Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игры финансовых пирамид 2 страница




Антитезис в этих ситуациях схож с таковым в играх предыдущего класса: важно начать без промед­ления и откладывания.

Третий вариант игр состоит в стремлении откла­дывать прекращение какой-то приятной деятельно­сти или начало чего-то, требующего усилий. Все мы часто встречаемся с ситуацией, когда человек заяв­ляет: «Начну худеть с понедельника, а сейчас мож­но плотно поужинать». Осенью он может говорить: «Вот придет лето, и я сяду на велосипед — и по двад­цать километров каждый день!» А весной: «Скорее бы зима. На лыжи — и сгонять вес!»

Четвертый вариант игр с самим собой, когда че­ловек между прекращением какой-то приятной для него деятельности или началом неприятной выстав­ляет условие или незначительную дополнительную деятельность. В последующем выполнение этого простого условия оказывается довольно сложным, а дополнительная деятельность либо чрезмерно за­тягивается, либо оказывается несовместимой с ос­новной. Человек говорит себе: «Вот полежу пять ми­нут, встану и все сделаю». Когда он просыпается через несколько часов, то уже нужно выходить из дома. Только тогда он понимает, что ничего из зап­ланированного не сделал.0 Дает себе обещание сде­лать в следующий раз— и так может повторяться бесконечно.

Во всех названных классах игр с самим собой ан­титезисы схожи и приведены выше. Антитезисом для многих игр, наряду с отказом от лжи, является зак­лючение контрактов. Всеобщим антитезисом также является обращение к профессионалам для решения проблем, требующих профессиональных знаний и умений.

Для любой игры нужны партнеры. Обычно «во­дящий» подбирает себе партнеров, демонстрируя название своей игры, рекламируя ее. Круг игроков, предпочитающих играть в одни и те же игры, фор­мируется постепенно. Например, игроки предпочи­тают одинаково структурировать свое время, созда­ют компании. Часто клиент говорит: «Ну почему это опять произошло со мной?» или «Все мужчины в моей жизни как под копирку». Когда игрок выходит на поле для игры, он надевает футболку, где напи­сано название команды или клуба. Когда мы «наде­ваем футболки» для психологической игры, на них тоже написаны наши девизы. Это — приглашение к игре. Образ, стиль, манеры, одежда, макияж, тон

голоса, мимика, фразы — опосредованные способы демонстрации надписей на футболках, приглашение к совместному структурированию времени или игре.

Спереди как бы написано то, что мы осознаем и желаем предъявить окружающим, а сзади изображены скрытые послания психологического уровня. Именно по посланиям на спине мы выбираем тех людей, с ко­торыми желаем играть в игры. Когда же мы исследуем послания на груди и на спине, у нас может появиться потребность в откровенных, близких отношениях.

И так, психотерапевты распознают игры. Основная задача психотерапевта — помочь человеку перейти от игр к более конструктивным формам взаимодействия, например совместной деятельности или близости. Для этого при необходимости используются антитезисы и разрушаются игры. В других случаях, после осозна­ния игры, можно начинать свою игру и переигрывать вовлекающих вас в игру. Однако прежде всего важно выявлять приглашения участвовать в играх— Крюч­ки и Ловушки — и избегать их. Это делает нашу жизнь более результативной и заполненной.

Человек открытый и человек-игрок

Люди, стремящиеся получать результат преимуще­ственно при помощи откровенности и близости, и люди, достигающие своего результата преимуще­ственно при помощи игр и интриг, как многие чи­новники, политики и лидеры научной среды — при внимательном изучении эти две большие группы очень отличаются друг от друга.

Игрок старается производить впечатление откры­того и надежного. Он осторожен в обязательствах. Работает с неполной отдачей. Может действитель­но выполнять взятые на себя обязательства и держать данное им слово, но только когда это ему выгодно. Правда, это вовсе не означает, что за вашей спиной

он не затевает какую-нибудь интригу, где результат будет в его пользу, а вы можете оказаться в проиг­рыше. Он прежде всего следует своим собственным интересам. Жесткий расчет не мешает ему постоян­но заботиться о сохранении видимости масок откры­тости, надежности, честности. Ведь для него важнее казаться кем-то, чем быть на самом деле.

Он плохо справляется с противоречиями и кон­фликтами. В трудных ситуациях попросту пропада­ет, исчезает. Впрочем, после разрешения такой си­туации появляется очень быстро.

