Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные формы социальной работы с различными категориями мигрантов в Алтайском крае




В последние годы в российской науке и практике часто употребляются такие понятия «технология социальной работы», «социальные технологии» Несмотря на несколько искусственное соединение двух слов «социальные» и «технология», такое сочетание стало уже общепринятым и вполне приемлемым для исследования социальной работы. Возможно и употребление этого термина и в отношении к социальной работе с мигрантами. Социальная технология – это комплекс мероприятий, который носит целостный, довольно устойчивый и в тоже время операционизированный характер [33, с 43].

Для социальной работы с мигрантами, находящейся по сути, в начале своего становления, пока сложно говорить о технологиях. В связи с этим при определении социальной работы мы будем говорить не о технологиях, а о формах работы с данной категорией населения. Форма- набор определенных устойчивых и уязвимых признаков, по которым одно явление отличают от другого однородного явления. Форма отражает в узнаваемых признаках устойчивую специфику содержания той или иной деятельности [30, с 126].

Для того чтобы определить какие формы социальной работы с различными категориями мигрантов мы будем считать современными, необходимо коснуться классических форм социальной работы с представленной категорией населения.

Итак, к классическим формам социальной работы относятся устоявшиеся на сегодняшний день виды помощи (услуги, мероприятия), применимые практически ко всем направлениям социальной работы, в том числе и с мигрантами. Эти формы выступают также основными и для обучения социальных работников и социальных педагогов. Причем классические формы отражают триаду форм гарантирования социальной помощи, улучшения положения дезадаптированных клиентов. Эта триада разделяется на индивидуальные, коллективные и общественно-государственные (эгалитарные) формы. В отношении социальной работы с мигрантами это разделение прослеживается особенно явно: а) индивидуальная помощь; б) работа с группами мигрантов, работа одновременно и с мигрантами, и с принимающим обществом; в) меры воздействия на государственную политику [33, с 84].

В первой половине XX в. доминирующей формой социальной работы в разных странах была индивидуальная помощь клиентам. Затем в 1960 гг. стали использовать социальную групповую терапию, а позже, начиная с 1970 гг., — социальную работу в общине [36, с 63]. Эти три формы социальной работы стали, по существу, классическими и универсальными, оказали решающее воздействие на профессионализацию социальной работы во всех странах.

Становление неклассических форм работы и методик характерно для всех направлений социальной работы. Приложимы они и к социальной работе с мигрантами, что отражает общую тенденцию учета социальных факторов в генезисе трудных жизненных ситуаций, заболеваний, психических расстройств, дезадаптированности. Об этом можно судить по аналогии с повышением роли социальных работников в деятельности медицинских учреждений, психиатрических и психотерапевтических центров. В свою очередь социальные работники вооружались методами и формами работы, заимствованными у психологов, психотерапевтов, а также у социологов, специалистов по социальным и психологическим тренингам. Для социальных работников одним из объектов приложения профессиональных знаний и навыков стала работа в миграционных службах, сотрудничающих со службами социальной защиты, учреждениями здравоохранения, социально-эпидемиологическими службами, правозащитными организациями. Одна из форм социальной работы с мигрантами заключается в содействии созданию групп самопомощи и переселенческих организаций.

Важно и участие негосударственных организаций в социальной работе, в том числе с мигрантами. В России негосударственные организации (в виде некоммерческих организаций — фондов, общественных объединений) могут оказывать мигрантам социальные услуги, соответствующие Национальному стандарту социальных услуг Российской Федерации.

Сейчас особо важным является оказание конкретной помощи человеку, что возможно только при функционировании сети территориальных учреждений, учитывающих местную ситуацию и ее особенности.

В настоящее время органами социальной защиты населения ведется разносторонняя работа с мигрантами. Социальные работники помогают каждому обратившемуся человеку в решении его личных социальных, экономических, правовых и других проблем, содействуют в установлении или восстановлении необходимых социальных отношений.

В социальной работе с мигрантами выделяются два основных вида:

1. Практическая социальная работа (работа с конкретным человеком или группой людей, нуждающихся в социальной помощи).

2. Организационная работа (организация работы социальной службы, разработка конкретных программ деятельности и т.п.) [9, с 3].

