Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ результатов социологического исследования интериоризации семейных ценностей и представлений об ответственном родительстве в молодежной среде




Исследования системы ценностей молодежи вызывают существенный интерес в обществе, так как они оказывают значительное воздействие на формирование образа жизни и поведение как самой молодежи, так и на жизнедеятельность социума в целом.

В феврале 2015 года в рамках студенческой научно-исследовательской лаборатории «Социс» кафедры социальной работы института социальных технологии Сыктывкарского государственного университета было проведено социологическое исследование «Интериоризация семейных ценностей и представлений об ответственном родительстве в молодежной среде: гендерное сравнение ». Цель социологического исследования заключалась в выявлении семейных ценностей и представлений об ответственном родительстве у юношей и девушек. Социологическое исследование проходило в четыре этапа: этап подготовки методического инструментария; этап анкетирования; этап обработки анкет, полученных данных, и этап анализа результатов исследования. Методом анкетирования было опрошено 100 молодых людей (50 мужчин и 50 женщин) г. Сыктывкара от 18 до 30 лет, с различным семейным положением и видом занятости. Целенаправленно было выбрано 50 мужчин, из них 25 человек обучающиеся и 25 работающие и 50 женщин, из них 25 человек обучающиеся и 25 работающие. Также было выбрано 30 семейных молодых людей и 70 несемейных. Это было сделано для того, чтобы получить наиболее полные и реальные результаты.

Полученные результаты позволили сделать следующие сравнительные выводы: из 85 % опрошенных 40 % мужчин и 45 % женщин считает семью источником теплоты, понимания, взаимной психологической поддержки, из 72 % опрошенных 31 % мужчин и 41 % женщин считает главным в семье – рождение детей и их воспитание, из 71 % всех ответивших 33% мужчин и 38% женщин считает, что главной в семье является взаимная любовь. Можно отметить, что теплота, понимание, взаимная психологическая поддержка, а также рождение детей, их воспитание и взаимная любовь входят в тройку самых значимых ценностей семьи.

Значительная часть респондентов считает, что создание семьи возможно и в незарегистрированных отношениях (40%) из них 22% мужчин и 18% женщин, также респонденты считают, что регистрация брака при создании семьи обязательна, но зависит от партнера (31%) из них 14% мужчин и 17% женщин. То есть ярко прослеживается, что практически половина молодых людей положительно относятся к незарегистрированным бракам.

Больше половины респондентов (60%) считает брак защитой интересов семьи и детей из них 28% мужчин и 32% женщин. И 55% опрошенных считает брак официальным признанием отношений, из них четверть мужчин и треть женщин. Среди опрошенных треть уже создали семью, а 29% (13% мужчин и 16% женщин) хочет создать семью, 5% не хочет создавать семью из них 2% мужчин и 3% женщин. Таким образом, отмечается положительное отношение к браку и семье. Для большинства респондентов брак является защитой интересов семьи и детей и официальным признанием отношений.

Что касается сформированности умений, необходимых в семье, наиболее приоритетными явились: выполнение различных хозяйственных работ по дому - 59%, из них четверть женщин и треть мужчин и умение быть хорошим мужем (женой) - 57%, из них четверть мужчин и треть женщин. Наименее приоритетными явились: умение материально содержать семью - 39%, из них каждый пятый мужчина и каждая пятая женщина. Половина опрошенных считает, что муж – глава семьи (из них 24% мужчин и 27% женщин) и равенство обоих супругов - 47%, из них 24% мужчин и 23% женщин. Следовательно, юноши и девушки наиболее готовы к выполнению хозяйственных работ, а наименее к материальному содержанию семьи.

Среди опрошенных - 87% (41% мужчин и 46% женщин) хочет иметь детей. Одного ребенка хотят 13% (10% мужчин и 3% женщин), двоих – 51% (19% мужчин и 32% женщин) и троих и более - 23% (12% мужчин и 11% женщин). Эти данные позволили сделать вывод о том, что и мужчины, и женщины больше ориентированы на двоих детей.

Ребёнок для большинства респондентов это радость (36% мужчин и 46% женщин) и продолжение рода (равное количество – 41%), далее идет ответственность (37% мужчин и 39% женщин). С тем, что ребенок это необходимый этап в самореализации женщины согласились 15% женщин и только 6% мужчин. Это связано с тем, что данная позиция ближе женщинам, так как в обществе принято считать, что женщина, это прежде всего, мать. С тем, что ребенок – это тормоз в карьере и конец личной жизни согласился 1% женщин. В основном, респонденты отмечают, что ребенок в семье ассоциируется у них с заботой, уходом, вниманием - 86%, из них 39% мужчин и 47% женщин, а также с воспитанием и развитием - 86%, из них 44% мужчин и 42% женщин. За материальное обеспечение детей наибольшую ответственность несет отец, так считают - 88%, а мать отвечает за психологическую поддержку и помощь детям - 82%. Из мер наказания, применяемых к ребенку - 62% (30% мужчин и 32% женщин) опрошенных считают возможным лишать карманных денег, 60% (31% мужчин и 29% женщин) повышать голос, ругать, кричать на ребенка, 15% (9% мужчин и 6% женщин) игнорировать ребенка. Таким образом, отмечается положительное отношение юношей и девушек к родительству. Что касается отношения к наказанию детей, то больше половины респондентов считает возможным лишение карманных денег, повышение голоса, ругание ребенка.

Анализируя отношение к разводам видно, что молодежь рассматривает развод в основном как трагедию для ребенка (26% мужчин и женщин) и как безответственное отношение к семье и детям (27% мужчин и 22% женщин). Как возможность найти более подходящего партнера развод оценивают 12% мужчин и женщин. Данные свидетельствуют о том, что отношение к разводам негативное, больше потому что развод наносит непоправимый вред ребенку.

У большинства респондентов полная семья, родители состоят в браке - 63% (32% мужчин и 31% женщин). 95% выделяет, что в их семье наблюдался благоприятный эмоциональный климат. В основном они отвечают, что их любили, понимали и поддерживали - 81% (40% мужчин и 41% женщин), 9% респондентов часто наказывали (4% мужчин и 5% женщин), 2% опрошенных ответили, что к ним проявляли равнодушие (1% мужчин и женщин). Однако для 57% (30% мужчин и 27% женщин) опрошенных семейная жизнь их родителей не является образцом. 83% опрошенных (41% мужчин и 42% женщин) поддерживают отношения с родителями и 91% (43% мужчин 48% женщин) заботится о своих родственниках. Забота проявляется в звонках (27% мужчин и 42% женщин), помощи по хозяйству (30% мужчин и 27% женщин), а также 50% (23% мужчин и 27% женщин) постоянно навещают своих родственников. Большинство респондентов отметили, что проводят досуг со своей семьей (96%). Эти данные говорят о том, что родственники имеют большое значение в жизни молодежи, а родительская семья влияет на формирование семейных ценностей респондентов.

В ходе проведения исследования были опровергнуты следующие гипотезы: молодежь на первое место ставит не семейные, а карьерные и материальные интересы; мужчины более ориентированы на сожительство, нежели женщины; женщины более ориентированы на ответственное родительство нежели мужчины. Выяснилось, что теплота, понимание, взаимная психологическая поддержка, а также рождение детей, их воспитание и взаимная любовь входят в тройку самых значимых ценностей семьи и разница во мнениях, касаемо семейных ценностей и родительства между мужчинами и женщинами невелика. Однако гипотеза о том, что родительская семья в значительной мере влияет на формирование семейных ценностей молодежи подтвердилась

Таким образом, можно сделать вывод, что брак для молодежи не является обязательным условием создания семьи, однако у большинства молодых людей наблюдается позитивное отношение к семейным ценностям и родительству, хотя семейная жизнь их родителей не является для них образцом. Что касается готовности к семейным обязанностям, то юноши и девушки наиболее готовы к выполнению хозяйственных работ, а наименее к материальному содержанию семьи. Разница в ответах мужчин и женщин невелика, это говорит о том, что их представления о семейных ценностях и ответственном родительстве схожи.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время необходимым и актуальным является своевременное изучение ценностных ориентаций молодежи, так как ценностные ориентации, как и ценности, тесно связаны с нормами поведения, образуя тем самым, ценностно-нормативную систему, т.е. совокупность и взаимообусловленность ценностных ориентаций и норм, касающихся всех проявлений общественной жизни. Они выступают в качестве сильных мотиваторов в поведении индивидов и широкого круга общественности, ведущими систему к тому или иному будущему, так как основная функция ценностных ориентаций - регуляция поведения как осознанного действия в определенных социальных условиях. Таким образом, ценностные ориентации мужчин и женщин на семью, брак и родительство выступают важнейшим регулятором социального поведения личности.

Семейные ценности находят своё отражение в отношении к браку, желательности семейной жизни, в отрицательном восприятии разводов и, конечно же, относительно высоких репродуктивных установках. А под ответственным родительством понимается духовно-нравственная и социальная потребность личности, её ориентация на ценностное воспитание детей, подготовка к позитивным, когнитивным, эмоциональным, поведенческим отношениям в семье, субъективному ощущению себя родителем, эффективному взаимодействию в семье и формированию ценностных установок родительства. Готовность к семейной жизни и к осознанному родительству - важнейший показатель социальной зрелости молодежи.

Формирование ценностных ориентаций молодежи происходит под влиянием разноплановых субъективных и объективных факторов. К субъективным факторам относятся: ресурсы государственного аппарата (способствующие: созданию соответствующей законодательной базы, цензуре, влиянию на общественные институты); общественные институты (СМИ, образовательные учреждения, иные институты гражданского общества); традиционные религиозные институты (опыт противостояния чуждым деструктивным ценностям; воспитательная работа с молодежью, просветительская активность совместно со светскими институтами). А объективные факторы делятся на общие индивидуально-неспецифические, присущие всей социальной группе молодежи, и индивидуально-специфические, которые отражают выраженную индивидуальность, ее специфику качеств и свойств.

Обзор отечественных и зарубежных исследований показал, что семейные ценности являются значимыми как для большинства мужчин, так и для большинства женщин, однако для вступления в брак и рождения детей, по мнению молодежи, необходим материальный достаток, хорошие жилищные условия и т.д. Это говорит о том, что молодежь положительно относится к браку и родительству, но в настоящее время материальные ценности молодежи существенно потеснили семейные традиции, ценность материнства и отцовства.

Проведенное социологическое исследование показало, что разница в ответах мужчин и женщин невелика, это говорит о том, что их представления о семейных ценностях и ответственном родительстве схожи. Брак для молодежи не является обязательным условием создания семьи, однако у большинства молодых людей наблюдается позитивное отношение к семейным ценностям и родительству. Что касается готовности к семейным обязанностям, то мужчины и женщины наиболее готовы к выполнению хозяйственных работ, а наименее к материальному содержанию семьи.

Таким образом, проведенное социологическое исследование позволило выработать ряд конкретных рекомендаций: необходимо пропагандировать ценности брака, семьи, родительства, чтобы способствовать формированию адекватных брачно-семейных представлений мужчин и женщин; важно сформулировать в обществе четкое распределение семейных обязанностей между мужчиной и женщиной.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

I. Нормативно-правовые документы

 

1. Конституция Российской Федерации// Доступ СПС «КонсультантПлюс». – 2015.

2. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 223-ФЗ от 29. 12. 1995. // Доступ СПС «КонсультантПлюс». – 2015.

3. О дополнительных мерах поддержки молодых семей: Федеральный закон от 01. 01. 2015 г. // СПС «Консультант Плюс». - 2015.

4. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон РФ № 81-ФЗ от 19. 05. 1995 г.// Доступ СПС «Консультант Плюс». -2015.

5. Об основных направлениях государственной семейной политики: Указ Президента Российской Федерации от 14.05.1996г № 712 // Доступ СПС «Консультант Плюс». -2014.

6. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 [Электронный ресурс]. - URL: http://demoscope.ru/weekly/knigi/koncepciya/koncepciya25.html (дата обращения: 14.02.2015).

7. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 3-х частях//Составитель Мизулина Е.Б. и др./ЧАСТЬ 1.–М., 2013.

8. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г.: распоряжение Правительства РФ № 2403-р от 29. 11. 2014 г. // Доступ СПС «Консультант Плюс». – 2015.

9. Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации № 1760-р, 18.12.2006г. // Доступ СПС «Консультант Плюс». -2014.

10. О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации №387 от 3.04.1996г. // Доступ СПС «Консультант Плюс». -2014.

11. Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации: постановление Верховного Совета Российской Федерации №5090-1 от 3.06.1993г. // Доступ СПС «Консультант Плюс». -2014.

12. Концепция государственной семейной политики Республики Коми на период до 2025 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://mintrudsoc.rkomi.ru/left/pro_npa/26524/ (дата обращения: 15. 03. 2015).

13. О концепции демографического развития Республики Коми на период до 2015 года: Указ Главы Республики Коми № 506. от 10.12.2001. URL: http://docs.cntd.ru/document/473207820 (дата обращения: 15. 01. 2015).

14. Концепция молодежной политики в Республике Коми [Электронный ресурс]. - URL: http://agmol.rkomi.ru/ (дата обращения: 16.02.2015).

15. О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей: закон Республики Коми № 57-РЗ от 12. 11. 2004 г. // Доступ СПС «Консультант Плюс». -2015.

16. О молодежной политике в Республике Коми: закон Республики Коми №115-РЗ от 4.10.2010г. // Доступ СПС «Консультант Плюс». -2015.

 

II. Научная литература

1. Абросимова Е.Е. Дихотомические вопросы: логика и рациональность использования при построении анкеты// Социологические исследования. – 2013. - № 11. – С. 25-29.

2. Аверьянов Л.Я. О проблемах молодежи и не только о них// Социологические исследования. – 2008. - № 10. – С. 153-157.

3. Акименко Н. К., Багинская С. В. Изучение ценностей семьи и осознание семейных ролей современной молодежью// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. - № 38. – С. 211-217.

4. Акутина С. П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. - № 94. – С. 9-14.

5. Акутина С. П. Формирование осознанного родительства у старшеклассников как духовно-нравственный императив// Известия высших учебных заведений. – 2009. - № 1. – С. 133-142.

6. Ананченкова П.И. Трансформация семейных ценностей в современном российском обществе// Труд и социальные отношения. – 2011. - № 6. – С. 45-53.

7. Бессчетнова О. В. Роль семьи и национальной культуры в системе социализации детей и молодежи в современном российском обществе// Известия высших учебных заведений. – 2009. - № 2. – С. 142-150.

8. Бибарсова Н. В. Эмоциональный интеллект как фактор развития семейных ценностей современной молодежи// В мире научных открытий. – 2013. - № 9. – С. 163-177.

9. Болотова Л. В., Медведева Н. А. Оценка брачности и разводимости в Вологодском регионе// Молочно-хозяйственный вестник. – 2012. - № 3. – С. 93-100.

10. Боронина Ю. Р., Вишневский Ю. Р., Белова О. Р. Студенчество: динамика ценностных ориентаций// Академический вестник. – 2009. - № 3. – С. 19-36.

11. Васильева И. С. Образ жизни и основные проблемы партнеров в период формирования добрачных отношениях// Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. - № 2. – С. 201-204.

12. Васильева М.Г., Аулова М.В. Влияние современного телевидения на формирование семейных ценностей у молодежи// Система ценностей современного общества. – 2013. - № 27. – С. 144-148.

13. Вебер Э. И. Ценностные ориентиры современной молодежи России// Историческая и социально-образовательная мысль. – 2011. – № 4. – С. 142-145.

14. Верещагина А. В. Отношение студенческой молодежи к семье и семейным ценностям// Молодежь и общество. – 2013. - № 1. – С. 52-60.

15. Виниченко Е. А. Подготовка студентов к ответственному восприятию родительской роли// Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2012. - № 18. – С. 183-188.

