Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Интериоризация семейных ценностей и представлений об ответственном родительстве в молодежной среде: гендерное сравнение




Интериоризация семейных ценностей и представлений об ответственном родительстве в молодежной среде: гендерное сравнение

КУРСОВАЯ РАБОТА

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. - Казань: Издательство Казанского университета, 1987. -261 с.

2. Абрамова, Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине / Г.С.

Абрамова, Ю.А. Юдчиц. – Москва: Дрофа, 2000. – 150с.

3. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика/А.Г. Абрумова//Психологический журнал. – М.: Наука, 1985. – Т. 6 – № 6. – 120 с.

4. Авхименко, М.М. Некоторые факторы риска труда медика / Медицинская помощь /. - М.: Медицина, 2003. - №2. - С. 25-29.

5. Барабанова, М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/М.В. Барабанова / Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». - М.: Издательство МГУ, 1995. - №1. - С. 54.

6. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.

7. Водопьянова, Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях / Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2000. – 198 с.

8. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства/Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 752 с.

9. Орел, В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование/В.Е. Орел / Психологический журнал. - М.: Наука, 2001. - Т. 20. - №1. - С. 16-21.

10.

 

Научный руководитель:

к.ф.н, доцент

_________ И.А. Козырева

“___” __________2015 г.

 

Исполнитель:

студентка 731 группы

_________Д.Л. Абукаева

“___” _________2015 г.

 

 

Сыктывкар 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3

ГЛАВА 1. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОМ РОДИТЕЛЬСТВЕ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ………………………………..…9

1.1. Ценностные ориентации как регулятор поведения личности…………………………………………………………………...…..9

1.2. Семейные ценности и ответственное родительство: сущность понятий и социальное значение………………………………………………….……16

1.3. Объективные и субъективные факторы интериоризации семейных ценностей и ответственного родительства в молодежной среде………………………………………………………………………..….23

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЕЖИ О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ И ОТВЕТСТВЕННОМ РОДИТЕЛЬСТВЕ …………….…………………………………………………32

2.1. Обзор отечественных и зарубежных научных исследований проблем отношения молодежи к семейным ценностям и родительству…………………………………………………………………..…32

2.2. Методические основы социологического изучения представлений мужчин и женщин о семейных ценностях и ответственном родительстве……………………………………………………………………..41

2.3. Анализ результатов социологического исследования интериоризации семейных ценностей и представлений об ответственном родительстве в молодежной среде………………………………………………………..……...48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….53

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………….……..…56

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………..…67

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………..……72

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………..……89

ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………….…...101

Изучение представлений молодежи, в частности мужчин и женщин, о семейных ценностях и ответственном родительстве в контексте происходящих в современном российском социуме социально-экономических и духовно-культурных трансформаций приобретает особую актуальность, поскольку «от молодого поколения зависит будущее страны»[1].

Роль молодежи в замещении уходящих поколений и воспроизводстве социально-демографической структуры общества очень значима. Сегодняшнее представление молодежи о семейных ценностях скажутся на завтрашней реальной картине института семьи, на предпочтении тех или иных семейных форм, детности, распределении семейных ролей, а соответственно, и на стабильности и гармоничности общества.

По состоянию на 2014 год в России насчитывается 66, 6 млн мужчин и 77, 1 млн женщин. В Республике Коми насчитывается 82 830 мужчин и 74731 женщин в возрасте от 18 до 30 лет, а в Сыктывкаре 27 657 мужчин и 30 923 женщин этого же возраста. Мужчины и женщины - «это две крупные социальные общности, отличающиеся специфическими демографическими особенностями, многоролевыми функциями и определенным социальным статусом»[2].

Также в нашей стране по состоянию «на 2013 год на 1225501 браков пришлось 667971 разводов»[3]. «Ежегодно распадается около 70% браков; уровень рождаемости в два раза меньше необходимого для простого воспроизводства населения (1, 2 рождений вместо 2, 15). Россия занимает лидирующее место в мире по количеству абортов на 1000 рожденных»[4]. По данным директора Института демографических исследований Игоря Белобородова, в нашей стране 65% семей однодетны и всего лишь 5% многодетны. В результате численность детей в современной России в три раза меньше, чем численность детей в США. В настоящее время «количество детей-сирот в нашей стране превышает их количество после Великой Отечественной войны»[5]. Для сравнения: в 1945 г., по официальным данным, в стране насчитывалось 678 тыс. сирот, а в 2008 г. – более 800 тыс. человек. Более 90% детей, воспитывающихся в условиях детского дома, являются социальными сиротами, то есть сиротами при живых родителях. В Республике Коми ситуация с разводами аналогичная: в 2013 г. «на 8043 браков приходится 4924 развода»[6], в большинстве случаев, разводы с несовершеннолетними детьми. Однако число родившихся детей в Республике Коми растет. Так «в 2011 году – 11720 человек, а в 2013 – 12436»[7]. Повышение числа родившихся в определенной степени связано с реализацией специальных мер по поддержке семей с детьми. Приведенные статистические данные подтверждают чрезвычайную актуальность изучения данной темы.

Анализ содержания нормативно-правовых актов по молодёжной политике показал, что, несмотря на законодательно обозначенные благие принципы, цели и направления государственной молодёжной политики в современной России, все они в значительной степени декларативны, формализованы и фрагментарны. «Аксиологическая (ценностная) тематика не только не получила своё развитие как приоритетное направление государственной молодёжной политики, но и слабо отображена в законодательных и нормативно-правовых актах в сфере осуществления государственной молодёжной политики, как на федеральном, так и региональном уровнях»[8].

Проблемами формирования семейных ценностей и представлений об ответственном родительстве среди мужчин и женщин занимались следующие авторы: Соколова Е.В. и Лобанова О.Б. рассматривали «ценностные предпочтения современной молодежи России и Германии»[9]. Акименко Н.К. и Багинская С.В. изучали особенности семейных ценностей современной молодежи Республики Казахстан. Анализировали «результаты исследования ценностей семьи и осознание распределения семейных ролей среди студентов»[10]. Ильиных С. А. анализировала «представления о семье студентов Минска и Новосибирск»[11]. Также автор изучала отношение респондентов к таким ценностям, как «родство, брак, мотивы вступления в брак, крепкая семья, главенство в семье и распределение семейных обязанностей, смысложизненные ценности как интериоризированные семейные ценности»[12]. Ядова М.А. освещала «проблему соотношения современного и традиционного в поведенческих установках и ценностных ориентациях молодежи постсоветского поколения»[13].Чикалова Е.А. изучала «семейные отношения в современном российском обществе»[14]. Шагивалеева Э.Р. и Шагивалеева Г.Р. рассматривали «ценностные ориентации молодежи»[15].Скутнева С.В. анализировала «гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи»[16]. Змановская Е.В. и Карташова Т.Е. представляют данные «психодиагностического исследования брачно-семейных установок современной молодежи в контексте гендерных различий»[17]. В Республике Коми можно отметить следующих исследователей данной проблематики. Авторский коллектив Сыктывкарского государственного университета, а именно И.А. Козырева, Л.И. Быковская, А.В. Соколова, Р.И. Зубова, Л.В. Хотемова, О.Б. Труфанова, С.С. Чабанова анализируют представления молодых людей о гендерных ролях, а также «влияние гендерных стереотипов на статус мужчин и женщин»[18]. Жангурова А.А. рассматривает «проблемы престижа семейных ценностей и социальной ответственности в молодежной среде»[19]. Дубиняк А.В. изучает «проблемы формирования ответственного родительства в молодежной среде"[20].

Объектом курсового исследования является молодежь от 18 до 30 лет.

Предметомкурсового исследования является место семейных ценностей, значимость ответственного родительства в структуре личностных ориентаций молодых людей.

Цель курсового исследования – гендерное сравнение представлений о семейных ценностях и ответственном родительстве среди молодежи.

Задачи курсовой работы:

1- показать, каким образом ценностные ориентации мужчин и женщин регулируют их поведение;

2- раскрыть сущность понятий и социальное значение семейных ценностей и ответственного родительства среди молодежи;

3 - определить факторы, влияющие на формирование семейных ценностей и ответственного родительства среди молодежи;

4 - провести аналитический обзор результатов отечественных и зарубежных социологических исследований по проблеме формирования семейных ценностей среди мужчин и женщин;

5 – изучить методические основы социологического изучения представлений мужчин и женщин о семейных ценностях и ответственном родительстве;

6 - проанализировать результаты собственного социологического исследования интериоризации семейных ценностей и ответственного родительства среди мужчин и женщин на примере г. Сыктывкара.

В соответствии с целью, задачами, объектом и предметом курсовой работы для теоретического осмысления представлений молодежи о семейных ценностях и ответственном родительстве были использованы такие методы как: анализ нормативно-правовой, научной литературы, результатов социологических исследований отечественных и зарубежных авторов и собственного социологического исследования; синтез и обобщение выводов исследователей. В эмпирической части курсовой работы для получения фактического материала был использован метод анкетирования молодых людей г. Сыктывкара от 18 до 30 лет; математические методы (СПСС, нахождение процентного соотношения, группировка, ранжирование ответов, корреляция), графическое представление данных, сравнение результатов собственного социологического исследования с результатами предшествующих исследователей.

В структуру курсовой работы входят: введение, две главы, в каждой из которых по 3 параграфа, заключение, литература, приложения. Первая глава раскрывает теоретический анализ проблемы формирования семейных ценностей и представлений об ответственном родительстве в молодежной среде. Вторая глава включает эмпирическое изучение представлений молодежи о семейных ценностях и ответственном родительстве. Заключение содержит основные выводы по теоретической и практической части курсовой работы. Приложения включают: программу социологического исследования, анкету, графическое представление полученных результатов социологического исследования и аналитическую записку.

Данная работа будет полезна студентам специальности социальная работа, исследователям данной области и специалистам по социальной работе. Также данная курсовая работа может быть использована при составлении региональных программ для молодежи.

 

ГЛАВА 1. СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ОТВЕСТВЕННОМ РОДИТЕЛЬСТВЕ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.