Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект занятия по рисованию для детей старшей группы «Быстроногие кони» (мезенская роспись)




Цель: Научить составлять основной элемент мезенской росписи из двух, четырёх, девяти частей; развивать целостное восприятие декоративного элемента.

Задачи:

-Учить детей украшать доску, используя основные элементы росписи – коней.

-Помочь уяснить особенности изображения коня (тело коня четырёхугольной формы, мордочка – маленький четырёхугольник,; ножки — тонкие и длинные извилистые линии, хвост – три-четыре наклонные, близко находящиеся друг к другу линии).

— Закреплять знания о цветах, используемых в мезенской росписи.

Предварительная работа:

1.​ Изучение истории происхождения мезенской росписи.

2.​ Рассматривание иллюстраций с основными элементами мезенской росписи.

3.​ Выполнение простых зарисовок элементов росписи.

Материалы и оборудование: детские заготовки разделочных досок для нанесения элементов росписи, краски, кисти, картины с изображением Мезенской росписи, русская народная подборка песен.

Ход:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами получили письмо, но, к сожалению, наш озорник котик Васька порвал его. Для того чтобы его прочитать, нам придется собрать его по частям.

(Дети собирают пазл, чтобы узнать содержание письма)

Воспитатель: Дети, чтобы помочь вам и быстрее узнать, что же было в письме, отгадайте мою загадку:

Грациозный и ретивый,

Трусит он красивой гривой.

Любит он в росе купаться,

Кушать сено и брыкаться:

Дали прозвище – Огонь –

Это самый лучший (конь).

Воспитатель: Правильно, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о конях, которые так искусно изображают мастера мезенской росписи, и сами попробуем стать такими художниками.

- Скажите, пожалуйста, какие кони изображают на своих работах мезенские мастера?

Ответы детей — черные кони, тонкие ноги, кудрявая грива и т.д.

Воспитатель: Все верно. И так, возьмите свои заготовки, положите перед собой и подумайте, какого коня вы хотели бы нарисовать на доске. А чтобы вам лучше представить скачущего коня, послушайте стихотворение:

Жадно, весело он дышит

Свежим воздухом полей:

Сизый пар кипит и пышет,

Из пылающих ноздрей.

Полон сил, удал на воле,

Громким голосом заржал,

Встрепенулся конь — и в поле

Быстроногий поскакал!

Скачет, блещущий глазами,

Дико голову склонил;

Вдоль по ветру он волнами

Черну гриву распустил.

Воспитатель: Посмотрите ребята на схему, на которой нарисовано поэтапное изображение мезенского коня.

Воспитатель: Перед тем как начать нашу работу, давайте немного отдохнем и разомнемся.

Физкультминутка «Конь»

Конь меня в дорогу ждет,

(руки за спиной сцеплены в замок)

Бьет копытом у ворот,

(ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой.

(покачивания головой, затем наклоны в стороны)

Быстро я в седло вскочу,

Не поеду – полечу!

(подскоки на месте)

Цок-цок-цок,

Цок-цок-цок,

(руки полусогнуты в локтях перед собой)

Там, за дальнею рекой,

Помашу тебе рукой.

(подскоки на месте)

Воспитатель: И так приступаем к работе, берем краски, кисти и начинаем.

Дети рисуют вместе с педагогом по схеме коня, каждый на своей доске.

Воспитатель: Ребята, давайте устроим выставку из ваших работ и посмотрим, что вам навеяло мое стихотворение, какого коня вы себе приставили.

Дети вместе с воспитателем рассматривают изображение коней друг у друга, оценивают и дают комментарии.

 

 

Конспект занятия в старшей группе: «Путешествие в деревню Палащелье»

Цель: Закрепить знания детей о мезенской росписи, способствуя освоению специфики северного прикладного искусства.

Задачи:

-совершенствовать умение рисовать элементы мезенской росписи кончиком кисти;

-закреплять умение детей слушать музыку, связывать иллюстрации с содержанием музыкального произведения, понимать идею произведения.

-обеспечить понимание детьми основных элементов в мезенской росписи и истории её возникновения;

-содействовать обогащению словаря;

-развитие пространственной организации движений;

-развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, художественно-творческие способности детей;

-воспитывать уважение к работам народных мастеров, интерес к традициям северных росписей.

 

Оборудование и атрибуты:Стульчики по количеству детей, столы для рисования, ковер, шапочка оленя, мольберт, иллюстрации с изображением деревни Палащелье, альбомы «Узоры Северной Двины» и «Мезенская роспись», декоративные тарелочки, аудиозапись Северного хора, русский самовар, угощение (конфеты).

Предварительная работа:

Рассматривание предметов мезенской росписи, альбомов, иллюстраций, чтение художественной литературы; слушание северных напевов; рисование элементов мезенской росписи, знакомство с историей происхождения росписи.

Форма деятельности: НОД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».

Ход занятия:

Воспитатель с детьми заходят в зал.

Воспитатель: Как вы знаете, ребята, мы живём на Севере. Наш северный край называется Поморье. И сегодня мы с вами побываем в далёкой северной деревне Палащелье, что стоит на реке Мезень. Зайдём в мастерскую, где увидим мезенскую роспись, да напевы северные послушаем.

Ну что, отправимся?

Добраться до деревни той не просто. Автобусы и поезда туда не ездят. А помогут нам северные олени.

Друг за другом дружно повернитесь, (поворачиваются за воспитателем)

За упряжку крепче вы держитесь! (имитируют упряжку)

(Воспитатель надевает шапочку оленя, включает фоновую музыку)

 

Мы прямым галопом скачем по лесам и по полям,

В спину дует свежий ветер, он не страшен, дети, нам. (дети скачут прямым галопом за воспитателем по залу)

А вот и деревня, устали с дороги?

Садитесь, пускай отдохнут ваши ноги (предлагает сесть на ковёр в зале)

Давайте сядем поудобней, да песню послушаем

Воспитатель (обращает внимание детей на иллюстрации деревни Палащелье) Посмотрите, дети, на иллюстрации, где изображена деревня Палащелье. Какая природа здесь живая, яркая, красивая, речка – прозрачная, чистая. Какой народ задорный, любит праздники отмечать на природе, всей деревней гулять, да веселиться. Обратите внимание на дома резные, узорчатые. Каждый дом в деревне – произведение искусства. Местные жители очень талантливые мастера, расписывают короба берестяные, туеса, сундуки, ложки деревянные. Роспись зовётся Мезенской или как ещё её называют – Палащельской. А какой, ребята, здесь воздух чистый, потому что машин в деревне нет. Ой, вижу, мастерица деревенская к нам спешит.

(Появляется мастерица-воспитатель, одетая по-деревенски, с местным диалектом в речи)

Мастерица: Ой, здравствуйте, гости дорогие. Холодно, морозно сегодня в деревеньке –то нашей, проходите скорей в мою мастерскую. В мастерской моей много тарелок, расписанных мезенской росписью. (дети проходят за столы)

Мастерица: (присела около мольберта с элементами росписи и рассказывает) Давным-давно поселились люди на берегу реки Мезень. Трудна была их жизнь, занимались они охотой, рыболовством, земледелием. Они не умели читать и писать, а свои мысли передавали в рисунках. Узор наносили на деревянную поверхность щепкой или пером. В работе два цвета-красный и чёрный. Красный-глина, чёрный-сажа. Изображение делится на три части: небесную, наземную, подземную. Так появилась мезенская роспись, или, как еще ее называют Палащельская роспись.

Мезенской росписью люди расписывали различные деревянные вещи, которыми пользовались сами: короба, прялки, туеса, посуду. Вот и в моей мастерской тарелки расписаны мезенской росписью. Да народу-то нынче мало в деревне, не хватает мастеров-то, некому тарелки расписать.

А вы, ребята, хотите стать моими подмастерьями, да помочь тарелки расписать?

(ответы детей)

Но сначала мы подготовим наши пальчики к работе

Пальчиковая гимнастика: Один, два, три, четыре, пять - наши пальчики будут рисовать.

Возьмите каждый свою тарелку, да распишите знакомыми вам элементами мезенской росписи.

 

Ребята, когда мастерицы расписывают, то всегда песни напевают. Напевы северные им узор правильный выбрать помогают. Вот и вы расписывать начинайте, да напевы северные слушайте, запоминайте.

(Звучит фонограмма Северного хора, 10-15 минут дети расписывают тарелки)

 

По окончании времени, воспитатель накрывает на стол и созывает детей.

Вот и самовар кипит, ребят он чаем угостит! Ко мне, скорее подходите, да тарелки расписные покажите. (дети несут тарелки и кладут их на стол, вокруг самовара)

Воспитатель: Ребята, что же мы с вами сегодня расписывали? Какой росписью? (мезенская, палащельская). Какими элементами расписывали? (волнистая линия, точки, чередование цветов, ломаная линия). Что означает элемент?

Помогала ли вам музыка при нанесении узора? А если бы звучал марш, что бы вы нарисовали?

Воспитатель: Какие трудности вы испытывали? Почему? И глядя на ваши тарелки расписные, я хочу прочитать это стихотворение:

«Мезенской роспись зовётся,

В каждом рисунке добро

В сердце твоём отзовётся

Нежною сказкой оно.

В строчках её можно встретить:

Оленей, коней, мчащих вдаль,

Лебедя если приметить,

Будет большой урожай.

Росписью той украшают

Из бересты туеса,

Даром своим совершая

Счастья любви чудеса».

А за старания ваши, ребята, мастерица вас конфетами угощает, от всего сердца добра и здоровья желает (мастерица кланяется). В гостях хорошо, да дома лучше. Нет милее родной стороны, чем наше село. Пора возвращаться на Родину. (скачут на оленях обратно домой)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Папка – передвижка для родителей

Мезенская роспись




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 3119; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.191 сек.