КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типичные психодиагностические процедуры. Анкеты, личностные опросники, тесты интеллекта, проективные методики, репертуарные методики, тесты достижений и экспертные оценки
Феноменологическая типология диагностических процедур включает: 1) анкеты; 2) личностные опросники; 3) тесты интеллекта; 4) проективные методики; 5) репертуарные методики; 6) тесты достижений; 7) экспертное оценивание. Анкетирование – это опрос с помощью анкеты. Анкета – это специально оформленный список вопросов, обращенных к определенной категории респондентов. Анкета представляет собой совокупность вопросов о предпочтениях, мотивах, мнениях, оценках. Она, как правило, состоит из трех частей: вводной, основной и демографической Личностные опросники. Каждый из таких опросников опирается на какие-либо теоретические положения о личности и ее проявлениях, исходя из которых строится предполагаемая модель исследуемого феномена, отбирается ряд диагностических признаков, формируется набор вопросов, о поведении или предпочтениях обследуемого, позволяющих оценить степень выраженности указанных признаков. Обычно в вопросниках для подсчета количества баллов используется такой критерий, как частота проявления того или иного признака. Классическими методиками подобного типа принято считать MMPI (Миннесотский многопрофильный личностный опросник), 16PF (16 личностных факторов – Р. Кэттелл) и ПДО (психодиагностический опросник на выявление акцентуаций). Эти перечни вопросов (или утверждений) могут применяться как для самооценок, так и для получения экспертных оценок. Тесты интеллекта представляют совокупность заданий, выполнение которых не требует специальных знаний, умений, навыков (как правило) и позволяет оценить общий уровень интеллекта. Каждый из таких тестов основывается на какой-либо модели интеллекта. Наиболее часто используемые тесты подобного типа: 1) прогрессивные матрицы Равена; 2) структуры интеллекта Амтхауэра; 3) шкалы измерения интеллекта Векслера; 4) школьный тест умственного развития (ШТУР). Проективные методики. В основе проективных методов лежит принцип психологической проекции, согласно которому испытуемый проектирует, т.е. отражает (или выражает), на достаточно неструктурированный (неупорядоченный) стимульный материал (цвета, сказочные персонажи, пятна неопределенной формы и т.п.) свои неосознаваемые или скрываемые потребности, комплексы, вытеснения, переживания, мотивы. Различают несколько групп проективных методик: 1. Конститутивные. 2. Конструктивные. 3. Интерпретативные. 4. Катарсические. 5. Экспрессивные. 6. Импрессивные. 7. Аддитивные. Наиболее типичными из них являются: тест Роршаха, тест цветовых выборов Люшера, тест базовых влечений Сонди, тест на фрустрацию Розенцвейга, тематической апперцепции тест (ТАТ). Исследователи выделяют ряд признаков проективных методик: - относительную свободу в выборе ответа и тактики поведения испытуемого; - отсутствие внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора; - обобщенное оценивание взаимоотношения личности с ее социальным окружением или интегральную диагностику ряда личностных свойств, а не измерение какой-либо отдельной психической функции Репертуарные методы – сравнительно недавно возникшее направление диагностики, дают возможность прогнозировать ряд ситуативных методов проявлений личности или группы, служить основой для коррекции и развития. Исходными этих методов являются набор (репертуар), объектов оценивания и совокупность (или система) конструктов (заданных или выявленных). Конструкты имеют форму биполярных понятий (например, белый – черный, хороший – плохой, эгоист – альтруист). Конструкт – это «личностное изобретение», это истолкование, которое накладывается на реальность (Дж. Келли). В функционировании конструкта обобщение и различение имеют место одновременно. Словом, конструкт – это элементарная единица нашего восприятия, мышления, отношения и т.п., в которой соединены объективные сведения и их субъективная интерпретация. После выявления объектов производится оценивание их по сооьвеьсьвующим онструктам. В итоге получается матрица оценок, которая подвергается обработке с целью получения ряда показателей, характеризующих диагностируемый феномен. Тесты достижений. Еще одной группой типичных диагностических процедур являются тесты достижений, позволяющие оценить уровень овладения каким-либо видом деятельности. Частным случаем таких тестов являются тесты педагогические, предназначенные для диагностики успешности овладения учащимися различными компонентами учебной деятельности. Экспертные оценки. В основе экспертного оценивания лежит опрос экспертов, который отличается от других видов опросов в первую очередь уровнем компетентности опрашиваемых в интересующей психолога проблеме и процедурными моментами, связанными с отбором экспертов и анализом получаемой от них информации. Экспертный опрос приобретает в диагностике особую значимость как один из способов проверки валидности используемых методик и диагностирования конкретных социально-психологических явлений, для которых адекватные методики еще не разработаны или недостаточно надежны. Незаменимую услугу экспертные опросы могут оказать в прогнозировании социально-психологических явлений, особенно массовых. Сюда можно отнести, хотя и несколько условно, метод мозгового штурма.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |