Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение уровня развития исследовательских умений учащихся




Вывод к 1 главе

Исследовательскую деятельность можно определить, как условие для развития способности смотреть и видеть, наблюдать, для развития личности в целом.

В основе исследовательской деятельности лежат:

· развитие познавательных умений и навыков учащихся;

· умение ориентироваться в информационном пространстве;

· умение самостоятельно конструировать свои знания;

· умение интегрировать знания из различных областей наук;

· умение критически мыслить

Школа призвана обеспечить овладение учащимися разнообразными способами познавательной деятельности, способствующими саморазвитию личности. От учителя требуется создание дидактических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, использование исследовательских методов обучения, где наряду с приобретением знаний организуется собственная практическая деятельность детей. Для этого существует достаточно большой арсенал технологий, методов и средств: проблемное обучение, поисковые и частично-поисковые методы, использование практико-ориентированных заданий и метод проектов.

Цель учителя начальных классов в данном направлении – создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников с учетом психологических особенностей младшего школьника: развитием мышления, памяти, восприятия, воображения, развитием аналитико-синтетических умений, достаточным уровнем развития речи, высоким познавательным потенциалом.

 

Глава 2. Опытно-практическая работа по развитию исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности

 

Опытно-практическая работа осуществлялась в период с апреля по май 2015 года в ГБОУ СОШ № 121 в 4 «А» классе. В опытно-практической работе принимали участие 24 человека, учащиеся 4 «А» класса. Обучение ведется по УМК «Школа России», учитель работает с классом весь период обучения. Опыт исследовательской и проектной деятельности у учащихся ограничен.

С целью определения уровня исследовательских умений были использованы методики

По результатам беседы с учителем и проверки выполненных заданий была составлена таблица 2 Характеристика уровня развития исследовательских умений учащихся 4 класса (Констатирующий этап).

Таблица 2.

Характеристика уровня развития исследовательских умений учащихся 4 класса

ФИО Исходный уровень Начальный уровень Продуктивный уровень Креативный уровень
  Данила   +    
  Светлана   +    
  Анастасия Б.     +  
  Александра Б.     +  
  Эрнест     +  
  Полина       +
  Ярослав     +  
  Дарья     +  
  Тимофей     +  
  Никита     +  
  Дмитрий   +    
  Кристина И.       +
  Елизавета +      
  Евгения     +  
  Анастасия М.     +  
  Кристина М.       +
  Давид +      
  Марина     +  
  Мария       +
  Анастасия С.   +    
  Кристина С.   +    
  Анастасия Соб.   +    
  Владислав     +  
  Матвей +      

 

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что (анализ табл.)

В целом можно отметить, что учащиеся имеют маленький опыт участия в исследовательских работах и работа по формированию и развитию исследовательских умений проводится недостаточно систематично.

Анализ проектов Исследовательские умения на исходном уровне выявлены у 3 учащихся (Елизавета, Матвей, Давид).

На начальном уровне выявлены у 6 учащихся (Данила, Светлана, Дмитрий, Анастасия, Кристина, Анастасия С.). Уровень характеризован появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью находить проблему с помощью учителя, предлагать различные варианты решения проблем. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные, кратковременные исследования по заданию, совершая действия самостоятельно, по аналогии с коллективным выполнением такого же задания или при помощи взрослых на определённых этапах, вызывающих затруднение. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы.

Продуктивный уровень исследовательской деятельности выявлен у 11 учащихся (Анастасия, Эрнест, Ярослав, Александра, Дарья, Тимофей, Никита, Евгения, Анастасия, Марина, Владислав). Уровень обладает следующими характеристиками: присутствуют устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (или с небольшой группой) исследование. Учащийся имеет знания и умения осуществлять учебное исследование (умение самостоятельно определить тему, возможность постановки цели и задач исследования с помощью педагога или самостоятельно, умение работать с источниками информации); демонстрирует реализацию оригинального подхода к решению проблемы, умение представлять результат своей деятельности.

На креативном уровне умения сформированы у 4 учащихся (Полина, Кристина М, Кристина С, Мария) У учащихся можно определить следующим образом: существует постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить решение поставленных задач, высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.

Диаграмма 3.

Уровень сформированности исследовательских умений учащихся 4 класса (первичный этап)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 4398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.