Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология исследования и диагностики




Психодиагностика и смежные направления исследований

Общая психодиагностика преимущественно связана с общей, со­циальной и дифференциальной психологиями, частная психодиагно­стика - с такими областями психологии, как медицинская, возраст­ная, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта и т. д.

Психология соответствующей предметной области составляет одну из составных частей психодиагностики. Другая базовая дис­циплина, являющаяся фундаментом общей психодиагностики - это дифференциальная психометри­ка.

Третье основание психодиагностики - практические сферы при­менения психологического знания.

Таким образом, теоретическая психодиагностика обусловлена тремя областями психологического знания: предметной областью пси­хологии, изучающей данные явления, психометрикой - наукой об из­мерении индивидуальных различий в диагностируемых переменных и практикой использования психологического знания.

Методология – (от греческого methodos – путь исследования и познания и ioqos – понятие, учение) – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

В отечественной психологии наиболее распространен вариант о поуровневом делении методологии психологии, предложенный Б.Г.Ананьевым.

Ананьев выделял в методологии психологии пять уровней.

1. уровень методики. Методика – это:

- совокупность методов, применяемых в данном исследовании и определяемых соответствующей им методологией;

- система и последовательность действий исследования, средств (инструментов, приборов, обстановки), позволяющая решить исследовательскую задачу.

2. уровень методического приема. Методический прием –это способ, которым осуществляется психологический метод. Методический прием может определить вариант метода и его соответствие или не соответствие определенной теории и методологии.

3. уровень метода. Метод–это:

- способ научного познания объекта или практической деятельности, реализующий познавательную позицию субъекта к объекту исследования.

- основные пути и приемы познания психических явлений и их закономерностей.

- совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

4. уровень организации исследования – так называемые «организационные» методы.

5. уровень методологического подхода.

Т.е. мы можем говорить о том, что методология имеет уровневую организацию.

Также здесь можно рассказать о след. методах:

1. феноменологизации и концептуализации;

2. исследования и диагностики;

3. обработки и интерпретации,

4. коррекции и терапии;

5. мотивирования и управления;

6. обучения и развития,

7. конструирования и творчества.

 

1. Позволяет произвести предварительную работу по выделению и первоначальной категоризации интересующих проблем.

2. Ко второй группе методов можно отнести такие, как: наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности, моделирование. Методы диагностики ориентированы на измерение, т.е. численное представление интересующей диагноста характеристики. Для этой цели используются тесты и экспертные оценки.

3. Для обработки по­лученных данных чаще всего используются статистические методы. Такие методы позволяют вскрыть имеющиеся закономерности, представить информацию в обобщенном и наглядном виде. Важную роль играют методы интерпретации, которые позволяют придать содержательно-психологический смысл полученным данным. Другими словами, эти методы позволяют перевести полученные в ходе диагностики и обработки данные (числа, закономерности) с языка математики на язык психологии.

4. Методы коррекции и терапии позволяют улучшать различные личностные и групповые характеристики, умения, навыки и т.п.; осуществлять лечение психики людей (терапию) средствами взаимодействия между ними (межличностного взаимодействия).

5. Методы мотивирования и управления позволяют побуждать субъектов к деятельности и обеспечивать оптимальное функционирование отдельных личностей и групп в процессе достижения определенных целей.

6. Методы обучения и развития личности (или группы) призваны реализовать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия в процессе решения задач повышения эффективности усвоения конкретных знаний, умений, навыков. Указанные методы обеспечивают рост уровня межличностной компетентности, развитие личностных особенностей членов группы (уверенное поведение, межличностная коммуникация или нравственный потенциал) или самой группы в целом.

Основные классификации диагностических процедур

При классификации психодиагностических методик исполь­зуются различные основания, начиная от формальных и заканчивая содержательными и системными.

Примером формальной классификации может быть деление методик на устные и письменные, индивидуальные и групповые, ап­паратурные и бланковые, предметные, компьютерные, вербальные и невербальные. Содержательно, т. е. по предмету диагностирова­ния, – на диагностирующие свойства интеллекта, способности, от­дельные характеристики личности и т.д.

Для классифика­ции могут служить различные сочетания форм тестовых заданий со способом реагирования ис­пытуемых.

В целом система базовых признаков должна удовлетворять ря­ду требований:

1. Полноте описания. Система исходных признаков должна ох­ватывать все выделенные аспекты измеряемого понятия.

2. Экономности описания. При разработке системы призна­ков следует избегать излишнего объема исходной информации, ко­торый может затруднить дальнейший эмпирико-статистическии анализ параметров диагностической модели.

3. Четкой структурированности системы признаков. При­знаки должны группироваться, относительно равномерно описы­вая все стороны измеряемого явления.

4. Количественной определенности отбираемых признаков, необходимой для проведения эмпирико-статистического анализа.

Так, в работе К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой все тесты классифицируются по трем основаниям:

2. по форме – на устные и письменные, индивидуальные и групповые, аппаратурные и бланковые, предметные, компьютер­ные, вербальные и невербальные;

3. по содержанию (предмету) диагностирования – на изучаю­щие свойства интеллекта, способности, отдельные характеристи­ки личности и т.д.;

4. по цели психологического тестирования – предназначен­ные для самопознания, диагностирования специалистом или про­фессионального отбора.

Бурлачука Л.Ф., Морозова С.М., где выделяют­ся шесть оснований дифференциации тестовых методик:

1. по задачам – на вербальные и практические;

2. формам процедуры обследования – на индивидуальные и групповые;

3. направленности – на тесты, диагностирующие различные стороны, качества, свойства личности или группы;

4. наличию или отсутствию временных ограничений на вы­полнение тестовых заданий – на тесты с учетом скорости выпол­нения заданий и тесты результативности;

5. уровню стандартизации – на высоко стандартизирован­ные и слабо стандартизированные; а также на

6. аппаратурные и бланковые.

Одна из подробных классификаций тестов приводится в рабо­те А.А. Бодалева, В.В. Столина. Ведущим основанием для такой классификации явля­ется основной методический принцип, положенный в основу той пли иной методики:

1. Объективные тесты.

2. Методики стандартизированного самоотчета; в том числе:

- тесты-опросники;

- открытые опросники, предлагающие последующий кон­тент-анализ;

- шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда, методики классификации;

- индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток.

3. Проективные техники.

4. Диалогические (интерактивные) техники (беседа, интервью, диагностические игры).

По диагностируемым субъектам тесты подразделяют на ин­дивидуальные (личностные) и групповые.

По форме получаемых результатов или реагированию на стимульный материал тесты подразделяются на вербальные и невер­бальные. В невербальных тестах выполнение заданий опирается на невербальные способности – перцептивные, моторные, а ре­чевые способности испытуемых включаются в них только в плане понимания инструкций

Большинство аппаратурных тестов, предметных, рисуночных и т.п. относится к невербальным тестам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.