Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Декоративно-прикладному искусству Севера 1 страница




КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НАРОДНОМУ

ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ УЗОРОВ ПО МОТИВАМ МЕЗЕНСКОЙ РОСПИСИ

Выпускная квалификационная работа

 

 

Руководитель

Глухарева Л.М.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3 1. Народное декоративно – прикладное искусство Севера как средство всестороннего воспитания и развития детей дошкольного возраста …….6. 1.1. Значение ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством для всестороннего развития детей дошкольного возраста….. 6 1.2.Виды декоративно-прикладного искусства Севера…………………. 11 2. Ознакомление с Мезенской росписью детей дошкольного возраста… 15 2.1. Возникновение и особенности мезенской росписи……………………15 2.2. Символика и семантика мезенской росписи…………………………21 2.3.Задачи и содержание работы по ознакомлению дошкольников с мезенской росписью……………………………………………………….26 3. Анализ практической деятельности по обучению составлению узоров по мотивам мезенской росписи детей старшего дошкольного возраста……31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….50 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….53   ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………54

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Народное декоративно-прикладное искусство - это цельный и стройный мир особого отношения человека к окружающему миру, к своему труду и быту.

Народное творчество, будучи составной частью искусства, несет в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма.

Использование в педагогической работе народного искусства, обладающего непреходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью, является необходимым условием развития эстетической культуры личности. Оно помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка.

Исследованиями в области ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством занимались А. А. Грибовская, О. Л. Князева, Т. Королева, О. А. Соломенникова, М. В. Тихонова, А. П. Усова, Ю. Г. Дорожин, Л. А. Изместьева.

Одним из видов декоративно-прикладного искусства, рекомендованных программами воспитания и обучения в детском саду, является мезенская роспись. Данный народный промысел располагается на территории Архангельской области и ознакомление с его историей, традициями является средством воспитания гордости за народных мастеров Севера.

Мезенскую роспись отличает не только своеобразие орнаментального рисунка. Она обладает сложностью символов, композиции, идеи и имеет уникальную особенность: каждый знак этой росписи несет в себе определенное значение.

Человек, не имеющий определенных искусствоведческих знаний и опыта восприятия, самостоятельно не сможет понять смысла, заложенного в основе данной северной росписи. Следовательно, необходимо специальное обучение языку и восприятию ее средств выразительности (предметного состава, принципов композиционного построения, цветового решения).

Однако в настоящее время в теории и методике развития детского изобразительного творчества не существует описания методики ознакомления детей дошкольного возраста с данной росписью.

Целью исследования является изучение содержания и методики работы по обучению составлению узоров по мотивам мезенской росписи детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: деятельность по приобщению детей дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному искусству Севера.

Предмет исследования:содержание и методика работы по обучению составлению узоров по мотивам мезенской росписи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

-рассмотреть значение народного декоративно-прикладного искусства Севера для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста;

-дать характеристику мезенской народной росписи;

- определить задачи, методы и приёмы ознакомления детей с

мезенским промыслом и обучения составлению узоров по мотивам мезенской росписи;

-организовать работу по обучению составлению узоров по мотивам мезенской росписи детей старшего дошкольного возраста и дать анализ ее результатов.

Было выдвинуто предположение: при условии организации целенаправленной деятельности дети дошкольного возраста способны усвоить знания о традициях мезенского промысла и овладеть приемами составления узоров по мотивам мезенской росписи.

В процессе исследования были использованы следующие методы: изучение методической литературы по исследуемой проблеме; методы организации детской деятельности, изучение продуктов детского творчества; статистические методы обработки результатов.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в процессе работы по ознакомлению с мезенским промыслом детей дошкольного возраста.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы, 3 приложений.

Объем работы составляет 79 страниц, при написании использовано 24 источника.

 

 

1. Народное декоративно – прикладное искусство Севера как средство всестороннего воспитания и развития детей дошкольного возраста

 

 

1.1 Значение народного декоративно - прикладного искусства для всестороннего развития детей дошкольного возраста

 

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства.

