Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семейные ценности и ответственное родительство: сущность понятий и социальное значение




 

Происходящие в России процессы изменения повседневной жизни россиян в ходе трансформации российского общества затрагивают процессы, сопряженные с трансформацией института семьи и определяющие так называемую демографическую модернизацию. Ведь, как показывают исследования и «в России и за рубежом, несмотря на модификацию ценностных установок, в частности рост ценности индивидуализма, значимости карьеры и самореализации, семья не перестает быть не просто важной, но очень важной ценностью»[35]. Но «под влиянием социально-экономических факторов происходит постепенная переориентация молодежи с ценностей семьи на ценности, отражающие устремления людей к индивидуальным достижениям во внесемейной сфере жизнедеятельности, и прежде всего – к достижению высокого социального статуса»[36]. И тем не менее, «семья и ее ценности остаются одними из самых существенных человеческих ценностей, которые значимы до сих пор, несмотря на доминирование индивидуализма и потребительства»[37].

В отличие от современной ситуации, в советском обществе, семья рассматривалась, в основном, через призму интересов общества, в основном, как источник воспроизводства трудовых ресурсов, именно поэтому ей отводилась одна из главных ролей, ее задача – репродукция и воспитание будущего поколения. Начиная с конца 40-х годов до 80-х большое значение придавалось благополучию детей, в начале 80-х годов активно пропагандировался стабильный брак. Но в 1990-е годы социокультурный символ женщины-матери стал вытесняться другими образами. Обязательность рождения детей в браке, как социальная норма, обусловленная в значительной мере традициями образа жизни и стимулированная социальной политикой советского времени, постепенно уходит из российской культуры. С начала 90-х годов «среди молодежи стала возрастать ценность образованности и интеллекта, а также комфортных условий жизни»[38]. Доступность образования для женщин сделало их экономически независимыми от мужчин, что в свою очередь, поспособствовало изменению приоритетного положения семьи в иерархии ценностей современной молодежи, а также определяет доминирование установки построения карьеры над установкой деторождения.

Семейные ценности – «это то, что важно, значимо для всех членов семьи, общее поле их интересов»[39]. Семейные ценности находят своё отражение в отношении к браку, желательности семейной жизни, в отрицательном восприятии разводов и, конечно же, относительно высоких репродуктивных установках. Семейные ценности, такие как «создание прочной, счастливой семьи, воспитание детей, занимают прочные лидирующие позиции в структуре ценностных ориентаций молодых россиян наряду с такой ценностью, как материальный достаток»[40].

Особенности ценностного отношения к семье и детям в российском обществе определяются достаточно устойчивыми тенденциями: сохранением высокой значимости семьи и детей для большей части населения; изменением структуры женской гендерной роли и связанным с ним снижением значимости материнства в жизни женщины; переходом от детоцентристских к супружеским внутрисемейным ценностям; вариативностью индивидуальных ценностных систем. Однако, по данным исследований, «россияне перестали ассоциировать любовь с семейным счастьем, а христианское понимание семейных ценностей стало самым непопулярным»[41]. Для большей части граждан любовь не что иное, как некие личностные отношения, которые вовсе не обязательно должны приводить к семейной жизни.

Одной из основных семейных ценностей является ценность родства. Родство явлется одной из составляющей ценностного триединства «супружество – родительство – родство». Родство рассматривается как поддержание родственных отношений, и как совместное проживание многих родственников, и как сохранение традиций рода. Сегодня родство чаще всего рассматривается с позиции поддержания родственных связей и при проживании, раздельном от других родственников. Сказывается, с одной стороны, стремление молодежи к невмешательству в их жизнь старшего поколения, с другой стороны, общие тенденции индивидуализации и «атомизации» как личности, так и семьи.

Следующей основной семейной ценностью является ценность брака. Идеальной семейной ценностью является зарегистрированный брак. Это значит, что «молодежь, в основном, выступает за зарегистрированный брак, но при этом приветствуют как «пробный вариант» сожительство»[42]. Принимая во внимание положительное отношение к сожительству, можно говорить о некотором снижении ценности супружества. Необходимо также указать связь гендерной проблематики и брака. В зарегистрированном браке ценятся любые качества и особенности мужчины и женщины, даже идущие вразрез с гендерными стереотипами. Таким образом, гендер негативно сказывается в большей мере на мужчин и женщин, не вступивших в брак.

Семейный ценности обретают форму мотивов вступления в брак. В ходе развития личности семейные ценности, и, соответственно, мотивы вступления в брак претерпевают определенную эволюцию, изменяясь не только по содержанию, но и по своему мотивационному статусу, по месту и роли в структуре жизнедеятельности. «Любовь и дети остаются, как и прежде, главными семейными ценностями, мотивирущими вступление в брак»[43].

Оценивая брачно-семейные представления современной молодежи в целом, Т.В. Андреева отмечает в них две негативных особенности: во-первых, молодые люди разделяют и противопоставляют понятия любовь и брак, воспринимая семью как помеху своим чувствам; во-вторых, брачно-семейные представления молодежи характеризует их явная потребительская нереалистичность.

Родительство как сложный феномен трактуется в разных науках по разному. Среди них социология, определяющая родительство как социологическую категорию, представляющую собой устойчивое эмоционально насыщенное взаимодействие реальных или потенциальных родителей, связанное с рождением и воспитанием детей и характеризующееся соответствующим поведением мужчины и женщины; демография, отвечающая на вопрос о том, что побуждает людей рожать и растить детей и т.д. Всё это подчёркивает значимость данного феномена в жизни как каждого отдельного человека, так и всего человечества в целом. Таким образом ответственное родительство – это «духовно-нравственная и социальная потребность личности, её ориентация на ценностное воспитание детей, подготовка к позитивным, когнитивным, эмоциональным, поведенческим отношениям в семье, субъективному ощущению себя родителем, эффективному взаимодействию в семье и формированию ценностных установок родительства»[44].

Осознанное родительство включает в себя: «осознанность когнитивной составляющей семейных ценностей, установок и ожиданий родителя, родительских позиций, чувств, родительского отношения, родительской ответственности, стиля воспитания; понимание себя, своих реакций, мотивов родительского поведения, осознание родительской составляющей своей личности; понимание своего супруга, его реакций, мотивов родительского поведения; осознание родительского единства себя и своего брачного партнера, включая потребность в родительском единстве; развитость, устойчивость и комплементарность компонентов в интегральной психолого-педагогической структуре родительства»[45].

В частности, В. В. Бойко выделяет два плана потребности в детях: «общественный – установки родителей, соответствующие сложившемуся социально-историческому типу семьи; и индивидуальный – степень любви к детям, свойственная субъекту как носителю усвоенных общественных норм, установки по отношению к детям вообще»[46]. Р. В. Овчарова отмечает общественное влияние на становление родительства необходимо рассматривать с двух точек зрения: социального регулирования (формализованная сторона), что складывается из социального управления процессами деторождения, в том числе и материального и морального стимулирования рождаемости в рамках демографической политики государства; а также с точки зрения опосредованного воздействия (неформализованная сторона), заключающегося в комплексе социальных влияний на личность, передающихся через СМИ, произведения искусства и культуры. Также она выделяет два больших этапа в формировании родительства. Первый этап относится к добрачному периоду, еще до того, как мужчина или женщина станет отцом или матерью. Здесь существует лишь его образно сконструированное содержание, которое может включать в себя «образы эмоций, связанные с процессом воспитания детей, отдельные и общие когнитивные схемы: планирование уклада жизни в условиях родительства, планирование воспитательного процесса и др., а также образы отдельных поведенческих актов и всего поведения в целом». На этом этапе закладывается сама возможность стать родителем. С рождением собственного ребенка начинается следующий этап формирования родительства, - этап реализующегося родительства, -продолжающийся в течение всей жизни человека. Также Р.В.Овчарова выделяет характеристики родительства по определённым критериям: по форме (материнство и отцовство); по структуре семьи (родительство в полной семье с двумя родителями; неполной семье с одним родителем; материнской семье); по степени родства (биологическое родительство (родители, воспитывающие ребёнка, являются родными для него); социальное родительство (ребёнка воспитывают приёмные родители); смешанный тип родительства (в этом случае приёмным является только один из родителей, со вторым же ребёнка связывают кровные узы)) и др.

«Представления о родительстве юношей отличаются от представлений девушек»[47]. Так, в представлениях девушек на первых местах фигурирует любовь, ответственность, внимание и трудности воспитания детей. В представлениях юношей на первых местах находятся проблемы обеспечения будущего для ребенка, затрат времени на воспитание и родительского авторитета. Однако испытуемые не говорят о том, какие личностные качества им придется в себе развить, как нужно работать над собой. И в этом, отражается узость представлений молодежи о родительстве.

По мнению Э.Р.Алексеевой, родительство может рассматриваться как биологический, психологический, а также социокультурный феномен; как социальный институт, включающий в себя два других института: отцовство и материнство; как деятельность родителя по уходу, содержанию, воспитанию и обучению ребёнка; как этап в жизни человека, начинающийся с момента зачатия ребёнка и не заканчивающийся после его смерти; как отношения кровного родства между родителем и ребёнком; как субъективное восприятие человека себя родителем.

Определенный опыт родительства, образцы поведения будущие отцы и матери получают в родительской семье и от усилий родительской семьи во многом зависит успешность выполнения юношами и девушками будущей родительской роли. Вместе с тем, матери довольно редко разговаривают с дочерями на темы их будущей супружеской и родительской жизни, а отцы крайне редко обсуждают эти вопросы с сыновьями. Родители практически освободили детей (особенно в городах) от участия в домашней работе, что еще больше усугубляет их неподготовленность к будущей семейной жизни.

Таким образом, готовность к семейной жизни и к осознанному родительству, - важнейший показатель социальной зрелости и психического здоровья молодежи. Важно пропагандировать ценности брака, семьи, детей, организовывать социально-психологическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания детей и т.д. Повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи - значит получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны. Сегодняшнее представление молодежи о семейных ценностях скажутся на завтрашней реальной картине института семьи, на предпочтении тех или иных семейных форм, детности, распределении семейных ролей, а соответственно, и на стабильности и гармоничности общества.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.