Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды дизонтогенеза (психическое недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие и дисгармоничное): понятие, суть, краткая характеристика




Понятие системогенеза. Гетерохронность: межфункциональная и внутрифункциональная

Системогенез - это основной закон (принцип) развития организма, согласно которому:

- нервная система имеет поступательное развитие, резко опережающее по отношению к другим органам и системам;

- функциональные системы формируются поэтапно, гетерохронно;

- внутрисистемная гетерохронность представляет собой постепенное усложнение формирующейся функции;

- межсистемная гетерохронность - это разновременная закладка и формирование разных функциональных систем;

- каждая функция имеет хронологическую формулу развития.

При нарушении психическою развития вследствие воздействия патогенного фактора возникает нарушение системогенеза, что характеризуется возникновением диспропорций в психическом развитии.

Возникает асинхрония развития с присущими ей процессами ретардации (замедление, остановка формирования) и акселерация (бурное, ускоренное развитие функции в ущерб другой).

В связи с этим можно выделить следующие закономерности, присущие ребёнку с аномальным развитием:

1) снижение способности к приёму, переработке, хранение информации;

2) трудность (невозможность) словесного опосредования,

3) замедление процесса формирования понятий.

Также всем аномальным детям без исключения в той или иной степени присущи;

1) нарушения в развитии умственной сферы;

2) своеобразие развития речевой сферы;

3) недостатки развития двигательной сферы.

 

Необходимо коснуться проблемы нарушений психического развития, когда ребенок не усваивает необходимые умения, знания и навыки в те же сроки, что его сверстники. Однако если при задержке психического развития (особенно вызванной педагогической запущенностью) правильное воспитание и обучение могут способствовать нормализации жизни и учебы ребенка, то при недоразвитии (умственной отсталости) значение психолого-педагогических факторов значительно меньше.

Точный диагноз и понимание структуры поражения позволяют направить усилия психолога, педагога, родителей в нужное русло - преодоление задержки психического развития или социальную адаптацию умственно отсталого ребенка.

Задержка психического развития (ЗПР ) - это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. Задержка психического развития является пограничным состоянием между нормой и дебильностью. Реальной проблемой становится различение возрастной нормы и задержки психического развития при поступлении ребенка в школу, а также в течение обучения в младших классах и подростковом возрасте.

Выделяют такие типы ЗПР как:

- гармонический психофизический инфантилизм (ЗПР конституционального происхождения),

- органический инфантилизм,

- церебрально-органическая задержка,

- соматическая задержка,

- педагогическая микросоциальная запущенность.

В виду большой вариативности данной группы детей существует и множество подходов к их классификации. В целом для детей с ЗПР характерна личностная и эмоционально-волевая незрелость, что сочетается с выраженной зависимостью от мнения взрослых и сверстников. В следствие этиопатогенеза такой ребенок становится стойко неуспевающим, что приводит к формированию неадекватной самооценки, а также негативного отношения к нему со стороны учителя и одноклассников. Стремясь к гиперкомпенсации дети с ЗПР еще больше фиксируются на ранних этапах развития; у них возникают вторичные нарушения поведения и невротические расстройства. Задачей школьного психолога является выявление такого ребенка, определение типа задержки и постановка вопроса о рациональных методах его обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.