Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Декоративно-прикладному искусству Севера 2 страница




О достоверности древних мотивов повествует прежде всего сам язык орнамента, в ряде значений полностью совпадающий с пиктографическим письмом древнего человека; то же изображение земли – горизонтальной прямой, воды – волнистой линией, солнца – кругом, огня – крестом. [ 11; 13]

Мотивы и композиционное построение орнаментов показывают, что излюбленными числами были «три» и «четыре», поэтому часто в росписи встречаются квадраты и треугольники. Квадраты символизируют поля, пашню, являются символом плодородия. Треугольники и ромбы изображают пространство дома, поля водоема.

По вертикали мир делится на три зоны: верх – небо, где обитают светила, облака, из которых изливается небесная вода, средний мир – земля со всем, что ее населяет, а под землей располагается подземный мир – место жизни умерших, которые могут попасть и на небо. Языческие славяне делили свой мир на три части: верхний мир – ПРАВЬ, мир добра и богов, где хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей, - «хляби небесные». В хлябях небесных есть остров Ирий, где живут прародители всех птиц и зверей, туда улетают перелетные птицы, они же являются посланниками Правого мира. Средний мир – ЯВЬ, живой мир, мир людей и домашних животных. Нижний мир – НАВЬ, мир мертвых, ночная сторона, мир зла, тьмы и покойников. К покойникам на Руси относились двояко. Среди родных мертвых уважали, называли «дедами», «предками», они покровительствовали и помогали своей семье.

Образ мира с семью главными делениями – тремя по вертикали и четырьмя по горизонтали, воплощался в строении вещей и планировке домов; по такому же принципу создавалась мезенская прялка.

Если мы посмотрим на русскую крестьянскую утварь, то увидим изобилие орнаментики не только на таких заметных и парадных предметах, как прялки и гребни, которые демонстрировали на посиделках, но и на второстепенных орудиях – таких, как валек и трепало, густо усеянные солнечными зайчиками, символами земли и воды.

Орнамент в своем первородном виде – это некое магическое заклинание, которым покрывалась поверхность ритуальных пещер, фигур и посуды.

Первые признаки орнамента, скорее всего, были связаны с магией периода первобытной охоты. Один из них носит название «коврово-меандровый» или «ромбо-меандровый», - это ромбы разной формы с прерванными линиями, заходящие один за другой. Во время неолита бытовали печатки для татуировки тела подобным орнаментом, ими украшались культовые предметы – от женских фигурок до сосудов. Корни происхождения этого орнамента находятся в естественном узоре, который получается на косом или прямом срезе бивня мамонта. [12;8]

Набегающие друг на друга ромбы – знак счастливой охоты, удачи. Ромбо-меандровый узор называют знаком жизни. Знак ромба со временем стал знаком неба, солнца, земли, ведь только объединение этих стихий дает жизнь всему живому.

В земледельческий период появился новый знак – знак засеянного поля, квадрат с вписанным в него крестом и точками (знаки зерна). Этот знак стал символом плодородия, изобилия и удачи.

Изображаемые семена, шишки, плоды, заключенные в древние ромбические фигуры, - символы плодородия. Эти знаки присущи многим народам мира: круговые и крестообразные знаки – символы огня, древние обереги; птицы и животные имеют дополнительные значения в бытовой магии; олень – символ зарождения всего нового, зарождения богатства духовного.

Олень приносит счастье, веселье, связан с праздником громовика Ильи-пророка (древний аграрно-охотничий культ). Это из тотемов славян. Культ оленя был распространен очень широко, хотя и не получил большой, земной близости и родства с человеком. Жизнь на скорости, пугливость, внезапность появления, загадочность определили небесную семантику оленя. Появление нового тотема – это время лука и стрелы, когда олень стал более доступен охотнику.

Позже человек был вынужден уходить на далекие расстояния и ориентироваться по звездному небу, поэтому олень в сказках у северных народов сюжетно связан с небом: шаман, поднимающийся на небо, видит там небесных лосих – важенок, женщин с головами лосих, которые рожают домашних и диких оленят, а вместо очага – солнце.

Это уже не тотем земле, человеку, это обращение к некой силе, живущей над человеком, вне его досягаемости.

Олень – знак удачного брака, знак обильной жизни. По-видимому, он был не только знаком неба, но и знаком славянских богинь древнего пантеона – матери и дочери, рожающих все живое на земле, сменивших важенок, плодящих оленцов. Роженицы изображались в виде двух оленей, или рогатых женских фигур, или просто женских фигур, стоящих справа и слева от дерева или центральной фигуры. Возможно, что на каком-то этапе это было изображение Рода – прародителя, отца богов и его помощниц – рожениц.

Тайна и чудо рождения, которыми наделена женщина, воспринималась как некая могущественная сила, которая отождествлялась с силой плодоносящей земли. Знак плодородия, размножения был первым смыслом, который заключался в изображении женщины. Он был главным до тех пор, пока человек не понял идеи некоей силы, которая находится за пределами мира, доступного его зрению, слуху, осязанию, на который он мог бы повлиять через магов, шаманов, волхвов. Эта идея трансформировалась в идею бога. Появление же бога обусловило появление той, которая рожала его.

Конь дополнительно несет солнечное значение. По верованию древних, он возносит Солнце на небо каждое утро. Общая семантика коня зафиксирована в книге древних индусов Упанишадах. Также символизирует богатство домашнего очага: это символ счастья семейного, большой и дружной семьи.

Образ птицы в фольклоре имеет особое значение. Наиболее часто изображаемыми были лебедь и утка. Утка – особая птица – она уносит Солнце каждый вечер в подземный мир, сохраняя порядок вещей. Лебедь связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет, богатство. Утка к тому же символ ночного подводного движения Солнца.

Знаками земли, пропитанной влагой, знаками озер и рек, воды вообще являются волнистые линии – знаки падающего дождя.

Мезенская роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни».

Исследователи предполагают, что спирали и зигзаги есть ни что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.[6; 6]

Несмотря на кажущуюся простоту, роспись чрезвычайно интересна. Геометрические ряды, отображающие древние символы земли, солнца, воды, сочетаются со знаками коней, оленей, птиц. Сочетание всех знаков является древним способом письма.

Таким образом, мезенская роспись – один из наиболее древних художественных промыслов. Семантика Мезени и стилизация рисунка, лаконичность и выразительность сближает их с древними наскальными рисунками русского Севера; сдержанный колорит напоминает пещерные росписи. В росписи нет обычной русской яркости, многоцветности, орнамент имеет скупую, примитивно-условную графическую форму.

 

 

2. 3. Задачи и содержание работы по ознакомлению дошкольников с мезенской росписью.

 

Декоративно-прикладная деятельность детей с использованием образцов народного прикладного искусства занимает особое место в системе эстетического воспитания в детском саду.

При ознакомлении детей с мезенской росписью следует решать широкий комплекс задач:

- Формировать у детей интерес к мезенской росписи, удивление, восхищение красотой и необычностью узора изделий, удобством в применении, эстетичностью оформления; желание узнать как можно больше об этом виде народного искусства.

- Познакомить детей с истоками искусства мезенских мастеров, краткой историей.

- Вызвать желание научиться рисовать мезенские узоры. Познакомить с характерными элементами (линии разнообразной формы: прямые, волнистые, спиралевидные и т.д., деревья, лошади, утки и лебеди).

- Познакомить с колоритом типичным для мезенских узоров, композициями узоров.

- Побуждать детей всматриваться в узоры, учить последовательности анализа: самые крупные элементы и их месторасположение в общей композиции; особенности того или иного элемента; выделение других элементов, их расположение, особенности; цвет;

- Учить детей предварительному замысливанию декоративного узора (анализ исходной формы, на которой будет располагаться узор; определение общей композиции; выбор элементов; определение цвета; определение последовательности общего изображения; последовательности изображения одного элемента).

- Формировать обобщенные знания и умения в декоративном рисовании по данному виду росписи (мезенские узоры).

- Формировать способности к творческому созданию образа на основе чувства формы, отбора и своеобразного комбинирования элементов, колорита, в своеобразной композиции.

- Развивать чувство формы, композиции и способности выполнять узор на любом силуэте.

- Формировать желание поделиться радостью, удачной работой с другими людьми, желание сделать подарок родным, близким людям, используя свои умения в декоративной деятельности по мотивам мезенской росписи.[14;7]

Соответственно задачам педагог разрабатывает содержание общевоспитательной работы с детьми и систему занятий.

Знакомить с изделиями мезенских мастеров можно как на специальных занятиях, так и вне занятий со всей группой, с подгруппами детей и индивидуально, используя такие методы и приемы:

- ознакомление с предметами мезенского промысла с целью дать детям общие представления о связи искусства с жизнью и бытом народа, о народных промыслах;

- рассматривание образцов мезенской росписи с целью ознакомления детей с народным орна­ментом, колористическими решениями народных узоров, характерными сочетаниями элементов орнамента, компо­зиции;

- рассматривание изображений на открытках, в альбомах, иллюстрациях, диапозитивах;

- рассказ о художественном наследии народов Севера в традиционных изделиях народных мастеров;

- экскурсия на выставки, музеи с целью закрепления знаний детей о мезенской росписи;

- беседа о мезенской росписи;

- прослушивание народной музыки;

- использование потешек, народных сказок, стихов, загадок;

- лепка, рисование, роспись изделий из папье-маше, аппликация, художественный труд, конструирование;

- игра или танец с оформленными народными атрибутами (ободок на голову, поясок, фартук и т.п.), в изготовлении которых принимали участие дети;

- организация в детском саду выставок и детских работ.

Уже в старшем дошкольном возрасте дети способны не только воспринимать произведения декоративно-прикладного искусства, но и создавать собственные по мотивам росписей того или иного промысла. В процессе обучения декоративному рисованию, лепке, аппликации педагогами используются приемы, разработанные Т. С. Комаровой, Т. Я. Шпикаловой, А. А. Грибовской.[15;76].

Рассмотрим эти приемы на примере мезенской росписи.

- Прием создания игровой ситуации (в начале занятия и во время анализа детских работ). Например: знакомство мезенским промыслом, изделием этого промысла. Если создать игровую ситуацию, то повышается интерес детей к занятиям.

- Прием пошаговой ориентировки. Взрослые и дети связывают рассматривание узоров с последующим их составлением, определяют те задачи, которые затем должны быть решены в рисунке. Например: дети рассматривают в образцах мезенской росписи такие элементы узора, которые потом учатся рисовать - волнистые и прямые линии, уточки и лебеди.

- Прием сравнения. Сравниваются два элемента узора, композиции, для того чтобы научить понимать закономерности художественной росписи. Прием показывает возможности варьирования отдельных элементов узора при создании нового мотива.

- Прием акцентирования. Например: используется движение руки - очерчивающий жест для выделения элементов узора на предмете, определения расположения их на листе бумаги и последовательности заполнения рабочего пространства.

- Прием моделирования. Формируется умение расположить элементы узора, происходит поиск вариантов построения композиции. Например: прежде чем нарисовать узор, дети выкладывают варианты узоров на плоскости, подбирая композиционное и цветовое сочетание.

- Прием комментирования действий детей в речи. Взрослые и дети проговаривают действия при воспроизведении элемента в процессе рисования. Например: «Завиток ведем вверх, теперь вниз».

Итак, все перечисленные приемы используются во всех видах изобразительной деятельности: рисовании, аппликации, лепке. Перед педагогами стоит задача - построить работу так, чтобы дети, усвоив некоторые навыки, могли составить узор, расписать вылепленную игрушку и, самое главное, почувствовать радость творчества. По убеждению Л. С. Выготского, интенсивное развитие воображения у дошкольников в изодеятельности как «основы творчества, создания нового» является существенным фактором становления личности, таким же значимым, как «формирование устойчивых и соподчиненных мотивов» [3;33].

О необходимости занятий художественным творчеством на основе народного искусства, способствующего удовлетворению потребностей детей в самоутверждении, говорят исследования, выполненные под руководством Т. С. Комаровой.[8;26].

В процессе художественно-эстетического воспитания предусматривается возможность интегрирования различного содержания воспитательно-образовательной работы с детьми на материале народного искусства.

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что ознакомление детей с мезенской росписью оказывает благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер мезенского промысла, его эмоциональность, декоративность, разнообразие - эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка в целом. Творчество народных мастеров не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности.Дети постепенно начинают уважать и любить это искусство, разбираться в его пластике, орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов.

 

3. Анализ практической деятельности по обучению составлению узоров по мотивам мезенской росписи детей старшего дошкольного возраста.

В данной части выпускной квалификационной работы представлены ход и результаты исследования, которое проводилось на базе МБОУ «Козьминская СОШ» детский сад №17 «Колосок» Ленского района Архангельской области.

Образовательное учреждение осуществляет свою деятельность на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, С.А. Козловой. Детский сад в своей деятельности руководствуется Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, законом Архангельской области «Об образовании», нормативно-правовыми актами Архангельской области, Уставом Учреждения, договором между школой и родителями (законными представителями), приказами директора Учреждения, муниципальными правовыми актами МО «Ленский муниципальный район». Детский сад ориентируется на воспитательный потенциал окружающей ОУ социальной, предметно-эстетической и природной среды, использует в организации своей работы возможности культурного центра села.

В детском саду функционирует две разновозрастные группы:

-дети с 1.5 до 4лет –13человек;

-дети с 4 до 7 лет –13 человек.

В детском саду №17 «Колосок» сформирован грамотный и творческий педагогический коллектив. Руководство ОУ осуществляет заведующий Кушмылева Людмила Николаевна. В ОУ работает 3 воспитателя.

В детском саду имеется 2 групповые комнаты, совмещенный физкультурно-музыкальный зал, а также методический, кабинет заведующего.

Предметно-развивающая среда, организованная в групповых комнатах, создает условия для реализации программы. В каждой группе организованы развивающие центры в соответствии с программой и возрастными особенностями детей:

- спортивный уголок;

-уголок сюжетно-ролевых игр;

-уголок природы;

-музыкальный уголок;

-уголок чтения;

-уголок настольных игр;

- уголок изобразительной деятельности.

В старшей группе, на базе которой проводилась практическая работа по теме исследования, в центре изобразительной деятельности собран иллюстративный материал по разным видам изобразительного искусства. Это альбомы с фотографиями произведений народного декоративно-прикладного искусства, образцами народных росписей; материалы и оборудование для организации самостоятельной изобразительной деятельности: акварельные краски, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, штампы, кисточки, пластилин, белая и цветная бумага.

Таким образом, в группе дети имеют возможность заниматься разными видами изобразительной деятельности в свободное от занятий время. Воспитатели поддерживают интерес детей к изодеятельности, работы детей выставляются в группе и на стенде для родителей.

В методическом кабинете имеется библиотечный фонд методической, познавательной, детской литературы. Имеются технические средства обучения: музыкальный центр, телевизор, компьютер, видеомагнитофон, магнитофоны. В детском саду есть пианино. Для осуществления работы по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством в методическом кабинете имеются комплекты иллюстративного материала по основным народным промыслам: дымковской и каргопольской игрушке, хохломской, городецкой, жостовской росписи, различным видам русской матрешки, а вот материала по северным росписям в учреждении, к сожалению, немного.

В детском саду нет изостудии и специалиста по изобразительной деятельности, все занятия проводятся воспитателями в групповых помещениях.

Практическая работа по ознакомлению детей с мезенской росписью и обучению детей составлению узоров по мотивам данной росписи проводилась с детьми старшей подгруппы.

В данной возрастной группе дети переживают период активного рисования. У некоторых детей проявляются способности к рисованию.

На основе анализа детских рисунков был изучен уровень овладения изобразительной деятельностью детей старшей подгруппы:

-дети этой группы могут ориентироваться в жанрах живописи, владеют алгоритмом рисования отдельных предметов, составляют сюжетные композиции, могут сами подбирать способы рисования, дети уже могут создавать выразительные образы. Дети освоили разные нетрадиционные способы изображения. Освоены техники работы карандашами, красками, гуашью, фломастерами, пластилином, с использованием альбомной бумаги и цветной, журнальной.

Уровень знаний, умений и навыков детей старшей подгруппы соответствует возрасту. У детей этой группы высокий интерес к занятиям по изобразительной деятельности. Но в то же время, анализ состояния практики воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства, занятий с детьми свидетельствует о том, что отсутствует систематическая работа с детьми по приобщению их к декоративно-прикладному искусству Севера. Дети время от времени получают отрывочные, узкие знания, которые почти не усложняются и не пополняются с возрастом. У детей не складываются общие представления о народном декоративно-прикладном искусстве Севера, как части народной культуры, духовной жизни народа.

