Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обзор отечественных и зарубежных научных исследований проблем отношения молодёжи к семейным ценностям и родительству




 

В условиях «трансформации отношений женщин и мужчин в обществе»[69], институтов брака и родительства изменяются ценностные ориентации молодежи. Снижение уровня рождаемости, рост числа разводов, одиноких мужчин и женщин, внебрачной рождаемости, числа повторных и незарегистрированных браков, снижении брачности и ряд других социальных факторов делает актуальным анализ ценностных ориентаций молодежи.

В современном обществе «произошли перемены в представлениях о семье и браке»[70]. Сожительство приобрело, во-первых, более массовый, а во-вторых, легитимный характер. Мужчины и женщины, легитимизируя незарегистрированные браки, вносят тем самым изменения в институт семьи. Образцы и семейные представления предыдущих поколений переоцениваются, что нарушает преемственность в передаче социокультурного опыта. Однако эти новые представления постепенно воспринимаются молодыми людьми и девушками как образцы допустимого семейного поведения мужчин и женщин. Об этом свидетельствует, к примеру, исследование А. Митрикаса, проследившего изменение отношения к незарегистрированному браку с 1990 по 1999 г. Так, «в двадцати европейских странах в 1990 г. 14% респондентов одобрительно отнеслись к мнению, что брак стал пережитком, в 1999 г. таких было уже 20%»[71]. Мнение о том, что брак отжил свое, быстрее всего формировалось в Литве, Ирландии, Северной Ирландии, Бельгии, медленнее - в Польше, Чехии, Венгрии, Италии, Испании, Португалии. Мнение о том, что брак устарел, более всего поддерживают респонденты Франции, Люксембурга и Бельгии, традиционный же взгляд на брак наибольшую поддержку нашел на Мальте, в Исландии и Польше.

По данным исследований Е.В. Соколовой и О.Б. Лобановой «несмотря на кризисные семейные явления как в России, так и в Германии, у большинства опрошенных сохраняется потребность в семье и брачных отношениях»[72]. У 34 % немецкой молодежи отношения официально зарегистрированы, 30 % имеют прочные отношения. У российской молодежи ситуация та же. Кроме того, данные социологического исследования свидетельствуют также о том, что большинство как немецких, так и российских респондентов выражают надежду, что их отношения будут существовать вечно. На это хотели бы надеяться 55% молодых немцев и 56 % молодых россиян. При этом немецкая молодежь более уверена в прочности своих отношений, где только 13% не уверены в своих отношениях, а среди российской молодежи это цифра достигает 33%. Только 5% немецкой и 19% российской молодежи имеют «легкие» несерьезные отношения. Что касается отношений с родителями, то в Германии только 25% молодежи живут с родителями, а в России – 60%. Это связано с тем, что на Западе молодые люди гораздо раньше становятся самостоятельными, в отличие от российской молодежи, для которой характерна, во-первых, иждивенческая позиция по отношению к своим родителям, а во-вторых, многие молодые люди не имеют достаточно средств, чтобы купить собственное жильё и жить отдельно от родителей. Однако немцы общаются с родителями чаще, нежели россияне. По данным исследований, можно сделать вывод о том, что и для российской и для немецкой молодежи семья является важным институтом социализации.

На примере Республики Казахстан Н.К. Акименко и С.В. Багинская рассматривают особенности семейных ценностей современной молодежи. В большинстве случаев «девушки практически все функции и семейные роли возлагают на себя, исключение составляет материальное обеспечение и сексуальное первенство»[73]. В то время как большинство юношей этого возраста выполнение всех функций и ролей отдают женщине. Но следует отметить, что здесь прослеживается «обоюдное согласие» или равный процент отнесение семейных ролей к женской половине. Так 65% девушек и 66% юношей указывают, что воспитанием детей должна заниматься жена; 81% и 84% испытуемых указывают, что созданием эмоционального климата в семье должны быть поделены между мужем и женою поровну. Следует отметить, что юноши и девушки в этом возрасте организацию развлечений и организатора семейной субкультуры отводят жене. Разногласия прослеживаются по функциям кормильца и сексуального партнера. Роль «кормильца» девушки возлагают на мужа — 85%, а юноши на жену — 79%. Большое значение в семейных отношениях придавалось роли сексуального партнера. В этом случае 69% девушек сексуальное первенство отводят мужу, а 74% юношей наоборот жене. Также следует отметить, что для большинства респондентов главной семейной ценностью оказались дети – 86%.

Ю.П. Лежнина указывает на то, что в настоящее время среди россиян 14% - холосты или не замужем и никогда не состояли в браке, 59% - имеют официального и 6% - гражданского супруга, 2% - не состоят в браке, но имеют постоянного партнера, 9% - разведены и 10% - вдовствуют. Так как «в России численность мужчин меньше, чем женщин»[74], соответственно мужчины чаще женщин вступают в брак повторно, что уже отмечалось рядом исследователей.

А.В. Петров выяснил, что «семья для молодежи остается одной из немногих традиционных ценностей, в отношении которой существует практически полное единогласие»[75]. Ее важность в своей жизни признают до 90% респондентов, причем отводят "очень важную" и "довольно важную" роль.

Е.В. Змановская и Т.Е. Карташова представляют данные психодиагностического исследования брачно-семейных установок современной молодежи в контексте гендерных различий. При оценке идеального партнера были выявлены следующие гендерные различия. Молодые женщины в большей степени ориентируются на эгалитарный тип семьи; мужчины проявляют большее стремление к романтическим отношениям и более лояльно относятся к разводу. Выявлено, что: наблюдается тенденция к нивелированию гендерных различий в установках и ролевом поведении молодых людей в браке, что может обусловливать высокий уровень внутриличностных и межличностных конфликтов; на фоне размывания социальных норм выявлено конфликтное отношение молодых мужчин и женщин к собственной лидирующей роли в семье (стремление к лидерству в сочетании с ожиданием высокой инициативы со стороны партнера; ожидание одновременно лидерства и уступчивости со стороны партнера), что обусловливает, с одной стороны, взаимную неудовлетворенность, с другой – высокую конкуренцию молодых супругов за личную власть в супружеских отношениях; с точки зрения содержания социальных ценностей отмечается их сходство у молодых мужчин и женщин, а также достаточная взаимная согласованность: основополагающими ценностями являются здоровье и любовь, отмечается явная ориентация на эгалитарный тип семьи, поддержку и психологическую близость, романтические отношения в браке; при совпадении ценностных ориентаций выявлена рассогласованность в ролевых ожиданиях молодых супругов, а также рассогласование ролевых ожиданий от супруга и ролевых притязаний (собственной готовности к выполнению супружеских функций); наблюдается тенденция выбора супруга по двум основным принципам: по принципу компенсации (поиск супруга с качествами, которых не хватало у родителя противоположного пола) и принципу тождественности (поиск супруга с качествами, идентичными особенностям родителя противоположного пола); ведущими социально-психологическими факторами, определяющими особенности структуры и содержания брачно-семейных установок современной молодежи, являются: ценностно-нормативный кризис в обществе, пол, форма брака, отношения супругов с собственными родителями, личностные особенности супругов.

А.Ю. Маленова и Ю.А. Дружинина пишут о том, что «для современных женщин (девушек) характерно стремление к эгалитаризации семейных отношений»[76], тогда как мужчины (юноши) тяготеют к патриархальному типу семьи, основанному на принципе полоролевого функционирования (в связи с этим родительство и дети приобретают большую ценность для представителей мужского пола).

Ю.А. Евграфова в ходе исследования выявила, что «редко в качестве значимых ценностей-целей респонденты выбирали любовь, причем данная ценность как значимая в большей степени отмечалась девушками (6,8 %)»[77]; счастливая семейная жизнь (5,3 %), также в основном выделяемая девушками. Таким образом, было выявлено, что большинство (69 %) предпочли свободу семейной жизни. Причем среди опрошенных выбирали семейную жизнь в основном девушки, молодые люди предпочитали свободу в отношениях. Что, скорее всего, свидетельствует о нежелании брать на себя ответственность, это можно подтвердить и незначительным выбором такой ценности как ответственность (9,8 %) по результатам исследования ценностных ориентаций. Ориентация на рождение детей в ближайшем будущем (через 2-3 года) выявлена у 35,3 % опрошенных, из которых все респонденты оказались девушками. Сделан вывод о том, что современная молодежь предпочитает в большей мере достижение успеха в профессиональной сфере, построение карьеры, обучение, чем создание семьи и рождение детей.

Э.М. Думнова сделала вывод о том, что «большая часть респондентов, как юношей, так и девушек, выбрали официальный (традиционный) брак – 68,4 и 60,8% соответственно. Значительная часть респонденток – 33,3% – предпочли бы заключить церковный брак, с ними оказались солидарны только 17,6% юношей»[78]. Актуализация женских социальных ролей в обществе привела к трансформации гендерных семейных стереотипов и отношения женщин к разводу. С приобретением равных с мужчиной возможностей в сфере образования и трудоустройства брак перестал быть основной и порой единственной сферой самореализации женщины.

С.В. Скутнева сделала вывод о том, что «на фоне прагматизма личностных ориентиров молодежи в сознании девушек/женщин происходит постепенный переход от традиционной модели "мужчины кормильца и женщины - частично домохозяйки" к модели "двух кормильцев" / "двух домохозяев", а для молодых людей характерна преемственность главных элементов традиционного культурного идеала гендерных отношений»[79]. В современном российском обществе от девушек/женщин требуется "соответствие" нетрадиционной модели поведения (поскольку профессиональная занятость вне дома стала неотъемлемой частью типичной жизненной стратегии девушки/женщины) при одновременном сохранении вполне патриархальной системы представлений о женственности и женском предназначении (идея истинного призвания женщины и ее "настоящая" самореализация - это семья, брак, дети...). Отсюда можно заключить, что, вероятно, одно из важных направлений жизненного самоопределения молодежи связано сегодня с тем, как будет решаться конфликт между приватно-ориентированной моделью женского поведения и ценностями индивидуального успеха, все более принимаемыми самими девушками/женщинами.

В монографии И.А. Козыревой, Л.И. Быковской, А.В. Соколовой, Р.И. Зубовой, Л.В. Хотемовой, О.Б. Труфановой, С.С. Чабановой указывается на то, что создать в будущем собственную семью планируют 83% юношей и 94% девушек. По мнению респондентов, семью можно создать, когда будут решены материально-бытовые проблемы, так считают 50% девушек и 33% юношей. Вторым по значимости мотивом рассматривается взаимная любовь: по 33% юношей и девушек. 14% респондентов считают, что семью можно создать, когда получено необходимое образование.

Что касается регистрации брака, то девушки чаще склонны считать ее обязательной, если появляются дети, тогда как юноши этот факт не учитывают вообще. Также юношам чаще свойственно считать брак слишком большой ответственностью и в то же время нежелание брать на себя эту ответственность. Если же юноши и девушки все же решаются создавать семью, то чаще всего тогда, когда у них есть, где жить и работать (19% девушек и 39% юношей). Небольшой процент девушек (10%) и 14% юношей считают, что семью надо создавать, когда придет любовь, а 13% юношей и 5% девушек стремятся создать семью после получения образования. «Ценности любви, семьи и семейных отношений все еще занимают первые позиции»[80], и это является тем ресурсом, на который можно опираться при построении и реализации государственных молодежных и семейных программ.

А.В. Сытник рассмотрела вариативность гендерных представлений в сфере родительства, ответственности за воспитание детей и значимости материнства и отцовства в жизненных стратегиях молодежи. 80% опрошенных признают материнство и отцовство ценностью, не считают ценностью – 3%. Это говорит о том, что молодежь ориентирована на родительство.

А.А. Жангурова пишет о том, что большинство молодых людей считают, что за последствия сексуальных отношений ответственность должны нести оба молодых человека. Однако у некоторых прослеживается склонность к перекладыванию ответственности на партнера. Так, «мужчины чаще склонны считать, что молодой человек должен признать отцовство, забрать ребёнка себе, уговорить девушку на аборт (8%), переложить ответственность на девушку, оправдываясь тем, что девушка сама должна была думать (8%), а 2 % считают, что нужно уговорить девушку отказаться от ребёнка после его рождения»[81]. Каждой четвертой женщине, в основном, свойственно мнение, что молодой человек может не жениться, но обязан принимать участие в воспитании ребёнка, а также несмотря ни на что, должен жениться и воспитывать ребёнка (25 % женщин). Что касается поведения девушки в таком случае, то большинство респондентов считают, что она должна родить и воспитывать ребёнка. Значительная часть (25 % женщин и 10 % мужчин) считает, что она должна доказать отцовство и требовать помощи через суд, столько же респондентов видят выход из ситуации в необходимости аборта, а 2 % мужчин и женщин – в отказе от ребёнка. Полученные результаты свидетельствует о положительном отношении определенной доли молодых людей к абортам и отказному материнству.

А.В. Дубиняк рассматривала вариативность гендерных представлений в сфере родительства, ответственности за воспитание детей и значимости материнства и отцовства в жизненных стратегиях молодежи. Итак, 67% молодежи признают ценность отцовства и материнства, 12% не признают. Исследование также показало, что «гендерные различия в сознании молодежи относительно распределения ответственности всё-таки существуют»[82], а именно были выделены две сферы воспитания ребенка: «женская» и «мужская». К первой респонденты отнесли: умственное, нравственное, эстетическое, экологическое, половое и досуговое воспитание, а ко второй – трудовое, физическое, экономическое, гражданское, правовое и материальное воспитание. Но большинство респондентов отмечают, что отказавшуюся от ребенка девушку можно оправдать под влиянием таких причин, как: несовершеннолетний возраст девушки, низкий доход, плохие жилищно-бытовые условия. Это говорит о том, что хотя молодежь положительно относится к родительству, однако в настоящее время материальные ценности молодежи существенно потеснили семейные традиции, ценность материнства и отцовства.

Таким образом, большинство молодых людей признают ценность семьи и родительства, однако к вступлению в брак современные молодые люди относятся более сознательно, и зрелость рассматривается через приобретение финансовой независимости, жизненного опыта, чувства ответственности, необходимых для семейной жизни личностных качеств. Однако у определенной доли опрошенных не сформированы семейные ценности, что говорит о необходимости пропагандирования ценности брака, семьи, родительства, чтобы способствовать формированию адекватных брачно-семейных представлений юношей и девушек.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.