КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К. Томаса
Тест на определение стиля поведения в конфликтной ситуации Опросник личностный, разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. В России тест адаптирован Н.В. Гришиной. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: 1. соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; 2. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; 3. компромисс; 4. избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; 5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации (приложение А). В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин "разрешение конфликтов", он подчеркивал, что этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение. К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыш. Опросник Басса-Дарки Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «Да» или «Нет». Текст опросника в приложении 3. А. Басс разделил понятия «агрессия» (агрессивное поведение) и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили различные виды агрессивных и враждебных реакций: Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия – агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена – взрывы ярости в форме крика, топания ногами, битья кулаками по столу (характеризуется не направленностью и неупорядоченностью). Склонность к раздражению (раздражение) – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. Обида – зависимость и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань). Кроме того, выделяется еще один пункт – угрызения совести, чувство вины. Ответы на вопрос этой шкалы выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки. Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов, соответствующих ключ. Ключ: 1. Физическая агрессия: «Да» - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68, «Нет» - № 9, 17, 41. 2. Косвенная агрессия: «Да» – № 2, 18, 34, 42, 56, 63; «Нет» - № 10, 26, 49. 3. Раздражение: «Да» – № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «Нет» - № 11, 35, 69. 4. Негативизм: «Да» - № 4, 12, 20, 23, 36. 5. Обида: «Да» - № 5, 13, 21, 37, 51, 58; «Нет» - № 44. 6. Подозрительность: «Да» - № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; «Нет» - № 65, 70. 7. Вербальная агрессия: «Да» - № 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73; «Нет» – № 39, 66, 74, 75. 8. Угрызения совести, чувство вины: «Да» - № 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67. Группу методов математической статистики составляет компьютерная программа “Стадия”, включающая в себя описательную статистику и коэффициент корреляции Пирсона. С помощью методов статистической обработки результатов эксперимента, т.е. использованием формул, способов количественных расчетов были обобщены и приведены в систему, выявив скрытые в них закономерности, показатели получаемые в ходе эксперимента. Речь идет о таких предполагаемых закономерностях статистического характера, которые существуют между изучаемыми в эксперименте переменными величинами. Группу методов математической статистики составляет компьютерная программа “Стадия”, включающая в себя описательную статистику и критерий Стьюдента. С помощью методов статистической обработки результатов эксперимента, т.е. использованием формул, способов количественных расчетов были обобщены и приведены в систему, выявив скрытые в них закономерности, показатели получаемые в ходе эксперимента. Речь идет о таких предполагаемых закономерностях статистического характера, которые существуют между изучаемыми в эксперименте переменными величинами. К методам первичной обработки экспериментальной выборки относятся вычисления: - выборочной средней, которая определяется при помощи следующей формулы: = Выборочное среднее значение как статистический показатель представляет собой среднюю оценку изучаемого в эксперименте психологического качества. Эта оценка характеризует степень его развития в целом у группы испытуемых; - выборочной дисперсии, определяемой по формуле: = ( - ) Дисперсия характеризует, насколько частные значения отклоняются от средней величины в данной выборке. - среднего квадратичного отклонения, которое равно квадратному корню, извлекаемому из дисперсии: - коэффициента асимметрии, который определяется по формуле: и выражает «скошенность» графика эмпирического распределения, т.е. тенденцию к спаду или росту больших значений наблюдаемой случайной величины. Результаты первичной обработки отражены в таблицах. Для проверки гипотезы о случайности различия (сходства) выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются средние значения друг от друга, мы использовали один из основных параметральных критериев t -критерий Стьюдента. Т.е. с помощью t - критерия мы оцениваем уровень значимости различий, полученных в ходе эксперимента результатов по исследуемым факторам. Для опровержения или принятия используется таблица квантилей t - распределений Стьюдента для предварительной вероятности I - а = 0,95; 0,99; 0,999 с V степенями свободы. Данная таблица необходима для сравнения полученного результата вычисления экспериментального с квантилями - распределения Стьюдента, которые приведены в данной таблице. По числу степеней мы определим квантили t (a,V) и тогда принимается нулевая гипотеза о сходстве, либо tэксп>t при а = 0.01 и тогда принимается альтернативная гипотеза. В случае t (а=0.05) <tэксп<t (a=0.01) принимается решение увеличить число наблюдений. Формула расчета t-критерия Стьюдента: Т= |x1- x2|/ v m1-m2 Также нами были получены данные, выражающие скошенность графика распределения случайных величин – Аs (асимметрия).
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |