Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игры большого города 2 страница




Мать говорит, что у сына тяжелый характер, что он весь в нее и жить может только с ней. Возраст сына уже приближается к 30 годам. Теперь он дела­ет попытки хотя бы некоторое время пожить не с мамой, а с другой женщиной. Мать просит только одного — обязательно звонить вечерами. И когда он звонит, то обычно выясняется, что мама очень пло­хо себя чувствует. Она больна и нуждается в уходе. Если подруга этого мужчины включалась в помощь его матери, то их отношения быстро расстраивались. Если же она не включалась, то мама говорила сла­бым голосом сыну: «Что же она даже не придет по­знакомиться. Неужели ты выставляешь меня такой страшной?»

Однажды у сына возникла настоящая привязан­ность, и он часто не ночевал дома. И позвонить было неоткуда. И встреч с мамой подруга сына избегала. Утром он как обычно пришел домой и нашел свою маму лежащую на полу без сознания. Когда он при­вел ее в чувство, она ничего не помнила. С тех пор

сын всегда ночевал дома. Он боялся за жизнь своей мамы. И только иногда у этого тридцатидвухлетне­го мужчины появлялось некое неприятное воспоми­нание и вопрос, который оставался без ответа. По­чему в то утро, когда он застал маму без сознания, входная дверь в их квартиру была заперта на один-единственный и самый ненадежный замок? Ведь в других случаях всегда было четыре запора. Из них два открывались только изнутри.

Теперь Николай начал выпивать. И когда он при­ходил домой выпивши, он ругал свою маму. Он выс­казывал ей всю горькую правду о своей не склады­вающейся жизни. Аон-а становилась жалкой и какой-то забитой и ничего не возражала. Только со­глашалась, плакала и говорила, что любит сына. Такие пьяные вечера становились все чаще.

Приезжала сестра, Ольга. Первый брак у нее ока­зался коротким. Вскоре она вновь вышла замуж, и жизнь ее сложилась счастливо. Оля часто встреча­лась со своим отцом. Он жил счастливо во втором браке. С мамой у Оли отношения так и не налади­лись. Она редко бывала у матери. И вот во время своего короткого визита Оля стала свидетелем пья­ного дебоша брата. Когда он кричал, плакал обви­нял во всем мать. А она соглашалась, плакала и пря­талась. Такие откровенные высказывания на Олю произвели очень большое впечатление. Ведь в их семье откровенность ранее не была принята. Зато наутро мать взяла реванш. Она отчитывала и выго­варивала Николаю. А он молчал или бурчал себе под нос, что виноват.

У Оли возникла идея — нужно лечиться у врача-нарколога. Маме эта идея тоже очень понравилась, да, Коле нужно к наркологу!

Врач, обследовав Николая, не нашел алкогольной зависимости, а обнаружил выраженные расстройства

отношений в семье. Николай получил курс психоте­рапии с акцентом на алкогольную экологию. И вско­ре, неожиданно для мамы, переехал в другой город. Там Николай вскоре женился. Теперь в его семье уже двое детей и супруги сообщают, что не желают на этом останавливаться. Мама Николая рвется пере­ехать к ним. Пока Николаю удается не только про­тивостоять этому, но и практически исключать об­щение мамы с женой. Кстати, здоровье мамы значительно улучшилось. А образ жизни остался пре­жним, хотя у нее теперь много свободного времени.

Анализируя данную игру, нужно отметить, что она, конечно же, третьей степени. Мама была пре­следователем, а дети жертвами. Дочь вышла из игры, сбежав из семьи с нелюбимым мужчиной. Игра про­должалась без ее непосредственного участия и дли­лась много лет. Впрочем, она оставалась заочным участником игры. Эта достаточно частая ситуация — игра с заочным участником — пока мало изучена в теории и практике игр. Переключение в игре насту­пило, когда выпивающий сын начал играть роль пре­следователя, а мать — жертвы. Впрочем, обратное пе­реключение происходило каждое утро после эксцесса сына. Игра матери и сына была разрушена при по­мощи использования проверенного антитезиса: ког­да участники игры стали жить в разных городах и не встречались.

С позиции игр первого класса здесь даже две са­мостоятельные игры. Одну мы уже называли. Это — «Если бы не ты». Название второй звучит «Будь сча­стлив — только не покидай меня». Впрочем, в такую сценарную игру родители чаще играют с девочкой, младшим ребенком в семье. Родители готовят ее для того, чтобы она обеспечивала им комфортную ста­рость. Такой девочке внушают идеи почитания ро­дителей и семьи. Она получает одну из помогающих

профессий: врача, психолога, социального работни­ка. Ей чаще всего непозволительно выходить замуж. И она живет, обслуживая родителей. Впрочем, для этого родители должны быть достаточно беспомощ­ны и больны. И они становятся такими. Когда же игра разрушается, состояние и самочувствие роди­телей даже может улучшаться.

Переключение ЖертваПреследователь можно показать на следующем примере. Участница учебно-тренинговой психотерапевтической группы в одном медицинском учреждении, назовем ее Натальей Сергеевной, вдруг сделала заявление: «У меня не складываются отношения с мужем, и я ему изме­няю». Данное заявление имело эффект разорвавшей­ся бомбы. Ведь в этом, традиционно женском вра­чебном коллективе именно семья Натальи Сергеевны считалась примерной. Группа только начинала ра­боту и, как это обычно бывает, участники начали давать советы Наталье Сергеевне. Предложения формулировались так: «Наталья Сергеевна, а вы пробовали...» или «Наталья Сергеевна, а почему бы вам не...». Ведущий группы с самого начала испы­тывал дискомфорт и ощущение, что что-то здесь не так. И когда Наталья Сергеевна очередной раз ска­зала: «Да, я это пробовала, но не помогло...», стало ясно, что это игра. Ведущий принял решение не препятствовать игре, сколько бы она ни длилась. Это решение оказалось верным. И когда через 2 часа 20 минут советчики иссякли со своим морализировани­ем и своими советами, наступила тягостная пауза молчания. Участники группы выглядели уставшими, растерянными, беспомощными и разочарованными. Они смотрели на ведущего и ждали помощи. Он молчал. И здесь вначале совсем тихо, а затем все громче и громче начала говорить Наталья Сергеев­на. Она говорила о себе, о муже, о каждом из учас-

тников группы. Она выдавала все секреты, облича­ла и выдавала тайны своих коллег и их семей. Ее мо­нолог длился 38 минут. Затем вновь наступило мол­чание. И... стали говорить все. Эти хорошо и много лет знакомые друг с другом женщины, воспитанные так, «чтобы не выносить сор из избы». Откровенно обвиняли друг друга, просили прощения, каялись, плакали и обнимались. И через 20 минут наступило ощущение полного взаимопонимания и легкости.

Анализируя данную игру можно отметить, что ее первая часть представляет собой известную игру первого класса «Почему бы вам не...», «Да, но...». Вторая часть игры, после переключения, когда жер­тва становится преследователем, а преследователи, советчики, спасители становятся жертвами, была вы­полнена очень полно. Все это привело к тому, что в конце работы группы развилось состояние близос­ти, что и завершило работу этой группы.

Переключение Спаситель — Преследователь мож­но показать на примере одной из классических игр в приемной врача. К доктору, работающему в госу­дарственном медицинском учреждении, приходит очередной пациент. Он производит впечатление ря­дового больного, которых приходит слишком мно­го. Только говорит он не как рядовой пациент. «Док­тор, я давно лечусь, никто мне не помог, и вот я узнал, что вы хороший врач. И, надеюсь, вы помо­жете мне». Доктору приятно слышать хвалебные выс­казывания, вместе с тем он не особенно заинтере­сован в этом пациенте. Впрочем, как и в других пациентах. Он устал, а его заработная плата совсем не зависит от качества его работы. «Я выпишу вам лекарство. Оно вам обязательно поможет» — говорит доктор. И передает пациенту рецепт на один из пре­паратов, который часто выписывает. Проходит не­деля, пациент является вновь и говорит: «Доктор, я

пью ваше лекарство в точности так, как вы сказали». Доктору становится приятно. Ведь далеко не все пациенты принимают прописанные лекарства. Толь­ко пациент продолжает: «И мне стало хуже». Докто­ру становится неприятно и грустно. И тогда он го­ворит пациенту: «Я назначу вам два лекарства. Уж они-то вам обязательно помогут» и облегченно взды­хает, когда пациент уходит. Через неделю разъярен­ный пациент врывает в кабинет врача: «Доктор, я пью два ваших лекарства в точности как вы сказали, и мне еще хуже! Что вы со мной наделали, доктор!» Доктору очень неприятно и очень грустно, и он от­вечает: «Я только старался'вам помочь». И затем уже пациент диктует то, что он желает получить от док­тора. А доктор выполняет требования пациента. И это может длиться достаточно долго.

Эта игра может быть отнесена как к первому, так и ко второму классу. В качестве игры первого класса она называется «Я только стараюсь вам по­мочь» и заканчивается расплатой врача, тогда он и произносит фразу, давшую игре это название. В ка­честве игры второго класса она включает два пере­ключения типа Спаситель — Преследователь. Это происходит, когда пациент сообщает о результате лечения. По-видимому, первое переключение для пациента представилось недостаточно сильным, поэтому он проделал еще одно действие. И после второго переключения стабильно начал выполнять роль Преследователя.

Приведем еще пример из игр улиц большого го­рода. Молодая женщина, назовем ее Наташей, при­ехала с подругой в Москву из Севера Сибири. Пря­мо возле здания аэровокзала ее внимание привлекла группа молодых людей, Во что-то игравшая. «Девуш­ка, бросьте кубики»,— предложил ей веселый, при­ятно улыбающийся молодой человек. «А, что

это?»,— спросила наша сибирячка. «Давайте я за вас брошу, у меня рука легкая» — сказал все тот же юно­ша. «Девушка, вы сразу выиграли! Получите ваш вы­игрыш». Наташа изменила маршрут своего движе­ния и подошла, чтобы получить свое свалившееся в столице счастье. «Минуточку, минуточку,— ска­зал другой молодой человек.— Тут еще женщина по­лучила столько же очков». «Ничего мы ее перебьем деньгами,— уверенно сказал первый молодой чело­век — «Девушка, вы откуда, как вас зовут?». «Я из Сургута и зовут меня Наташа». «Вот девушки из Сургута всегда перебивают деньгами»,— весело зак­ричал первый молодой человек. Вместе с тем, раз­ные молодые люди плотным кольцом окружали играющих. Они сразу начали болеть, подзадоривать Наташу. Второй молодой человек с кислой миной осведомился у женщины, есть ли у нее деньги. Та, смутившись, сообщила, что денег у нее немного. И тогда подзадориваемая болельщиками Наташа со­гласилась на простые правила: кто даст большую сумму, тот забирает весь выигрыш и все деньги. Веселый парень называл суммы. Вначале они были небольшие и Наташа их легко вносила. Тогда как ее сопернице эти суммы давались с большим тру­дом. Складывалось впечатление, будто она всякий раз отдавала последние деньги. Более того при за­явлении очередной суммы она вдруг сказала, что денег у нее не хватает и она займет у матери. А ря­дом стоящая женщина оказалась ее матерью. Игра была продолжена. И Наташа вскоре обнаружила, что она передала молодому человеку все свои день­ги: и те, которые могла потратить в Москве; и те, которые нужно было передать знакомому студенту от его родителей; и те, на которые нужно было покупать обратный билет на самолет. Она беспо­мощно оглянулась вокруг и сказала, что у нее кон-

чились деньги. И здесь сразу два из ее болельщи­ков предложили ей свои деньги в займы. Для этих людей главным было выиграть. «Выиграем, закон­чим игру— отдашь»,— повторяли они.

И в этот момент вмешалась подруга Наташи. В пылу азарта о ней все забыли. «Так, деньги боль­ше не берем, и вы никому деньги не передавайте,— обратилась она к веселому молодому человеку.— А мы идем в милицию». Все участники и несколько болельщиков начали кричать: «Это нечестно, не по правилам». А подруга, завидев милиционера, закри­чала: «Товарищ милиционер! Товарищ милиционер». Он подошел, пообещал разобраться и предложил На­таше и ее подруге пройти в отделение милиции.

Подруга потребовала, чтобы два организовавших игру парня предъявили свои документы, и осталась сторожить их на площади.

Наташа вдруг вышла из какого-то особого состо­яния сознания и поняла, что с ней произошло. Она рассказала все в милиции, был составлен протокол, пообещала, что будет жаловаться, пока не добьется возврата денег, «вплоть до министра». Милиция пообещала, что во всем разберется и все прекратит. И, действительно, когда Наташа с двумя милицио­нерами вернулась на место игры, молодые люди до­вольно быстро вернули ей более половины ее денег. Милиционеры начали составлять на них протокол, угрожать возбуждением уголовного дела.

Наташа испытывала слабость, сонливость, жела­ние быстрее уйти от этих неприятных людей. Что они с подругой и сделали. Пребывание в столице пришлось сократить, и когда Наташа улетала домой и проходила мимо играющих, теперь она уже знала сленговое название этой Игры и близких к ней. Они назывались «лохотронами». Веселый молодой чело­век вновь обратился к ней: «Девушка, бросьте куби-

ки». Наташа увидела, как на нее с ожиданием и интересом смотрят все неизменные персонажи ее игры. Два молодых человека: веселый и сердитый, женщина и ее мать, болельщики. И Наташе стало особенно обидно от того, что они ее явно не узна­вали. А она-то их запомнила, наверное, на всю жизнь.

В данной игре крючком является возможность получить деньги, оказаться везучим, использовать особо любимую у нас «халяву». Клев состоит в том, что Наташа решила использовать эту возможность. Реакция состояла из многих взаимодействий по пе­редаче денег для игры. Здесь важен артистизм пре­следователей и болельщиков, которые на самом деле также являются преследователями. И еще особое состояние, в которое впала Наташа. Это суженное состояние сознания. Особый транс, который разви­вается у азартных игроков и не позволяет им прекра­тить игру. И даже увидеть подвохи и явные обманы. Из этого состояния Наташу вывела спутница, жест­ко потребовав прекращения действий и призвав на помощь милиционера. В этот момент Наташа была готова занимать деньги и тем самым продолжить реакции и, более того, обеспечить себе дополнитель­но двух Преследователей. Которые по сценарию игры будут требовать возврата денег после полного про­игрыша. Они будут отвлекать внимание от тех, кто забрал основные деньги, и с ними придется рассчи­тываться вещами или попытаться скрыться.

Наташа при помощи спутницы обрела Спасите­ля в лице милиции, а сама из Жертвы переключи­лась в Преследователя. А жертвами, как показалось Наташе и ее спутнице, оказались вымогатели денег. Впрочем, оказалось, что это тоже игра. Держатели «лохотрона» и вся их «бригада» не только продолжа­ли свою деятельность, но, по-видимому, даже осо-

бо и не пострадали, ведь никто из них даже не уз­нал Наташу через неделю после их первой встречи. А ведь милиция обещала или «только старалась» помочь?

Сравнение игр двух классов

Теперь сопоставим игры двух классов. Для нагляд­ного сравнения игр первого и второго класса важно привести их формулы:

Формула игры первого класса:

Слабость — Ловушка — Ответ — Удар — Распла­та— Вознаграждение.

Формула игры второго класса:

Крючок + Клев... *= Реакция— Переключение + Смущение + Расплата.

Игра первого класса состоит из двух частей. Игра второго класса — из трех. В первой части Ловушка и Крючок совпадают по своей природе и предназна­чению. Ответ по своему значению совпадает с Кле­вом. Слабость в играх второго класса не называется, но, в общем, подразумевается. Реакция в играх вто­рого класса представляет собой вторую часть. Это сложные взаимодействия игроков, частично совпа­дающие с Ответами и Ударами игр первого класса. Отличительной чертой игр второго класса является Переключение. За ним следует Смущение. В играх первого класса оно отмечается при Расплате. Это действие иногда так и называется: Смущение и Рас­плата. Расплата в играх второго класса может быть негативной и позитивной, частично совпадая как с Расплатой, так и с Вознаграждением игр первого класса. Поэтому последний составляющий элемент формулы игры в данном случае можно обозначать как Расплата / Вознаграждение.

С другой стороны, в играх второго класса пред­полагается отсутствие выигрыша для обоих участни­ков. Я. Стюард и В. Джойнс (1996) описывают такие игры при помощи модели драматического треуголь­ника. По мнению авторов, все три роли драматичес­кого треугольника не аутентичны. Находясь в каж­дой из этих ролей, люди реагируют исходя из своего прошлого, а не из условий реальности «здесь и те­перь», используя при этом устаревшие сценарные стратегии, которые они в раннем детстве изобрели и взяли на вооружение либо заимствовали у своих родителей.

Таким образом, фабула и составные элементы игры первого класса зачастую проще, чем в игре вто­рого класса. В них четко подразделяются действия первого и второго участника. Кроме того, игра вто­рого класса может состоять из двух самостоятельных игр первого класса. Игры второго класса чаще пред­ставляются сценарными, то есть составляющими фрагмент неосознаваемого плана жизни. Впрочем, игры первого класса могут быть даже более сценар­ными, чем второго, т. к. они психологически жест­че — предполагают только одну роль. Вместе с тем, оба класса психологических игр доктора Э. Берна важны для понимания психологии и поведения че­ловека.

В том и другом классе зачастую есть дополнитель­ные условия начала и продолжения игр. К этим до­полнительным условиям относятся: дефицит време­ни, отличия человека от других людей в одежде, эмоциональные расстройства: повышенная тревога, неуверенность, переживания горя. Или личностные качества, такие как повышенная внушаемость, гип-набельность и другие.

Группы игр

Игры маленьких детей

Обратимся к описанию отдельных групп игр. Начнем с важной разновидности игр, которую мож­но назвать игры маленьких детей. Можно спросить — насколько маленьких? Мы наблюдали первую игру у ребенка 3,5 месяцев от роду. Опишем ее.

Как только Катя начинает беспокоиться, мама обычно берет ее на руки. В этот раз мама не подхо­дила довольно долго. И девочка начала плакать. Мама взяла ее на руки. И Катюша вроде бы сразу успокоилась и попросила грудь. Мама предлагает ей грудь. Катя не берет, начинает хныкать, всхлипы­вать, обижаться и не берет. Тогда мама начинает гладить ее и говорить ласковые слова. Катя взды­хает и как бы нехотя, делая одолжение, начинает сосать грудь.

В другом варианте, когда ей предлагают грудь, дочка отворачивается и смотрит в сторону. Мама начинает убирать грудь. Тут Катюша поворачива­ется, хватает грудь и с аппетитом, больше обыч­ного сосет ее, постепенно успокаиваясь и засыпая.

В первом варианте это игра с грудью первого класса. Во втором варианте — игра второго клас­са. Перейдем к описанию более сложной игры ма­леньких детей.

Кате пять месяцев. Она окружена заботой и лас­кой и растет здоровым ребенком. Родители Кати очень озабочены ее воспитанием. В частности, по­стоянно занимаются тем, что называется ранним привитием навыков опрятности. Прямо сказать — получается не очень хорошо. Тотя в семье друзей, воспитывающих маленького мальчика, это получает­ся лучше, подставляешь в определенное время баноч­ку, и мальчик туда писает. Во-первых, девочка не

намерена писать, когда родители держат баночку, во-вторых, если и писает, то делает это обычно мимо баночки. Эта процедура сопровождается возней, смехом, яркими эмоциями со стороны родителей и Кати. Кажется, что она всех волнует -и всем очень нравится. Катя очень любит, чтобы с ней играли, и с нежеланием засыпает.

И вот в один прекрасный поздний вечер родите­ли укладывают Катю спать, гасят свет в детской, закрывают двери и удаляются в гостиную. Вдруг, неожиданно они слышат звук, при помощи которо­го сами предлагают Кате пописать: «А, а». Этот лас­кающий слух родителей звук раздается из детской. Они забегают в детскую, включают свет, достают ребенка из кровати и пытаются усадить на горшок. Девочка выпрямляет крепкие ножки, упирается и не садится. И машет рукой в направлении ванной ком­наты. В этом любимом Катей помещении ее купают, учат плавать, там, кроме большой ванны, много яр­ких предметов, которые можно тянуть в рот. Роди­тели доставляют Катю в ванную комнату. Здесь она садится на горшок, просит дать ей любимые игруш­ки и начинает играть. Писать она явно не намере­на. Тогда расстроенные родители вновь укладывают ее в кроватку, гасят свет и закрывают двери в детс­кую. На очередное Катино «А, а» родители вначале просто не реагируют. А потом нехотя подходят к кроватке дочери. И обнаруживают, что вся постель насквозь мокрая. Тогда родители включают свет, достают Катю из кроватки и меняются ей пижаму и всю постель. А пока они заняты этим, Катя радост­но играет своими игрушками.

Анализируя данную игру важно отметить, что слабость родителей состоит в том, что они желают, чтобы их ребенок развивался особенно хорошо и быстро. И они не учитывают, что маленькие дети

запоминают эмоции. Ловушка со стороны Кати в том, что она вызывает родителей в то время, когда дол­жна спать, предложением высадить ее на горшок. Родители отвечают, высаживая ребенка на горшок. Ребенок наносит нежно и трепетно любящим ее родителям удар, требует игрушки и не писает. Рас­плата родителей в том, что они оказались обману­тыми в своих чувствах. Вознаграждение ребенка — в возможности играть, общаться с родителями, по­лучать от них множество поглаживаний. Родители получают второй удар, когда Катя уже не удержива­ет мочу, а выливает ее всю на постель. Тем самым получает дополнительную возможность играть, а не спать. А получать от родителей поглаживания впе­ремежку с недовольным ворчанием для ребенка луч­ше, чем одиноко лежать в кроватке. Важно отметить, что родители сами своим поведением провоцирова­ли игру ребенка. Эту разновидность игр маленьких детей с физиологическими отправлениями мы назы­ваем— игры вокруг горшка.

Игры нищих

Вернемся к взаимодействию с нищими. В наших городах и селах их можно встретить повсюду. Мно­гие люди у нас живут по пословице— от тюрьмы, сумы и желтого дома не зарекайся. Или — помощь нищему — жертвоприношение богу. Или — помни о нищих. Эти люди просят помощи, выставляя напо­каз свои уродства и другие слабости. Часть из них действительно зарабатывают себе на пропитание, другим способом прокормиться не может. А если немного понаблюдать за нищими, то оказывается, что собирающие деньги на протез — годами собира­ют деньги, только меняют места своего промысла, и никакие протезы себе не делают. Ведь, обретя про­тезы, они лишатся заработка. У человека с гиперки-

незами, якобы собирающего деньги на свое лечение, эти деньги каждые два часа забирают его чернявые «хозяева», а ему оставляют самую малость. А он в сво­ей инвалидной коляске с утра до позднего вечера под солнцем, ветром и дождем просит милостыню на лечение. Некоторые нищие становятся агрессивны­ми: «Дай, а то прокляну!» Или всем своим видом демонстрируют— пока не подадите, буду стоять здесь возле вас и не уйду. Или вдруг после получе­ния милостыни нищий становиться агрессивным, оскорбляет подателя. Требует компенсации обиды. Когда после переключения нищий из жертвы пре­вращается в преследователя — это уже игра второго класса. А податель милостыни из Спасителя стано­вится Жертвой.

Антитезисы, позволяющие избегать неприятных игр с нищими — это иметь определенную стратегию поведения по отношению к ним. Например: подавать один раз в день, подавать возле определенного хра­ма, жертвовать, чтобы сохранить свое хорошее на­строение или создать его. А может быть, выполнить старинный языческий ритуал жертвоприношения.

У меня есть стратегия взаимодействия с нищими. Я давно принял решение подавать 1 или 2 раза в год и тем, кто зарабатывает милостыню своим трудом, а не просто стремиться разжалобить прохожих. И только один нищий вызывал у меня жалость, и я всегда подавал ему. Он сидел с большим крестом на Арбате в непогоду в луже воды, иногда талого сне­га, и мочи. Он был калека без обеих рук и без обеих ног и вызывал особую жалость, и почему-то навеи­вал воспоминания о старой Москве времен Велико­го раскола в православии. Я перестал подавать ему, после того как обнаружил его идущим по Арбату на своих ногах и жестикулирующим руками. Арбатские бичи сообщили мне с уважением, что теперь у него

еще и другой бизнес. И он редко нищенствует, толь­ко по выходным.

Наш опыт общения с нищими показывает, что большинство из них — это не люди, попавшие в беду, а профессионалы психологических игр, таким обра­зом зарабатывающие себе на жизнь. У некоторых из них, впрочем, весьма обеспеченную. Игры с просящи­ми милостыню составляют специальную группу игр.

Семейные игры

Наше описание игр было бы неполным без семей­ных игр. Есть разные варианты таких игр. Так Э. Берн описывал супружеские игры. Мы остановим­ся на семейной игре в варианте родители — дети. Начнем с примера.

В этой семье три человека. Мать, ее сын 23 лет и дочь 14 лет, назовем ее Таней. Брат с сестрой рань­ше часто ссорились, и матери удавалось сохранять свою власть в семье. В последний год брат с сестрой все чаще находили общий язык, и матери приходи­лось сталкиваться с их объединенной позицией и отступать. Власть матери в семье пошатнулась, и она далеко не всегда владела ситуацией. Мать пыталась поссорить своих детей, это не удавалось. И тогда в один из дней она предприняла следующие действия.

По телефону позвонила подруга дочери. Она не пошла в школу и хотела узнать домашнее задание. Уроки в школе еще продолжались, и дочери, конеч­но же, не было дома. Тогда как ее брат дома был. Мать начала проявлять беспокойство, говорить о том, что уроки уже завершились, ее подруга дома, а дочери все нет. И она может попасть в плохую ком­панию и выпить, и покурить, и еще что... «Дочь те­перь перестала слушать маму. Она слушается брата. А ему, как видно, все равно»,— причитала мать в ожидании дочери.

7 Макаров В. В.

Дочь после окончания занятий в школе, без вся­ких задержек, поспешила домой сообщить о своих двух пятерках по самым трудным предметам. Ее встретила расстроенная мама и напряженный брат. Он требоват признания в том, где и с кем она была на самом деле. Между ними возникла ссора. Затем брат начал бить сестру и сломал ей палец. Мать бе­гала по комнате и успокаивала детей.

После этой истории более месяца сестра и брат не разговаривали. Доверительные отношения между ними были расстроены навсегда. Мать стала посред­ником между детьми. И как прежде могла манипу­лировать каждым из них. И только через 12 лет, посещая терапевтическую группу, Татьяна смогла разобрать игры матери, разрушающие ее жизнь, жизнь ее брата и сломавшие судьбу их матери.

В этой игре участником № 1 являются брат и се­стра, участницей № 2 — их мать. Слабость детей в этой семье состоит в их доверии к матери и недо­статочном жизненном опыте. Мать ставит ловуш­ку, оговорив сестру перед братом. Ответом было разбирательство, провоцируемое матерью. Ударом — разрыв отношений. Расплатой явились длительные натянутые отношения между братом и сестрой. Воз­награждением матери служил рост ее власти над детьми.

Как уже говорилось выше, многие игры связаны с деньгами. Прейдем к играм финансовых пирамид. Приведем пример завершившейся игры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.