Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткая организационно-экономическая характеристика торгового предприятия




 

ООО (общество с ограниченной ответственностью) «Бэст Прайс».
Магазин «Фикс Прайс» находится по адресу: Ростовская область, г. Каменск – Шахтинский, ул. Ворошилова дом 147 «а».

Полное фирменное наименование предприятия общество с ограниченной ответственностью «Бэст Прайс», юридический адрес –141401 Московская область, г. Химки, ул. Победы, д 11.

Фактический адрес – 127287, г. Москва, Петровско – Разумовский проезд дом 28. ОГРН: 1075047007496, ИНН: 5047085094, КПП: 504701001

У компании также имеются дополнительные оквэд:

70.20 - Сдача внаем собственного недвижимого имущества;

51.44 - Оптовая торговля изделиями из керамики и стекла, обоями, чистящими средствами;

51.47 – Оптовая торговля прочими непродовольственными потребительскими товарами;

52.24 - Розничная торговля хлебом, хлебобулочными и кондитерскими изделиями;

51.41 - Оптовая торговля текстильными и галантерейными изделиями, 63.12 - Хранение и складирование,

52.41 - Розничная торговля текстильными и галантерейными изделиями,

52.25 - Розничная торговля алкогольными и другими напитками,

52.11 - Розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами включая напитки,

52.44 - Розничная торговля мебелью и товарами для дома
Удобное расположение магазина обеспечивает ему интенсивный покупательский поток.

«Фикс Прайс» — федеральная сеть магазинов товаров для дома и интерьера, ставшая в 2014 году бесспорным лидером по открытию новых торговых объектов среди сетей, работающих в формате Household. Также стремительно сеть наращивает и показания выручки, выросшие в 2014 году на 142,3% и позволившие «Фикс Прайс» впервые войти в рейтинг крупнейших компаний розничной торговли «INFOLine&RetailerRussia TOP-100». Компания «Бэст прайс», развивающая сеть магазинов «Фикс Прайс», существует с 2007 года, когда начал работу первый магазин сети. С года основания компанией взят быстрый темп развития: с 2007 по октябрь 2010 года было открыто 147 магазинов в 18 регионах России. По состоянию на 25 марта 2014 года торговая сеть «Фикс Прайс» включает более 1600 магазинов, общей торговой площадью более 119 тыс. кв. м. Магазины сети расположены в: Москве; Санкт-Петербурге; 30 российских областях; Краснодарском, Пермском и Ставропольском краях; Чувашской и Удмуртской республиках; Республиках Башкортостан, Татарстан и Марий Эл.

Основной идей торговой сети является продажа товаров по единой цене – 39 руб. (по состоянию на март 2014 года). «Fix-Price» – аналог американских дискаунтеров «99 CentOnlyStore» или «DollarTreeStores». Российская сеть работает в формате «магазин у дома», средняя площадь которого 289 кв.м., а ассортимент, представленный на этом пространстве, насчитывает около 1600 наименований. Ассортимент магазинов на 80% состоит из непродовольственных товаров, импортируемых из Китая: детских игрушек, товаров для дома, предметов интерьера, канцелярских принадлежностей. Оставшиеся 20% приходятся на продукты питания с большим сроком хранения и товары бытовой химии.

 

Именно за счёт слаженной работы логистической системы операционной структуры бизнеса и зависит результат. На рисунке №2 показана схема операционной структуры компании.

Фабрики и дистрибьютеры (Китай)
Производители и поставщики (РФ)
Центральный офис г. Москва
>
Региональные представительства г. Санкт - Петербург
Распределительные центры(Москва, Казань, Воронеж, Екатеринбург)
Корпоративная информационная система (SAP/R3)
Собственные магазины (розница)
Франчайзинговые магазины (розница)

 


Рисунок 2. Схема структуры компании

 

В магазине основный метод продажи - самообслуживание. При таком методе обслуживания уменьшаются затраты времени на покупку, покупатель имеет возможность самостоятельно выбрать товар, а также расплатиться в едином кассовом узле. Кроме того используется и индивидуальный метод обслуживания в деликатесном отделе, но оплата за эти товары производится в едином контрольно-кассовом узле.

В данном магазине оказывают основные и дополнительные услуги. Основная - реализация различных групп товаров в магазине. Дополнительные – информационно - консультационные (предоставление информации о товарах и их изготовителях, консультации специалистов о товарах, проведение рекламных презентаций товаров); оказание помощи покупателю в совершении покупки (прием и исполнение заказов на товар, упаковка купленных в магазине товаров.); создание удобств покупателям (гарантированное хранение купленных товаров, прием и хранение вещей покупателей); несвязанные на прямую с совершаемыми ими покупками.
Месторасположение магазина удачное, т.к. находится в густонаселенном районе города.

Режим работы магазина: с 09:00 ч до 21:00 ч без перерыва на обед и выходных.
Предприятие является юридическим лицом. В соответствии с ГК РФ юридическим лицом признается организация, имеющая в собственности обособленное имущество и отвечающая им по своим обязательствам. Такая организация может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде. По организационно правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью (ООО). Правовое положение ООО, права и обязанности его участников определяются ГК РФ и ФЗ от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах». Так как данное предприятие является юридическим лицом, то его права и обязанности должны соответствовать целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах. Основным учредительным документом является устав, который утверждается учредителями юридического лица. В нем указывается:

1) Наименование юридического лица (с обязательным указанием его организационно-правовой формы и фирменного наименования);

2) Местонахождение юридического лица;

3) Порядок управления деятельностью юридического лица;

4) Другие сведения.

На магазине имеется большая красочная вывеска с наименованием компании. Вывеска, на которой указаны режим работы, организационно-правовая форма, юридический адрес вывешена у входа в магазин. В торговом зале имеются вывески с наименованием отделов, при помощи которых покупатели легко ориентируются в магазине.
У входа располагается доска «Информация для потребителей», на ней указано: ФЗ «О защите прав потребителей», книга отзывов и предложений, выдержки из постановления №55 «Правила продажи отдельных видов товаров», лицензия на право торговли, общий прайс лист. На продаваемые товары в магазине оформлены ценники.В них указано:наименование товара, производитель товара, цена за единицу, печать организации, подпись администратора.
Документом, на основании которого осуществляется договор купли-продажи, между магазином и покупателем, является ценник, поэтому ценники в магазине оформляют четко и правильно. Каждый ценник находится около указанного в нем товаре.

Коммерческая деятельность предприятия торговли связана с выполнением различных операций и требует от выполняющих их работников разносторонних знаний и умений. Поэтому в состав персонала магазина входят работники различных категорий (работники низшего, среднего и высшего звена). Для каждой должности руководством организации составляются и утверждаются должностные инструкции, содержащие перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности.

Для наиболее быстрого и эффективного выполнения поставленных задач в универсаме используется линейная система управления, как показано на рисунке № 3.

 

Заведующий универсамом
Администратор
Производственный персонал (продавцы – кассиры, мерчендайзеры)

 


Рисунок 3. Система управления в универсаме

 

Работу магазина «Фикс Прайс», можно описать следующим образом:
Руководителем магазина является заведующий, в обязанности заведующего входят представительские функции и функции контроля за деятельностью своих подчинённых, а так же оперативное управление магазином; создание заказов, анализа продаж, планирование выхода сотрудников, взаимодействие с контролирующими органами, выполнение плана продаж, проведение плановых и внеплановых инвентаризаций, так же как материально – ответственное лицо, он отвечает за соблюдение правил хранения и продажи товаров, за соответствие наличности в сейфе а так же своевременную сдачу инкассации в банк.

Администратор (товаровед) - организует работу в магазине, руководит производственной деятельностью групп сотрудников магазина, отвечает за соблюдение порядка формирования кассовой отчётности и отправкой её в центральный офис, ежедневную проверку ценников и контроль сроков годности, а так же условий хранения продовольственных товаров, приёмка товара по качеству и количеству, оформление опер отчета прибытия – убытия автомашин с товаром, её документальное оформление.
Продавцы - кассиры – отвечают за выдачу и прием денег, продажу продукции, порядок в торговом зале, соблюдение правил выкладки товара (мерчендайзинг) и учёт продукции. При этом они обязаны не допускать на кассах пересорт продукции при пробитии товара, отвечают за все излишки и недостатки на используемом кассовом аппарате, обязательное соблюдение речевых стандартов обслуживания.

Мерчендайзер – отвечает за ротацию товара как на складе так и в торговом зале, своевременную выкладку товара по планограммам, погрузка и разгрузка машин, прессование картона и полиэтилена.
Немаловажным действием является использование средств контроля для достижения поставленных целей организации. Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьёзными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности организации. Руководитель начинает осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда он сформулировал цели и задачи для подчинённых. Контроль очень важен, для того чтобы организация функционировала успешно. Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация, безусловно, обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки, и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации. Контроль не только позволяет выявить проблемы и реагировать на них так, чтобы достигнуть намеченных целей, но и помогает руководству решить, когда нужно вносить радикальные изменения в деятельности организации.

Предварительный контроль. Этот вид контроля называется предварительным потому что осуществляется до фактического начала работ. Прежде всего, он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счёт тщательного анализа деловых и профессиональных навыков и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. Во многих организациях предварительный контроль человеческих ресурсов продолжается и после их найма в ходе курса обучения. Контроль материальных ресурсов осуществляется путём выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям. Также к методам предварительного контроля материальных ресурсов относится обеспечение их запасов на уровне достаточном для того, чтобы избежать дефицита.
Текущий контроль. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Обычно производится в виде контроля работы подчинённого его непосредственным начальником. Текущий контроль не проводится буквально одновременно с выполнением самой работы.

Заключительный контроль. Осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведённое для неё время. Хотя заключительный контроль и осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее, он имеет две важные функции. Одна из них состоит в том, что заключительный контроль даёт информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Вторая функция заключительного контроля состоит в том, чтобы способствовать мотивации.

Так же большое внимание компания уделяет профессиональной и социальной адаптации работников.
Ориентация и повышение квалификации работников (тренинг) - процессы, направленные на то, чтобы обеспечить работников необходимой информацией, навыками, пониманием целей и задач предприятия. Ориентация облегчает поиски верного направления действий работника, тренинг сосредоточен на том, чтобы помочь ему продолжать двигаться в этом направлении, внося свой позитивный вклад в работу.

Большинство новых работников представляют свою предстоящую деятельность слишком формально и поверхностно: при поступлении на работу у них остаётся масса открытых вопросов и проблем. Ориентация - это деятельность по введению работников в курс их задач на новом месте работы, по ознакомлению их с руководителями и рабочими группами.
Первым шагом к тому, чтобы сделать труд работника как можно более производительным, является профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Если руководство заинтересовано в успехе работника на новом рабочем месте, оно должно всегда помнить, что организация - это общественная система, а каждый работник – это личность.
Развитие персонала этосовокупность организационно экономических мероприятий службы управления персоналом: по обучению, переподготовке и повышению квалификации персонала; по профессиональной адаптации; по оценке кандидатов на вакантную должность; по работе с кадровым резервом.
Программа развития персонала способствует формированию рабочей силы, обладающей более высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед организацией. Естественно, что это ведёт к росту производительности, а значит, и к увеличению ценности людских ресурсов организации.

Таким образом, мероприятия по развитию персонала следует рассматривать как инвестиции в нематериальное достояние организации. Объектом таких вложений в отличие от инвестиций в имущественные элементы и финансовые активы становятся сотрудники организации. В связи с этим проходят всевозможные тренинги, так же раз в три месяца проходит аттестация сотрудников на интернет ресурсе, там же располагается и методическая база для поддержания и усовершенствования своих знаний и навыков.
Задача магазина «Фикс Прайс» - обеспечить возможность для покупателя быстро и выгодно приобрести широкий спектр продовольственных и непродовольственных товаров.

Магазин «Фикс Прайс» конкурентоспособен, так как успех этого проекта вдохновляет многих предпринимателей на запуск аналогичного формата. Так, в 2012 г. в Санкт-Петербурге появилась сеть "Хорошая цена". Ритейлер предлагает 1500 наименований в двух ценовых категориях — 35 и 70 руб. Однако за два года работы ритейлеру удалось запустить всего три магазина. Впрочем, эта компания помимо розницы занимается еще оптовыми продажами.

Так же на российский розничный рынок выходит новый игрок формата "фиксированной цены" – компания «Матрёшка». Как стало известно, первый магазин начнет работу уже в апреле в Москве. Всего компания планирует открыть в 2014 г. три-пять торговых точек площадью 350–700 кв. м — как в торговых центрах, так и в стрит-ритейле. Также в планах на этот год у компании запуск интернет – магазина.
В отличие от других сетей, работающих в данной концепции, «Матрёшка» предложит российскому покупателю более широкий ассортимент. Причем сразу по пяти ценам — 29 руб., 70 руб., 170 руб., 270 руб. и 470 рублей. Аналогичную модель за рубежом используют американская компания «Five Below» и голландская компания «HEMA».

В декабря 2013 г. в Новосибирске был запущен проект "Охапка", продающий все товары по 38 руб. Ассортимент состоит из 3000 наименований и включает как продукты питания и напитки, так и товары для дома и кухни, бижутерию и аксессуары, товары для новорожденных и игры для детей, одежду, товары для животных. Сеть насчитывает уже три торговые точки.

Еще один амбициозный новичок — сеть "Заодно", открывшая первые две точки в феврале 2014 г. в подмосковных Химках. Ассортимент магазинов насчитывает 1700 наименований и состоит из продуктов питания, бытовой химии, средств гигиены, косметики и парфюмерии, одежды и прочих товаров для дома. Вся продукция разделена по трем ценовым категориям — 33 руб., 55 руб. и 99 руб.

В «Фикс Прайс» к конкурентам относятся скептически. Так, ранее, комментируя ситуацию на рынке совладелец «Фикс Прайс» - Сергей Ломакин заявлял, что скопировать бизнес такого масштаба у конкурентов не получится!

Залогом успеха в формате "фиксированной цены" является отлаженная логистика. И пока новички привлекают покупателей яркой обложкой или пытаются сыграть на ценовом демпинге, «Фикс Прайс» увеличивает свои складские мощности. Так, в 2012 г., компания, работавшая с одного РЦ в Москве, арендовала склад площадью 12 тыс. кв. м в Казани, в 2013 г. - 10,7 тыс. кв. м в Воронеже и 12 тыс. кв. м в Екатеринбурге, а в 2014 г. - 20 тыс. кв. м в Краснодаре.

В городе Каменске – Шахтинском можно выделить следующий список конкурентов:

1. Сеть магазинов «Магнит»

2. Сеть магазинов «Пятёрочка»

3. Сеть магазинов косметики и бытовой химии «Санги – Стиль»

Важнейшим преимуществом является низкая цена. Такая цена определяется в первую очередь за счёт прямых поставок, без каких либо лишних наценок.
В настоящее время магазин вступил в период активной конкуренции за рынки сбыта. Маркетинговую политику деятельности магазина на рынке можно определить как удержание и планомерное увеличение (за счет вытеснения конкурентов) доли занимаемой на рынке. Так же за счёт широкого ассортимента товаров, которые будут представлены в торговом зале, рассчитанный для потребителей с различным уровнем дохода и успешной реализации стимулирования сбыта.

Важнейшее значение имеет соблюдение правил торговли, и всех технических регламентов.
Достижение максимальной зоны покрытия сети магазинов «Фикс Прайс» осуществляется за счёт выявления целевой аудитории «магазина у дома» - покупатели со средним и низким уровнем дохода, что дает возможность сети «Фикс Прайс» проникать в небольшие города и населенные пункты. Каждый магазин сети «Фикс Прайс» расчитан на 30 000 человек. В городе Каменске – Шахтинском с населением около 90 000 человек открыто уже два таких магазина, летом 2015 года ожидается открытие третьего магазина этой сети.
Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров понятие очень широкое, сюда входят экономические, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками в процессе поставок товаров. Рациональные хозяйственные связи способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставки продукции.
На предприятии используется традиционная форма процесса розничной продажи, то есть продажа за наличный расчет с выдачей товара покупателю после оплаты наличными деньгами. Используемый метод продажи – самообслуживание. Средний покупатель затрачивает около 20 минут на осмотр, подборку и оплату необходимого ему набора продуктов. Из них 3-5 минут он проводит на кассовом узле. Следует отметить, что это слишком много, так как установленный норматив составляет не более 2 мин. Ассортимент магазина «Фикс Прайс» включает в себя более 6000 наименований продукции.

Кроме того, ассортимент предприятия неустоявшийся и подвержен серьезным изменениям. Однако если слишком часто менять ассортимент, то потребитель будет приходить в магазин каждый раз как в первый раз и не будет знать, найдет ли он тот товар, который ему нужен. Это заставляет чувствовать потребителя дискомфорт, так как он может посетить магазин напрасно, не найдя необходимого товар, и как следствие, этот потребитель, скорее всего, будет потерян для предприятия. С другой стороны, абсолютно негибкая ассортиментная политика магазина может привести опять же к потери потребителей, так как в таком случае магазин может упустить из виду смену потребностей покупателей.
Ежегодно на предприятии происходит снятие убыточных и нерентабельных позиций и замена их новыми. Обновляется до 30% продукции. Однако следует заметить, что ассортиментная политика предприятия формируется не на основе анализа ассортимента, а на основе опыта и «на глазок», что в результате приводит к несбалансированности ассортимента и товарного портфеля организации, о чем говорилось выше.
На предприятии товар заказывается по мере необходимости. Так как большая часть товара хранится непосредственно в торговом зале на стеллажах и полках, размер партии определяется с учетом этого фактора, остатков товаров и сложившихся средних темпах продажи данного товара. Кроме того, на размер партии и частоту завоза оказывает влияние срок хранения товара. Так, скоропортящиеся товары заказываются мелкими партиями 1 раз в неделю, непродовольственные товары – 2 раза в неделю.
Объем продажи товаров характеризует конкурентные позиции предприятия на рынке, его долю в общем объеме продаж, объем деятельности, степень устойчивости положения на рынке, способность продавать товары, пользующиеся спросом потребителей обеспечивающие получение намечен­ных и стабильных результатов. Оценка конкурентоспособности торгового предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе товарооборота и позволяет определить его возможности на рынке. Результаты исследования берутся за основу при разработке стратегии предприятия, его товарной политики, при принятии решений о включении в ассортимент или снятии различных товаров с продажи, в процессе выработки оптимальных пропорций товарооборота.

Уровень конкурентоспособности и выполнение плана товарооборота во многом зависит от трудовых факторов: укомплектованности штата продав­цами, кассирами и другое; правильности использования фонда рабочего вре­мени; режима работы предприятия; производительности труда и выработки торгово-оперативного работника.

Среди мер по предупреждению текучести кадров и их закрепленности, используемых на исследуемом предприятии, следует отметить:

- оплата проездных работникам;

- выплата отпускных и материальной помощи на оздоровление;

- оплата учебы на курсах повышения квалификации и высших учебных заведениях;

- оплата путевок в санаторий;

- оплачиваемый больничный;

- оплачиваемый декрет;

- проведение на предприятии общих совместных праздников и подарки всем работникам вне зависимости от занимаемой должности (дни рождения юбилеи, знаменательные даты и пр.);

- премирование работников.

Важной характеристикой в оценке конкурентоспособности предприятия торговли является его финансовое состояние, устойчивость и платежеспособность. ООО «Бэст Прайс» находится в кризисном финансовом положении. Такое положение сопряжено с нарушением платежеспособности, снижением доходности деятельности. Основным условием повышения платежеспособности является увеличение доли собственных оборотных средств и снижение доли заемных средств в общих источниках покрытия активов. На исследуемом предприятии наблюдается обратная тенденция, поэтому платежеспособность предприятия очень сильно снизилась.

2.2. Анализ конкурентной среды предприятия ООО «Бэст Прайс»

Анализ конкурентной среды предприятия начинается с анализа факторов, оказывающих воздействие на исследуемое предприятие. Все факторы можно разделить на факторы внешней и внутренней среды предприятия.

Конкурентоспособность торгового предприятия во многом зависит от того, насколько предприятие может приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке. Внешняя среда предприятия включает расположенные вне его пределов, но влияющие на успех розничного бизнеса факторы. В приложении 5 представлены основные факторы внешней (макросреды) и внутренней среды (микросреды) предприятия, которые оказали наибольшее влияние на данное предприятие.

Негативное влияние на исследуемое торговое предприятие оказывают деятельность конкурентов, состояние трудовые ресурсы предприятия и неэффективное руководство.

Предприятия торговли обязаны хорошо знать своих конкретных конкурентов, их возможности, достоинства и недостатки. Также они должны знать общее состояние конкуренции на выбранном рынке, то есть тип рынка в зависимости от характера конкуренции, систему координат «своего» поля конкуренции, движущие силы конкуренции на своем отраслевом рынке. В (приложении 6) представлены главные конкурентные силы, оказывающие влияние на ООО «Бэст Прайс» согласно модели Портера.

Невозможно говорить о конкурентоспособности торгового предприятия без определения целевого рынка, на обслуживании которого оно специализируется. Идентификация потребителей – первый шаг любого розничного продавца. Анализ покупателей как компоненты непосредственного окруже­ния организации в первую очередь имеет своей задачей составле­ние профиля тех, кто покупает товар и услугу, реализуемые торговым предприятием. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупате­лями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены к продукту именно данной орга­низации, насколько можно расширить круг потенциальных покупа­телей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.
Одна из главных целей маркетинга – это исследование потребительских предпочтений и поведения индивидуальных потребителей. Данное направление маркетинговых исследований, как и анализ емкости и конкурентной среды торгового предприятия, служит методологической основой общих стратегий маркетинга. ООО «Бэст Прайс» работает в условиях довольно жесткой конкуренции со стороны других розничных торговых предприятий, рынок достаточно насыщен: потребители могут выбрать различные места покупки. Поэтому предприятие нуждается в конкурентной стратегии, которая позволит сформировать устойчивые конкурентные преимущества на рынке. Для этого необходимо глубже изучить различия потребительских предпочтений, что в свою очередь требует сегментации потребительского рынка. Сегментация индивидуальных потребителей позволяет систематически анализировать потребности и разрабатывать эффективные ассортиментные концепции товаров и услуг, обеспечивающие конкурентные преимущества предприятий.

Сегментация дает возможность концентрировать ограниченные ресурсы на самых выгодных направлениях и точно ориентировать программы маркетинга на требования выделенных сегментов.
Методом сбора первичной информации послужили наблюдение и опрос, основным рабочим инструментом стала специально разработанная анкета. Анкетный опрос осуществлялся в ходе выборочного исследования. Объем выборки – 65 человек. Опрос и наблюдения осуществлялись в течение трех дней в марте 2015 года в здании магазина «Fix Price».
На основе данных, полученных в результате анкетирования, можно определить упорядочить социально демографических признаков и найти устойчивые связи, выявляющие наиболее представительные группы потребителей с помощью перекрестной группировки данных анкетного опроса приложении 7 - зависимость уровня дохода от других социально-демографических характеристик покупателей торгового предприятия.

Общий анализ социально-демографических характеристик выборочной совокупности показывает, что самым многочисленным оказался сегмент потребителей с уровнем доходов 6-25 тыс.руб. (56,9%), в структуре которого преобладали женщины (68,6%) 35-50 лет (45,5%). На втором месте по численности находится сегмент потребителей с уровнем доходов до 6 тыс.руб, в этом сегменте гораздо больше женщин (85,3%), в основном старше 50 лет (63,8%).
Самый малочисленный сегмент – покупатели с уровнем доходов выше 25 тыс.руб. (7,8%). В основном это мужчины (72,5%) в возрасте 35-50 лет (75,4%)
Для дальнейшей группировки были использованы поведенческие признаки, которые особенно актуальны для розничной торговли. Поиск конкурентных преимуществ лежит в области изучения потребительских предпочтений, поэтому при разработке анкеты был поставлен вопрос о том, какие требования предъявляют покупатели к работе магазина.
В зависимости от уровня дохода потребителя достаточно значительно варьируются его требования к магазину (Приложение 8) - влияние уровня доходов потребителей на их чувствительность к факторам маркетинга (покупательские поведение).

Для потребителей первого сегмента (доход до 6 тыс.руб.) наиболее значимы уровень цен в магазине, достаточно значимы ассортимент, время работы, атмосфера магазина, уровень обслуживания. Это наиболее чувствительный к цене сегмент покупателей.
Для потребителей второго сегмента (6-25 тыс.руб.) самым значимым требованием можно назвать ассортимент, время работы, атмосферу магазина, уровень обслуживания и комплекс дополнительных услуг. Факторами средней значимости оказа­лись уровень цен и длина очередей.

Для потребителей третьего сегмента (доход выше 25 тыс.руб.) приоритетно высокий уровень обслуживания, комплекс дополнительных услуг, атмосфера, длина очередей и ассортимент товаров и его выкладка. Среднюю значимость представляет время работы предприятия и наименее значим уровень цен.
По результатам анализа можно определить целевой сегмент потребителей. Это покупатели с уровнем доходов до 25 тыс.руб. (средний и ниже среднего уровень доходов), преимущественно женщины в возрасте от 35 лет, для которых основным мотивом выбора места покупки продовольственных товаров является уровень цен, широта ассортимента, время работы, и комплекс дополнительных услуг. В качестве факторов средней значимости выделяются уровень обслуживания и атмосфера магазина.
Любое предприятие, действующее на рынке, рассматривается не само по себе, а с учетом всей совокупности факторов внешней среды. Одним из важнейших факторов являются конкуренты, без учета и изучения которых невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке. Изучение конкурентов дает фирме представление о ее положении на рынке. Контроль за конкурентами позволяет удовлетворять специфические запросы покупателя раньше и лучше других фирм. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, фирма получает возможность стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее. Таким образом, можно расширить собственные преимущества в конкурентной борьбе.
Фирмы-конкуренты продают практически один и тот же товар, во многом сходится ассортимент (только у магазина «Пятёрочка» он более узкий, а магазин «Магнит» при реализации непродовольственных товаров ориентируется на более оригинальные и дорогие товары). Практически все предприятия, кроме магазина «Fix Price», внедрили систему дисконтных карт, что также привязывает потребителя к одному предприятию.

Универсам «Fix Price» имеет преимущества перед конкурентами в ценовой политике, в меньшей наценке за счет прямых поставок, без посредников.
При этом есть недостатки у предприятия по сравнению с конкурентами (отсутствие терминалов для безналичных расчетов, отсутствие скидочных карт, самообслуживание).

Недостатки ООО «Бэст Прайс» можно объединить в 3 группы:

1) Атмосфера предложения. Старое здание, неуютный торговый зал, устаревшее оформление в сумме с плохой освещенностью зала и его вентилируемостью отпугивают потенциальных потребителей, так как в последние годы с повышением уровня качества жизни потребитель предъявляет все более высокие требования при выборе места покупки и решающим становится не столько цена товара, сколько атмосфера его предложения, которая складывается на основе общего впечатления покупателей от магазина;

2) Низкий уровень и качество обслуживания. Продавцов-консультантов в штате универсама нет, таким образом, магазин никак не демонстрирует свою заинтересованность в конечном покупателе. А так как современный покупатель отдает предпочтение вежливому, компетентному и быстрому обслуживанию, данный фактор значительно повлиял на сокращение количества покупателей магазина;

3) Отсутствие терминала для безналичного расчета.

Таким образом, исследуемому предприятию необходима выработка конкурентной стратегии, направленная в будущее и позволяющая обеспечить ему устойчивое конкурентное положение на заданном рынке. Это можно сделать на основе анализе и оценке конкурентоспособности торгового предприятия.
Так же для более комплексного определения мер по повышению конкурентоспособности нам предстоит ознакомится с технико – экономическими показателями компании за последнии 3 года, чтобы в дальнейшем на основе этих данных произвести анализ эффективности предложенных нами мер. Так же проанализируем состав и структуру товарной продукции, обеспеченность организации трудовыми ресурсами, произведем анализ руководителей и специалистов по образованию, движение рабочей силы на предприятии.

Таблица 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 10554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.