Практическая социальная работа с мигрантами проводится по следующим основным направлениям: социальному, социально-психологическому, социально-педагогическому, социально-правовому, медико-социальному, финансовому, социально-экономическому, материальному, социально-информационному и социально-трудовому.

1. Социальное направление (работа осуществляется в контакте с различными ведомствами, в том числе — Пенсионным фондом) включает в себя:

— проведение социальных консультаций;

— проведение мероприятий по социальной реабилитации в стационарных и нестационарных условиях;

— выявление лиц, особо нуждающихся в социальной помощи;

— социальная диагностика;

2. Социально-информационное направление (работа осуществляется в контакте с Госкомстатом РФ и средствами массовой информации):

— информирование мигрантов о деятельности социальных служб;

— сбор информации о мигрантах (в том числе и от самих мигрантов) и ее систематизация в целях организации оптимальной социальной работы с данной категорией населения;

— информирование общественности относительно проблем миграции и мигрантов (главным образом через средства массовой информации) в целях установления мигрантами устойчивых социальных связей;

— содействие адекватному освещению в средствах массовой информации темы миграции.

3. Социально-психологическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования и здравоохранения):

— психологическое консультирование;

— психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации;

— психологическая помощь в острых кризисных ситуациях и условиях посттравматического стресса;

4. Социально-педагогическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования, здравоохранения и правопорядка): — проведение консультаций по вопросам семьи и воспитанию детей;

— социально-педагогическая работа с детьми и подростками;

— специализированная (коррекционная) социально-педагогическая помощь нуждающимся в ней детям и подросткам;

— социально-педагогическая помощь детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении;

— профилактика девиантного поведения;

5. Социально-правовое направление (работа осуществляется в контакте с судебными и правоохранительными органами):

— защита прав мигрантов;

— предоставление мигрантам информации об их правах и обязанностях;

— социально-правовое консультирование.

6. Медико-социальное направление (работа осуществляется в контакте со службами здравоохранения):

— медико-социальное консультирование;

— оказание доврачебной медицинской помощи;

— содействие в проведении диспансеризации мигрантов;

7. Финансовое направление — оказание стартовой помощи (предоставление ссуд):

— предоставление финансовой помощи на основе принципа индивидуального подхода к каждой конкретной ситуации.

8. Социально-экономическое направление:

— консультирование по социально-экономическим вопросам;

— предоставление помощи в достижении экономической самостоятельности;

— содействие в повышении доходов.

9. Материальное направление (работа осуществляется в контакте с общественными организациями):

— предоставление продуктовой помощи;

— предоставление вещевой помощи;

— предоставление иной натуральной помощи (лекарства, строительные материалы и т.п.).

10. Социально-трудовое направление (работа осуществляется в контакте со службами занятости): — оказание содействия в получении основной и дополнительной работы;

— оказание содействия в открытии собственного дела;

— консультирование по вопросам труда, занятости и профориентации;

— помощь в профессиональной подготовке и переподготовке.

В рамках организации социальной работы с мигрантами необходимо решение следующих основных задач:

— связь с международными организациями, занимающимися проблемами миграции, и участие в их деятельности;

— организация взаимодействия между различными ведомствами и учреждениями Российской Федерации и регионов, решающих проблемы миграции и мигрантов;

— организация взаимодействия между государственными структурами, общественными организациями и фондами, занимающимися социальной защитой и помощью мигрантам;

— содействие созданию общественных организаций, занимающихся проблемами мигрантов;

— связь с зарубежными организациями, занимающимися проблемами мигрантов;

— разработка правовых основ выдачи пенсий и пособий мигрантам, а также оказание финансовой помощи;

— разработка правовых основ социального, санитарного, медицинского и педагогического контроля жизнедеятельности мигрантов;

— разработка правовых основ профилактики девиантного поведения лиц из числа мигрантов;

— организация центров, курсов и семинаров по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации мигрантов и другие задачи [3, с 4].

Все представленные выше формы социальной работы с мигрантами успешно реализуются и в Алтайском крае уполномоченными на то организациями. Однако, в связи с постоянным увеличением потребности в наиболее обширном оказании социальных услуг различным категориям мигрантов, происходит усовершенствование предоставления государственных услуг данной категории населения.

Одной из основных современных форм социальной работы с мигрантами и населения края, в общем, стало внедрение электронных систем регулирования очереди.

В соответствии с требованиями Административного регламента ФМС России от 07.12.2009 № 339 по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в целях повышения качества оказания услуг населению, УФМС России по Алтайскому краю необходимо оснастить 72 территориальных подразделения дополнительной новой техникой: автоинформаторами, системой электронного управления очередью, системой звукового информирования заявителей, компьютерами со справочно-правовыми системами и программными продуктами, световыми информационными табло и так далее [40].

По состоянию на 01.07.2013 электронной системой регулирования очереди оборудовано 5 территориальных подразделений УФМС России по Алтайскому краю, расположенных в г. Барнауле [43].

Вопрос об установлении электронной системы регулирования очереди во всех остальных подразделениях Управления будет решен после выделения дополнительных финансовых средств.

Необходимо отметить и такую современную форму социальной работы с гражданами как предоставление государственных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Представленная форма работы получила широкое распространение в связи с открытым доступом к сети Интернет, не только среди физических лиц, но и среди территориальных структурных подразделений УФМС России по Алтайскому краю, предоставляющие государственные услуги в электронном виде. Необходимо отметить, что данная форма социальной работы используется не только территориальными подразделениями УФМС России по Алтайскому краю, но и другими специальными органами на территории края. А именно, МВД России, Росреестр, Миноборона России, которые в процессе осуществления своей деятельности направляют различного радо запросы в другие организации.

Представленная форма социальной работы является и наиболее интересной со стороны граждан РФ. В рамках предоставления государственных услуг в электронном виде, было разработано специализированное программное обеспечение «Кабинет служащего». Благодаря указанному программному обеспечению, население Алтайского края имеет возможность осуществлять подачу необходимых документов средствами Портала, по следующим государственным услугам:

- оформление паспортов гражданам Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

- оформление паспортов гражданам Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (паспортно-визовый документ старого образца);

- оформление паспортов гражданам Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (паспортно-визовый документ нового поколения);

- адресно-справочная работа;

- регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства;

Иностранные граждане и лица без гражданства также имеют возможность подавать заявления в электронном виде средствами Портала по следующим государственным услугам:

- оформление вида на жительства в Российской Федерации;

- оформление разрешения на временное проживание в Российской Федерации;

- оформление и выдача приглашений на въезд в Россию [41, с 23].

В целях проведения мониторинга качества предоставления государственных услуг на сайте УФМС России по Алтайскому краю проводится регулярный опрос населения (граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства). На 01.07.2013 результаты опроса показали, что на «отлично» оценивают работу Управления 7,5% опрошенных, на «хорошо» – 14,5%, на «удовлетворительно» – 22,7%, на «неудовлетворительно» – 55,3%.

Следующей наиболее распространенной, и в тоже время современной, формой социальной работы с гражданами Алтайского края, в том числе и с иностранными гражданами является государственная дактилоскопическая регистрация граждан.

Дактилоскопическая регистрация – это получение информации об особенностях строения папиллярных узоров пальцев рук человека и его личности. Цель проведения добровольной дактилоскопической регистрации – это защита интересов человека, обеспечение его законных прав, сохранности здоровья и безопасности [12, с 94].

В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», территориальные органы ФМС России проводят добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию граждан Российской Федерации, в процессе которой осуществляют получение, учет, хранение, выдачу дактилоскопической информации, создание информационных массивов, направление дактилоскопической информации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или на материальных носителях, для постановки на учет в информационные центры территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне и в электронном виде – в ФМС России, а также запрашивают сведения из дактилоскопических информационных массивов органов внутренних дел и других органов государственной власти путем направления запросов, в том числе в электронном виде.

За 6 месяцев 2013 года в ходе государственной дактилоскопической регистрации всего дактилоскопировано 22771 лицо, в том числе 11073 (добровольно) гражданина Российской Федерации и 11698– иностранных граждан и лиц без гражданства.

Из числа иностранных граждан и лиц без гражданства дактилоскопировано:

· 8 человек – подлежащий выдворению (кроме незаконно находящихся);

· 10 – депортации;

· 328 – незаконно находящихся на территории Российской Федерации, в том числе 100 – подлежащих выдворению;

· 2673 – получивших разрешение на временное проживание

· 388 – в отношении которых принято решение о выдаче разрешения на работу;

· 8184 – в отношении которых принято решение о выдаче патента;

· 114 – осуществляющих трудовую деятельность в России в нарушение законодательства Российской Федерации [41].

На этом современные формы социальной работы с мигрантами не исчерпываются. Необходимо отметить тот факт, что в своей деятельности УФМС России по Алтайскому краю активно сотрудничает и с другими, заинтересованными в реализации стратегии государственной политики в сфере миграции, ведомствами.

В целях повышения качества взаимодействия при реализации государственной миграционной политики в Алтайском крае разработаны планы и соглашения по взаимодействию УФМС с различными государственными органами.

Всего на 01.07.2013 соглашения подписаны с 24 заинтересованными ведомствами и учреждениями.

Наиболее тесное сотрудничество осуществляется с ГУ МВД России по Алтайскому краю. Так, начальник УФМС России по Алтайскому краю является заместителем оперативного штаба ГУ МВД России по Алтайскому краю по профилактике правонарушений, коллегии Главного управления, участником оперативного совещания ГУ МВД по Алтайскому краю.

В текущем году проведено 2 заседания оперативного штаба ГУ МВД России по Алтайскому краю по профилактике правонарушений, на которых рассмотрено 4 вопроса, в том числе вопрос: «О результатах проведения подразделениями УФМС и ГУ МВД России по Алтайскому краю в 2012 году и отчетном периоде 2013 года совместных оперативно-профилактических мероприятий по выявлению нарушений миграционного законодательства» [43].

С Управлением охраны общественного порядка ГУ МВД России по Алтайскому краю осуществляется регулярный обмен информацией в рамках мониторинга ситуации с привлечением иностранной рабочей силы на рынке труда Алтайского края, в частности, связанной с возможными протестными проявлениями со стороны граждан Российской Федерации и иностранных граждан в случаях массового сокращения рабочих мест.

Продолжено взаимодействие с Пограничным управлением ФСБ России по Алтайскому краю.

В рамках решения задачи по правовому просвещению населения края и мигрантов пресс-службой Управления проведено 3 пресс-конференции и «круглых стола», 5 онлайн-приемов руководства.

Серьезное внимание уделяется организации работы с этническими сообществами и национально-культурными организациями в плане разъяснения требований миграционного законодательства Российской Федерации, регулирующими пребывание ИГ и ЛБГ на территории Российской Федерации.

Согласно данных Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю в крае зарегистрировано 62 некоммерческих и религиозных организации, созданных по национальному признаку.

Учитывая, что ежегодно основные потоки мигрантов на территорию края составляют граждане Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, УФМС России по Алтайскому краю особое внимание уделяется организации работы именно с лидерами (в том числе неформальными) и членами данных национальных диаспор.

26.04.2013, в соответствии с планом работы указанной группы по реализации Соглашения о сотрудничестве между Духовным управлением мусульман Алтайского края и УФМС России по Алтайскому краю, в Духовном Управлении мусульман проведена лекция по основам государственно-правового устройства, истории России и базовым понятиям русского языка. На лекции присутствовали представители разных национальностей (граждане Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана), всего около 200 человек.

В самом общем смысле, взаимодействие УФМС России по Алтайскому краю, происходит на заседаниях Общественно-Консультативного совета, сформированного на базе Управления. Работа представленного Совета является так же одной из современных форм социальной работы с мигрантами, только уже не на индивидуальном уровне.

Общественно-консультативный Совет создан по инициативе Управления Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю 13 августа 2007 года. Новый совещательный орган создан с целью эффективного взаимодействия Управления с общественными, научными организациями и представителями бизнеса при реализации миграционной политики. По сути – это дискуссионная площадка для обсуждения и совместной выработки решений по актуальным вопросам миграционной политики в крае. Совет рассматривает обращения общественных организаций и в особых, наиболее сложных случаях – обращения отдельных граждан и готовит по ним письменные заключения.
Главная задача Совета – формирование обоснованных и взвешенных предложений по основным направлениям государственной миграционной политики. Кроме того, Совет оказывает консультативную помощь по вопросам правового статуса различных категорий мигрантов, их социальной поддержки, а также непосредственное участие в совершенствовании механизмов регулирования внутренней и международной трудовой миграции.
Первое заседание Совета прошло 18 октября 2007 года, на котором было оглашено Положение об Общественно-консультативном совете, утвержден состав Совета и план работы на 2008 год. Заседания Совета проходят ежеквартально.

За 2013 год проведено 2 заседания общественно-консультативного Совета при УФМС России по Алтайскому краю (6 марта, 13 июня). В состав данного Совета входят: представители алтайской краевой общественной организации «Союз армян Алтайского края», алтайской краевой общественной организации «Центр казахской культуры «Ата-Мура», Соборной мечети г. Барнаула, Совета АКОБО «Молодежное объединение российских немцев «Виденбурт-Возрождение», некоммерческой организации «Ассоциация алтайско-китайских промышленных и аграрных предприятий», алтайского краевого общественного движения «Таджикская диаспора», алтайской краевой общественной национально–культурной организации «Азербайджан». Активное участие в работе Совета принимают преподаватели ведущих ВУЗов Алтайского края, а также представители исполнительной власти Алтайского края.

В ходе заседаний Совета рассмотрены следующие вопросы:

1. О состоянии миграционной обстановки на территории Алтайского края в 2012 году.

2. Об итогах реализации Программы Алтайского края по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом на 2009-2012 годы.

3. Об оказании помощи иностранным гражданам в правильности оформления заявления о выдаче разрешения на временное проживание, вида на жительство, предоставление полного пакета необходимых документов.

4. О принимаемых мерах по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений.

5. Порядок постановки и продления срока миграционного учета иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью осуществления трудовой деятельности.

6. Проблемные вопросы принятия гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.

7. Анализ практики применения Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[41].

Информация о заседаниях Совета размещена на официальном сайте УФМС России по Алтайскому краю и опубликована в ведомственной газете «Миграция».

На взгляд автора, интерес представляет информация о сотрудничестве УФМС России по Алтайскому краю и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Кроме того, предоставление услуг МФЦ, является одной из современных форм социальной работы с мигрантами. Необходимо отметить, что на территории Алтайского края функционирует три многофункциональных центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ): в городах Барнауле, Бийске и селе Благовещенке.

Первое Соглашение о взаимодействии этих двух органов было подписано в 2011 году, в результате которого МФЦ могли оказывать соответсвующую помощь гражданам РФ и различным категориям мигрантов.

11 июня 2013 года подписано новое Соглашение о взаимодействии между Управлением Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю и краевым автономным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края».

Сотрудники МФЦ организуют предоставление следующих государственных услуг Управления:

- консультирование по вопросам оформления документов для получения (замены) паспорта гражданина Российской Федерации;

- прием документов для получения (замены) паспорта гражданина Российской Федерации;

- приём документов для регистрации по месту пребывания граждан Российской Федерации;

- консультирование по вопросам регистрации по месту пребывания граждан Российской Федерации;

- консультирование по вопросам миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;

- консультирование по вопросам выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации;

- консультирование по вопросам выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации.

За 2013год МФЦ проделана следующая работа:

- принято 317 заявлений для получения (замены) паспорта гражданина Российской Федерации;

- дано 34 консультации гражданам Российской Федерации по вопросам оформления документов для получения (замены) паспорта гражданина Российской Федерации;

- дано 20 консультаций по вопросам миграционного учета из них: 15 консультаций гражданам России, 5 - иностранным гражданам и лицам без гражданства;

- дано 22 консультации иностранным гражданам и лицам без гражданства по вопросам выдачи разрешения на временное проживание в Российской Федерации;

- дано 10 консультаций иностранным гражданам и лицам без гражданства по вопросам выдачи вида на жительство в Российской Федерации;

Таким образом, всего по вопросам миграционной службы в МФЦ отработано 489 обращений граждан, из них 452 – граждан России, 37 – иностранных граждан и лиц без гражданства.

Получается, что часть предоставления государственных услуг гражданам РФ и иностранным гражданам, находится в ведении МФЦ, что снижает в некоторой степени нагрузку на сотрудников УФМС России по Алтайскому краю. Однако, наибольший объем социальной работы с мигрантами по прежнему остается в «руках» Управления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.