Основное внимание направлено на формирование у детей навыков и умений изображения отдельных росписей. Дети имеют представления о хохломской, дымковской, гжельской народной игрушке, о мезенской же росписи их представления поверхностны. Одним из видов декоративно-прикладного искусства, рекомендованных программами воспитания и обучения в детском саду, является мезенская роспись. Но методик по проведению научной организованной деятельности нет, поэтому при проведении практических занятий педагоги ссылаются на методику Р.Г. Казаковой по ознакомлению с росписью в целом [7;87 ].

Поэтому была поставлена следующая цель исследования: выявление значимости специально организованного обучения составлению узоров по мотивам мезенской росписи, как средству приобщения детей к народному декоративно-прикладному искусству Севера.

Исходя из цели, были определены задачи исследования:

- определить уровень развития умения рисовать узоры у старших дошкольников на начальном этапе исследования.

- Формировать знания и умения создавать узоры по мотивам мезенской росписи у детей старшего дошкольного возраста.

- Составить и применить на практике программу обучения составлению узоров по мотивам мезенской росписи детей старшей группы.

- Проследить динамику уровня умения создавать узоры по мотивам мезенской росписи у детей 6 – 7 лет

- Подтвердить предположение о том, что процесс приобщения детей к народному декоративно-прикладному искусству Севера будет более успешен при условии целенаправленного обучения составлению узоров по мотивам мезенской росписи.

Исследовательская работа проходила в 3 этапа.

1 этап: констатирующий.

Цель констатирующего этапа: определить уровень знаний о мезенском промысле и умений рисовать узоры по мотивам мезенской росписи старших дошкольников.

Для диагностики использовалась методика, разработанная Т.С.Комаровой.[8;110 ]

Детям было предложено выполнить 2 задания.

1 задание проводилось с применением метода опроса. Детям были

заданы следующие вопросы, касающиеся традиций мезенской росписи:

- что изготавливают мастера промысла;

- какие цвета используют;

- какие элементы используют в росписи;

- как расположено изображение на предмете.

Опрос проводился индивидуально с каждым ребенком, чтобы

исключить возможность подсказок. Результаты опроса фиксировались

в таблицах. За правильные и уверенные ответы ребенку ставилось 2 балла.

За неправильные или неуверенные ответы – 1 балл.

Результаты отражены в таблице

Таблица 1

Имя, фамилия ребенка Что изготавливают мастера промысла Какие цвета используют Какие элементы используют в росписи Как расположено изображение на предмете Общий балл
Катя Ш.          
Миша К.          
Алина Л.          
Алина Д.          
Валера Ш.          

 

2 задание – составить узор на полосе бумаги (таблица 2).

Задание оценивалось по трехбалльной системе, что соответствует высокому, среднему, низкому уровням.

Первый критерий - умение составлять узор в соответствии с особенностями народного промысла:

-3 балла - ребенок составил узор в соответствии с характерными особенностями: цвет, элементы, композиция.

-2 балла - при составлении узора ребенок допустил незначительные ошибки в передаче особенностей мезенской росписи.

-1 балл - при выполнении задания ребенок допускает значительные ошибки в передаче особенностей мезенской росписи.

Второй критерий - самостоятельность выполнения задания:

- 3 балла ребенок самостоятельно составил узор;

- 2 балла при выполнении задания ребенок иногда обращался к педагогу;

-1 балл при выполнении задания ребенок постоянно обращался к педагогу.

Детям, набравшим минимальное количество баллов (таблица 2) и находящимся на низком уровне сформированности технических навыков и умений в процессе рисования, не всегда удавалось расписывать полоску в соответствии с особенностями мезенского промысла. Реализация замысла у детей проходила при активном участии педагога. В процессе работы дети очень часто обращались за помощью.

Так, для большинства детей наибольшую трудность составляла возможность самостоятельно, без помощи педагога выполнить задания. Дети постоянно обращались к нему за помощью. Многие дети долго обдумывали, что им надо рисовать, не могли выбрать узор для рисования. Педагогу приходилось идти «на помощь» ребенку, направляя его дальнейшие действия

Алина Д., Валера Ш., Миша К. при росписи полосок допустили значительные ошибки в передаче народной росписи, постоянно обращались к педагогу за помощью.

Катя Ш. при росписи допустила незначительные ошибки, но самостоятельно составляла узор.

 

Таблица 2

 

№ п/п Имя, фамилия, ребенка Умение составлять узор в соответствии с особенностями мезенского промысла Самостоятельность в выполнении задания Сумма баллов     Количество баллов за два задания
  Алина Д.        
  Валера Ш.        
  Миша К.        
  Катя Ш.        
  Алина Л.        

 

Все оценки показателей по каждому ребенку суммировались. Наивысшее число баллов, которое мог набрать ребёнок – 12баллов, низшее – 4 балла, промежуточное число - 8 баллов. Исходя из этого, была составлена характеристика уровней сформированности знаний и умений по мезенской росписи.

-высокий уровень- 11-12 баллов;

-средний уровень –8-10 балла;

-низкий уровень – 7 и меньше балла.

Как видно из таблицы № 1и 2, детей с высоким уровнем сформированности знаний и умений нет.

На основании таблицы 2 была составлена диаграмма, отражающая уровни сформированности знаний и умений по мезенской росписи на констатирующем этапе.

Диаграмма 1. Уровнеь сформированности знаний и умений по мезенской росписи на констатирующем этапе.

 

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети данной группы не имеют достаточных знаний о мезенской росписи и умений составлять узор по мотивам этой росписи.

Второй этап исследовательской работы – формирующий.

Цель: составить и применить на практике перспективный план работы по обучению составлению узоров по мотивам мезенской росписи детей старшей группы.

Для проведения исследовательской работы был создан кружок «Мезенская утушка». Перспективный план работы был составлен на основе авторской программы "Оберег" И.Б. Поздняковой по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о северном народном творчестве посредством ознакомления с мезенской росписью. [11]. Кружок посещали дети старшей подгруппы.

В основу работы кружка заложены принципы учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, что позволяет корректировать ее, согласно интересам, потребностям и возможностям каждого ребёнка в творческом развитии.

Цель работы кружка: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам северного народного творчества, к культурным и историческим традициям региона посредством обучения составлению узоров по мотивам мезенской росписи

Были поставлены следующие задачи работы кружка:

- формировать у детей первоначальные представления об атрибутах северной национальной культуры: предметы быта, домашняя утварь; об их хозяйственном предназначении.

- Познакомить детей с историей промысла. Дать представление об основных средствах выразительности мезенского узора.

- Формировать умение составлять декоративные композиции по мотивам мезенской росписи на плоских предметах разной формы (круг, квадрат, прямоугольник, овал), на объемных предметах; на новом для них материале - дереве.

- Развивать чувство симметрии, ритма, композиции; развивать, зрительный контроль за движением руки при рисовании.

- Вызвать в душе детей эмоциональный отклик на красоту и самобытность изделий, желание выразить словом своё понимание, свою оценку формы, строения, цветовой гаммы росписи.

- Поддерживать у детей интерес к историческому прошлому своего края, воспитывать уважение к народному декоративному творчеству.

- Воспитывать чувство национальной самоценности, формировать стремление к утверждению себя как носителя национальной культуры.

 

Занятия кружка проводились 2 раза в месяц. Продолжительность занятий 30 – 35 минут, всего в течение года было проведено 12занятий.

План работы реализовывался в трех блоках:

- 1 блок - ознакомление детей с историей мезенской росписи, где дети получали представления о средствах выразительности;

2 блок - обучение составлению узоров по мотивам мезенской росписи на плоскостных фигурах;

3 блок - обучение составлению узоров по мотивам мезенской росписи на объёмных формах (поставках, коробухах, стеклянных баночках).

Занятия кружка строились на основе использования различных приемов обучения, таких как: художественное слово, создание игровой ситуации, сотворчество, дидактические игры, рассматривание наглядности, показ педагогом способа рисования, игровые упражнения, обыгрывание детских работ. На каждом занятии велось наблюдение за детьми, их реакцией на знакомство с новой росписью и эффективностью использования спланированных приемов обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.