16. Волков Ю.Г. Восприятие семьи семейных ценностей донской молодежью// Молодежь и общество. – 2013. - № 2. – С. 60-67.

17. Гаврилюк В. В. Социология молодежи. Маскулинность в социализации городских подростков// Социологические исследования. – 2004. - №. – С. 98-104.

18. Горбунова Е.В. Ценностное отношение к семье у студенческой молодежи в условиях оздоровления российского общества// Перспективы науки. – 2010. - № 8. – С. 17-20.

19. Грицай Л. А. Российское родительство: опыт прошлого – взгляд в будущее// Образ человека будущего. – 2014. - № 1. – С. 231-238.

20. Грицай Л.А. Социальное измерение современного российского родительства// Вестник института социологии. – 2011. - № 2. – С. 187-201.

21. Гулиева Ш. М. К. Психологические вопросы подготовки девушек к семейной жизни// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2013. - № 1. – С. 75-78.

22. Гурко Т.А. Брак и родительство в России – М.: Институт социо-логии РАН, 2008. – 325 с.

23. Данилова Е.А., Кошарный В. П. Роль института семьи в процессе социализации современной молодежи// Социология. – 2011. - № 3. – С. 61-66.

24. Дружинина Ю.А., Маленова А.Ю. Гендерные особенностиотношения к браку и семье представителей разных поколений// Вестник Омского университета. – 2010. - № 1. – С. 39-49.

25. Дубиняк А.В. Проблемы формирования ответственного родительства в молодежной среде// Социальные и психологические проблемы глазами молодых. – 2010. – С. 102-103.

26. Думнова Э. М. Брачно-семейные установки молодежи российского мегаполиса: гендерный аспект// Вестник томского государственного университета. – 2012. - № 363. – С. 47-50.

27. Думнова Э. М. Молодежь мегаполиса: социальное неравенство и ценности// Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. - № 6. – С. 54-59.

28. Евграфова Ю. А. Ценности современной молодежи и установки на семью и деторождение// Известия Пензенского государственного педагогического университета. – 2012. - № 28. – С. 1213-1216.

29. Елишев С.О. Молодёжная политика в процессе формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи// Пространство и время. – 2012. - № 2. – С. 113-119.

30. Жангурова А.А. Проблемы престижа семейных ценностей и социальной ответственности в молодежной среде// Социальные и психологические проблемы глазами молодых. – 2010 – С. 10-12.

31. Журавлева И. А. Динамика ориентации молодежи на морально-этические ценности – актуальная проблема современного Российского общества// Психологический журнал. – 2013. - № 5. – С. 53-57.

32. Змановская Е. В., Карташова Т. Е. Структура и содержание брачно-семейных установок современной молодежи// Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. - № 12. – С. 222-226.

33. Ильиных С. А. Представления о семье студентов Минска и Новосибирска// Социологические исследования. – 2014. - № 3. – С. 59-65.

34. Ильиных С. А. Семейные ценности молодежи: традиции и трансформации// Вестник Томского государственного университета. – 2012. - № 4. – С. 221-232.

35. Карнеев Р. К., Мерзлякова С. В. Связь индивидуально-психологических особенностей с развитием ценности семьи у студенческой молодежи// Вестник Московского городского педагогического университета. – 2011. - № 2. – С. 31-40.

36. Карташова Т. Е. Динамика и структура брачно-семейных установок современной молодежи// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2011. - № 132. – С. 336-341.

37. Карташова Т. Е. Особенности брачно-семейных установок современной молодежи// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2011. - № 129. – С. 54-69.

38. Кирдяшкина Т. А. Роль образования в подготовке молодежи к семейной жизни// Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2013. - № 1. – С. 35-39.

39. Комарова И.А., Пойда О.В. Изучение представлений студенческой молодежи о проблеме осознанного родительства// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2011. - № 2. – С. 118-121.

40. Кононова Т.М. Формирование ценностных ориентаций молодежи на этапе высшего образования// Академический вестник. – 2009. - № 3. - С. 46-50.

41. Королева Ю. Г. Семья в системе ценностных ориентаций студентов// Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2009. - № 45. – С. 46-49.

42. Кузьмен О. В. Настоящее и будущее России в ценностных ориентациях и представлениях студенческой молодежи// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2013. - № 6. – С. 139-147.

43. Кучмаева О. В. Ценностные ориентации современной российской молодежи: особенности и перспективы// Социальная педагогика. – 2014. - № 1. – С. 73-83.

44. Лагойда Н. Г. Проблема подготовки современной молодежи к браку и пути ее решения// Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. - № 5. – С. 82-87.

45. Лежнина Ю. П. Семья в ценностных ориентациях// Социологические исследования. – 2009. - № 12. – С. 69-77.

46. Либзяк М. В. Подготовка молодежи к осознанному, ответственному родительству// Культура, наука, интеграция. – 2010. - № 3. – С. 170.

47. Маленкова Н.Л. Готовим к самостоятельной семейной жизни// Народное образование. – 2011. - № 7. – С. 243-246.

48. Маленова А.Ю., Дружинина Ю.А. Гендерные особенности отношения к браку и семье представителей разных поколений// Вестник Омского университета. – 2010. - № 1. – С. 39-49.

49. Меркулов П. А. Международные стандарты формирования государственной молодежной политики// Знание. Понимание. Умение. – 2012. - № 4. – С. 101-105.

50. Мирьяна У. Изменения гендерных стереотипов в процессе взросления// Вестник Пермского университета. – 2011. - № 4. – С. 75-86.

51. Михайлов С.В., Шубина Т.Ф. Молодежь Архангельской области – семья как приоритетная ценность// Вестник Северного федерального университета. – 2011. - № 3. – С. 68-72.

52. Орлова В.В. Ценностные приоритеты молодежи в Сибирском регионе// Социологические исследования. – 2009. - № 6. – С. 95-99.

53. Папа О. М. Сожительства как альтернатива браку// Современные исследования социальных проблем. – 2012. - № 2. – С. 249-257.

54. Петров А. В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений// Социологические исследования. – 2008. - № 2. – С. 83-90.

55. Петрякова О.Л. Семейный образ жизни в системе ценностей поколений // Социальная педагогика. – 2013. - № 6. – С. 79-86.

56. Полканова Ю. А. Историко-педагогический анализ проблемы подготовки к родительству в России// Вестник Череповецкого государственного университета. – 2011. – 4-34. – С. 125-129.

57. Полканова Ю. А. Социально-правовые аспекты подготовки молодежи к родительству// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2012. - № 1. – С. 285-287.

58. Пойда О. В., Комарова И. А. Некоторые особенности формирования осознанного родительства у студенческой молодежи в процессе профессиональной подготовки// Категория «социального» в современной педагогике и психологии. – 2013. - № 3. – С. 348-355.

59. Потаповская О. М. Ценностные приоритеты семейного воспитания в России// Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – 2011. - № 20. – С. 110-138.

60. Прохорова О. Г. Подготовка молодежи к родительству// Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2009. - № 1. – С. 5-12.

61. Рогова А. М. Особенности формирования семейных ценностей у современной российской молодежи// Современные проблемы науки и образования. – 2009. - № 1. – 66-69.

62. Рожнов О. А. Оценка эффективности реализации молодежной политики// Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2011 - № 8. – С. 56-61.

63. Русанова А.А. Семья как ценность и институт социального самоопределения студенческой молодежи// Современные исследования социальных проблем. – 2012. - № 4. – С. 84-92.

64. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи// Социологические исследования. – 2007. - № 4. – С. 37-43.

65. Сергеев Р. В. Ценности Российского студенчества в семейно-брачных отношениях// Вестник Адыгейского государственного университета. – 2010. - № 3. – С. 234-238.

66. Сердюкова Е. Ф. Нравственный компонент готовности молодых людей к вступлению в брак// Научный диалог. – 2014. - № 3. – С. 86-91.

67. Сёмина М. В. Подготовка молодежи к браку и семье в советской и постсоветской России// Вопросы современной науки и практики. – 2011. - № 3. – С. 156-165.

68. Сёмина М. В. Подготовка молодежи к браку и семье: направления развития// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2011. - № 3. – 287-291.

69. Скриптунова Е. А., Морозов А. А. О предпочтениях городской молодежи// Социологические исследования. – 2002. - №. – С. 105-110.

70. Скутнева С.В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи// Социологические исследования. – 2003. - № 11. – С. 73-78.

71. Соколова Е. В., Лобанова О. Б. Ценностные предпочтения современной молодежи России и Германии// Гуманитарный вектор. – 2012. - № 3. – С. 217-221.

72. Соколов А.В., Щербакова И.О. Социология молодежи. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социологические исследования. – 2003. - № 1. – С. 115-123.

73. Солдатова Е. Л. Роль образа семьи в информационном пространстве как основа идентификации молодежи// Гуманитарный вектор. – 2013. - № 33. – С. 145-149.

74. Сурина И. А. Ценностные ориентации// Знание. Понимание. Умение. – 2005. - № 4. – С. 161-169.

75. Сытник А.В. Проблемы формирования ответственного родительства в молодежной среде// Социальные и психологические проблемы глазами молодых. – 2011. - С. 79-81.

76. Тучкова В. В. Отражение семейных ценностей в российских СМИ// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2012. - № 150. – С. 158-163.

77. Тырнова О. А. Особенности ценностных ориентаций современной молодежи// Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. – 2010. - № 3. – С. 71-75.

78. Фаизова В. Б., Шубович М. М. Становление системы ценностных ориентиров, формирующих психологическую готовность к браку у студентов// Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. - № 4. – С. 89-94.

79. Файзиева Е. Б., Нилова Н. А. Организационно-методические аспекты создания внутривузовской системы просемейного воспитания студентов// Социальная педагогика. – 2013. - № 6. – С. 87-93.

80. Чикалова Е.А. Трансформации семейных отношений в современном российском обществе: гендерный подход// Сборники конференций НИЦ социосфера. – 2011 - № 20. – С. 42-45.

81. Шагивалеева Э.Р., Шагивалеева Г.Р. Изучение ценностных ориентаций современной молодежи// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. - № 1. – С. 156.

82. Шаповалова А.В. Студенческий взгляд на семейную политику Российского государства// Социальные и психологические проблемы глазами молодых. –2010. – С. 136-138.

83. Шевченко Я. Ю. Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов вуза// Концепт. – 2013. - № 7. – С. 67-71.

84. Шпаковская Л., Чернова Ж. Молодые взрослые: супружество, партнерство и родительство. Дискурсивные предписания и практики в современной России// Журнал социальных исследований. – 2010. - № 3. – С. 19-43.

85. Явон С.В. Жизненное самоопределение российской молодежи// Знание. Понимание. Умение. – 2012. - № 4. С. 174-178.

86. Явон С. В. Ценностные ориентации молодежи среднего Поволжья// Социологические исследования. – 2012. - № 5. – С. 89-95.

87. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – 6-е изд. – М.: ИКЦ «Академкнига»; «Добросвет», 2003. – 596 с.

88. Ядова М.А. Современное и традиционное в ценностях постсоветской молодежи// Социологические исследования. – 2012. - № 1. – С. 114-125.

III. Электронные ресурсы

1. Быковская Л.И. Оценка индивидуальной нуждаемости граждан пожилого возраста и инвалидов в социальных услугах и их востребованность [Электронный ресурс]: методологические подходы: монография/ Л.И. Быковская, Л.В. Хотемова, Р.И. Зубова. – Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2008. -; 1 электрон. опт. диск. - CD-ROM.

2. Гендерные проблемы в социальной сфере: региональный аспект [Электронный ресурс]: монография / И. А. Козырева, Л. И. Быковская, А. В. Соколова и др. — Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2009; 1 электрон. опт. диск. - CD-ROM.

3. Методика эмпирических исследований в социальной работе [Электронный ресурс]: монография/ Р. И. Зубова - Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2011; 1 электрон. опт. диск. - CD-ROM.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.