Отечественные педагоги А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, В. М. Федяевская неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов — вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.[21;4]

Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского[12; 67], мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга.

Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно – прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно – прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

Ознакомление ребенка с русским народным декоративно – прикладным искусством опирается на принципы общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.[20;12 ]

Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных видах выполняемых детьми работ: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

В целях усиления эмоционального воздействия рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства желательно сопровождать художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, частушек, песен.

Занятия декоративно-прикладным искусством оказывают благотворное влияние на мыслительную деятельность дошкольников. При ознакомлении с произведениями мастеров народных промыслов перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению.

Кроме того, сам процесс работы над поделкой доставляет детям большое удовольствие. Изучая народно-прикладное творчество, дети многое узнают об орнаменте и его символичном значении. Рассматривая узоры, дети учатся образному восприятию: на хохломских чашках травка огнем горит, узор гжели похож на ледяные узоры в тереме Деда Мороза, дымковские глиняные игрушки – на персонажей из сказки. Описывая изделия мастеров, дети рассказывают об их назначении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи. Многие элементы орнамента рисуют красками, полученными с помощью смешивания и наложения. Дети экспериментируют и путем поиска решают, как получить новые оттенки. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета. Ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

Организация непосредственно образовательной деятельности по декоративному рисованию дает возможность детям почувствовать себя в роли художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. Формируются четкие и достаточно полные представления о применении предметов декоративно-прикладного искусства в жизни.

Окружающими предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты, любознательности являются национальные игрушки.

Анализируя особенности восприятия детьми произведений народного творчества, Н. П. Сакулина отмечает: «Детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечника. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством»[19;99].

Е. А. Флерина говорила: «Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, так как это правдивое и жизнерадостное искусство, оно радует ребенка, учит видеть и понимать окружающую его жизнь. Лишенная тенденциозности, фальши и позирования, народная игрушка, забавляя и радуя ребенка, прямо и просто учит его творчеству и труд[23].

Воспитательное значение народного искусства неоднократно отмечалось А. П. Усовой. Она писала, что использование народного искусства в детском саду никогда не было случайным побуждением или модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное искусство. «Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны» [22].

Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ. При этом мы опираемся на положения, разработанные отечественными психологами и педагогами Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Б. М. Тепловым, А. В. Запорожцем, Е. А. Игнатьевым, Е. А. Флериной, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Н. А. Ветлугиной, В. А. Езикеевой о том, что развитие творческих способностей детей осуществляется в различных видах художественной деятельности.

Таким образом, изучение народного прикладного искусства является основой для дальнейшего развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей дошкольного возраста. Ознакомление детей с различными видами народного декоративно- прикладного искусства Севера поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы духовно-нравственного воспитания.

 

 

1.2 Виды декоративно-прикладного искусства Севера

 

Желания детей создавать красивые предметы, украшать их во многом зависят от интереса и отношения воспитателя к этой работе. Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения, к какому народному промыслу относится та или иная игрушка, уметь рассказать о мастерах, которые делают эти игрушки и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них желание к творчеству.[17;44 ]

Виды народного декоративно-прикладного искусства, которые могут быть использованы в детском саду:

-роспись по дереву: хохломская, городецкая,

- керамика: гжельская;

- Матрешки: Сергиев Посадская (Загорская), Семеновская, Полхов-Майданская;

-глиняная игрушка: дымковская, каргопольская, филимоновская;

- деревянная игрушка: богородская.

Своеобразна игрушка русского Севера: в Поморье любили делать куклу «панка» - обрубок дерева, округлый или ограненный, в котором топором обобщенно намечены голова с плоской лицевой частью, торс и широкая юбка. Руки или плотно прижаты к телу, или их нет. Черты лица предельно схематичны. Иногда резчик обозначает еще округлость груди или косу. Он заботится о пропорциональности частей и выразительности целого, поэтому даже небольшие фигурки выглядят основательно, монументально и торжественно.

Кукла может быть украшена рядами выжженных кружков, вырезанных косых крестов, квадратами и ромбами.

Композиция столпообразных северных панок очень проста – фронтальное положение в пространстве, статичность и замкнутость формы, выразительность силуэта. Стилистически эти игрушки близки северным деревянным идолам и новгородской средневековой скульптуре.

Среди северных плотницких игрушек выделяются разнообразные коники. Обобщенная монументальная форма, круто изогнутая шея, соединенные попарно ноги – их отличительные черты. Кроме этого, делали еще и всадников, различные упряжки и тройки, коней-каталок. Главный принцип пластического решения этих игрушек – угловатая манера обрубовки объема.[9; 9]

Из славянской мифологии с ее земледельческим культом коня и солнца эти образы перешли в народное искусство, поэтому мотивы коня и розетки (солярного знака), иногда выделенные красным цветом встречаются часто [12; 31 ].

Особого внимания заслуживают росписи Северной Двины и Мезени как пример народного искусства Русского Севера.

Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, - яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в XIX веке. Выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Роспись архангельского края – мезенская.

Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.

Ведущая тема северодвинской росписи – это опоэтизированная жизнь народа и родной природы. В основе растительного узора пермогорской росписи – гибкий побег, на котором нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы. В центре часто изображали птицу Сирин или большую рыбу. Наиболее популярные сюжеты: катание на тройках, свадьба, посиделки. Цветовая гамма в основном состоит из узоров красного цвета на белом фоне. Желтый и зеленый цвета как дополнительные, сопутствующие. Большое значение имеет тонкий черный контур, мастеровито наносимый гусиным пером.

Борецкая роспись очень нарядная, помимо основных цветов к ней добавляют золото. Фон обычно белый. Ее элементы – веточка с ягодами, трилистник, древо, тюльпаны, розетки, птицы, кони, геометрические орнаменты.

Орнамент ракульской росписи очень крупный, представлен в основном декоративными листьями, кустиками и птицами. В большинстве произведений главную роль играют золотисто – охристый и красный цвета, а сопутствуют им глубокий зеленый, белый и коричнево-красный. Черным цветом рисуют не только контур, но и многие детали – усики, завитки, прожилки. Фон может быть золотисто желтый. Краски создают узоры, напоминающие эмалевые вставки.

Мезенская роспись отличается особой графичностью и сдержанной цветовой гаммой. Здесь используют только красно-коричневую краску, получаемую из местной глины. Поражает минимальностью изосредств и выразительностью образов. Любимые мотивы: тонконогие кони и олени с необычайно тонкими ногами, гордо поднятой головой и круто выгнутой шеей (у коней могут быть кудрявые хвосты, а у оленей – пышные ветвистые рога), лебеди, сцены охоты, рыбной ловли, катания на санях. Также применяют различные линии, спиральные завитки, овалы, кружочки, крестики, звездочки.

Народная роспись северодвинских центров и Мезени показывает большие профессиональные навыки мастеров в композиции, рисунке, живописи. Эти яркие, нарядные росписи были созданы благодаря глубоким традициям школы народного мастерства [1; 11 ].

Таким образом, использование народно-прикладного искусства Севера в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития, эстетического и патриотического воспитания детей. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

 

2. Ознакомление с Мезенской росписью детей дошкольного возраста

2.1.Возникновение и особенности мезенской росписи

 

На русском Севере с незапамятных времен получили широкое распространение разнообразные крестьянские ремесла, связанные с обработкой дерева: изготовление орудий труда, бытовой утвари, прялок, посуды, детских игрушек, украшенных резьбой и росписью.

Как большинство народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится между Северной Двиной и Печорой, двумя самыми крупными реками Северной Европы на границе тундры и тайги.

Промысел возник в конце 19 века в селе Палощелье на берегу реки Мезень. Уже позднее своеобразные приемы росписи получили у искусствоведов название – мезенская роспись. Это самобытная манера росписи по дереву, выполненная в оригинальной графической технике, - по первоначальному красному замалевку черным цветом наводятся контуры и прописываются дополнительные элементы.

Пика популярности промысел достиг в 19 веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину, Онегу. Происхождение росписи до сих пор остается загадкой.

Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах 18 века, выполненных в мезенском регионе.

По стилю роспись относят к наиболее архаичному виду, дожившему до 20 века.

Она похожа на рисунки первобытных людей. Интересен «мужской» характер росписи – прялки расписывали в старину мужчины – те, для кого самым важным в хозяйстве являлись кони и олени.

Ученые выдвигают несколько гипотез о происхождении росписи. Некоторые склонны считать, что наличие в орнаменте росписи таких элементов, как треугольники, ромбы, квадраты, розетки, а также графичность рисунка свидетельствуют о том, что она имеет в своей основе геометрическую резьбу по дереву, для которой так характерны все эти элементы. Действительно, на некоторых покрытых резьбой городецких прялочных донцах Волги фигуры коней имеют отдаленное сходство с красными конями Мезени. [13; 6]

Согласно другой гипотезе, архаичная палащельская роспись – это отголосок древнего искусства чуди, угро-финского племени, жившего в этих самых местах. На узорах, украшающих медные нагрудники, найденные во время раскопок их могильщиков и относящихся к азелинской культуре 3 – 5 веков, почти повторяется узор мезенской прялки – те же ряды коней.

Наиболее экзотическое суждение принадлежит одному из самых ярких исследователей русского народного творчества В.С. Воронову: «Чрезвычайно любопытно отметить, что орнаментация мезенских прялок сохраняет в себе формальные отражения очень древнего времени, указанный узор можно решительно сопоставлять с греческой орнаментикой так называемого стиля Дипилон»[5;137]. Воронов ведет речь о геометрическом стиле великолепной орнаментальной росписи, которой покрыты керамические сосуды, найденные на Дипилонском кладбище в Афинах и относящихся к 8 веку до н.э. – периоду, когда племена Древней Эллады находились на последнем этапе первобытнообщинного строя.

Характерные особенности росписи – графичность, фризовость, многоярусность.

Мезенская роспись поражает скупостью изобразительных средств, художественным немногословием, цветовой сдержанностью. В ней почти полностью отсутствуют очень распространенные в северной росписи элементы растительного орнамента. Используются два цвета: красно-коричневый, который получали из береговой глины и сначала растирали на камне, а затем разводили в растворе лиственничной смолы – серы, как ее называют. Черную краску делали из сажи, смешивая с тем же раствором смолы. Расписывали изделия сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки, а потом тетеревиным пером обводили черной краской. После этого покрывали олифой, которая придавала росписи красивый золотисто-желтый отлив.

Графичность проявляется в примитивно условной трактовке образов коней и птиц, что побуждает исследователей искать истоки росписи то в искусстве соседних северных народов, то в искусстве далеких народов Средней Азии, Индокитая или даже в доисторических наскальных рисунках.

Наиболее характерная особенность росписи – многоярусность. Выделяются 3 яруса, которые разделяются орнаментом «бердо» (решетка, ряд клеток, названных так из-за сходства с одноименной принадлежностью ткацкого станка) или просто красной линией. Ярусы представляют собой ряды из птичек, уточек, лебедей, лошадок, оленей, «пущенных» в разные стороны.

В нижнем и среднем ярусе главными фигурами являются кони и олени, в верхнем – птицы. Иногда в среднем ярусе к изображению животных присоединяются фигуры птиц. По всей вероятности, выделенные на прялках, ярусы соответствуют 3 мирам – подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира и являющимся основной космологической основой мира.

Среди орнаментов – фризы (декоративные композиции в виде горизонтальной полосы, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения) со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и открываются на границах предмета.

Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. На предметах можно увидеть по- детски наивно написанные жанровые сценки: охота, кони, резвящиеся на воле.

Предметы густо испещрены дробным узором – звездами, крестиками, чертиками, основные мотивы геометрического орнамента – солярные диски, ромбы, кресты – наполняют аналогичные элементы трехгранновыемчатой резьбы.

В мезенской росписи наиболее интересным и самым емким объектом исследования является обычная крестьянская прялка, которая при глубоком изучении раскрывает неисчерпаемые глубины русской и мировой культуры.

Мезенская прялка небольшая, срезанная по нижним углам лопастка украшена наверху главками на тонких шейках, которые в деревянном зодчестве называют барабанами. Срезанная на два ската и увенчанная главками верхушка прялки напоминает своим контуром «премудроверхие» церкви.

Основными образами мезенских прялок являются кони, птицы и олени, которые входят в круг древнейших образов русского фольклора, получивших наибольшее отражение в обрядовой поэзии и хорошо знакомых детям по волшебным сказкам. На каждой мезенской прялке хорошо прослеживается характерная для росписи трехъярусность.

Ярусы – миры как лицевой, так и на тыльной сторонах прялок разделяются горизонтальными полосами, заполненными геометрическими фигурами.

Не смотря на то, что геометрические узоры составляются из однотипных и даже однообразных элементов, на каждой прялке узор выглядит необычным, придающим оригинальность всей прялке.

Эффект достигается тем, что каждый мастер сочетает элементы геометрического орнамента по-разному.

Изображения, получаемые на внутренней стороне прялок (так называемые «бытовые сцены») чаще всего являются вариациями широко распространенных мировых сюжетов.

В сценах охоты на птицу, восседающую обычно на верхушке дерева, проглядывает мировое дерево, или «древо жизни», которое изображалось обычно с двумя, тремя или пятью птицами на ветвях. Нередко можно встретить на прялках еще один сюжет – «выезд на санях» или на повозках, запряженных одной или парой лошадей.

Примечательно, что зачастую из двух лошадей одна имеет темную, а другая светлую окраску, нередко лошади следуют друг за другом, олицетворяя, по всей видимости, потусторонний и существующий миры. Подобные образы несложно отыскивать у многих народов мира, в том числе и у славянских.

Еще один мотив мезенских прялок «всадник на черном коне». По мнению некоторых исследователей народного творчества, этот мотив также уходит глубоко корнями в древность и отображает различные сюжеты, изображающие бога – всадника. Можно с большей долей уверенности утверждать, что рассматриваемые сюжеты мезенской росписи нужно трактовать не как бытовые, а скорее как религиозные и языческие в своей основе.

Мезенская роспись является видом народного творчества, широко применяющемся в современном декоративно-прикладном искусстве, сохранившем архаичные черты:

- соответствие элементов росписи космологической модели мира;

- традиционность сюжетов;

- локальность цветовой гаммы;

- графичность;

- фризовость, сохраняющая обереговую символику.

Как вид современного искусства, мезенская роспись используется в оформлении книг, тканей, фурнитуры, в различного типа дизайн-проектах, благодаря своей обобщенности, символичности и знаковости.

Таким образом, мезенская роспись как вид крестьянского ремесла и народного творчества, связанного с обработкой дерева, имеет давнюю историю и получило развитие в настоящее время.

 

2.2. Символика и семантика мезенской росписи

 

Мезенская роспись несет огромную знаковую информацию: бесконечные горизонтальные ряды орнаментов, ритуальный бег коней и оленей напоминают протяженные напевы старинных песен, а также узоры древней вышивки.

Мезенский декор вполне можно сравнить с древними письменами. Образцы и символы росписи олицетворяют собой мироздание.

Среди наиболее ярких персонажей Мезенской росписи выделяют следующие:

- красные кони – условный знак солнца, его движения по небосводу;

- оленихи – небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле;

- уточки, гуси, лебеди – души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту;

- елочки – олицетворение мужской силы;

- мифологическое дерево жизни - состоит из ствола, заполненного ромбиками – бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком – знаком небесного мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 3454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.