Часто это человек с удивительно гибким и динамич­ным поведением, развитым воображением. Он стре­мится получить информацию об интересующем его объекте. Вместе с тем, сведения о себе передает скупо и только в необходимом количестве. Редко удается познакомиться с людьми, долго и близко знающими игрока и не зависящими от него. А значит способных и расположенных к свободным суждениям о нем.

Он всегда находит вас, тогда как вы далеко не всегда знаете, как найти его. Он неохотно сообщает свой настоящий адрес. Когда вы звоните, то обна­руживаете, что на его аппарате стоит опознаватель номера или автоответчик. Если он не поднимает трубку, это вовсе не значит, что его сейчас нет на месте. Просто он играет в свои игры, и если вы как персонаж его игры нужны ему сейчас, то он обяза­тельно поднимет трубку.

Из вариантов взаимодействия, кроме игр, он пред­почитает ритуалы и развлечения.

Его фиксированная эмоциональная установка: «Я благополучен — Вы не благополучны». «А если вы пока благополучны, то ненадолго. С моей помощью вы скоро освободитесь от этого ненужного груза самодо­вольного благополучия». Впрочем, он мастерски скры­вает свою основную фиксированную установку. И де-

монстрирует установку: «Вы также можете стать бла­гополучным, если...». На месте многоточия можно поставить то, что выгодно игроку и, что он желает получить от вас. Общаясь со своими жертвами, игрок зачастую весьма предупредителен и тщательно скры­вает свое пренебрежительное отношение к ним.

Игрок способен быть действительно результатив­ным. Наиболее динамичным и результативным он может оказаться в начале дела. Он политик, и успех его политический.

По мере развития дела, когда такие характеристи­ки, как надежность и стабильность, становятся осо­бенно важными и даже необходимыми, игроки час­то оказываются несостоятельными, подрывают доверие к себе и сходят с дистанции, уступая лидер­ство людям, способным к откровенности и близости. Открытый человек предпочитает откровенные взаимодействия — операции и близость. Фиксиро­ванная эмоциональная установка таких людей: «Я благополучен— Вы благополучны». «Каждый че­ловек может стать партнером. И каждый благополу­чен или имеет возможность достичь благополучия». Такие люди устанавливают тесные взаимодействия с другими людьми. Они не так ярко проявляют свои достоинства, как игроки. Ведь для них главное — быть, а не казаться. Они признают свои слабости и неудачи. Они способны убеждать, вызывают доверие. Они привержены делу. Их результат возрастает по мере углубления в избранное дело. Заботятся о сво­их последователях.

С ними спокойно. С ними можно чувствовать себя уверенно. Они надежны и стабильны. Только вот быстро разобраться в этом удается далеко не всегда. Мы рассмотрели два очень различных типа успеш­ных и результативных личностей. Их мировоззрения, установки, жизненные кредо находятся на разных по-

люсах. Такие люди могут длительно и результативно сотрудничать друг с другом. Хотя близкое знакомство и не приводит их к особым взаимным симпатиям.

Награды за игры

Э. Берн описал шесть вознаграждений, которые человек получает, играя в игры (табл. 5).

Шесть вознаграждений от игр

Таблица 5

Вознаграждение Описание вознаграждения
  Биологическое Получение поглаживаний предпочитаемого типа привычным способом с целью поддержания гомеостаза
  Экзистенциальное Подтверждение фиксированной эмоциональной установки (экзистенциальной позиции) для поддержания психологической устойчивости
  Внутреннее психологическое Избежание болезненных соприкосновений с первичным внутриличностным конфликтом (невротических страхов). Поддержание ощущения внутреннего психического равновесия
  Внешнее психологическое Избежание взаимодействий и ситуаций, внушающих страх. Поддержание ощущения равновесия в отношениях с внешним миром
  Внутреннее социальное Использование игровой ситуации как способа структурирования времени наедине с собой — в мыслях, чувствах и фантазиях. Обоснование своего поведения перед собой
  Внешнее социальное Использование игровой ситуации как способа структурирования времени во внешних общественных контактах. Обоснование своего поведения перед окружающими

Биологический выигрыш от игр связан с тем, что человек получает в ходе игры поглаживания, необ­ходимые ему для выживания. Игры поддерживают доминирующую экзистенциональную позицию чело­века и систему поглаживаний, которые он получает от ближайшего и отдаленного окружения. При этом человек неосознанно сохраняет все впечатления, которые подтверждают его сформировавшиеся взгля­ды и одновременно обесценивают или неверно ин­терпретирует все остальное. Человек искажает реаль­ность. Например, если его доминирующая экзистен­циальная позиция «Я — неблагополучен» и он отбирает и коллекционирует исключительно «пин­ки», то любое свидетельство о существовании при­ятных и теплых поглаживаний будет не замечено им или обесценено для поддержания внутрипсихичес-кого равновесия.

Во время игры человек избавляет себя от необхо­димости испытывать, и, соответственно, изживать и залечивать боль, причиненную первичной психичес­кой травмой. Ведь он в раннем детстве уже принял решение о том, кем ему нужно быть и что делать в этом мире, чтобы подавить эту боль и никогда боль­ше не попадать в ситуации, которые ее причиняют.

Конечно, расплачиваясь за проигрыш, особенно­го удовольствия не испытаешь. Однако эти тягост­ные и удручающие чувства привычны, и, кажется, не такие интенсивные и травмирующие, как тот, первый удар. Поэтому раннее детское решение про­должает неукоснительно выполняться, а экзистенци­альная позиция— подкрепляться, ведь Ребенок предпочитает вновь и вновь навлекать на себя мел­кие и крупные неприятности, терпеть неудачи и по­ражения «здесь и сейчас». Но ни в коем случае не соприкасаться со своей памятью, несущей столь не­выносимый груз. Не бередить старую рану. Ребенок

выбирает «меньшее из зол», таким образом лишая себя возможности освобождения от боли. А между тем негативные последствия повторных проигрышей способны накапливаться, подтачивая разум челове­ка и истощая его силы. И в итоге превзойти по сво­ей интенсивности и разрушительной силе первичную травму. И, как правило, тот дискомфорт, который клиент испытывает при терапевтической проработ­ке первичного конфликта, оказывается значительно слабее, чем совокупная боль от последствий игровых поражений.

Игра позволяет человеку избегать ситуаций, для участия в которых у него °нет внутренних ресурсов. И таким образом не создавать этот ресурс, раз уж он не востребуется. Например, клиенту трудно решиться на близость, если внутреннее восприятие себя и другого отрицательное. Ему важно избегать реальных ситуаций в жизни, где от него требуется активность, независимость, принятие обязательств, ответствен­ность. Игра позволяет получать вторичную выгоду, например, «Что вы хотите от человека, страдающе­го алкоголизмом!» — говорит алкоголик, продолжая не работать и пить. Да, он на данных момент не имеет ресурса для трезвого образа жизни, но он и не предпринимает никаких усилий к этому. Вместо этого он занимается шантажом — это внешнее пси­хологическое вознаграждение.

Игры дают человеку массу способов структуриро­вать время со своими близкими, знакомыми и мало­знакомыми людьми. И в этом внешнее социальное вознаграждение.

Внутреннее социальное вознаграждение — это мысли и фантазии человека наедине с самим собой, усиливающие экзистенциальную (жизненную) пози­цию, систему поглаживаний, сценарные убеждения. Например, «Из-за своего нерадивого начальника я не

получил повышения и не стал заведующим лабора­торией. Конечно, я не имею поддержки и веса в институте, и мою кандидатуру даже не рассматри­вали на Ученом совете. Если я не имею поддержки, значит я реально не настолько важен-, чтобы меня могли заметить». И таким образом чувства человека, подкрепляющие или модифицирующие его эмоци­ональное состояние, основываются не на реальных взаимодействиях с людьми, а на его собственных фантазиях.

Система вознаграждений за игру

Рассмотрим систему вознаграждений на примере.

Вадим, 27 лет. Мать Вадима умерла, когда маль­чику было полтора месяца. До года он жил в семье матери. Затем отец Вадима женился и забрал сына. С родственниками умершей жены не общались. У но­вой жены была дочь одного с Вадимом возраста. Жену отца Вадим считал родной матерью. В семье сложились очень формальные, прохладные отноше­ния между супругами. Это союз, который был создан ради детей. Хвалили Вадима только за хорошие ус­пехи в школе, институте, за уборку в квартире, за успехи в спорте. Он получал только условные погла­живания (биологическое вознаграждение № 1), ко­торые создали экзистенциальную позицию «Ты бла­гополучен при условии, что ты послушный, трудо­любивый, чемпион и прочее» (экзистенциальное вознаграждение № 2). В четырнадцать лет он узнал правду о своем происхождении, и втайне от отца стал общаться с дедом и тетушкой по линии матери. Когда Вадиму было восемнадцать лет, дед умер, оставив внуку семейный архив. В это время Вадим начинает бунтовать и, разорвав отношения с отцом, активно ищет близости с женщинами. Отношения всегда непродолжительные, приносящие ему лишь разоча-

рование. Но эти негативные эмоции сфокусированы в настоящем, «здесь и сейчас», отвлекая его от пе­реживания той, ранней боли, связанной с утратой матери (внутренне психологическое вознаграждение № 3). Такой стиль жизни защищает его от того, что­бы научиться истинной интимности (внешнее пси­хологическое вознаграждение № 4). Он структуриру­ет свое время, давая достаточно материала для об­суждения в компаниях друзей (внешнее социальное вознаграждение № 6) и для собственных фантазий (внутреннее социальное вознаграждение № 5).

Его игру можно назвать «В поисках Грааля». Это игра второго класса, второй степени. Вадим — игрок № 1, женщина— игрок № 2. Крючок Вадима— же­лание иметь близкие отношения с женщиной. На его «футболке» впереди написано «Ищу женщину», а сзади «Ищу маму». Женщина «клюет». Ее надписи — «Ищу мужчину» и «Ищу ребенка». Все женщины, с которыми у Вадима складывались длительные отно­шения, были старше его на семь — десять лет. В этот раз реакция Вадима и очередной женщины состоит в том, что они стали жить вместе. Вадим получает условные поглаживания, он послушный, не бунту­ет, активно делает карьеру, преуспевает, во всем слушается «маму». Он благополучен, потому что все делает как Воспитанный Ребенок. «Мама» довольна, она спасла ребенка. Этот период характеризуется симбиотической близостью. Но наступает переклю­чение. Женщина хочет иметь детей. Она становит­ся требовательной. «Годы уходят, это последний шанс». Она освобождает комнату и оборудует ее как детскую. Она уже не дает условных поглаживаний мужчине за его успехи. Она требует ребенка. Он не хочет этого. Желает оставаться единственным ребен­ком в семье. Ее больше не интересуют его чувства, мысли, переживания. Он уходит. Снова и снова ис-

пытывает разочарование — «Это не настоящая мама» или «Меня опять бросила мама». И отправляется вновь в поход за исцеляющим Граалем. Женщина также получает расплату— одиночество. Они оба собрали все искомые пинки и сыграли-в игру. Вадим вновь проигрывает ситуацию потери матери. Он чув­ствует одиночество, никчемность своего существова­ния («Меня покинула родная мать, когда я так нуж­дался в ней»), гнев. У него появляются мысли о смерти. Он ощущает боль «здесь и сейчас». Только проходит время, и он восстает из пепла и опять от­правляется на поиски партнера для игры. И так может повторяться несколько раз. Конечно, оба уча­стника таких игр нуждаются в психотерапии. Оста­новимся на этом подробнее.

Психотерапия игр

Поскольку шесть описанных выше вознагражде­ний поддерживают друг друга, изменение возможно только при комплексном подходе.

Первым этапом работы является построение те­рапевтического альянса — доверительных, продук­тивных отношений между терапевтом и клиентом. При этом терапевт, используя эмпатическое слуша­ние, подробно расспрашивает клиента. Параллель­но терапевт анализирует особенности сформировав­шейся у клиента системы обмена поглаживаниями (биологическое вознаграждение № 1). В центре вни­мания на этом этапе — вопрос о том, может ли кли­ент запрашивать, получать, отвергать и давать погла­живания исходя из своих реальных потребностей, или эти его способности ограничиваются старыми поведенческими паттернами. Если клиент ограничен в поглаживаниях, то как и в какой степени? Инфор­мацию терапевт получает не только из рассказов кли-

ента, но и из опыта взаимодействий с ним. Напри­мер, Вадим ограничен в получении безусловных поглаживаний. Его способы получения и запраши­вания поглаживаний основаны на старых паттернах. И он это демонстрирует в общении с терапевтом. Он дисциплинирован и пунктуален, он вовремя прихо­дит на сессии. Вадим делает все домашние задания, которые дает терапевт. Во взаимоотношениях с те­рапевтом он ожидает условных поглаживаний.

Когда терапевт определил ограничения, заложенные в систему обмена поглаживаниями, он начинает по­степенно ее изменять, используя упражнения, диаграм­му «профиль поглаживаний», дает клиенту задание создать «банк поглаживаний». Эти техники направле­ны на стимуляцию Взрослого осознания, создание комфортных условий и ресурсов для дальнейшей ра­боты. На сессиях терапевт предлагает новые способы обмена поглаживаниями, которые необычны для кли­ента. Чувства, мысли клиента, его новый опыт подроб­но обсуждаются и анализируются во время сессий.

Получая информацию от клиента, терапевт узна­ет его экзистенциальные позиции относительно себя, мира и других и задает вопросы об условиях, в кото­рых были сформированы эти позиции. Одновремен­но терапевт высказывает мысль о том, что принятые когда-то давно решения были реакцией на ситуации в прошлом и не обязательно распространяются на настоящее и будущее клиента. Это дает ресурс для дальнейшего изменения позиций в ходе работы.

Как правило, причиной обращения к терапевту является не старая душевная травма, а та боль, ко­торая мешает клиенту полноценно жить в настоя­щем. На начальном этапе терапевт сосредоточивает­ся на установлении связи между болью «здесь и сейчас» и болью «тогда и там». Мы предлагаем кли­енту принести семейные фотографии тех лет и бо-

лее поздние фото. Расспрашиваем о повторяемости событий, связанных с переживанием боли. Это пер­вые шаги к проживанию боли и разрушению вторич­ной внутренней психологической выгоды.

На первом этапе работы терапевт еще мало занима­ется социальными уровнями. Однако он может предуп­редить клиента о возможных изменениях в отношениях с ближайшим окружением клиента и обсудить с ним систему безопасности при этих изменениях.

Второй этап работы связан с ранней, первичной болью. Терапевт просит клиента описать свое детство, семью с позиции ребенка. Мы в этот период иногда используем транс с возрастной регрессией. В каче­стве стимульного материала используются фотогра­фии из семейного альбома. Клиент восстанавливает связь с болезненными событиями. Часто чувства, которые возникли тогда (первоначальные гнев, пе­чаль, одиночество, страх) возвращаются вновь. Од­нако клиент воспроизводит и переживает болезнен­ный опыт в специальных терапевтических условиях принятия и поддержки, что позволяет ему испыты­вать, выражать и осознавать свои негативные чувства и ощущения, не включая систему деструктивных защит. С этой же целью мы задаем клиентам домаш­ние задания, например, писать письма в адрес зна­чимых других из детства. Например, Вадим писал письма своей родной маме. Посещал кладбище и приходил на ее могилу, и это также помогло ему в осознании и исцелении ранее подавленной боли.

В этот период, когда клиент лишается привычных психологических защит, он может испытывать пе­чаль, беспомощность или острую зависть, например, к участникам группы, которые имели любящих ро­дителей. Здесь важно показать клиенту нормальность и позитивность этих переживаний как проявления личностного роста и значимых изменений. На этом

этапе важно активизировать Заботливого, Поощря­ющего Родителя клиента и выстроить систему само­поддержки. Мы предлагаем клиенту называть себя детскими именами, говорить себе ободряющие сло­ва, обнимать себя за плечи, убаюкивать, баловать себя любимыми лакомствами и подарками. Выстра­ивать систему поощрений за работу по изменению.

Третий этап— завершающий. Здесь наша работа направлена на создание поддержки со стороны мик­ро- и макросоциума клиента. Если старые взаимоот­ношения не изменены — они будут провоцировать возврат клиента к прошлому. Клиент проводит ин­вентаризацию своих старых взаимоотношений. Здесь мы предпочитаем использовать гештальт-техники.

На этом этапе важно поработать с образом буду­щего. Здесь терапевт ставит две задачи: первая — обу­чение клиента программированию своего будущего без использования игровых клише, вторая — провер­ка фантазий клиента. Работу с будущим мы также любим проводить с использованием трансовых тех­ник. Если клиент перенес игровую структуру в свои фантазии и это проговаривает, то необходима допол­нительная работа. Доказательством того, что изме­нения действительно произошли, будут новые темы, новые окончания большинства фантазий клиента.

Клиент готов к окончанию работы с терапевтом, когда он имеет здоровую систему обмена поглажи­ваниями, позитивные экзистенциальные позиции (Я благополучен, Вы благополучны, Мир благополу­чен), воспринимает прошлое без искажений, оцени­вает и решает задачи настоящего и будущего, имеет здоровые взаимоотношения в микросоциуме.

Итак, система поглаживаний, экзистенциальные позиции, первичная боль— кирпичики, которые ле­жат в основе здания сценария. Еще одним из кирпи­чиков является система рэкета. Остановимся на ней.

8 Макаров В. В.

Глава 6




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.