Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции интернет-СМИ




Сущность, классификация интернет-СМИ. Интернет журналистика

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНЕТ-СМИ, КАК СРЕДСТВА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

 

Интернет представляет собой среду существования различных по типу коммуникаций[2].

Обратимся к рассмотрению понятия «массовая информация». Б.А.Грушину принадлежит весьма емкое и адекватное природе рассматриваемого явления определение массовой информации определение - как вида социальной информации, которая непосредственно связана с жизнью общества, производится, распространяется и потребляется обществом – в отличие от информации, включенной в процессы, протекающие в живой и неживой природе.

Массовая информация - это «любая социальная информация, которой хотя бы на одной из стадий ее жизненного цикла…оперировала (оперирует) масса»[3].

Массовая коммуникация, по определению М. Лукиной - это процесс обращения информации в больших, рассеянных в пространстве общностях. Средства массовой коммуникации - это те каналы, по которым осуществляется процесс массовой коммуникации (печать, теле- и радиовещание и др.)[4].

Исторически сложилось, что под СМИ как части массовых коммуникаций, понимаются специализированные организации, работники которых заняты профессиональной деятельностью по сбору, обработке и распространению массовой информации. В это понятие включают и каналы, по которым эта информация распространяется.

Специалисты, занятые в данной сфере - представители разных журналистских профессий[5].

В ноябре 2011 года, вступили в силу изменения в закон РФ «О средствах массовой информации»[6].

Так, было дано юридическое определение интернет-СМИ. «Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом». Продукцией СМИ признается «отдельный выпуск либо обновление сетевого издания», под распространением продукции СМИ понимается «предоставление доступа к сетевому изданию» (см. ст. 2 новой редакции закона).

Поправки были внесены и в ст. 8 «Регистрация средства массовой информации». Теперь «сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» может быть зарегистрирован как сетевое издание», а сайт, «не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является».

Принцип добровольности регистрации сайта в качестве СМИ сохранился. Таким образом, если сайт не получил лицензию, он не является СМИ, а значит, не попадает под действие закона. При регистрации сетевого издания нужно будет указывать его доменное имя (ст. 10).

При смене домена СМИ нужно будет перерегистрировать (ст. 11).
Технология мультискрипта позволяет пользователю быстро, с высокой точностью найти интересующий его отрезок объемной видеозаписи. Как правило, мультискрипт включает несколько синхронизированных блоков информации.

Просматривая в одном блоке фрагмент видеоматериала, в других можно видеть соответствующий фрагмент текстовой расшифровки с добавленными интерактивными возможностями.

Информационный тренд - актуальные темы повестки дня, которые будут вызывать прогнозируемый интерес аудитории в течение продолжительного отрезка времени.

Информационным трендом определяется стратегия освещения в СМИ той или иной темы, планирование редакционной работы[7].

По определению А. А. Калмыкова - интернет-журналистика – это качественно новый культурный и цивилизационный феномен, представляющий собой деятельность по формированию и представлению информационных образов актуальности, причем носителями этих образов могут быть не, только слово, но и картинка, фотография, кино, видео, звук, веб-страница – любой объект, способный выступать в роли носителя информации или текста в широком смысле этого слова[8].

Интернет-журналистика или та форма коммуникации, которая придет к ней на смену, становится системообразующим элементом отрасли в целом. Компьютер не просто переносит в какую-то другую точку того же самого пространства-времени, а позволяет войти в иное пространство, и не только войти, но и пересоздать его, построить новый обитаемый мир – виртуальный мир. Этот мир приобретает черты информационного общества. Само понятие информационное общество было введено профессором Токийского технологического института Ю. Хаяши. Информационное общество характеризуется следующими чертами:

- переориентацией экономики от товаропроизводства к сервису;

- детерминированием интеллектуальных технологий в технологической и

производственной сферах;

- уменьшением значимости и фундаментальности материальной собственности в системе ценностей;

- повышением значимости знания как основы технологической и социально-политической структур общества;

- смещением семантических и аксиологических акцентов в структуре социальной организации;

- реорганизацией культурной сферы, подразумевающей императивную ориентацию на приоритеты интеллектуализма и трансформацию этики и нравственности личности, самоопределяющейся через осознание себя как производителя знаний;

- возникновением доминанты «университет» (образование, наука) как системогенерирующего общественного фактора.

Специалист по праву в области деятельности СМИ М.А. Федотов подчеркивает, что результат деятельности СМИ имеет «форму периодического издания, радио-, теле-, видео…или иную форму периодического распространения массовой информации»[9].

Важные признаки, выделяющие СМИ среди других каналов и носителей информации, связаны с содержанием распространяемой информации. Назначение СМИ - отражение общества.

Таким образом, при попытке поиска критериев для выделения СМИ среди сначала всего круга социальных коммуникаций, а затем - коммуникаций массовых напрашивается вывод, что искомые социальные институты требуют описания по целому ряду критериев.

Итак, данный вид информации определяется через характер создающего и/или распространяющего и/или потребляющего ее субъекта. Этот акцент на субъектах коммуникации стоит запомнить: он важен для анализа видов коммуникации в Интернете.

Интернет СМИ как средства социальных коммуникаций можно классифицировать по множеству разных оснований, ряд которых приведен ниже.

Характер и состав участвующих субъектов, направленность и масштаб распространения:

- по социально-структурному контуру - социетальные (на уровне общества в целом), внутри- и межгрупповые, межличностные;

- по территориальному охвату - глобальные, общенациональные, локальные;

- по характеру контакта: непосредственные и технически опосредованные;

- по структуре общающихся субъектов: от одного ко многим («рассеяние» из единого центра, «пучком»), от многих - к одному, от многих ко многим, от одного - к одному.

При этом общающиеся на любом из полюсов могут быть анонимными и неанонимными друг для друга:

- по направленности - конкретно направленные (адресные, осевые, аксиальные) и рассеянные (вероятностные, ретиальные);

- по степени открытости: публичные и непубличные.

Содержание и функции передаваемой информации:

- по сфере функционирования: политические, экономические, образовательные и т.п.;

- по тематике - универсальные, многотемные и специализированные;

- по видам - моно - и полижанровые, а среди них событийно-новостные, аналитические, художественно-публицистические;

- по предмету отражения - о жизни социума или о деятельности субъекта коммуникации;

- по функциям, связанным с контентом - управляющие, консультирующие, просвещающие, убеждающие, развлекающие;

- по направленности - вертикальная («сверху-вниз», субъект-объектная), горизонтальная (субъект-субъектная).

Распределение ролей между участниками:

- по жесткости закрепления ролей - поляризованные («один вещает - другой внимает») и неполяризованные (со сменой ролей);

- по наличию/отсутствию синхронной обратной связи - с обратной связью и без нее[10].

Стадии жизненного цикла информации, - это ее производство, распространение и потребление.

Один из первых опросов экспертов (специалистов) в области Интернета, проведенный сотрудниками факультета журналистики МГУ им. Ломоносова, дал такие результаты при ответе на вопрос о том, что такое для них интернет-СМИ (таблица 1, рис. 1).

Таблица 1

Опрос экспертов (специалистов) в области Интернета[11]

Вариант ответа Количество утвердительных ответов, %
Новостные ресурсы Регулярно обновляемые ресурсы Ресурсы, зарегистрированные как СМИ Все интернет-ресурсы Сайты офлайновых СМИ Затруднились ответить  

 

Как видим, «крайние» варианты - «все интернет-ресурсы» и «сайты офлайновых СМИ» - не слишком популярны. В действительности более половины сайтов из разделов «СМИ», «Радио» и «Телевидение» (по РАМБЛЕРу) имеют своих офлайновых «родителей», но остальные - нет. Значит, только электронными версиями ограничиваться неправильно. Чаще всего среди признаков интернет-СМИ упоминаются новизна содержания, регулярность обновления контента.

 

Рис. 1 - Что для Вас Интернет СМИ

 

А. Костыгова предложила следующие основания для типологии СМИ, т.е. для группировки многомерной, по нескольким критериям:

- профессиональные - любительские;

- новостные - аналитические;

- общие - специализированные; по свободному или по платному распространению;

- по распространению непосредственно через сайты или путем уведомления через рассылку[12].

Американский обществовед Г. Лассуэлл предложил универсальную формулу для рассмотрения всех родов и видов социальных коммуникаций, в соответствии с которой в любой коммуникации следует выделять следующие пять составляющих:

- Кто говорит (коммуникатор)?;

- Что говорит (контент)?;

- По какому каналу?;

- Кому говорит (аудитория, реципиенты - то есть те, кто воспринимает сообщаемое)?;

- с каким эффектом?[13].

Рассмотрим данные составляющие.

«Кто говорит?» В случае со СМИ всегда имели в виду коммуникатора профессионального, чья профессия выделилась в результате развития системы разделения труда в обществе. Деятельность коммуникаторов организована как корпоративная, коллективная. Коллектив коммуникаторов - это организация: редакция или т.п. род предприятия, внутри нее существует своя иерархия, распределение ролей.

Коллективный коммуникатор - как правило, работники СМИ, то есть - журналисты, выступая в роли источника информации, обязаны давать публичную информацию, получение которой входит в их профессиональные задачи.

«Что говорит?». Содержание, распространяемое по рассматриваемым нами каналам, - массовая информация, то есть - предназначенная неограниченному кругу лиц, принадлежащих к разным территориальным, демографическим, социальным группам.

Американские каноны журналистики исходят из того, что важнейшая функция СМИ - «сообщать человечеству о том, что люди делают, чувствуют и думают». А в Московской хартии журналистов подчеркивается, что такие сообщения должны соответствовать реальности: «Журналист расследует, комментирует и критикует ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен». Таким образом, видим что, равно важны две стороны контента: его способность освещать то, что происходит в обществе (социуме), с одной стороны, и документальный характер такого освещения - с другой.

Еще одна черта контента СМИ - многотемность, которая присуща даже специализированным СМИ: они тяготеют к разноаспектным подходам к явлениям. Например, даже специализированные издания сочетают освещение трудовой деятельности и ее результатов, внимание к персонам, значимым для освещения жизни в данной сфере, и расследование конфликтов и т.п.

Контент СМИ-ресурсов отличается и разнообразием видов информации, что тесно связано с многотемностью. Это сочетание различных жанров, разновидностей публикаций.

«По какому каналу?». Каналы, которые относятся к СМИ, характеризуются периодичностью обновления содержания под постоянным логотипом, а также относительно устойчивой внутренней структурой. То и другое помогает аудитории ориентироваться потоке информации во времени и в пространстве.

Каналы СМИ характеризуются направленностью от единого центра ко множеству рассредоточенных пользователей, открытостью, общей доступностью, ограниченной лишь доступом к техническим средствам приема информации; в случае с интернет-СМИ - наличием компьютера и выхода в Интернет, а также доступа к части контента, предлагаемой за плату (например, архивы СМИ).

«Кому говорит?». Аудитория СМИ соответствует всем выше перечисленным критериям массы:

- численно большая;

- рассредоточенная;

- анонимная;

- открытая и вероятностная по составу и величине;

- гетерогенная.

Пользователи интернет-СМИ, так же как и традиционных каналов, руководствуются в своем поведении собственными информационными интересами, свободно присоединяясь ко множеству других анонимных потребителей информации. Это обстоятельство предопределяет для тех, кто распространяет информацию, необходимость вырабатывать систему определенных усилий по привлечению аудитории: изучать ее запросы, заботиться о позиционировании (представлении себя на рынке), рекламе конкретных выпусков и т.п.[14].

Говоря о современной журналистике в СМИ, чтозаметить, что помимо классических жанров журналистики, встречающихся в Интернете (заметки, репортажа, комментария и др.), выделяет оригинальные мультимедийные ипоявляются синтетические жанры - фотоленты (фоторепортажи, фотогалереи), слайд-шоу, подкасты, аудиоиллюстрации, видеоиллюстрации, потоковое видео, аудиослайд-шоу, интерактивную видеоколонку, интерактивный видеомост, мультимедийное ток-шоу, мультискрипт, инфографику, информационные игры и др.

Некоторые «новые» жанры назвать «жанрами» в традиционном понимании этого термина достаточно сложно. Скорее имеет смысл говорить не о жанрах, а об особом способе организации контента, о его форме, специально разработанной для удобства восприятия информации, для обеспечения максимальной наглядности информационно-емких ресурсов. Скажем, мультискрипт - это лишь новая технология, новый формат подачи материала, облегчающий навигацию по видеозаписи большого объема.

Он может использоваться как для интервью, так и для репортажей.
Ценную прикладную информацию будущие и настоящие журналисты могут почерпнуть в главке «Мультимедийная статья: особенности производства». Н.Г. Лосева детально рассказывает, как писать материал для онлайн-СМИ, какие мультимедийные средства необходимо использовать, как их грамотно сочетать, как правильно оформлять веб-статью и пр.

Особое внимание стоит уделить такому явлению интернет журналистики как блогинг. Сегодня мы сталкиваемся с явлением, когда блоги вступают в негласную конкурентную борьбу со средствами массовой информации. Зачастую уровень доверия к материалам блогов значительно выше, нежели к публикациям онлайн-изданий. Безусловно, процессы, происходящие в социальных медиа, требуют дополнительного осмысления и изучения.

Для изучения поведения и предпочтений аудитории предпринимаются специальные исследовательские процедуры, осуществляемые самой редакцией или специальными исследовательскими центрами. Таким образом устанавливается обратная связь, которая у традиционных СМИ как естественная отсутствует.

Если аудитория рассматривается как желаемый участник информационного обмена, то применяются специальные приемы активизации аудитории, получения и обобщения поступающей от нее информации. Здесь журналист выполняет роль модератора социального общения.

«С каким эффектом?» Имеются в виду, прежде всего отдельные акты коммуникации, в применении к СМИ - результат распространения единичного сообщения. Также могут быть учтены и отдельные акты коммуникации, и совокупные результаты за тот или иной период и при этом - канала в целом или его отдельных частей (например, новостной ленты тематического портала).

Эффекты от деятельности СМИ могут быть разнообразными:

- немедленными (непосредственными) или отложенными;

- поведенческими, познавательными (когнитивными), эмоционально-оценочными;

- позитивными и негативными с точки зрения целей инициатора и участников коммуникации;

- на уровне личности, группы, общества в целом (социетальные);

- в разных видах жизнедеятельности участников коммуникации: работа, быт, досуг, семья и т.п.

Таким образом, приходим к выводу о том, что интернет представляет собой новую медийную среду, новое средство распространения и получения информации. Он взят на вооружение разными видами социальных коммуникаций, включает их в свое пространство, в свою среду.

 

Американский обществовед Г.Лассуэлл считал, что любые социальные коммуникации выполняют три основные функции:

- служат контролю над окружающей действительностью;

- являются средством корреляции (связи и соотнесения) отношения различных социальных субъектов к действительности;

- позволяют передавать культуру (знания, ценности, нормы, традиции) во времени, т.е. последующим поколениям[15].

Названные универсальные функции коммуникаций присущи и интернет СМИ. Вместе с тем историческое развитие СМИ привело к формированию в их деятельности целого ряда специфических функций, выполнение которых неизбежно находилось под влиянием социально-политической и экономической ситуации в конкретных странах, расширения технологических возможностей для производства и распространения информации[16].

Функции СМИ в Интернете, с одной стороны, сохраняют присущее всем СМИ содержание. А с другой - приобретают специфику, свойственную данной медийной среде.

И.Д Фомичева выделяет такие функции как:

- коммуникативная функция;

-информационная функция;

- социально-ориентирующая функция;

-социально-креативная функция;

- функция канала социального участия и контроля;

- функция развлечения.

Дадим краткую характеристику перечисленным функциям.

Коммуникативная функция. Массовые коммуникации служат средством связи для массового субъекта. Коммуникация посредством интернет-СМИ устроена таким образом, что на одном полюсе действует профессиональный производитель информации, а на другом всегда остается массовый субъект - заранее неопределенное по численности множество анонимных пользователей.

Благодаря Интернет-технологии общение перестает быть привязанным к местоположению общающихся. На этой основе интернет-СМИ могут выполнять социально-креативную функцию, то есть формировать новые общности с единой информационной базой и общим ценностно-нормативным фундаментом.

Происходит переход от односторонней к двухсторонней модели коммуникации (см. рис. 2 и 3).

 
 

 

 


Рис. 2- Односторонняя коммуникация

 

 
 

 

 


Рис. 3 - Двухсторонняя коммуникация

 

В условиях Интернета не только журналист, но и аудитория могут участвовать в производстве и обмене информацией, в том числе - и между собой. Аудитория перестает (если захочет) быть только получателем сообщений.

Анализируя коммуникативную функцию интернет-СМИ, следует различать понятия «интерактивность» и «обратная связь». Первое шире второго. Обратная связь - это реакция, отклик субъекта на информационное воздействие (материал, передачу).

Социально-организационная и социально-креативная функции.СМИ участвуют в функционировании реальных социальных общностей и институтов: жителей страны или города, работников отрасли или членов общественных организаций (социально-организаторская). С другой стороны, они же (похоже, что в Интернете - в особенности), способны создавать среду для формировании социальных общностей (объединений, идентичностей, солидарностей), существующих только благодаря коммуникациям (социально-креативная функция).

Информационная функция. В соответствии с общей природой СМИ информация в интернет-каналах открыта для каждого, ограничения могут быть связаны только с платностью. Равная доступность ресурсов - одна из ключевых проблем социологических исследований и практического развития Интернета.

Информация в интернет-СМИ обладает рядом общих для всех СМИ и специфических черт. К общим относятся:

1) оперативность, так как СМИ всегда нацелены на освещение, прежде всего текущих событий;

2) освещение жизни социума, а не собственной деятельности создателей ресурса;

3) универсальность, или разносторонность, тематики, даже если это канал специализированный;

4) жанрово-видовое разнообразие материалов.

На основе информационной функции СМИ способны выполнять и функцию формирования повестки дня, или фокусирования общественного внимания.

Принципиально новые возможности для выполнения функции информирования открываются в связи с мультимедийностью сетевых ресурсов.

Ценностно-регулирующая функция - служит выработке и сохранению общей ценностно-нормативной платформы: что такое хорошо, что такое плохо и как, соответственно, стоит думать и поступать.

Как известно из теории и практики журналистики, ценностно-регулирующая функция проявляется разнообразно: не только в самом содержании, но и через отбор сообщений, их комментирование, расположение в определенной последовательности, на определенных страницах.

Функция форума и канала социального участия - деятельности СМИ как площадки для организации обсуждений, многостороннего обмена мнениями - возможна только при двусторонней организации. Коммуникативное участие, или включенность в социальные коммуникации, рассматривается как часть социального участия, как одна из форм, наиболее доступных для широких масс.

Функция развлечения. Разнообразные опции и выразительные возможности Интернета используются для того, чтобы процесс общения и получения информации становился не лишенным приятности занятием, а развлекательные моменты способствовали выполнению других функций. Интересен с этой точки зрения опыт так называемых «звездных чатов» на сайтах СМИ, где состав приглашенных звезд, этикет общения с ними, содержание задаваемых им пользователями вопросов могут служить и познавательным эффектам, и поддержанию стимулов к овладению заинтересовавшей профессией, и к тренировке навыков социального общения.

Самый очевидный социальный результат взаимодействия новых и традиционных СМИ - увеличение объема и разнообразия широко доступной информации, повышение оперативности ее распространения за счет Интернета.

Создание интернет-ресурсов офлайновых СМИ приводит к обоюдозначимому - социально и коммерчески - эффекту: расширению аудитории. Оно может быть весьма существенным. Так, по данным Рамблера, у «Независимой газеты» в 2012 г. интернет-аудитория составила около 30% бумажной. Такая возможность особенно ценна для России в наше время, так как значительная часть людей, интересующихся событиями общенационального и международного масштаба, не может себе позволить подписку или постоянную покупку общероссийских изданий из-за дороговизны доставки, а через Сеть это становится более доступным с учетом того, что россияне активно пользуются возможностью входить в Сеть на работе.

Итак, Интернет выполняет и функцию доставки контента отдельным группам аудитории[17].

Таким образом, приходим к выводу о том, что будучи частью СМИ, соответствующие ресурсы в Интернете обладают и присущими им универсализмом тематики, видов и жанров информации. Вместе с тем Интернет, обладая мультимедийностью, гипертекстуальностью, позволяет делать информацию более богатой по изобразительно-выразительным качествам, более полной и объемной. Новое в выполнение информационной функции вносят такие особенности интернет-СМИ как их растущее количество и асинхронность восприятия информации пользователями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 8587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.