеля, реализующего свои способности, навыки, умения, достижения, т. е. прагматические аспекты личности; 7) межличностно-социалъная – это обмен информацией, взаимодействия, взаимоконтакты и т.д. Основными элементами личности являются: 1) темперамент – особенности нейродинамической организации индивида; 2) характер – совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств; 3) способности – сочетание психических свойств, являющихся условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности; 4) направленность – система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику ее развития, задающая тенденции ее поведения, позволяющая прогнозировать будущее личности, обусловливающая активность и целенаправленность поведения. Ключевым системообразующими признаками личности выступают эмоциональность, активность, саморегуляция и побуждения. Психодиагностика конституциональных диспозиций (темперамент). Тест-опросник Стреляу. Ян Стреляу на основе дифференциально-психофизиологической концепции Павлова-Теплова разработал тест, направленный на измерение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности. На русскоязычной популяции стандартизационное исследование было проведено Н. Н. Даниловой. Очевидно, что возможности прогнозирования поведения с помощью результатов по тесту-опроснику Стреляу зависят от того, насколько указанные понятия теории Павлова - Теплова могут быть корректно применены к заданному классу ситуаций. Тест-опросник Айзенка Пытаясь соединить воззрения И. П. Павлова и К. Юнга, Г. Айзенк предложил в качестве базисных два параметра индивидуальности: «экстраверсию-интроверсию», «нейротизм-эмоциональную стабильность». Феноменологически в поведении «экстраверты» и проявляют себя как возбудимые и подвижные, а «интроверты» - как заторможенные и инертные. Нестабильность - результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. В настоящее время разработаны две параллельные формы (А и В) адаптированного русскоязычного варианта тест-опросника Айзенка.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |