Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценностные ориентации как регулятор поведения личности




За последнее десятилетие «в ценностном сознании молодёжи произошли серьёзные изменения»[21].Исследования системы ценностей молодежи вызывают существенный интерес в обществе, так как они оказывают значительное воздействие на формирование образа жизни и поведение как самой молодежи, так и на жизнедеятельность социума в целом.А также «проблема гендерной специфики жизненных ориентаций личности, проблема полоролевых идентификаций, смены их культурных значений приобретает свою актуальность в условиях глобальных социальных перемен, когда трансформация в различных сферах общественной жизни влияют не только на макросоциальные процессы, но и сказываются на индивидуальной жизни людей, изменяют ценности, культуру»[22].

Адаптируя человека в общественную среду, «общество неизбежно стремится сопоставить его со своим историческим опытом, традициями, оно выставляет эталоны социализации и задает индивидам типичные социальные черты (язык, ценности, информацию, картину мира, способы поведения), ориентируя на обретение одобряемых качеств личности и моделей поведения»[23]. Формирующиеся в ходе социализации человека системы ценностных ориентаций детерминируют процесс познания человеком социального мира, одновременно осуществляя регуляцию его поведения в социальной среде. Становление системы ценностных ориентаций личности происходит, прежде всего, под влиянием и воздействием господствующей в обществе и непосредственно окружающей её социальной среде системы ценностей. Хотя этот процесс в значительной степени не является предопределённым: ведь личность отнюдь не пассивна в формировании системы своих ценностных ориентаций, да и сама система ценностных ориентаций является по-настоящему динамичной системой – не раз и навсегда заданной.

Формирование в процессе социализации ценностных ориентаций современной молодёжи как самой динамичной части общества является одним из главных комплексов проблем, целей и направлений молодёжной политики в любом отдельно взятом государстве. Общественные и государственные институты хотят видеть молодежь нравственной, ценящей свою родину и историю, высококультурной, образованной, инновационной, предприимчивой, здоровой. Именно поэтому в любом обществе и государстве ценностные ориентации личности, молодёжи оказываются объектом воспитания и целенаправленного воздействия общества и государства; а процесс их образования – важным направлением молодёжной политики по осуществлению духовно-нравственного, патриотического и трудового воспитания.

Механизм формирования системы ценностных ориентаций молодёжи может быть реализован на самых разных уровнях (на уровне государства, общественных и религиозных институтов, семьи и личности) и основывается на последовательности стадий социальной регуляции: институционализации – установлении норм и эталонов поведения, определение системы ценностей и идеалов, к которым следует стремиться; профилактики – системе методов и процедур, направленных на предупреждение и устранение причин социальных отклонений; контроля – установление фактического состояния процесса (отношений, действий), оценка этого состояния, выводы, следующие из оценки; коррекции – исправлении социальных отклонений, аномалий.

 

«В настоящее время наблюдается автономизация и деформация большинства институтов социализации, приводящая к неотрегулированности, конфликтам, потери путей взаимодействия их друг с другом, коррекции их функций»[24]. Необходимо сформировать систему социальной регуляции, которая отслеживала бы процессы маргинализации молодежи и предотвращала негативные явления в молодежной среде, связанные с институционализацией этого маргинального положения. Находясь в ситуации неопределенности, связанной с тем, что отсутствует четкое видение дальнейшей социальной жизни и ее перспектив, молодежь привыкает к состоянию маргинализации, которое становится ее внутренней сущностью. Опасность заключается именно в привыкании к состоянию маргинализации, своей непринятости обществом, своей невключенности в его социальные структуры и организации. Социальная регуляция возможна при условии эффективного функционирования институциональной системы, при условии ее стабильности, соответствия институциональных норм и ценностей потребностям общества и, в частности, молодежи.

Изучение ценностных ориентаций молодёжи даёт возможность выявить степень её адаптации к новым социальным условиям и её инновационный потенциал. «В современной социально-философской и социально-психологической литературе отсутствуют общепризнанное определение ценностных ориентаций, что обусловлено сложностью объекта исследования и разнообразием исследовательских подходов. Тем не менее, ряд учѐных (В.С. Мухина, Н.А. Волкова, И.М. Попова и др.) считают, что ценностные ориентации представляют собой субъективный механизм управления человеческим поведением»[25]. Многие исследователи рассматривают ценностные ориентации как выражение направленности личности (Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядов). Также ценностные ориентации определяются как «относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности»[26] и как «оценочное отношение к личности (группы) к совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы (или их свойства), цели и средства для удовлетворения потребностей личности (группы)»[27]. Они выражаются в идеалах, личностном смысле жизни и проявляются в социальном поведении личности (группы). Ценностные ориентации, это своего рода, регуляторы социального поведения социальных субъектов. Ценностные ориентации, как и ценности, тесно связаны с нормами поведения, образуя тем самым, ценностно-нормативную систему, т.е. совокупность и взаимообусловленность ценностных ориентаций и норм, касающихся всех проявлений общественной жизни.

Изучение ценностных ориентаций молодежи предусматривает не только выявление современных ценностных приоритетов молодого поколения, но и изучение процесса трансформации его ценностных ориентаций. Это связано с тем, что в условиях, когда в российском обществе не стало стабильности, роль общечеловеческих ценностей становится более значимой. Они выступают в качестве сильных мотиваторов в поведении индивидов и широкого круга общественности, ведущими систему к тому или иному будущему, так как основная функция ценностных ориентаций: регуляция поведения как осознанного действия в определенных социальных условиях.

Система ценностных ориентаций определяет направленность деятельности личности, уровень ее социального творчества и нравственной зрелости, способность и готовность стать социально активным субъектом общественного бытия. Исследования показали, что «главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера»[28]. Также выявлено, что «доминантной ценностью среди молодежи является материальный достаток сочетается с такими значимыми ценностями, как интересная работа (дело по душе), семья и дружба»[29].

«Важнейшим регулятором социального поведения личности являются, прежде всего, устойчивые представления о предназначении мужчин и женщин в обществе и семье о соотношении семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом»[30]. «Социальное положение и характер деятельности мужчин и женщин в современном мире претерпевают значительные изменения, а значит, меняются и базовые гендерные критерии»[31]. Так, по результатам «анализа ценностей выявлено, что юноши и девушки важное значение придают семье, любви и здоровью»[32]. Также для них важно и материальное обеспечение, но развлечения и активная жизнь для девушек играет менее значимую роль, чем для юношей.

Девушки лучше относятся к детям, чем юноши, что можно объяснить и «материнским инстинктом», но вероятнее доминированием норм родительства, не предполагающих активного и ответственного отцовства. В. Пантин, анализируя отношение к ценностям родительства у современных россиян, делает вывод о том, что у большинства наших молодых соотечественников есть потребность в принятии семьи, материнства и детства как главнейших ценностей. Однако в реальности эта потребность уходит на второй план не только из-за материальных трудностей, но и под влиянием стереотипов общественного сознания, акцентирующих внимание на экономической, социальной и нравственной незащищённости семьи и детей перед угрозами современного мира. По мнению А.В. Узика наиболее предпочтительной для современных юношей и девушек является однодетная семья. Наряду с этим психологи и педагоги с тревогой пишут об ослаблении в последние годы родительского внимания к детям, которое называют «дефицитом родительской любви», а с другой стороны, о новом явлении общественной жизни – свойственной некоторой части российской молодёжи «педофобии», т. е. «нежелании иметь детей, из-за боязни нести моральную и экономическую ответственность за них»[33]. Сложившаяся ситуация усугубляется низким уровнем педагогической культуры многих родителей, их неумением, а подчас и нежеланием серьёзно и вдумчиво заниматься воспитанием собственных детей. Изучая данные явления, уместно говорить не только о кризисе семьи, но и о кризисе родительства, ярко проявляющем себя в современном мире. Причины данного кризиса можно увидеть в политических, экономических, социальных преобразованиях последних лет, однако, кризис родительства, в первую очередь, вызван низким значением ценности семьи с детьми в сознании наших современников. Именно эта утрата ценности семейственности приводит к таким печальным явлениям современной действительности, как падение уровня физического и психического здоровья детей, понижение их интеллектуального потенциала и духовно-нравственных ценностей, усложнение процесса адаптации в обществе, социальное сиротство и т. д. Безусловно, подобные негативные явления требуют поиска способов преодоления сложившейся ситуации.

От характера ценностей, которыми руководствуется молодежь при выборе жизненных стратегий, от её мировоззренческих установок зависит не только ближайшее будущее российского государства, но и будущее цивилизации. Поэтому необходимыми и актуальными являются своевременное системное изучение ценностных ориентаций молодежи, разработка системы формирования её нравственной культуры. В современных условиях очень важно осуществлять объективный анализ реального состояния тенденций духовно-нравственной жизни молодых россиян, усилиями ученых выработать концепцию нравственного воспитания молодежи, учитывающую ее жизненные реалии и потребности, способствующую развитию культуры личности.

Как никогда остро стоит «проблема формирования одухотворенной, гармонически развитой личности с устойчивыми нравственными ориентирами, воспитания у молодых людей высоких гражданских качеств, чувства нравственного долга и ответственности за будущее страны и своего народа»[34]. В то же время, ценности любви, семьи и семейных отношений все еще занимают первые позиции, и это является тем ресурсом, на который можно опираться при построении и реализации государственных молодежных и семейных программ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.