КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Параметры дизонтогенеза по В.В. Лебединскому. Профиль психического развития аномального ребенка
В.В. Лебединский выделяет 6 основных видов психического дизонотогенеза: 1) психическое недоразвитие (олигофрения – ранее время поражения); 2) задержанное психическое развитие (ЗПР – замедление темпа развития); 3) повреждённое развитие (деменция - позднее); 4) дефицитарнос развитие (дети с нарушениями анализаторных систем); 5) искажённое развитие (ранний детский аутизм - РДА); 6) дисгармоничное развитие (дети с диспропорциональностью психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере - психопатия). Необходимо помнить, что при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. Например, при ДЦП (детский церебральный паралич) - может присутствовать дефицитарное развитие, задержанное, иногда и общее психическое недоразвитие. В.В. Лебединский, разработав идеи Л.С. Выготского, выделяет 4 параметра дизонтогенеза, определяющих тип нарушения психического развития. I параметр - связан с функциональной локализацией дефекта. Соответственно существует 2 вида дефекта - общий, вызванный нарушением взаимодействия регуляторных систем коры и подкорки, и частный, обусловленный недостаточностью отдельных функций. II параметр - связан с временным фактором (время поражения). От него зависит характер нарушения психического развития. Временной фактор имеет исключительное значение в СПиКП. Необходимо учитывать его взаимосвязь с силой патогенного воздействия. В ходе психического развития каждая функция проходит через сензитивный период своего развития. В СПиКП понятие сензитивности шире, чем в возрастной психологии. Сснзитивные периоды - это «нежные периоды», когда функция наиболее уязвима по отношению к воздействию. Учитывая кольцевую природу строения функций и их взаимосвязей, взаимозависимостей, взаимообусловленностей, можно сделать вывод о «профиле психического развития» аномальною ребёнка. Он состоит из функций: повреждённых, искажённых и сохранных. III параметр - связан с учением Л.С. Выготского о системном строении нарушения и характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектами. Необходимо помнить, что «...органический дефект уха или глаза реализуется как социальная ненормальность поведения...» (Л.С. Выготский). IV параметр - связан с нарушением межфункционального взаимодействия в процессе аномального системогенеза. При полноценном онтогенезе существует три типа взаимодействия психических функций: 1. временная независимость, характерная для ранних этапов онтогенеза (например, мышление и речь) 2. ассоциативные связи, на основе которых разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно-временной близости (например, образ дома). 3. иерархический тип взаимодействия, лежит в основе компенсаторной перестройки психических функций.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 11971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |