Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Электронные ресурсы. 31. Маркетинговые исследования http://www.grandars.ru/student/marketing/marketingovye-issledovaniya.html




 

31. Маркетинговые исследования http://www.grandars.ru/student/marketing/marketingovye-issledovaniya.html

32. Энциклопедия маркетинга (оценка конкурентоспособности) http://www.marketing.spb.ru/read/m19/4.htm

33. Официальный сайт компании «Бэст Прайс» http://www.fix-price.ru/

34. Анализ экономического состояния компании http://afdanalyse.ru/publ/investicionnyj_analiz/teorija/ocenka_ehkonomicheskoj_ehffektivnosti_investicij/27-1-0-224

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Некоторые определения понятия «конкурентоспособность»

 

Автор Содержание определения
Портер М. Конкурентоспособность – свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.
Макдоналд М., Данбар Я. Конкурентоспособность компании – это мера реальной силы организации в каждом сегменте, объективная оценка способности компании удовлетворить потребности каждого сегмента в сравнении с конкурентами.
Кретов И.И. Конкурентоспособность – характеристика товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента, с одной стороны, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а с другой — по уровню затрат на удовлетворение этой потребности.
Нагапетьянц Н.А. Конкурентоспособность товара - рыночная характеристика товара, со­вокупность его преимуществ на рынке, способствующих успешной реа­лизации в условиях конкуренции.
Фурс И.Н. Конкурентоспособность товара – т.е. его приобретение должно быть более выгодно и удобно покупателю, чем покупка другого товара, удовлетворяющего те же потребности, или аналогичных изделий у иного продавца.
Лифиц И.М. Конкурентоспособность продукции — это способность про­дукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогом-конкурентом.
Магометов Ш.Ш. Конкурентоспособность - означает быть способным к конку­ренции. Конкурентоспособность фирм в основном опреде­ляется конкурентоспособностью предложенных ими товаров.
Лебедева О.А., Лыгина Н.И. Конкурентоспособность — комплексное понятие, предполагаю­щее несколько уровней конкурентного превосходства. Чтобы обес­печить достойное (лидирующее) положение фирмы на рынке, важ­ной стратегической задачей становится опережение конкурентов в разработке и освоении новых товаров, новой технологии, нового дизайна, нового уровня издержек производства, новых цен, ново­введений в системе распределения и сбыта. Тем самым достигается сразу несколько параметров конкурентного преимущества.
Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность объекта — это его способность кон­курировать (управлять своими конкурентными преимущества­ми, соперничать) с аналогичными объектами на данном рынке в данное время.
Юданов А.Ю. Конкурентоспособностью продукта (товара) называется степень притяга­тельности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя.
Дулисова И.Л. Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующего степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке
Азоев Г.Л., Завьялов П.С.и др. Конкурентоспособность фирмы - это способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Общие структурные составляющие конкурентоспособности предприятия

Структурная составляющая Описание
Конкурентоспособность предложения Определяет так называемую текущую конкурентоспособность предприятия. Для современ­ных маркетинговых рынков свойственна конкуренция не самого товара, а того, чем он дополнительно снабжен в виде упаковки, услуг, рекламы, консультаций для клиентов, финанси­рования,особенностей поставки, услуг по складированию и прочих ценимых людьми вещами. Понятие «предложение товара»существенно рас­ширяет рамки учитываемых при анализе конкурентоспособности факторов, определяющих окончательный выбор покупателя. Предложение, таким образом, включает в себя продукт, цену и сопут­ствующие услуги, т.е. то, что определяет полезность (выгодность) приоб­ретения для клиента.
Конкурентоспособность располагаемых ресурсов:финансовых, природных, материальных, технологических,производственных, кадровых и других. Ею определяется долгосрочная конкурентоспособность предприятия. В частности, платежеспособный спрос также можно рассматривать как один из видов ресурсов, по поводу доступа к которому существует конкуренция. При этом если рассматривать общий совокупный спрос, то все предприятия, предлагающие товары или услуги на определенной территории, являются конкурентами. Наличие ресурсов позволяет предприятию длительное время обеспечивать (поддерживать) конкурентоспособность предложения.
Конкурентоспособность предпринимательской идеи. В условиях конкуренции необходимо поддерживать ресурсную базу в актуальном для условий рынка состоянии. Этот процесс, а также грамотное использование имеющихся ресурсов с точки зрения конкуренции определяется, конкурентоспособностью менеджмента предприятия, прежде всего высшего руководства. Способности топ - менеджеров к принятию важ­нейших стратегических решений, генерации новых идей именно в том темпе, который требует рынок, и умение организовать их выполнение, готов­ность идти на разумный риск являются важнейшими факторами конкурен­тоспособности менеджмента. Конкурентоспособность менеджмента — это сравнительная характеристика качества менеджмента на предприятии и у конкурентов. Прежде всего это различия в квалификации, мотивации, орга­низации управления.
  Является связующим, базовым элементом указанных аспектов конкурентос­пособности. Предпринимательская идея включает основное представление о продукте.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Основные факторы конкурентоспособности в зависимости от объекта конкурентоспособности

 

Объект Факторы
Товар (продукция) - продукт и его критерии качества; - цена; - доведение продукта до потребителя; - продвижение продукта; - доля рынка.
Производственная организация - эффективность производственной деятельности; - финансовое положение; - эффективность организации сбыта и продвижения товара на рынке; - конкурентоспособность продукции; - доля рынка
Торговая организация (объединены факторы, выделенные различными авторами) - имидж фирмы; - динамичность развития; - уровень диверсификации хозяйственной деятель­ности (видов бизнеса); - способность к риску; - разнообразие ассортимента товаров; - качество реализуемых товаров; - рациональность ассортимента товаров; - культура обслуживания;
  - условия обслуживания; - доступность услуг; - суммарная рыночная доля главных видов бизнеса; - стабильность финансово-экономического положения; - рыночная цена товаров с учетом возможных скидок или наценок; - частота и глубина проводимых маркетинговых исследований, их бюджет; - предпродажная подготовка товаров; - эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов товаро­движения; - уровень стимулирования сбыта (работников сбытовых служб пред­приятия, торговых организаций и потребителей); - уровень рекламной деятельности; - уровень послепродажного обслуживания; - политика предприятия во внешней предпринимательской среде, характе­ризующая способность фирмы управлять в позитивном плане своими отношениями с государственными и местными властями, общественными организациями, прессой, населением и т.п. -трудовая этика (желания и умения трудиться); -гибкость и готовность к самосовершенствованию; -мобильность рабочей силы (желание рабочей силы учиться, работать за границей, постигать опыт других стран); - дух конкуренции.
Отрасль - производительность труда; - уровень оплаты труда; - капиталоемкость; - наукоемкость и технический уровень продукции; - совокупность знаний и научных заделов, необходимых для самостоятельного освоения продукции и ее воспроизводства; - объем технологических заделов для реализации научных и проектно-конструкторских разработок; - степень экспортной ориентации или импортной зависимости отрасли; - степень соответствия уровня развития отрасли общему уровню развития национального хозяйства; - экспансия отрасли.
Страна - динамизм экономики - динамизм рынка - развитие финансовой системы - роль государства - ресурсы и инфраструктура - готовность стимулирования торговой деятельности - политика страны в отношении нововведений - социально - политическая обстановка

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Критерии и показатели конкурентоспособности торгового предприятия

Критерии конкурентоспособности Показатели конкурентоспособности
Критерии оценки технического уровня предприятия а) механизация и автоматизация торговой деятельности; б)техническая оснащенность труда; в) уровень состояния основных фондов предприятия.
Критерии экономического потенциала и эффективности деятельности а) доля на рынке; б) объем продаж; в) экономия затрат; г) рациональность эксплуатации основных фондов (фондоотдача); д) наивысшая рентабельность; е) совершенствование организации труда; ж) производительность труда;
Критерии финансового состояния предприятия а) коэффициент автономии; б) доходность предприятия; в) коэффициент платежеспособности предприятия; г) коэффициент абсолютной ликвидности; д) коэффициент оборачиваемости оборотных средств
Критерии оценки ассортимента товаров а) широта ассортимента; б) глубина ассортимента; в) коэффициент обновления ассортимента; г) коэффициент устойчивости ассортимента
Критерии эффективности стимулирования спроса а) степень обновления ассортимента; б) степень завершенности покупки; в)объем и структура неудовлетворенного спроса; г) рентабельность рекламных мероприятий д) степень приверженности покупателей к торговому предприятию
Критерии эффективности менеджмента а) репутация фирмы б)эффективность процессов найма, подготовки и продвижения всех работников; в) стиль управления; г) эффективность руководства; д) принципы организации систем управления, построение организационной структуры, механизм управления.
Критерии состояния и квалификации трудовых ресурсов а) компетентность продавцов; б) соответствие компенсирующей системы для мотивации и стимулирования работников; в) участие менеджеров и технического персонала в профессиональных организациях; г) уровень мотивации и удовлетворения работой у сотрудников.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Влияние факторов внутренней и внешней среды ООО «Бэст Прайс»

 

Фактор Влияние фактора
Факторы внешней среды
1. Экономические факторы и стадия жизненного цикла рынка Рынок продуктов питания находится на этапе роста, о чем свидетельствуют его ежегодные высокие темпы роста (до 20% и прогнозируется 12% до 2013 года). Под действием этого фактора идет усиление конкуренции между предприятиями торговли. Исследуемому предприятию приходится снижать цены и осуществлять поиск путей обеспечения устойчивого конкурентного положения на рынке.
2. Социально-демографические факторы Рост уровня жизни и доходов потребителей приводит к росту покупок и положительно влияет на деятельность исследуемого предприятия. Но вместе с тем растут требования, предъявляемые покупателями к процессу совершения покупки, которые необходимо учитывать в своей деятельности.
3. Технологические факторы Особенно сильное влияние оказало развитие НТП. Для того, чтобы быть конкурентоспособным, предприятию необходимо соответствовать все более возрастающим требованиям к технологии и оборудованию магазина. Результатом стало то, что предприятие начало внедрение АСУ
4. Политические Деятельность предприятий торговли регулируется законодательными актами и законами. Государственное регулирование заставляет с помощью лицензирования и сертификации повышать качество реализуемых товаров и услуг. Торговое предприятие в своей деятельности должно соблюдать защиту прав потребителей, обеспечивать безопасность труда, время работы, минимальную заработную плату
Факторы внутренней среды
1. Поставщики. Данный фактор оказывает слабое воздействие, так как у предприятия длительные и выгодные связи. 90% поставщиков работают с магазином более 5ти лет
2. Конкуренты. Работа в непосредственной близи сразу нескольких продовольственных магазинов («Купец», «Монетка», «Татищев», «Продукты») более привлекательных по ряду параметров (обслуживание, цены, внешний вид магазина и оформление торгового зала, имидж предприятий) привело к тому, конкурентам удалось привлечь часть покупателей универсама «Fix Price».
3. Персонал Невнимательность персонала к покупателям и его недостаточная компетентность также является отрицательным фактором. Кроме того, в магазине сохранились устаревшие методы работы.
4. Руководство. Магазин лишь недавно стал частным (2 года назад). Но административно-управленческий персонал остался прежним, а вместе с ним сохранилось отношение в предприятию как к государственному. Поэтому основная цель любого торгового предприятия – получение прибыли – в данном случае даже не ставится.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Влияние на ООО «Бэст Прайс» пяти сил конкуренции

 

Сила конкуренции Влияние
1. Соперничество между имеющимися конкурентами В настоящее время на рынке г. Екатеринбурга достаточно много предприятий розничной торговли продуктами питания. Особенно острая конкуренция наблюдается между лидерами данного рынка – крупными сетями («Купец», «Кировский», «Монетка», «Подешевле», «Магнит», «Пятёрочка»). Это сети регионального масштаба. Следует отметить и то, что «Кировский» и «Купец» развивает сеть разноформатных магазинов (например, «Купец»: «Купец-экономъ» - для малообеспеченных слоев населения, основная часть сети – для среднего класса. Таким образом, эта угроза имеет сильное влияние на данное предприятие.
2. Угроза появления новых конкурентов Эта угроза также является одной из самых существенных для предприятия. Рынок является довольно перспективным с точки зрения столичных и иностранных сетей. Это подтверждает тот факт, что совсем недавно открылись «Гроссмаркет» и «Метро», кроме того, с примерной идеей открылись сеть магазинов «Матрёшка» и «Хорошая цена».
3. Угроза появления товаров и услуг-заменителей В настоящее время развиваются Интернет-магазины и телефонные службы прямой доставки продуктов на дом. Однако их удельный вес в общем товарообороте города по продуктам питания невысок, поэтому данная угроза сильного воздействия на предприятие не оказывает.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Зависимость уровня дохода от других социально-демографических характеристик покупателей торгового предприятия

 

Социально-демографические признаки потребителей Удельный вес в общем объеме выборки, % Доля потребителей в группах с разным уровнем дохода, % к численности каждой группы
До 6 тыс.р. 6-25 тыс.р. Выше 25 тыс.р.
1. Пол        
Мужчины 33,2 14,7 31,4 72,5
Женщины 66,8 85,3 68,6 27,5
Итого        
2. Возраст        
20-35 лет 21,5 18,4 34,5 24,6
35-50 лет 67,3 17,3 45,5 75,4
Старше 50 лет 11,2 64,3   -
Итого        
3. Уровень дохода        
До 6 тыс.р. 35,3 - - -
6-25 тыс.р. 56,9 - - -
Выше 25 тыс.р. 7,8 - - -

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

Влияние уровня доходов потребителей на их чувствительность к факторам маркетинга (покупательские поведение)

 

Факторы, оказывающие влияние на поведение потребителей (важность) Сегмент 1 До 6 тыс.р. Сегмент 2 6-25 тыс.р. Сегмент 3 Выше 25 тыс.р.
Ассортимент      
  10,2 10,2 12,2
  46,5 36,2 20,5
  43,3 53,4 67,3
Время работы      
  24,4 34,3 33,6
  45,3 25,8 27,5
  30,3 39,9 38,9
Уровень цен      
  - 35,9 35,4
  21,3 35,2 46,9
  78,7 28,9 17,7
Длина очередей      
  35,6 - -
  58,2 68,7 12,8
  6,2 31,3 87,2
Атмосфера магазина      
  34,3 12,2 -
  25,8 20,5 21,3
  39,9 67,3 78,7
Удобство расположения и выкладки      
  85,5 25,1 7,5
  14,5 34,3 35,8
  - 40,6 56,7
Комплекс дополнительных услуг      
  35,9 35,9 2,6
  55,2 35,2 32,1
  8,9 28,9 65,3
Уровень обслуживания      
  24,5 5,6 2,2
  53,2 32,1 41,2
  22,3 62,3 65,6

ПРИЛОЖЕНИЕ 9.

Оценка рыночной привлекательности и конкурентоспособности магазина «Фикс Прайс»

Факторы оценки Оценка Вес Взвешенная оценка
Факторы рыночной привлекательности
1 Величина рынка 5 0,1 0,5
2 Развитие рынка 5 0,1 0,5
3 Конкурентная структура 3 0,1 0,3
4 Отраслевая прибыльность 5 0,1 0,5
5 Чувствительность рынка к ценам 5 0,05 0,25
6 Платежеспособность покупателей 10 0,12 1,2
7 Торговые отношения (сила переговоров) 10 0,06 0,6
8 Барьеры для входа на рынок 7 0,03 0,21
9 Возможные помехи снабжения сырьем 10 0,03 0,3
10 Технические факторы 3 0,12 0,36
11 Социальные факторы 10 0,07 0,7
12 Юридические факторы 10 0,08 0,8
13 Человеческие факторы 7 0,04 0,28
  Итого - 1 6,5
Факторы конкурентоспособности предприятия
1 Размер предприятия 7 0,04 0,28
2 Темпы роста 5 0,06 0,3
3 Доля рынка 5 0,03 0,15
4 Прибыльность 3 0,08 0,24
5 Технологический уровень 3 0,05 0,15
6 Ассортимент 3 0,09 0,27
7 Цены 3 0,1 0,3
8 Уровень и качество обслуживания 3 0,12 0,36
9 Имидж 3 0,1 0,3
10 Человеческие ресурсы 3 0,08 0,24
11 Коммуникации на рынке 10 0,12 1,2
12 Финансовая сила 5 0,08 0,4
13 Дополнительные услуги 10 0,05 0,5
  Итого - 1 4,69

ПРИЛОЖЕНИЕ 10.

Оценка рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия в отношении магазина «Магнит»

Факторы оценки Оценка Вес Взвешенная оценка
Факторы рыночной привлекательности
1 Величина рынка 7 0,1 0,7
2 Развитие рынка 10 0,1 1
3 Конкурентная структура 5 0,1 0,5
4 Отраслевая прибыльность 5 0,1 0,5
5 Чувствительность рынка к ценам 5 0,05 0,25
6 Платежеспособность покупателей 10 0,12 1,2
7 Торговые отношения (сила переговоров) 10 0,06 0,6
8 Барьеры для входа на рынок 10 0,03 0,3
9 Возможные помехи снабжения сырьем 10 0,03 0,3
10 Технические факторы 10 0,12 1,2
11 Социальные факторы 10 0,07 0,7
12 Юридические факторы 10 0,08 0,8
13 Человеческие факторы 7 0,04 0,28
  Итого - 1 8,33
Факторы конкурентоспособности предприятия
1 Размер предприятия 7 0,04 0,28
2 Темпы роста 7 0,06 0,42
3 Доля рынка 10 0,03 0,3
4 Прибыльность 10 0,08 0,8
5 Технологический уровень 10 0,05 0,5
6 Ассортимент 7 0,09 0,63
7 Цены 10 0,1 1
8 Уровень и качество обслуживания 5 0,12 0,6
9 Имидж 5 0,1 0,5
10 Человеческие ресурсы 7 0,08 0,56
11 Коммуникации на рынке 10 0,12 1,2
12 Финансовая сила 10 0,08 0,8
13 Дополнительные услуги 5 0,05 0,25
  Итого - 1 7,84

ПРИЛОЖЕНИЕ 11.

Оценка рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия в отношении магазина «Пятёрочка»

Факторы оценки Оценка Вес Взвешенная оценка
Факторы рыночной привлекательности
1 Величина рынка 7 0,1 0,7
2 Развитие рынка 5 0,1 0,5
3 Конкурентная структура 5 0,1 0,5
4 Отраслевая прибыльность 5 0,1 0,5
5 Чувствительность рынка к ценам 5 0,05 0,25
6 Платежеспособность покупателей 10 0,12 1,2
7 Торговые отношения (сила переговоров) 10 0,06 0,6
8 Барьеры для входа на рынок 7 0,03 0,21
9 Возможные помехи снабжения сырьем 7 0,03 0,21
10 Технические факторы 7 0,12 0,84
11 Социальные факторы 10 0,07 0,7
12 Юридические факторы 7 0,08 0,56
13 Человеческие факторы 7 0,04 0,28
  Итого - 1 7,05
Факторы конкурентоспособности предприятия
1 Размер предприятия 10 0,04 0,4
2 Темпы роста 7 0,06 0,42
3 Доля рынка 10 0,03 0,3
4 Прибыльность 10 0,08 0,8
5 Технологический уровень 10 0,05 0,5
6 Ассортимент 10 0,09 0,9
7 Цены 7 0,1 0,7
8 Уровень и качество обслуживания 10 0,12 1,2
9 Имидж 10 0,1 1
10 Человеческие ресурсы 7 0,08 0,56
11 Коммуникации на рынке 5 0,12 0,6
12 Финансовая сила 5 0,08 0,4
13 Дополнительные услуги 10 0,05 0,5
  Итого - 1 8,28

ПРИЛОЖЕНИЕ 12.

Оценка рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия в отношении магазина «Санги Стиль»

Факторы оценки Оценка Вес Взвешенная оценка
Факторы рыночной привлекательности
1 Величина рынка 5 0,1 0,5
2 Развитие рынка 5 0,1 0,5
3 Конкурентная структура 5 0,1 0,5
4 Отраслевая прибыльность 5 0,1 0,5
5 Чувствительность рынка к ценам 7 0,05 0,35
6 Платежеспособность покупателей 7 0,12 0,84
7 Торговые отношения (сила переговоров) 7 0,06 0,42
8 Барьеры для входа на рынок 5 0,03 0,15
9 Возможные помехи снабжения сырьем 5 0,03 0,15
10 Технические факторы 5 0,12 0,6
11 Социальные факторы 10 0,07 0,7
12 Юридические факторы 5 0,08 0,4
13 Человеческие факторы 7 0,04 0,28
  Итого - 1 5,89
Факторы конкурентоспособности предприятия
1 Размер предприятия 5 0,04 0,2
2 Темпы роста 7 0,06 0,42
3 Доля рынка 5 0,03 0,15
4 Прибыльность 7 0,08 0,56
5 Технологический уровень 7 0,05 0,35
6 Ассортимент 10 0,09 0,9
7 Цены 10 0,1 1
8 Уровень и качество обслуживания 10 0,12 1,2
9 Имидж 7 0,1 0,7
10 Человеческие ресурсы 7 0,08 0,56
11 Коммуникации на рынке 7 0,12 0,84
12 Финансовая сила 3 0,08 0,24
13 Дополнительные услуги 3 0,05 0,15
  Итого - 1 7,27

[1] Годин, А. М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению "Экономика" и специальности "Маркетинг" А. М. Годин. – Москва: Дашков 2010–71с.

 

[2] Казущик А. А. Основы маркетинга: учебное пособие А. А. Казущик. - Минск: Беларусь, 2011-46с.

[3] Прокшина Т. П. Маркетинг: учебное пособие Т. П. Прошкина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.– 31c.

[4] Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. 4-е изд. -М.: Финансы и статистика, 2007г. – 36с.

[5] Маркетинговые исследования: учебное пособие для студентов Т. Г. Зорина М. А. Слонимская. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2010. – 41 c.

[6] Маркетинг: учебное пособие по направлению 080500 "Менеджмент" / Л. Е. Басовский Е. Н. Басовская. – Москва: Инфра-М, 2010.– 42 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 3128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.