Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа учителя по развитию исследовательских умений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности




Работа учителя по развитию исследовательских умений у учащихся 4 класса проводилась во внеурочное время. В основу работы были положены результаты констатирующего этапа. Занятия проводились после уроков, но в силу ограниченности по времени их было не много. Для развития исследовательских умений учащихся 4 класса и формирования основ культуры мышления на занятиях во внеурочной деятельности были использованы методики и задания предложенные А.И. Савенковым. Каждое занятие включало различные упражнения направленные на развитие следующих умений: умение видеть проблемы; умение ставить вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Умение видеть проблемы. Задание «Назовите как можно больше признаков предмета» Педагог называет какой-либо предмет, это могут быть стол, дом, самолет, книга, кувшин и др. Задача детей: называть как можно больше возможных признаков предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Выигрывает тот, кто напишет в своей тетради как можно больше признаков этого предмета. Это задание можно провести и как увлекательный командный конкурс.

Умение выдвигать гипотезы. Игра «Угадай, о чем спросили» Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?» Ребенок отвечает: «Я люблю спорт». Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.

Образцы вопросов:

· Какой окрас обычно имеют лисы?

· Почему совы охотятся ночью?

· Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона?

· Почему космонавт надевает в космосе скафандр?

· Чем питаются в космосе космонавты?

· Почему пригородные поезда называются «электричками»?

· Что такое конвейер?

· Почему главную площадь страны называют Красной?

Умение ставить вопросы. Задание «Найдите причину события с помощью вопросов» Педагог предлагает детям ситуацию. Например: «Девочка вышла из класса до окончания урока. Как ты думаешь, что произошло?» («Дети слепили из снега двух снеговиков. Один растаял через день, второй стоял до конца зимы. Как вы думаете, почему так получилось?»; «Сережа готовился у уроку, но, когда учительница вызвала его к доске, он не мог сказать ни слова. Как вы думаете, почему?»; «Полицейский вертолет целый день летал над кольцевой автодорогой. Как вы думаете, почему?»). Первое задание лучше выполнить коллективно, называя вопросы вслух. Затем лучше всего писать свои вопросы в тетрадях. Задача усложнится, если попросить детей достичь правильного ответа минимальным количеством.

Умение давать определение понятиям. Загадки как определения понятий. Важным средством развитий умений давать определения понятиям у младших школьников являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все же вполне серьезное задание. Отгадка загадки – это ее определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть.

Приведем несколько примеров загадок-определений:

Щеки красные нос белый, Раскололся тесный домик

В темноте сижу день целый, На две половинки,

А рубашка зелена, И посыпались в ладони

Вся на солнышке она. Бусинки-дробинки.

(Редиска) (Горох)

Умение классифицировать. Особый вид классификации – деление пополам. В итоге выделяются предметы, имеющие признак и не имеющие этого признака.

Задание: найди предметы и явления, которые можно поделить надвое. В обычной классификации людей можно поделить на мужчин и женщин, а в дихотомической – на мужчин и немужчин, на взрослых и детей и на взрослых и невзрослых.

При внешней простоте дихотомической классификации нельзя не отметить, что она сложна, и, классифицируя таким способом, дети делают много ошибок. Поэтому целесообразно проводить упражнения ни дихотомическое классифицирование. Например, подберите противоположные понятия:

Игрушки животные рыбы

Инструменты автомобили планеты

Большие летние веселые

Умение наблюдать. Упражнение на развитие внимания и наблюдательности.

Поставим перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Это может быть яркая интересная игрушка (Например кукла или игрушечный автомобиль), предмет мебели, книга и др. Лучше, если этот предмет ярко окрашен и имеет много деталей, такой предмет и его детали воспринимаются и запоминаются легче.

Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаем детям закрыть глаза, уберем предмет и попросим детей вспомнить и назвать все его детали.

Затем вновь предъявим детям этот же предмет и коллективно побеседуем о том, что мы назвали, а что не заметили и не назвали, что осталось за пределами создавшегося у детей мысленного образа этого предмета.

Следующий этап упражнения – нарисуем изученную вещь (этот предмет) по памяти. Желательно воспроизвести и общие внешние характеристики предмета, и все его детали. Естественно, что для таких упражнений надо подбирать игрушки и предметы, которые содержали бы много деталей, но при этом не были бы слишком сложными для детского рисования.

Умение делать выводы и умозаключения. Умозаключения по аналогии требуют не только ума, но и воображения. Делается это так: сопоставляются два объекта, и в результате выясняется, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта пониманию другого объекта.

У кенгуру задние лапы длинные, а передние короткие, почти так же устроены лапы зайца, только разница в длине между ними не так велика.

Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться таким упражнением:

Скажите на что похожи:

· Узоры на ковре;

· Очертания деревьев за окном;

· Старые автомобили;

· Новые кроссовки.

(занятия проводились 23.04, 25.04, 29.04, 5.05, 13.05)

 

Анализ занятий с точки зрения активности интереса учащихся

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.