КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Игры финансовых пирамид 2 страница
Антитезис в этих ситуациях схож с таковым в играх предыдущего класса: важно начать без промедления и откладывания. Третий вариант игр состоит в стремлении откладывать прекращение какой-то приятной деятельности или начало чего-то, требующего усилий. Все мы часто встречаемся с ситуацией, когда человек заявляет: «Начну худеть с понедельника, а сейчас можно плотно поужинать». Осенью он может говорить: «Вот придет лето, и я сяду на велосипед — и по двадцать километров каждый день!» А весной: «Скорее бы зима. На лыжи — и сгонять вес!» Четвертый вариант игр с самим собой, когда человек между прекращением какой-то приятной для него деятельности или началом неприятной выставляет условие или незначительную дополнительную деятельность. В последующем выполнение этого простого условия оказывается довольно сложным, а дополнительная деятельность либо чрезмерно затягивается, либо оказывается несовместимой с основной. Человек говорит себе: «Вот полежу пять минут, встану и все сделаю». Когда он просыпается через несколько часов, то уже нужно выходить из дома. Только тогда он понимает, что ничего из запланированного не сделал.0 Дает себе обещание сделать в следующий раз— и так может повторяться бесконечно. Во всех названных классах игр с самим собой антитезисы схожи и приведены выше. Антитезисом для многих игр, наряду с отказом от лжи, является заключение контрактов. Всеобщим антитезисом также является обращение к профессионалам для решения проблем, требующих профессиональных знаний и умений. Для любой игры нужны партнеры. Обычно «водящий» подбирает себе партнеров, демонстрируя название своей игры, рекламируя ее. Круг игроков, предпочитающих играть в одни и те же игры, формируется постепенно. Например, игроки предпочитают одинаково структурировать свое время, создают компании. Часто клиент говорит: «Ну почему это опять произошло со мной?» или «Все мужчины в моей жизни как под копирку». Когда игрок выходит на поле для игры, он надевает футболку, где написано название команды или клуба. Когда мы «надеваем футболки» для психологической игры, на них тоже написаны наши девизы. Это — приглашение к игре. Образ, стиль, манеры, одежда, макияж, тон голоса, мимика, фразы — опосредованные способы демонстрации надписей на футболках, приглашение к совместному структурированию времени или игре. Спереди как бы написано то, что мы осознаем и желаем предъявить окружающим, а сзади изображены скрытые послания психологического уровня. Именно по посланиям на спине мы выбираем тех людей, с которыми желаем играть в игры. Когда же мы исследуем послания на груди и на спине, у нас может появиться потребность в откровенных, близких отношениях. И так, психотерапевты распознают игры. Основная задача психотерапевта — помочь человеку перейти от игр к более конструктивным формам взаимодействия, например совместной деятельности или близости. Для этого при необходимости используются антитезисы и разрушаются игры. В других случаях, после осознания игры, можно начинать свою игру и переигрывать вовлекающих вас в игру. Однако прежде всего важно выявлять приглашения участвовать в играх— Крючки и Ловушки — и избегать их. Это делает нашу жизнь более результативной и заполненной. Человек открытый и человек-игрок Люди, стремящиеся получать результат преимущественно при помощи откровенности и близости, и люди, достигающие своего результата преимущественно при помощи игр и интриг, как многие чиновники, политики и лидеры научной среды — при внимательном изучении эти две большие группы очень отличаются друг от друга. Игрок старается производить впечатление открытого и надежного. Он осторожен в обязательствах. Работает с неполной отдачей. Может действительно выполнять взятые на себя обязательства и держать данное им слово, но только когда это ему выгодно. Правда, это вовсе не означает, что за вашей спиной он не затевает какую-нибудь интригу, где результат будет в его пользу, а вы можете оказаться в проигрыше. Он прежде всего следует своим собственным интересам. Жесткий расчет не мешает ему постоянно заботиться о сохранении видимости масок открытости, надежности, честности. Ведь для него важнее казаться кем-то, чем быть на самом деле. Он плохо справляется с противоречиями и конфликтами. В трудных ситуациях попросту пропадает, исчезает. Впрочем, после разрешения такой ситуации появляется очень быстро. Часто это человек с удивительно гибким и динамичным поведением, развитым воображением. Он стремится получить информацию об интересующем его объекте. Вместе с тем, сведения о себе передает скупо и только в необходимом количестве. Редко удается познакомиться с людьми, долго и близко знающими игрока и не зависящими от него. А значит способных и расположенных к свободным суждениям о нем. Он всегда находит вас, тогда как вы далеко не всегда знаете, как найти его. Он неохотно сообщает свой настоящий адрес. Когда вы звоните, то обнаруживаете, что на его аппарате стоит опознаватель номера или автоответчик. Если он не поднимает трубку, это вовсе не значит, что его сейчас нет на месте. Просто он играет в свои игры, и если вы как персонаж его игры нужны ему сейчас, то он обязательно поднимет трубку. Из вариантов взаимодействия, кроме игр, он предпочитает ритуалы и развлечения. Его фиксированная эмоциональная установка: «Я благополучен — Вы не благополучны». «А если вы пока благополучны, то ненадолго. С моей помощью вы скоро освободитесь от этого ненужного груза самодовольного благополучия». Впрочем, он мастерски скрывает свою основную фиксированную установку. И де- монстрирует установку: «Вы также можете стать благополучным, если...». На месте многоточия можно поставить то, что выгодно игроку и, что он желает получить от вас. Общаясь со своими жертвами, игрок зачастую весьма предупредителен и тщательно скрывает свое пренебрежительное отношение к ним. Игрок способен быть действительно результативным. Наиболее динамичным и результативным он может оказаться в начале дела. Он политик, и успех его политический. По мере развития дела, когда такие характеристики, как надежность и стабильность, становятся особенно важными и даже необходимыми, игроки часто оказываются несостоятельными, подрывают доверие к себе и сходят с дистанции, уступая лидерство людям, способным к откровенности и близости. Открытый человек предпочитает откровенные взаимодействия — операции и близость. Фиксированная эмоциональная установка таких людей: «Я благополучен— Вы благополучны». «Каждый человек может стать партнером. И каждый благополучен или имеет возможность достичь благополучия». Такие люди устанавливают тесные взаимодействия с другими людьми. Они не так ярко проявляют свои достоинства, как игроки. Ведь для них главное — быть, а не казаться. Они признают свои слабости и неудачи. Они способны убеждать, вызывают доверие. Они привержены делу. Их результат возрастает по мере углубления в избранное дело. Заботятся о своих последователях. С ними спокойно. С ними можно чувствовать себя уверенно. Они надежны и стабильны. Только вот быстро разобраться в этом удается далеко не всегда. Мы рассмотрели два очень различных типа успешных и результативных личностей. Их мировоззрения, установки, жизненные кредо находятся на разных по- люсах. Такие люди могут длительно и результативно сотрудничать друг с другом. Хотя близкое знакомство и не приводит их к особым взаимным симпатиям. Награды за игры Э. Берн описал шесть вознаграждений, которые человек получает, играя в игры (табл. 5). Шесть вознаграждений от игр Таблица 5
Биологический выигрыш от игр связан с тем, что человек получает в ходе игры поглаживания, необходимые ему для выживания. Игры поддерживают доминирующую экзистенциональную позицию человека и систему поглаживаний, которые он получает от ближайшего и отдаленного окружения. При этом человек неосознанно сохраняет все впечатления, которые подтверждают его сформировавшиеся взгляды и одновременно обесценивают или неверно интерпретирует все остальное. Человек искажает реальность. Например, если его доминирующая экзистенциальная позиция «Я — неблагополучен» и он отбирает и коллекционирует исключительно «пинки», то любое свидетельство о существовании приятных и теплых поглаживаний будет не замечено им или обесценено для поддержания внутрипсихичес-кого равновесия. Во время игры человек избавляет себя от необходимости испытывать, и, соответственно, изживать и залечивать боль, причиненную первичной психической травмой. Ведь он в раннем детстве уже принял решение о том, кем ему нужно быть и что делать в этом мире, чтобы подавить эту боль и никогда больше не попадать в ситуации, которые ее причиняют. Конечно, расплачиваясь за проигрыш, особенного удовольствия не испытаешь. Однако эти тягостные и удручающие чувства привычны, и, кажется, не такие интенсивные и травмирующие, как тот, первый удар. Поэтому раннее детское решение продолжает неукоснительно выполняться, а экзистенциальная позиция— подкрепляться, ведь Ребенок предпочитает вновь и вновь навлекать на себя мелкие и крупные неприятности, терпеть неудачи и поражения «здесь и сейчас». Но ни в коем случае не соприкасаться со своей памятью, несущей столь невыносимый груз. Не бередить старую рану. Ребенок выбирает «меньшее из зол», таким образом лишая себя возможности освобождения от боли. А между тем негативные последствия повторных проигрышей способны накапливаться, подтачивая разум человека и истощая его силы. И в итоге превзойти по своей интенсивности и разрушительной силе первичную травму. И, как правило, тот дискомфорт, который клиент испытывает при терапевтической проработке первичного конфликта, оказывается значительно слабее, чем совокупная боль от последствий игровых поражений. Игра позволяет человеку избегать ситуаций, для участия в которых у него °нет внутренних ресурсов. И таким образом не создавать этот ресурс, раз уж он не востребуется. Например, клиенту трудно решиться на близость, если внутреннее восприятие себя и другого отрицательное. Ему важно избегать реальных ситуаций в жизни, где от него требуется активность, независимость, принятие обязательств, ответственность. Игра позволяет получать вторичную выгоду, например, «Что вы хотите от человека, страдающего алкоголизмом!» — говорит алкоголик, продолжая не работать и пить. Да, он на данных момент не имеет ресурса для трезвого образа жизни, но он и не предпринимает никаких усилий к этому. Вместо этого он занимается шантажом — это внешнее психологическое вознаграждение. Игры дают человеку массу способов структурировать время со своими близкими, знакомыми и малознакомыми людьми. И в этом внешнее социальное вознаграждение. Внутреннее социальное вознаграждение — это мысли и фантазии человека наедине с самим собой, усиливающие экзистенциальную (жизненную) позицию, систему поглаживаний, сценарные убеждения. Например, «Из-за своего нерадивого начальника я не получил повышения и не стал заведующим лабораторией. Конечно, я не имею поддержки и веса в институте, и мою кандидатуру даже не рассматривали на Ученом совете. Если я не имею поддержки, значит я реально не настолько важен-, чтобы меня могли заметить». И таким образом чувства человека, подкрепляющие или модифицирующие его эмоциональное состояние, основываются не на реальных взаимодействиях с людьми, а на его собственных фантазиях. Система вознаграждений за игру Рассмотрим систему вознаграждений на примере. Вадим, 27 лет. Мать Вадима умерла, когда мальчику было полтора месяца. До года он жил в семье матери. Затем отец Вадима женился и забрал сына. С родственниками умершей жены не общались. У новой жены была дочь одного с Вадимом возраста. Жену отца Вадим считал родной матерью. В семье сложились очень формальные, прохладные отношения между супругами. Это союз, который был создан ради детей. Хвалили Вадима только за хорошие успехи в школе, институте, за уборку в квартире, за успехи в спорте. Он получал только условные поглаживания (биологическое вознаграждение № 1), которые создали экзистенциальную позицию «Ты благополучен при условии, что ты послушный, трудолюбивый, чемпион и прочее» (экзистенциальное вознаграждение № 2). В четырнадцать лет он узнал правду о своем происхождении, и втайне от отца стал общаться с дедом и тетушкой по линии матери. Когда Вадиму было восемнадцать лет, дед умер, оставив внуку семейный архив. В это время Вадим начинает бунтовать и, разорвав отношения с отцом, активно ищет близости с женщинами. Отношения всегда непродолжительные, приносящие ему лишь разоча- рование. Но эти негативные эмоции сфокусированы в настоящем, «здесь и сейчас», отвлекая его от переживания той, ранней боли, связанной с утратой матери (внутренне психологическое вознаграждение № 3). Такой стиль жизни защищает его от того, чтобы научиться истинной интимности (внешнее психологическое вознаграждение № 4). Он структурирует свое время, давая достаточно материала для обсуждения в компаниях друзей (внешнее социальное вознаграждение № 6) и для собственных фантазий (внутреннее социальное вознаграждение № 5). Его игру можно назвать «В поисках Грааля». Это игра второго класса, второй степени. Вадим — игрок № 1, женщина— игрок № 2. Крючок Вадима— желание иметь близкие отношения с женщиной. На его «футболке» впереди написано «Ищу женщину», а сзади «Ищу маму». Женщина «клюет». Ее надписи — «Ищу мужчину» и «Ищу ребенка». Все женщины, с которыми у Вадима складывались длительные отношения, были старше его на семь — десять лет. В этот раз реакция Вадима и очередной женщины состоит в том, что они стали жить вместе. Вадим получает условные поглаживания, он послушный, не бунтует, активно делает карьеру, преуспевает, во всем слушается «маму». Он благополучен, потому что все делает как Воспитанный Ребенок. «Мама» довольна, она спасла ребенка. Этот период характеризуется симбиотической близостью. Но наступает переключение. Женщина хочет иметь детей. Она становится требовательной. «Годы уходят, это последний шанс». Она освобождает комнату и оборудует ее как детскую. Она уже не дает условных поглаживаний мужчине за его успехи. Она требует ребенка. Он не хочет этого. Желает оставаться единственным ребенком в семье. Ее больше не интересуют его чувства, мысли, переживания. Он уходит. Снова и снова ис- пытывает разочарование — «Это не настоящая мама» или «Меня опять бросила мама». И отправляется вновь в поход за исцеляющим Граалем. Женщина также получает расплату— одиночество. Они оба собрали все искомые пинки и сыграли-в игру. Вадим вновь проигрывает ситуацию потери матери. Он чувствует одиночество, никчемность своего существования («Меня покинула родная мать, когда я так нуждался в ней»), гнев. У него появляются мысли о смерти. Он ощущает боль «здесь и сейчас». Только проходит время, и он восстает из пепла и опять отправляется на поиски партнера для игры. И так может повторяться несколько раз. Конечно, оба участника таких игр нуждаются в психотерапии. Остановимся на этом подробнее. Психотерапия игр Поскольку шесть описанных выше вознаграждений поддерживают друг друга, изменение возможно только при комплексном подходе. Первым этапом работы является построение терапевтического альянса — доверительных, продуктивных отношений между терапевтом и клиентом. При этом терапевт, используя эмпатическое слушание, подробно расспрашивает клиента. Параллельно терапевт анализирует особенности сформировавшейся у клиента системы обмена поглаживаниями (биологическое вознаграждение № 1). В центре внимания на этом этапе — вопрос о том, может ли клиент запрашивать, получать, отвергать и давать поглаживания исходя из своих реальных потребностей, или эти его способности ограничиваются старыми поведенческими паттернами. Если клиент ограничен в поглаживаниях, то как и в какой степени? Информацию терапевт получает не только из рассказов кли- ента, но и из опыта взаимодействий с ним. Например, Вадим ограничен в получении безусловных поглаживаний. Его способы получения и запрашивания поглаживаний основаны на старых паттернах. И он это демонстрирует в общении с терапевтом. Он дисциплинирован и пунктуален, он вовремя приходит на сессии. Вадим делает все домашние задания, которые дает терапевт. Во взаимоотношениях с терапевтом он ожидает условных поглаживаний. Когда терапевт определил ограничения, заложенные в систему обмена поглаживаниями, он начинает постепенно ее изменять, используя упражнения, диаграмму «профиль поглаживаний», дает клиенту задание создать «банк поглаживаний». Эти техники направлены на стимуляцию Взрослого осознания, создание комфортных условий и ресурсов для дальнейшей работы. На сессиях терапевт предлагает новые способы обмена поглаживаниями, которые необычны для клиента. Чувства, мысли клиента, его новый опыт подробно обсуждаются и анализируются во время сессий. Получая информацию от клиента, терапевт узнает его экзистенциальные позиции относительно себя, мира и других и задает вопросы об условиях, в которых были сформированы эти позиции. Одновременно терапевт высказывает мысль о том, что принятые когда-то давно решения были реакцией на ситуации в прошлом и не обязательно распространяются на настоящее и будущее клиента. Это дает ресурс для дальнейшего изменения позиций в ходе работы. Как правило, причиной обращения к терапевту является не старая душевная травма, а та боль, которая мешает клиенту полноценно жить в настоящем. На начальном этапе терапевт сосредоточивается на установлении связи между болью «здесь и сейчас» и болью «тогда и там». Мы предлагаем клиенту принести семейные фотографии тех лет и бо- лее поздние фото. Расспрашиваем о повторяемости событий, связанных с переживанием боли. Это первые шаги к проживанию боли и разрушению вторичной внутренней психологической выгоды. На первом этапе работы терапевт еще мало занимается социальными уровнями. Однако он может предупредить клиента о возможных изменениях в отношениях с ближайшим окружением клиента и обсудить с ним систему безопасности при этих изменениях. Второй этап работы связан с ранней, первичной болью. Терапевт просит клиента описать свое детство, семью с позиции ребенка. Мы в этот период иногда используем транс с возрастной регрессией. В качестве стимульного материала используются фотографии из семейного альбома. Клиент восстанавливает связь с болезненными событиями. Часто чувства, которые возникли тогда (первоначальные гнев, печаль, одиночество, страх) возвращаются вновь. Однако клиент воспроизводит и переживает болезненный опыт в специальных терапевтических условиях принятия и поддержки, что позволяет ему испытывать, выражать и осознавать свои негативные чувства и ощущения, не включая систему деструктивных защит. С этой же целью мы задаем клиентам домашние задания, например, писать письма в адрес значимых других из детства. Например, Вадим писал письма своей родной маме. Посещал кладбище и приходил на ее могилу, и это также помогло ему в осознании и исцелении ранее подавленной боли. В этот период, когда клиент лишается привычных психологических защит, он может испытывать печаль, беспомощность или острую зависть, например, к участникам группы, которые имели любящих родителей. Здесь важно показать клиенту нормальность и позитивность этих переживаний как проявления личностного роста и значимых изменений. На этом этапе важно активизировать Заботливого, Поощряющего Родителя клиента и выстроить систему самоподдержки. Мы предлагаем клиенту называть себя детскими именами, говорить себе ободряющие слова, обнимать себя за плечи, убаюкивать, баловать себя любимыми лакомствами и подарками. Выстраивать систему поощрений за работу по изменению. Третий этап— завершающий. Здесь наша работа направлена на создание поддержки со стороны микро- и макросоциума клиента. Если старые взаимоотношения не изменены — они будут провоцировать возврат клиента к прошлому. Клиент проводит инвентаризацию своих старых взаимоотношений. Здесь мы предпочитаем использовать гештальт-техники. На этом этапе важно поработать с образом будущего. Здесь терапевт ставит две задачи: первая — обучение клиента программированию своего будущего без использования игровых клише, вторая — проверка фантазий клиента. Работу с будущим мы также любим проводить с использованием трансовых техник. Если клиент перенес игровую структуру в свои фантазии и это проговаривает, то необходима дополнительная работа. Доказательством того, что изменения действительно произошли, будут новые темы, новые окончания большинства фантазий клиента. Клиент готов к окончанию работы с терапевтом, когда он имеет здоровую систему обмена поглаживаниями, позитивные экзистенциальные позиции (Я благополучен, Вы благополучны, Мир благополучен), воспринимает прошлое без искажений, оценивает и решает задачи настоящего и будущего, имеет здоровые взаимоотношения в микросоциуме. Итак, система поглаживаний, экзистенциальные позиции, первичная боль— кирпичики, которые лежат в основе здания сценария. Еще одним из кирпичиков является система рэкета. Остановимся на ней. 8 Макаров В. В. Глава 6
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |